Что (не) мотивирует поститься?
Страх смерти мотивировал иудеев
поститься (голодать) в ветхозаветные времена в День
Искупления: "Всякий, кто не постится в этот день, будет
истреблен и отторгнут от народа своего" (Лев. 23:26–29).
"Истреблен и отторгнут" в пассивном залоге, что
указывало на наказание самим Богом.

Ради будущего благополучия пророки
мотивировали иудеев поститься под угрозой наказания.
Благополучие зависело от верности иудеев национальной
религии и гнева Божьего за отступления.
В книге пророка Иоиля Бог призывает
иудеев наложить на себя пост, чтобы иудеи в ситуации
разрухи выпросили прощения и благополучия: "Но и ныне
ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем
своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши,
а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему;
ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и
сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он и не
оставит ли благословения, хлебного приношения и
возлияния Господу Богу вашему?...И тогда возревнует
Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой" (Иоиль 2).
Не всегда посты и другие покаянные
действия приводили к благополучию. "Почему мы постимся,
а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" (Ис
58:3) – возмущаются иудеи в третьей части книги Исайи.
Далее автор сей книги во всем обвиняет постящихся и
смещает внимание с голодовки на этику: "…разреши оковы
неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на
свободу…" и тд. (Ис 68:6-7).
Горе утраты в дни траура и скорбь перед
трудными обстоятельствами мотивировали отдельных
верующих на личные посты-голодовки как экспликацию
своего состояния вовне. Голодал Давид, потеряв сына (2
Цар. 12:22), постились израильские солдаты после разгрома
(Суд. 20:25-26), отказался от пищи Неемия, скорбя о
разрушенном Иерусалиме (Неем. 1:4), голодал Ездра перед
опасным путешествием (1Езд. 8:21), голодал Христос в
пустыне, но только один раз за 3,5 года служения.
***
Читайте также по теме:
***
В Новом Завете нет Божьих угроз для
непостящихся. Более того, пост, молитва и милостыня,
согласно проповеди Христа, должны стать личными делами
благочестия, за которые не нужно искать социального
одобрения: "не творите милостыни вашей пред людьми",
"когда молишься, войди в комнату твою", "явиться
постящимся не пред людьми" (Нагорная проповедь).
Переписчики рукописей это поправили и добавили в текст о
посте: "И сказал им: сей род не может выйти иначе, как
от молитвы [и поста]" (Мк. 9:28–29). В критических
изданиях "и поста" отмечено поздней вставкой, потому что
в ранних рукописях его нет.
Из-за безразличия Христа к посту его
учеников (их упрекали за непощение), ранним христианам,
желающим поститься, пришлось искать собственную
мотивацию для поста-голодовки. Апостол Павел не считал
пост особой заслугой, но личным делом: "Кто ест, не
уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай
того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты,
осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он,
или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить
его" (Рим 14:3-4).
Страх отлучения от Церкви – стал мощным
мотивом для поста на многие столетия. Каноны под страхом
отлучения закрепили сорок дней Великого Поста и среды с
пятницами как обязательные не только для монахов, но и
мирян. 69-е правило Святых Апостолов: "Аще кто, епископ,
или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или
певец, не постится во святую четыредесятницу пред
Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от
немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да
будет отлучен" (См. 19-е правило Первого Поместного
Гангрского Собора, 8-е правило восьмого Толедского
собора, 56-е правило Шестого Вселенского Собора).
Борьба с удовольствиями для изменения
человеческой природы – важнейший мотив для поста в
православной аскетике. Кассиан Римлянин: "Чистота души
неразрывно связана с голоданием чрева" (Борьба с
чревоугодием). Нил Синайский: "Не чувствует боли от огня
мертвое тело, – и воздержный – сласти от омертвевшей
похоти" (О чревоугодии). Ефрем Сирин: "Угнетай монах, и
порабощай плоть свою, чтоб не быть тебе отверженным" (О
борьбе с чревоугодием).
Итого, в нашей традиции пост мотивирован
страхом Божьим, привлечением благополучия, отлучением от
Церкви, борьбой с удовольствиями. Сегодня пост на крючке
чувства вины перед Богом или Церковью уже не выглядит
так привлекательно, особенно, если ищешь в Боге не
подчинения, а общения.
Подскажите, а чем вы мотивируете себя
поститься?
Сергей Соловьев
В Контакте - 23.02.2023.
***
Автор очень верно подметил, что
эффективных внутренних мотивов поститься у людей нет.
Вот человек поститься, и реально ощущает некие
положительные духовные изменения внутри себя. так, что,
увы, людей приходится реально запугивать всевозможными
страхами и прещениями.
Можно сколько угодно велеречиво
бла-бла-блакать о великой пользе постов, но есть реалии
жизни народа. Если бы посты были бы так хороши и очень
полезны для человеков, люди в массе прибегали бы к ним.
Если мне помогает 2 таблетки анальгина от головной боли,
разве я брошу их пить, когда мне становится плохо? И так
и буду жить с мигренью? Люди прекращают делать то, от
чего им нет пользы.
Вот так, например, пугает Игнатий Лапкин
непостящихся:
Вопрос 556, том 1 "...Открытым оком".
Если не поститься, то можно ли быть на богослужении?
Ответ И.Т. Лапкина:
Необходимо, дабы язва не пошла дальше, и
отступничество не поразило то, что ещё стоит, но близко
к погибели.
Откр.3:2 – "Бодрствуй и утверждай прочее
близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были
совершенны пред Богом Моим".
Но на Литургии может присутствовать
только до "оглашенные, изыдите", ибо непостящиеся
отлучаются на два года от Причастия. Подразумевается,
что они перестали нарушать пост, и отсчёт времени
начался с этого момента. ("Настольная книга
священнослужителя", т. 1, стр. 535). Непостящийся
подобен Иуде, – говорит Аполлос Великий. Против
бесовской силы дано Христом только одно оружие – пост и
молитва.
Мф.17:21 – "Сей же род изгоняется только
молитвою и постом".
Если нет поста, то ослаблена и молитва,
дверь не закрыта, запоры сломлены.
***
В этих "доводах" просто огромные дыры.
Во-первых, "и постом" является поздней
человеческой добавкой. "Сей же род изгоняется только
молитвою и постом" (Мф.17:21). Как Христос
мог требовать от апостолов поста, если Он Сам и его
ученики все 3,5 года принципиально не постились?
"Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы
и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои
ученики не постятся?" (Мф. 9:14)
"Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и
говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и
пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и
пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана
премудрость чадами ее" (Мф. 11:18-19).
Во-вторых, ни один из имеющийся постов в
Православии не установлен Богом через какие-либо
заповеди. Все наши посты - чистой воды "предание
старцев"
В Дидахе - раннем христианском сборнике
поучений вполне четко указано от кого пошли однодневные
посты, - от фарисеев (это чисто их традиция два
дня поститься в неделю): "Посты же ваши да не будут с
лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день
недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой".
А фарисеи цунами вошли в Церковь:
"Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему:
видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все
они ревнители закона" (Деян.21:20) и начали по себя
переиначивать жизнь первых христиан. Напомню, что именно
против таковых неоднократно писал апостол Павел. Вот например: "По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу" (Тит. 1:14-16)
***
Читайте также по теме:
***
В-третьих, в слове Божием запрещается
осуждать кого-либо за его питание: "Итак никто да не
осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь
праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол.2:16):
"Ибо иной уверен, что можно есть все,
а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай
того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто
ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий
чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или
падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить
его.
Иной отличает день от дня, а другой
судит о всяком дне равно. Всякий поступай по
удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа
различает; и кто не различает дней, для Господа не
различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит
Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит
Бога" (Рим. 14:2-6)
"Пища не приближает нас к Богу:
ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли,
ничего не теряем" (1Кор.8:8).
Увы, наши епископы, наложившие прещения
на непостящихся попрали Слово Божие. Кстати,
"Апостольские правила" являются поздним апокрифом,
который не создавали апостолы.
В-четвертых, Бог признавал ничтожность
добродетели постничества пред реально добрыми делами:
"В четвертый год царя Дария было слово
Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца,
Хаслева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и
спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у
священников, которые в доме Господа Саваофа, и у
пророков, говоря: "плакать ли мне в пятый месяц и
поститься, как я делал это уже много лет?"
И было ко мне слово Господа Саваофа:
скажи всему народу земли сей и священникам так: когда
вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом
уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня
ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы
едите, не для себя ли вы пьете?
Не те же ли слова провозглашал Господь
через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен
и покоен, и города вокруг него, южная страна и
низменность, были населены?
И было слово Господне к Захарии: так
говорил тогда Господь Саваоф: производите суд
справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый
брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не
притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце
вашем" (Зах. 7:1-10).
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
|