Приведение церковной дисциплины о постах
в соответствие с требованиями современности
Из материалов IV Всеправославного Совещания в Женеве 8-15 июля 1968 года...
***
Документ "Согласование церковных правил
о посте с требованиями современной жизни" составлен на
основе доклада Сербской Церкви, отзывов на него
Кипрской, Польской и Чехословацкой Церквей и мнений
членов Комиссии.
В документе говорится, что пост является
древнейшим обычаем, встречающимся почти у всех народов
на протяжении истории. У некоторых народов был известен
пост в знак печали или во время подготовления к большим
религиозным праздникам. Как религиозно-мистическое
законоположение, пост имел место в дохристианских
религиях. Он считался не только средством очищения души,
но применялся и в целях укрепления телесного здоровья,
тем более, что жрецы некоторых религий, в Египте,
например, одновременно были и врачами. Моисеев закон
сначала налагал на иудеев только однодневный всенародный
пост один раз в году (Лев. 16:29 и 31, ср. 23:27), но
после Вавилонского плена дни поста у иудеев увеличились
(Иоил. 2:15 и 17, ср. Иона 3:5-8 и др.). Во время
поста иудеи совершали покаяние, уменьшали прием пищи и
делали разные другие ограничения.
Во времена Иисуса Христа иудеи соблюдали
посты, особенно фарисеи, которые постились по
понедельникам и четвергам. Иисус Христос не упразднил
поста, но освятил его, постившись Сам 40 дней в пустыне
перед началом общественного служения (Мф. 4:1-2). Своим
ученикам Иисус Христос дал заповедь, как подобает
поститься (Мф. 6:16--18). Во многих местах Нового Завета
пост рекомендуется как средство воздержания, духовного
упражнения и покаяния (Деян. 9:9; 13:2; 14:23; 2 Кор. 7:5).
Поэтому пост существует изначала в
христианской Церкви. Первые христиане постились по
понедельникам и четвергам, затем - в среду и пятницу ("Дидахи",
VIII, 1).
В вопросе поста в древней Церкви
соблюдался дух свободы ("Дидахи" XII). Предпасхальный
пост не был определен ни временем, ни способом: одни
постились два дня, другие - 40 часов, третьи - еще
иначе. И только в первой половине III века предпасхальный пост увеличился до недели.
По-разному понимался и проводился пост.
Одни не употребляли пищи до вечера, другие постились по
нескольку дней подряд. В некоторых церковных источниках
можно найти сообщения о роде пищи в период поста. Св.
Епифаний Кипрский († 403) говорит о сухоядении: хлеб,
соль и вода (О вере, 22, 10). Апостольские постановления
(IV в.) к сухоядению присоединяют овощи. Церковный
историк Сократ (V в.) свидетельствует о различном
понимании постной пищи, когда говорит, что в посту одни
употребляли в пищу только сухой хлеб, другие - плоды и
яйца, третьи присоединяли к этому и рыбу, а иные - и
птицу.
Пост перед Пасхой с течением времени
увеличивался.
Первый Вселенский Собор в 5-м правиле
говорит о 40-дневном посте, хотя во многих местах он
продолжался две или при недели или иное количество дней.
Даже в более позднее время не было единообразия
относительно сроков и способа проведения поста. С VII
века в Православной Церкви, которая в основном
придерживалась 7-недельного предпасхального поста, к
этому была присоединена еще сырная седмица. Мало-помалу
Церковь под влиянием монастырей выработала постановления
о посте. По Студийскому Уставу предпасхальный пост
предписывалось соблюдать с особой строгостью.
Рождественский пост и пост в честь
святых апостолов - нынешний Петров пост - поначалу были малодневными, затем, по примеру предпасхального поста,
были увеличены. Однако большая протяженность поста
сохранилась только за Рождественским. Преп. Феюдор
Студит (+ 826), говоря о посте, перечисляет
предпасхальный, Рождественский, святых апостолов и
впервые упоминает пост в честь и память Богородицы -
нынешний Успенский пост.
Характерно, что все посты, кроме
предпасхального, поначалу были обязательны для
соблюдения в смысле продолжительности и способа пощения
только для монахов. Затем обязательность поста была
распространена и на немонахов - клириков и мирян.
Кроме упомянутых постов, Церкви были
известны и другие. Так, в некоторых памятниках IX века
упоминаются посты в праздник Воздвижения Креста, в канун
Богоявления и другие. Итак, устав о посте в Церкви имел
свою историю как в отношении способа пощения и рода
постной пищи, так и относительно продолжительности.
Наблюдалось постепенное увеличение количества постов и
их продолжительности, главным образом под влиянием
монастырских уставов.
Независимо от истории развития поста, от
взгляда на него в разные времена пост для христиан
является важным средством духовного упражнения.
Межправославная комиссия по подготовке
Святого и Великого Собора Православной Церкви
констатировала, что многие верующие не соблюдают всех
установлений о посте по условиям современной жизни. Это
обязывает сделать пост таким, какой может выполняться
современным человекам. Изменение действующих правил о
посте на менее строгие и более короткие не противоречит
принципу поста. Существовавшие в древней Церкви различия
относительно продолжительности поста и рода пищи не
ставили под сомнение спасение верующих. В "Дидахи" (VI,
1-3) христиане призываются возложить на себя пост, какой
кто может понести: те, которые могут нести все бремя
Господа, - пусть это делают и будут совершенными, но кто
не может - пусть выполняет, что может.
Право изменения распоряжений о посте и
их согласования с требованиями современной жизни
принадлежит Святому и Великому Собору Православной
Кафолической Церкви.
По вопросу о посте Межправославная
комиссия предложила следующее:
1) Все ныне действующие распоряжения о
посте неуклонно соблюдать монахам и желающим из
священного клира и благочестивого народа.
2) Остальным христианам, имеющим
трудности в соблюдении действующих повелений о посте по
причине условий жизни, климата, наличия постной пищи, а
также с целью сохранения у народа Божия сознания
священного установления поста и воздержания, разрешить
употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании,
продуктов питания, что должно пониматься как смягчение
поста.
3) Соблюдать пост по средам и пятницам
всего года, но с разрешением растительного масла и рыбы,
кроме случаев совпадения этих дней с праздниками
Воздвижения Креста, Усекновения главы Иоанна Предтечи,
кануном Богоявления, а также кроме сред и пятниц Святой
четыредесятницы.
4) Оставить в силе распоряжения Устава о
пище по средам и пятницам сплошных седмиц. Кроме того,
разрешить употребление скоромной пищи во все среды и
пятницы периода от Фоминой недели до Вознесения.
5) Сохранить продолжительность поста
Святой четыредесятницы в существующем виде, согласно
указаниям Устава и распоряжению относительно качества и
рода пищи на первой и Страстной седмицах. В остальные
дни поста - от второй седмицы до Недели ваий
включительно - разрешить употребление рыбы и
растительного масла, кроме сред и пятниц (см. § 3).
6) Относительно Рождественского поста
Комиссия предлагает два варианта:
а) или сократить его до 20 дней, начиная
его на следующий день после дня памяти св.
великомученицы Варвары (см. указания в Типиконе), и на
всем протяжении разрешить употребление рыбы и
растительного масла, кроме пяти последних дней, или
б) оставить его 40-дневным и разрешить
рыбу и растительное масло во все дни, кроме трех первых
и трех последних дней, в которые соблюдать строгий пост.
7) Петров пост ограничить восемью днями
перед праздником в честь апостолов Петра и Павла, когда
между Неделей всех святых и этим праздником случится
промежуток времени более восьми дней. На всем протяжении
поста разрешить употребление рыбы и растительного масла.
8) Успенский пост сохранить в нынешнем
виде по продолжительности, однако разрешить употребление
рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и
пятниц.
9) Разрешить употребление скоромной пищи
в праздники в честь апостолов Петра и Павла и Успения
Божией Матери, если они случатся в
среду или пятницу.
Григорий Скобей
На пути к Святому и Великому
Собору Восточной Православной Церкви // ЖМП 1972, № 4
***
Пост есть сугубое воздержание
христианина, простирающееся на душу и тело со всеми
их силами и чувствами.
Пост, как имеющий Божественное
установление (Мф. IV, 2; Мф. VI, 16, 18; IX, 14, 15, 17,
21; Лк. V, 35), всегда признавался в Церкви не обходимым
для духовного совершенствования последователей
Христовых. Так учили о значении поста св. Игнатий
Богоносец, св. Ипполит, св. Амвросий Медиоланский, св.
Василий Великий, св. Григорий Нисский, блаженный Иероним
и др. О посте говорят правила Апостольские (64, 69).
Воздержание в пище, в количестве и в
виде пищи,- это не цель, это только средство, одна
сторона поста не главная; телесный пост без духовного
совершенно недостаточен.
Об отношении Православной Церкви к
дисциплине поста сказано в 69 Апостольском правиле: "Аще
кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон,
или чтец, или певец не постится во Святую
Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в
пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет
извержен".
В толковании на это правило Феодор
Вальсамон пишет: "Заметь из настоящего правила, что
собственно существует один пост, сорокадневный перед
Пасхой, ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы
правило и об них. Впрочем, если мы постимся и в другие
посты, как то в пост святых Апостолов, Успения Святой
Богородицы и Рождества Христова, не подвергаемся за сие
стыду".
Здесь ясно показана разница между
обязательным и допустимым. Соблюдение Великого поста,
среды и пятницы имеет каноническое обоснование. Все же
остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в
типиконе и только со временем стали иметь общецерковную
практику.
Православная Церковь в настоящее время
имеет следующие посты:
I. Великий пост, состоящий из Св.
Четыредесятницы и недели св. Страстей-48 дней.
II. Рождественский пост (Филиппов) - 40
дней.
III. Петров пост (Апостольский) - от 10
дней до 40 дней, в зависимости от времени празднования Пасхи.
IV. Успенский пост (Богородичный) - 14
дней.
Кроме указанных постов имеются
однодневные посты: среда и пятница в течение всего года,
за исключением сплошных седмиц и Святок (от 25 декабря до
5 января); Крещенский сочельник; день Усекновения главы
Иоанна Крестителя (29 августа) и день Воздвижения Креста
Господня (14 сентября). В общей сложности из 365 дней
года постных дней бывает более половины. В 35_й главе
Типикона понедельник приравнивается к постным дням, но
мы понедельник не включаем в число общеобязательных
постных дней года, так как об этом ничего не говорится в
церковных правилах.
Истинный и богоугодный пост должен быть
соразмерен силам и возможностям христиан. 69
Апостольское правило разрешает послабление поста для
больных. Святая Церковь всегда была рассудительна в
вопросе о посте и не налагала бремени, которое было бы
непосильно человеческому организму.
Постепенно различные постановления о
постах, которые возникали с разной практикой в
поместных церквах, стали общепринятыми сначала в
монашеской жизни, а потом перешли в практику для всех
членов Церкви.
В настоящее время поднимается вопрос о
приведении церковной дисциплины о постах в соответствие с
требованиями современности, так как многие члены Церкви
не могут исполнять все установления о постах.
Рассматривая практику соблюдения постов
в Церкви первыхвеков, мы считаем, что возвращение к
прежней дисциплине соблюдения поста может удовлетворить
требованиям современности.
При этом мы считаем нужным из общей
массы верующих выделить монахов, обязанных
придерживаться особой строгости жизни. Для монахов
дисциплина о постах остается без изменения.
Для немонашествующих нужно оставить пост
в таком виде, в каком он был в древней Церкви, т. е.
выделить особое значение Великого поста, а также среды и
пятницы в отличие от других постов, которые должны быть
ослаблены.
I. Великий пост
Это древний, общеобязательный и самый
строгий пост. Великий пост должен быть сохранен по
каноническому авторитету и значению в своей традиционной
продолжительности.
Учитывая древнейшую практику, в субботу
и в воскресенье, в течение всей Четыредесятницы, должно
быть ослабление поста, согласно 64 Апостольскому
правилу: "Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в
день Господень, или в субботу кроме единыя только
(Великой Субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да
будет отлучен".
Страстная седмица должна сопровождаться
строгим постом. От Пасхи до отдания праздника не должно
быть поста в среду и пятницу. Также как и Святки, весь
пасхальный период должен быть вне поста, согласно
практике древней Церкви (см.: Пандекты Никона
Черногорца, гл. 57).
II.
Рождественский (Филиппов) пост
В древней Церкви он был известен как
трехдневный пост перед великими праздниками Рождества
Христова и Богоявления, потом, после отделения
празднования Богоявления, рождественский пост был
пятидневным, недельным, двухнедельным и даже
сорокадневным [1]. Теперь Рождественский пост в
монастырях должен быть сохранен с прежней
продолжительностью. Для не монашествующих - ослабленным с
исключением поста в субботу и воскресенье, но с
сохранением строгого поста в дни предпразднества (от 20
декабря до 25).
III.
Апостольский (Петров) пост
Апостольские постановления точно
обозначают семидневную продолжительность этого поста. По
свидетельству Вальсамона, монахи этот пост содержали с
недели ВсехСвятыхдо праздника св. апостолов Петра и
Павла [2].
В настоящее время монахи должны
сохранить его полностью. Немонашествующие постятся в его
последнюю неделю.
IV. Успенский
(Богородичен) пост
По свидетельству Никона Черногорца,
некоторые христиане постились с 1 августа до праздника
Успения, разрешая пост в праздник Преображения. По
другим свидетельствам истории, Успенский пост начинался
после Преображения.
Теперь Успенский пост должен быть
сохранен с прежней продолжительностью, но с ослаблением
в субботу и с отменой в воскресенье и в день
Преображения Господня [3].
Великие и храмовые праздники (кроме
Воздвижения Креста Господня) отменяют пост, если они по
календарю выпадают в постные дни.
По установившейся практике считать
возможным вкушение рыбы во все постные дни, кроме дней
особо строгого поста.
Святая Церковь благословляет епископам
по мере надобности ослаблять и регулировать телесное
воздержание своих пасомых в зависимости от необходимости и
условий того или иного церковного округа.
Итак, учитывая требования современности,
мы предлагаем приблизиться к практике, освященной
древней Церковью. Это во многом облегчит пост и в то же
время не нарушит церковных отеческих преданий.
Монахам же, добровольно избравшим
постническое житие, и всем желающим членам св.
Церкви-все посты оставляются в их традиционном виде. Св.
Церковь похваляет их подвиг и ревность о спасении. Св.
Церковь одобряет благочестивое усердие
тех верных чад своих, которые соблюдают особенно строгое
воздержание в дни первой седмицы Великого поста,
Крестопоклонной седмицы, ради поклонения Честному Кресту
Христову и в дни спасительных страстей Господних.
При этом необходимо всем чадам Святой
Церкви помнить наставление апостола Павла: "Кто ест, не
уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай
того, кто ест: потому что Бог принял его" (Рим. 14:3).
Цитировано по:
Составитель протоиерей Владимир Сорокин.
Митрополит Никодим и всеправославное единство. – С.-Пб, 2008 - C. 152-156
Использованная литература
1 Мансветов И. О постах Православной
Вост. Церкви. М., 1887. С. 4.
2 Мансветов И. Цит. соч. С. 59.
3 Мансветов И. Цит. соч. С. 84.
|