Преподобный Максим Исповедник
Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26
августа (Перенесение мощей)
Преподобный Максим Исповедник родился в
Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой
христианской семье. В юности он получил разностороннее
образование: изучил философию, грамматику, риторику, был
начитан в древних авторах и в совершенстве владел
Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим
поступил на государственную службу, знания и
добросовестность позволили ему стать первым секретарем
императора Ираклия (611 - 641). Но придворная жизнь
тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на
противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где
принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он
вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом
монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной
скромности, он, по собственным его словам, "оставался
простым монахом". В 633 году по просьбе одного
богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха
Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в
Александрию.
Преподобный Максим Исповедник.
Фреска. Афонский монастырь Ватопед, 1721 год
Святой Софроний стал известен к тому
времени как непримиримый противник монофелитской ереси.
После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил
монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу
в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было
введено понятие единой Божественной воли и единого
(Божественного) действования, что приводило к признанию
отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство
нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии,
Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала
серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба
Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к
630 году три патриарших престола на Православном Востоке
оказались занятыми монофизитами: Константинопольский -
Сергием. Антиохийский - Афанасием, Александрийский -
Киром.
Путь преподобного Максима из
Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и
началась его проповедническая деятельность. Там он
столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических
взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее
окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году
император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь
уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так
называемый "Экфесис" - "Изложение веры", который
окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле
при двух природах Спасителя. Защищая Православие,
преподобный Максим обращался к людям различных званий и
сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и
все епископы, но и народ, и все мирские начальники
ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", -
свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а
в 641 году - император Ираклий. Императорский престол
занял жестокий и грубый Констанс II (642 - 668),
откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки
еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в
Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет.
Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх
Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных
интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным
Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на
котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и
пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение
от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в
Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и
восстановил его в сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в
Африку. Там на соборах епископов монофелитство
осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел
новый указ, составленный, по поручению Константина,
константинопольским патриархом Павлом - "Типос" -
"Образец веры", который запрещал всякие рассуждения
равно как об одной воле, так и о двух волях при
признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда
преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора
Римскому папе Мартину I (649 - 654) с просьбой вынести
вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей
Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор,
на котором присутствовало 150 западных епископов и 37
представителей Православного Востока, среди которых
находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил
монофелитство, а его защитники. Константинопольские
патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Преподобный Максим Исповедник
и его житие. Икона. Сольвычегодского Благовещенский
собор. Конец XVI - начало XVII века
Когда Констанс II получил определение
Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и
преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через
пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в
измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был
сослан во Фракию, а затем снова привезен в
Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя
его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому
отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в
Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они
обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим
предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В
греческих прологах 13 августа указывается перенесение
его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к
кончине преподобного. Возможно, что установление памяти
на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется
отдание праздника Преображения Господня. Над могилой
преподобного Максима ночами возжигались три чудесно
явленных светильника и совершалось множество исцелений.
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое
Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат
объяснения трудных мест из Священного Писания,
толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к
сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита и
святителя Григория Богослова. К экзегетике относится
также объяснение Богослужения, озаглавленное
"Мистагогия" ("Введение о таинстве").
К догматическим трудам преподобного
относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько
трактатов и письма к разным лицам. В них содержится
изложение Православного учения о Божественной сущности и
ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой
природы.
"Ничто в обожении не есть произведение
природы, - писал преподобный Максим в письме к своему
другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога.
Единственно лишь милость Божья обладает способностью
давать обожение существам... Человек (образ Божий) в
обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего,
что принадлежит ему по природе, потому что благодать
Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем"
(письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и
антропологические труды. Он рассматривает природу души и
ее сознательно-личное существование после смерти
человека. Среди нравственных сочинений особенно важны
"Главы о любви". Преподобный Максим написал также три
гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих
начало от святителя Григория Богослова
Богословие преподобного Максима
Исповедника, основанное на духовном опытном знании
великих отцов-пустынников, использующее искусство
диалектики, выработанное дохристианской философией, было
продолжено и развито в трудах преподобного Симеона
Нового Богослова и святителя Григория Паламы.
Православие.Ru
***
Молитва преподобному Максиму Исповеднику:
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику.
Преподобный Максим Исповедник - монах, богослов и
философ, защитник христологической
доктрины диофелитства - учения о двух волях во
Христе. Преподобный Максим Исповедник –
небесный покровитель ученых, богословов, студентов и
семинаристов, миссионеров и апологетов. У него
просят помощи в учебе, понимания православного
вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику
молитвенно обращаются при гонениях за веру, для
вразумления и обращения к Православию иноверующих,
маловерующих, раскольников и сектантов
Акафист преподобному Максиму Исповеднику:
- Акафист преподобному Максиму Исповеднику
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Исповеднике:
Труды преподобного Максима Исповедника:
|