Максим Исповедник. Послание о существе и
ипостаси
Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа
(Перенесение мощей)
Преподобный Максим Исповедник - великий
богослов и философ, апологет. Создатель и защитник
христологической доктрины диофелитства - учения о двух
волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике
византийских императоров по объединению Вселенской
церкви вокруг еретической доктрины монофелитства.
Преподобный Максим Исповедник.
Современная русская иконопись
***
Послание XV преподобного Максима
Исповедника об общем и индивидуальном, т. е. о
"существе" (ή ούαία) и "ипостаси" (ή vπόστασι) к Косьме,
боговозлюбленнейшему александрийскому диакону.
Боговозлюбленнейшему Господину Косме
диакону смиренный Максим (желает) радоваться!
Так как нами, действительно, было
подвигнуто большое рассуждение касательно Божественного
Воплощения, то, восприяв благочестие возвышенных
догматов и приняв их как повод, ты попросил мое
смирение, о, человече Божий, сказать: что есть взаимное
и общее, и что – особое и индивидуальное, чтобы таким
образом нам стало бы ясно все понятие соединения (двух
естеств в лице Богочеловека). Я отнюдь не буду излагать
свое (мнение), но то, чему я научился от Отцев, я
передам, ничего не изменяя в их учении об этих
предметах.
Итак, взаимное и общее, т. е. основное
(как принцип), согласно Отцам, есть существо и естество,
ибо, как они говорят, в отношении друг друга эти понятия
являются тождественными. Индивидуальное же и особое –
ипостась и лицо, ибо и эти понятия друг в отношении
друга являются тождественными, согласно им (т. е. свв.
Отцам). И раскрывая (это) Терентию, так пишет Великий
Василий: "Если же и нам долженствует вкратце сказать,
что мы думаем, мы скажем (о том), какое отношение имеет
"общее" к "единичному" т. е. существо – к ипостаси. Ибо
каждый из нас участвует и в общем понятии "бытия" (τον
είναι), и по индивидуальным чертам, свойственным ему,
является тем, а не иным". И опять он же в (послании) к
Амфилохию, говоря о том же самом предмете, так говорит:
"Существо же и ипостась имеют ту разницу, какую "общее"
имеет к "единичному", например, как понятие "живое
существо" имеет отношение к понятью – "определенный
человек". И затем: "Те, кто говорят, что существо и лицо
– одно и то же, должны признать, что различные лица –
одно". И опять, объясняя некое каноническое значение
единосущия, он писал, уча: "Это же изречение исправляет
также заблуждение Савелия [1]: ибо оно отстраняет
тождественность ипостасей и вводит совершенное понятие о
лицах, так как ничто не может быть со-естественным по
отношению к самому себе, но – в отношении другого.
Поэтому (это изречение) – хорошо и благочестиво, оно
различает особенности ипостасей и утверждает полную
тождественность естества". И затем во втором (послании)
к Неокесарийцам он учит, говоря: "Ибо также можно
заметить, что как не исповедующий общности существа
впадает (такой) в многобожие, так и не приписывающий
индивидуальных свойств Ипостасям отводится в иудейство".
И еще в тех (словах), которые он составил для подписи
Евстафию Армянскому, он выразительно являет это в
писании: "Поэтому подобает открыто исповедать, что они
веруют согласно словам, выраженным нашими Отцами в
Никеи, по здраво выраженному понятию в этих словах. Ибо
есть такие, которые даже в этом Символе Веры извращают
понятие Истины, и по своему желанию нарушают смысл слов
в нем. Например, вот и Маркелл [2] нечестиво осмелился,
согрешая в отношении Ипостаси Господа нашего Иисуса
Христа, и толкуя Его как только "Слово", утверждать
будто он оттуда (т. е. из Символа Веры) принял принцип
(τάς αρχάς), дурно толкуя значение "единосущия". И некие
из нечестия Ливийца Савелия [3], понимая ипостась и
существо как одно и то же, отсюда берут материал для
созидания своей хулы, – из написанного в Символе: "Кто
говорит, что Сын Божий – от различной сущности или
ипостаси, анафематствует того Святая и Кафолическая
Церковь". Ибо они (т. е. свв. Отцы) не сказали, что
существо и ипостась – одно и то же. Ибо если (эти)
изречения являют одно и то же понятие, то какая была бы
нужда в каждом из них в отдельности? Но, очевидно, так
как были отрицающие, что от одного естества (в оригинале
письма св. Василия Великого: – "от существа Отца) – Сын,
другие же (утверждали), что (Сын Божий происходит не от
Отца, но) – от некой иной ипостаси, то, таким образом, и
то и другое, как чуждое церковному суждению, они
отвергли. После того, как они явили свое суждение, они
сказали, что Сын – от естества Отца, не прибавляя далее,
что – "и от Ипостаси". Отсюда то (т. е. первое суждение)
положено, чтобы упразднить лукавое суждение, а это (т.
е. второе суждение) является возвещением спасительного
догмата".
Согласуясь же с сим и Григорий,
наименованный по Богословию, в первичном Богословском
Слове [4] так являет это, говоря: "Когда же говорю о
середине, говорю истину, которую одну только хорошо
иметь в виду, отвергая как и неподобающее смешение, так
и более неестественное разделение. Ибо (в первом случае)
из страха многобожия, сократив понятие о Боге в одну
Ипостась, оставим у себя одни голые имена, признавая,
что один и тот же есть и Отец и Сын и Святый дух. И
немного далее еще: "Должно – и одного Бога сохранить (т.
е. веру в одного Бога) и Три Ипостаси, т. е. Лица
исповедовать, и каждую – с личным свойством. Сохраняется
же, по моему разумению, единый Бог (т. е. вера в единого
Бога), когда к единому Виновнику возводятся Сын и Дух,
но не сочетаются и не смешиваются (с Ним): и то согласно
одному и тому же, назову так, движению и воле и
тождественности существа. Три же Ипостаси – когда не
замышляется никакое сочетание или растворение или
смешение, вследствие чего возвеличением Одного более,
нежели это должно, не оказалось бы разрушенным все". И
еще в Прощальном Слове: "Веруем в Отца и Сына и Святого
Духа: единосущных и единославных, во имя Которых и
крещение имеет совершение. Видишь, посвященный, то (что
является) отрицанием безбожия и исповеданием Божества. И
таким образом мы восстанавливаемся к правильному
разумению Того, Кого возвещаем Единым по естеству, и
Неразделимым в поклонении: Эти же Три – (называются)
Ипостасями, т. е. Лицами". А вот также и в Слове на
Светы [5] это говорит он: "Скажу о Боге: вы просветились
и Единым и Троичным Светом, согласно личным
особенностям, т. е. Ипостасям, если кому угодно назвать
– Лицам [ибо совершенно не будем спорить о названиях,
пока не приведем слова для объяснения смысла (их)];
Единым же – согласно понятию существа, т. е. Божества.
Такую симфонию божественных догматов показали
богоглаголивые Отцы наши Григорий и Василий, ясно именуя
естество – существом, как общее и взаимное, а Лицо
(именуя) Ипостасью, как индивидуальное и особое; ни в
коем случае не смешивая изречения этого понятия, чрез
нарушение и смешение их друг в отношении друга. Ибо
движимые одним и тем же Духом, они преподали народам
правое исповедание Веры. Ты найдешь согласующимися с
ними и всех тех, которым по благодати Духа было вверено
правление Церкви, учащих это правое понятие
благочестивой Веры, и совершенно ничем не уклонившихся
от этого суждения.
Построение от природы свойственных
понятий, показывающее, что ничто не бывает одним и тем
же с другим в отношении и существа и ипостаси, но эти
вещи или существом представляют – одно, но тогда они
различны no ипостаси, или же – они по ипостасям, но
тогда совершенно различны по существу.
Если же существо и естество есть одно и
то же, и лицо и ипостась (в свою очередь) – одно и то
же, то ясно, что (существа) друг в отношении друга
единоестественные и единосущные – совершенно
гетероипостасны друг в отношении друга. Ибо в отношении
и того и другого, имею в виду – естество и ипостась,
ничто из существующего не бывает одним и тем же в
отношении другого. Поэтому, те, которые соединены друг в
отношении друга согласно одному и тому же естеству или
существу, т. е. – сущие одного и того же существа и
естества, отнюдь, не являются соединенными в одной и той
же ипостаси или лице, т. е. отнюдь не было бы возможным
им иметь одно и то же лицо и одну ипостась; и те,
которые соединены согласно одной и той же ипостаси или
лицу, совершенно невозможно, чтобы были соединенными
согласно одному и тому же существу или естеству, т. е.
отнюдь не значит, чтобы они являлись одного и того же
существа т. е. естества. Но соединенные согласно одному
и тому же естеству или существу, т. е. являющиеся одного
и того же существа или естества, между собою отличаются
ипостасями или лицами, как это бывает в отношении
Ангелов и людей и всей видимой твари в облике и роде.
Ибо Ангел от Ангела, и человек от человека, и вол от
вола, и собака от собаки, отличаются в отношении лица, а
не – естества или существа. Дерзнет ли слово сказать
больше: так, в отношении самой Первой, Безначальной же
Творительной Причины (всего) сущего мы наблюдаем то же в
отношении друг друга – Существо и Ипостась;
действительно, мы познали едино Существо и Естество
Божества, сущего в Трех Ипостасях, различаемых Друг от
Друга индивидуальными свойствами, и Три Ипостаси в одном
и том же Существе и Естестве Божества. Ибо Единица в
Троице, и Троица в Единице является Поклоняемое нами:
Отец и Сын и Дух Святый – единый Бог; хотя Сын не есть
Отец, но То, что – Отец; хотя Дух не есть Сын, но То,
что – Сын; ибо во всем каков – Отец, таков – Сын, кроме
нерождения (ибо Он – рожден); и во всем каков – Сын,
таков – Дух Святый, кроме исхождения (ибо Он исходен).
Свойствами – нерождения или рождения или исхождения не
разделяется на три неравные или равные существа и
естества единое Естество и Сила невыразимого Божества,
но (этими свойствами) характеризуются Лица или Ипостаси,
в которых – или именно как – существует единое Божество,
т. е. Существо и Естество. Также и те, которые соединены
согласно одной и той же ипостаси или лицу, т. е.
являющиеся одной и той же ипостаси и единого полного
лица, различаются понятием существа или естества, как
это бывает в отношении человеческой души и тела и тех,
которые существуют одинаковыми по ипостаси ради их
взаимного сочетания. Ибо они не являются единосущными в
отношении друг друга.
Максим Исповедник, преподобный
Перевод на русский язык
Архимандрита Амвросия Погодина
Азбука веры
Примечание
1. Савеллий – еретик III в., утверждал,
искажая учение о Св. Троице, что Бог – Одно Лицо: как
Отец – Он на небе, как Сын – Он на земле, как Дух Святый
– Он в творениях. Осужден на Антиохийском Соборе в 345
г.
2. Маркел – епископ Анкирский, оппонент
арианства, впал в. ту же крайность, что и Савеллий.
3. т. е. – его последователи.
4. "Προτερος" – буквально – "более
правое", так преп. Максим называет то слово св. Григория
Богослова, которое у Миня числится как 20-е и носит
название: "О поставлении епископов и о догмате Святой
Троицы".
5. Т.е, вероятно, на Богоявление, см.
Минь. Патролог. греч. сер. т. 36, столб. 335, примеч.
80–е.
***
Молитва преподобному Максиму Исповеднику:
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику.
Преподобный Максим Исповедник - монах, богослов и
философ, защитник христологической
доктрины диофелитства - учения о двух волях во
Христе. Преподобный Максим Исповедник –
небесный покровитель ученых, богословов, студентов и
семинаристов, миссионеров и апологетов. У него
просят помощи в учебе, понимания православного
вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику
молитвенно обращаются при гонениях за веру, для
вразумления и обращения к Православию иноверующих,
маловерующих, раскольников и сектантов
Акафист преподобному Максиму Исповеднику:
- Акафист преподобному Максиму Исповеднику
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Исповеднике:
Труды преподобного Максима Исповедника:
|