Максим Исповедник. К Феопемпту
схоластику вопрошающему о "судье неправедном" Лк. 18:6,
а также о словах: "Если кто ударит тебя по правой щеке"
Лк. 6:29; Мф, 5:39 и "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не
восшел к Отцу Моему" Ин. 20:17
Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа
(Перенесение мощей)
Преподобный Максим Исповедник - великий
богослов и философ, апологет. Создатель и защитник
христологической доктрины диофелитства - учения о двух
волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике
византийских императоров по объединению Вселенской
церкви вокруг еретической доктрины монофелитства.
Преподобный Максим Исповедник.
Современная русская иконопись
***
Для кого Слово есть нечто поклоняемое,
для тех и жизнь, толковательница слова, есть нечто
добродетельно свершаемое, дабы они, восприняв от
[духовного] делания печать истинного ведения, узнали
благодаря испытанному, насколько важнее быть, чем знать.
И быть всегда [будет] важнее и больше, чем знать, покуда
благополучно не свершится [полное] усвоение
[подвизающихся] к Причине [всего]: усвоение, которое
покоем ограничивает движение, а непреложностью воли –
[страстные] порывы души; взамен им даруется, вслед за
благодатью, обожение – награда за священное и
богоподобное житие здесь. И ты, богохранимый владыка,
премудро направляя к этому [свою] жизнь, стремишься
добиться того, что через Благость [Божию] предложено
всем, но что ускользает от всех в силу своей
беспредельности. Ибо оно иногда подстрекает [наше]
стремление неописуемой и цветущей Красотой, чтобы
привлечь к себе; а иногда, чтобы вышколить [нас],
изумлением пред сверхбеспредельным и божественным
Величием хоронит пресыщенность – родительницу гордыни и
порождение разгульного веселья у тех, кто не видит
впереди пламенный меч, поставленный вместе с Херувимами
[у сада Едемского] и обращающийся (Быт. 3:24), а также у
тех, кто приступает к добродетели без страха [Божия]. Но
ты, приумножая скромность [свою] величием преуспеяния в
прекрасном и твердо зиждясь [на вере], далеко
продвинулся по пути духовного совершенствования. И меня,
неизвестного и смиренного, удостоил своим знакомством,
способом, предоставленным природой: я имею в виду
способом написания послания. Ведь слово связывает [друг
с другом] отсутствующих и являет [никогда] не видевших
[друг друга]; через мысль оно сближает и сочетает [с
нами] до сих пор незнакомого нам чувственным образом
[человека], и он, благодаря этой мысли, начинает
обретать свои телесные черты. Поэтому ты, в своей
[духовной] преисполненности возжелав мое ничтожество,
подвигнулся к нетелесному лицезрению [меня]. Явив себя
имеющим преимущество в даре слова, как и в прочих дарах,
перед другими [людьми], украшенный всяческими
[добродетелями] вследствие праведной жизни, ты
возревновал о том, чтобы каким-то образом возвести меня,
подслеповатого, к созерцанию священных словес,
восхождение к которым превышает [силы] человека, еще не
вышедшего за пределы естества и бытия [вещей]
неустойчивых и обладающих протяженностью. И [все] это –
только ради меня, добровольно смешавшегося с грязью этих
[чувственных вещей] и наподобие червя ползающего в
навозе нечистых страстей. Однако ради послушания и
уважения к вашей любви, посягая на то, что превышает
[мое] достоинство, я отвечаю на вашу просьбу и
высказываюсь о [столь высоких] предметах – но лишь
гадательно, а не утвердительно.
Под "судией неправедным" в Евангелии
образно понимается наше разумение, вследствие
преступления [заповеди] изначала произведшее неправедный
суд, поскольку оно не приняло заповеди Творца, а
ухватилось за совет губителя. Поэтому оно и предпочло
скорее быть и стать перстным, чем божественным. "Градом"
его является чувство или зримый мир: связанное с ним и
неразумно зиждимое на [чувственных вещах] наше разумение
променяло жизнь в отчизне на обитание в чужих краях, не
боясь Бога и не почитая Его, ради нас ставшего
человеком. Не боялось оно по неразумию, а не почитало –
по самоуверенности, ибо неразумие не предвидит величия
[Божественных] приговоров, а самоуверенность не
допускает [возможности] испытания, которого Благость
[Божия], ожидая обращения [человека], до поры до времени
не попускает. И по своей строптивости попав в ловушку
этих [пороков, наше разумение] без необходимости
злоупотребляет честью, дарованной Творцом для
осуществления должного, то есть свободой воли. И потому
оно вынесло решение, будто являемое [чувствам]
предпочтительнее умопостигаемого [блага] – что не было
законным.
Докучающая же вдова есть разумная душа,
лишившаяся разума, сеющего благие по природе [семена]
для плодоношения священных и благочестивых дел. Этот
разум одолевается всецелой любовью и расположением к
вдове, но не пребывает [долго в подобном расположении]
вследствие [своего] тяготения и добровольной склонности
к земному.
Истцом же ее, то есть души, является
материальное побуждение и помышление жалкой плоти,
которое тщится осквернить прекрасное. [Истцами также
являются] нечистые бесы, помрачающие светлое, когда они,
через наслаждение покоряя нас, ужасным образом напускают
на нас позор и страсти нечестия. Вследствие них естество
[человеческое] и было осуждено на смерть, поскольку оно
не удержало [в себе] подлинной радости данной ему
изначала жизни.
Докучания [вдовы] суть угрызения и
позывы совести, побуждающие [нас к действию]. Им,
исходящим из души, обычно подчиняется, хотя и медленно,
жесткость [нашего] разумения; хотя и неуступчивая по
отношению к прекрасному, по причине своего долгого
навыка [в пороке], она не выносит скрывающегося в
глубине [души] и как бы постоянно истязающего и
тревожащего [наше разумение] мучения. [И угрызения
совести не прекращаются] до тех пор, пока не будут
попраны, через воздержание и добровольное умерщвление
плотских членов, попирающие душу страсти. Тогда,
благодаря благочестию и совершенной ревности о лучшем,
[наше разумение] приводится к родству с Самим Словом. И
с этими [угрызениями совести], действующими естественным
образом, отождествляет принадлежащее Ему Самому и Отцу
Бог, превышающий сущность и естество, Господь наш Иисус
Христос – ибо [Писание] гласит: "Бог ли не защитит"
(Лк. 18:7) вас – ради меня воплотившийся и через меня
губящий губителя естества [человеческого].
Так в сжатом виде изложил я [свое
понимание] этого [места Священного Писания], насколько
то позволила мера моего разумения. Другие по-иному
постигают данное место: одни истолковывают его, соотнося
с Христом, а вторые – с Антихристом. Но мне страшно
подумать и высказать каждое из этих мнений, поскольку
подобное сравнение недопустимо. Ибо защита Сына не
меньше, а защита Отца не больше; она вообще является
лишь защитой Сына, и [действует] только через Сына. И о
ней как бы сравнительным образом [Писание] говорит: "Бог
ли не защитит вас?" Ибо [Бог] не имеет места; Он будет
являться совершенно различным, посредством естества, не
могущего совершать равного [Ему], а поэтому
неупорядоченного и лишь изображающего [Существо]
возвышенное, как находящееся выше. Однако недопустимо и
невозможно [представлять себе] изобретателя и учителя
зла творящим добро. Ведь "не может дерево худое
приносить плоды добрые" (Мф. 7:18). А добро есть защита,
и оно надлежащим образом унимает докучание прибегающего
[к защите]. Также непозволительно сравнивать с
Антихристом Отца, Подателя всякой добродетели и жизни
через Сына – Единородного и равного [Отцу] по природе и
благости. Ибо добру не присуще обнаруживаться
посредством зла, как свету посредством тьмы, жизни
посредством смерти или сущему посредством никоим образом
не сущего. Говорю я это не для опровержения упомянутых
[толкователей], ибо благодаря их учению соприкасаюсь я с
жизнью и следую путем ее, но по причине крайней робости
и подтверждая собственную посредственность. Мне не
подобает точно определять прочтение [слова] "докучать",
в силу моего [глубокого] невежества в подобных вещах,
[которое и сравнивать нельзя] с просвещенностью
искушенных и преуспевших [в них] благодаря своему
усердию. Говорят, что прочтение этого слова должно быть
определено [по всем канонам грамматики] и иметь скорее
тупое, чем облеченное ударение, потому что из [подобного
рода] слов ни одно не снабжается облеченным ударением,
если только оно не возникает из синэресиса безударного:
например, [слова] "мыслю", "делаю", "покрываю золотом" и
схожие с ними сохраняют и вместе с приставкой ударение
на том же слоге.
Что же касается "правой щеки", то под
"правой" я подразумеваю [духовное] делание. Возникающая
в нас через [осуществление] заповедей божественная жизнь
целиком определяет это делание, и [естественно], что оно
подвергается ударам лукавого, предвосхищающего
нравственное благородство, производимое деланием. Оно
бичуется самомнением, [происшедшим] из этого,
возжигается тщеславием и возносится по отношению к тем,
кто не стяжал подобной [жизни]. Поэтому и следует как бы
повернуться другой, левой [щекой и подставить] уже
прошлую, осквернившую нас ложью века сего, жизнь – и ее
постоянно подставлять под удары путем воспоминания. Не
обладающим смирением, которое является как бы священным
основанием [благочестия], лучше умерять себя и быть
подвергнутым унижению в качестве грешников, чем быть
вознесенными в качестве святых, а затем пасть через
гордыню. И это телесным образом свершаемое ради
повелевшего Господа пусть почитается наряду с
[умозрениями], воспринимаемыми при созерцании, и даже
предпочитается им, поскольку [оно служит] священной
готовности и предварительному очищению. Исполняющим это
даруется навык душевного благородства, а тем самым
ограничивается неверие бьющего, ибо рвение нанести удар
отражается готовностью принять его, и возможно, что
[бьющий] будет пристыжен, если не иным чем, то подобным
избытком покорности. Могущий это сделать никогда не
сопротивляется, удерживаемый повелением [Господа].
Слова же: "Не прикасайся ко Мне" сказаны
Господом Марии Магдалине, посчитавшей Его за садовника;
ими Он являет и обнаруживает то таинство, что всякая
мыслящая душа, еще не возобладавшая над сросшейся с ней
хижиной, а поэтому принимающая Слово только за Творца
возникающих и гибнущих [вещей], ничем не отличающихся от
взращиваемых овощей (ибо в тех и в других наблюдается
текучесть [их естества], ограниченность временем и
периодичность), – ради них и к ним, [как считает она],
пришло и снизошло Слово. [Такая душа] недостойна
духовного прикосновения к Слову, а поэтому ищет Его в
явленных [вещах]; она знает Его только как ставшего
плотью ради нас, но не ведает подобающим образом Его как
Бога, рожденного от Бога Отца. По всей вероятности,
именно об этом заставляют [нас] думать слова: "Я еще не
восшел к Отцу Моему", сказанные к таковым образом
расположенной душе, еще не вознесенной [на вершины
созерцания] путем высшего богословия и веры, которыми и
ограничивается естество зримых [вещей]. Такая душа,
словно некая галилеянка, еще нуждается в более
совершенном понимании этого и в том, чтобы [Господь],
как Воспитатель, возвел ее посредством созерцания к
способности воспринимать Откровение вещей божественных,
постигать, насколько это возможно, Его вместе с
логосами, приведенными Им в бытие в качестве
первообразов [зримых вещей]. [Эта душа нуждается еще и в
том, чтобы ей] стать такой, каковым был Господь, ставший
и явленный подобным нам [во всем], кроме греха, – и мы,
если сподобимся этого дара, будем с Ним, лишенные только
одной [греховности] естества. Ныне, принимая сей [дар]
через упование и прославляя его надлежащими делами
заповедей, ты уже можешь вкушать радость этого дара,
поскольку уверовал и потрудился. [И радость] твоя
бесконечна и преизобильна, так как Податель этого дара
сверхсущностным образом превосходит и движение естества,
и постижимость всякого века.
Максим Исповедник, преподобный
Цитировано по:
Избранные творения преподобного Максима
Исповедника /
пер., вступ. ст., коммент. и прилож. -
Сидоров А. И. - М.:
Паломникъ, 2004. – С. 493. - Библиотека
отцов и учителей
Церкви. / К Феопемпту схоластику. – С.
274-279.
Азбука веры
***
Молитва преподобному Максиму Исповеднику:
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику.
Преподобный Максим Исповедник - монах, богослов и
философ, защитник христологической
доктрины диофелитства - учения о двух волях во
Христе. Преподобный Максим Исповедник –
небесный покровитель ученых, богословов, студентов и
семинаристов, миссионеров и апологетов. У него
просят помощи в учебе, понимания православного
вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику
молитвенно обращаются при гонениях за веру, для
вразумления и обращения к Православию иноверующих,
маловерующих, раскольников и сектантов
Акафист преподобному Максиму Исповеднику:
- Акафист преподобному Максиму Исповеднику
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Исповеднике:
Труды преподобного Максима Исповедника:
|