Максим Исповедник. Различные
богословские и домостроительные главы
Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа
(Перенесение мощей)
Преподобный Максим Исповедник - великий
богослов и философ, апологет. Создатель и защитник
христологической доктрины диофелитства - учения о двух
волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике
византийских императоров по объединению Вселенской
церкви вокруг еретической доктрины монофелитства.
Преподобный Максим Исповедник.
Современная русская иконопись
***
1. Едино сверхбезначальное и
сверхсущностное Благо – Святая Триипостасная Единица,
Отец и Сын и Святой Дух; беспредельное единство Трех
Беспредельных. Смысл и образ бытия [Святой Троицы], что
и какова Она есть совершенно недоступны для сущих. Ибо
Она ускользает от всякого мышления мыслящих, никоим
образом не выходит из Своей сокрытой природной сущности
и беспредельно простирается за границы всякого ведения
всех знаний.
2. То, что по сущности есть подлинное
Благо, не является ни Началом, ни Концом, ни Причиной
бытия; Оно не обладает по бытию и каким-либо движением к
Причине. А не обладающее всем этим не есть в подлинном
смысле слова и Сущее, которое имеет и Начало, и Конец, и
Причину бытия, и обладает неким движением к Причине.
3. Если Слово предшествует творению
сущих, то не было, нет и не будет слова, которое выше
этого Слова. Оно не лишено ума или жизни, но обладает
умом и жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум,
существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь,
то есть Святой Дух, [также] существующую сущностным
образом и сосуществующую с Ним.
4. Един Бог, единого Сына Родитель,
Отец, и единого Святого Духа Источник; Единица
неслиянная и Троица нераздельная; Ум безначальный,
единственный и сущностным образом [сущий] Родитель
единственного и безначального Слова; Источник
единственной и вечной Жизни, то есть Святого Духа.
5. Един Бог, потому что едино Божество.
Единица безначальная, сверхсущностная, неделимая и
нераздельная. Та же Самая Единица и Троица, и так далее.
6. Если всякая сопричастность
постигается мыслью раньше сопричаст-вующих, то само
собою разумеется и очевидно, что несравнимо и всяческим
образом превосходит все сущие Причина этих сущих,
существующая и мыслимая раньше их. [Однако это отношение
их нельзя понимать] как [отношение] сущности к
акциденциям, поскольку в таком случае Божество
предстанет сложным и обладающим бытием сущих в качестве
дополнения к собственному Существованию. [Это отношение
скорее следует понимать] как отношение Сверхсущностного
к сущности. Ведь если искусства [сами] изыскивают
внешние формы тех [творений], которые [рождаются] ими, а
общая природа [сама изыскивает] виды [существ], входящих
в нее, то тем более Бог, как Сверхсущий, привел в бытие
сущности сущих из не-сущих, а в силу положения о [Его]
Сверхсущности Он еще более беспредельно превосходит
[всё]. Ибо Бог сочетал умение с искусством для изыскания
внешних форм [творений], Он даровал природе энергию,
производящую виды, и установил само бытие сущих так, как
оно есть.
7. Тот, кто по сущности не допускает
участия в Себе сущим, изволяет иным способом
сопричаствовать Ему могущим это сделать, но [Сам]
совершенно не выходит из [Своей] сущностной Сокрытости,
поскольку способ, которым Он изволяет сопричаствовать
[Ему], всегда остается закрытым для всех. Следовательно,
как Бог изволяет участвовать [в Себе] способом, о
котором ведает Он [один], так Он и хотением [Своим]
привел в бытие со-причаствующих [тварей] в соответствии
с логосом, постигаемым только Им, и посредством
преизобилующей силы [Своей] Благости. Стало быть, то,
что возникло благодаря воле Творца, никогда не может
быть совечным Изволившему привести его в бытие.
8. Слово Божие, однажды рожденное по
плоти, вследствие человеколюбия [Своего] желает всегда
рождаться по духу в хотящих [этого]. И становясь
утробным плодом, Оно формирует Себя в них посредством
добродетелей, обнаруживаясь настолько, насколько может
вместить принимающий [Его]; Оно не умаляет завистью
проявление Собственного Величия, но, видя силу жаждущих
[Его], отмеряет им надлежащей мерой. Таким образом,
Слово Божие и всегда обнаруживается в способах
[осуществления добродетелей] у [людей], сопричаствующих
[Ему], и остается всегда незримым для всех по преизбытку
таинства [Своего]. Поэтому божественный Апостол, мудро
созерцающий силу [этого] таинства, говорит: "Иисус
Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8). И
ум постигает и зрит вечную новизну этого таинства,
никогда не стареющего.
9. Рождается Христос Бог, ставший
человеком через присоединение плоти, обладающей разумной
душой; Он, Который привел в бытие сущие [вещи] из
небытия и Которого сверхъестественным образом рождает
Дева, не расторгнув ни одного свидетельства [Своего]
девства. Ибо как Он Сам стал человеком, не изменяя
естества и силы, так Он соделывает рождающей Матерь
[Свою] и сохраняет Ее Девой, вследствии чего и одно чудо
объясняется другим, и каждое из [этих] чудес скрывается
в другом. Поскольку Бог Сам по Себе и по Своей сущности
вечно есть Таинство, то Он настолько выходит из Своей
природной Сокрытости, насколько Она посредством
проявления делается все более сокрытой. И опять же, Он
настолько созидает рождающую Матерь Девой, насколько
[Ее] ношение Плода во чреве становится нерасторжимыми
узами девства.
10. Естества обновляются, и Бог
становится человеком; и не только Божественное
[естество], устойчивое и неподвижное, движется к
[природе] движимой и непостоянной, дабы та перестала
уноситься [тлением]; и не только человеческое
[естество], бессемянно и превышеестественным образом
выращивает для Слова совершенную плоть, дабы перестать
ей уноситься [тлением]; но и звезда, явившаяся днем с
востока и ведущая волхвов к месту Воплощения Слова,
чтобы таинственным образом показать это Слово,
побеждающее чувство, [глаголющее] в законе и пророках и
ведущее народы к величайшему свету ведения. Ибо Слово,
которое в законе и пророках, благочестиво умосозерцаемое
наподобие звезды, явно ведет к ведению воплотившегося
Слова тех, кто "призван по Его изволению" (Рим. 8:28)
силой благодати.
11. Поскольку я, человек, по своей воле
преступил божественную заповедь, и диавол, прельстив
[меня] надеждой быть божеством, увлек крепость моего
естества к наслаждениям, чем и чванился, как устроитель
смерти, радуясь тлению естества, постольку Бог и
становится человеком, не пренебрегая ничем из
[человеческого] естества, за исключением греха, ибо этот
грех не принадлежит естеству. [И это для того], чтобы
плоть, прельщенная предложением [диавола], растравила
ненасытного дракона, [постоянно] с жадностью
поглощающего ее, и, став для него ядом, полностью бы
истребила его силой [пребывающего] в ней Божества. А для
естества человеческого [эта плоть Господа стала бы]
Охранительницей, силой Божества, [пребывающей] в ней,
призывающей к изначальной благодати. Ибо как диавол,
излив яд своего зла в древо познания, погубил естество
[человеческое], вкусившее [от этого древа], так и сам
он, возжелав вкусить плоти Владыки, был погублен силой
Божества в ней.
12. Великое таинство Вочеловечивания
Божества всегда остается таинством. И не только потому,
что, обнаруживаясь соразмерно силе спасаемых Им, оно
обладает большим могуществом, чем обнаружившееся, и
никогда недоступно зрению, но и потому, что само это
проявление [таинства] все же пребывает совершенно
сокрытым и непознаваемым никаким разумом. И пусть
сказанное не представляется никому невероятным. Ведь
Бог, будучи сверхсущностным и превосходя всякую
сверхсущность, возжелал прийти к сущности и
сверхсущностным образом облачился в бытие. Поэтому Он
как Человеколюбец ради людей истинно стал человеком от
сущности человеческой и пребывает, относительно способа
Вочеловечивания Своего, полностью непроявленным; ибо Он
стал человеком превыше человека.
13. С верою рассмотрим таинство
Божественного Вочеловечивания и только в простоте
[сердечной] прославим Соблаговолившего ради нас стать
человеком. Ибо кто, уповая на силу логического
доказательства, может сказать, каким образом происходит
зачатие Бога Слова? Как возникает плоть без семени
[мужского]? Как могло быть рождение без тления? Как
Матерь [Божия] и после разрешения от бремени осталась
Девой? Как Сверхсовершенный преуспеял по мере
возмужания? Как Чистый был крещен? Как [Сам] Алчущий
насыщал [других]? Как Утомленный трудами даровал
[другим] силу? Как Страждущий исцелял? Как Умерший
животворил? И, наконец, самое главное: как Бог
становится человеком? А наиболее таинственное [из
всего]: как Слово по ипостаси существенно пребывало во
плоти, будучи все целиком по сущности и ипостасным
образом во Отце? Как Тот же Самый есть и целиком Бог по
природе, и целиком стал человеком по природе, совершенно
не отрицая ни одного из этих естеств – ни Божественного
естества, по которому Он есть Бог, ни нашего естества,
по которому Он стал человеком? Эти таинства вмещает одна
только вера, будучи "осуществлением вещей" (Евр. 11:1)
превышающих ум и разум.
14. Адам своим непослушанием научил
тому, что бытие естества [человеческого] начинается
наслаждением; Господь же изгнал это [свойство] естества
и не допустил зачатия от семени [мужского]. Женщина,
преступив заповедь, показала, что рождение естества
[человеческого] начинается мукой; Господь же, родившись
[от Девы], стряхнул это [свойство] естества и не
согласился, чтобы Родившая [Его] была подвержена тлению.
[И это для того], чтобы изгнать из естества одновременно
и добровольное наслаждение и проистекающую через это
наслаждение муку, творцом которой Он не был, но
Разрушителем стал. А также для того, чтобы научить о
начале иной жизни, возможно и берущей свой исток в муке
и трудах, но завершающейся божественным наслаждением и
беспредельной радостью. Поэтому Он, сотворивший
человека, становится человеком и рождается как человек,
дабы спасти человека, исцеляя страсти [Своими]
страданиями, и дабы, Сам будучи Страстью, превратиться в
[Губителя] наших страстей. И поэтому Он
сверхъестественным образом Своими лишениями по плоти
человеколюбиво возобновляет наши навыки по духу.
15. Кто влечением к Богу победил
предрасположенность души к телу, тот стал
неограниченным, хотя и находится в теле. Ибо Бог, будучи
несравненно выше всего, привлекает [к Себе] стремление
жаждущего [Его], не позволяя этому стремлению
пригвождаться к чему-либо из того, что после Бога. Итак,
возжелаем Бога всей силой нашего естества, соделаем наше
произволение непорабощенным всему телесному, станем в
своем душевном предрасположении превыше сущих,
чувственных и умопостигаемых, и совершенно не позволим
естественной ограниченности причинять ущерб
неограниченному по природе, когда усилием воли [мы
устремимся] к сожительству с Богом.
Максим Исповедник, преподобный
Цитировано по:
Избранные творения преподобного Максима
Исповедника / - М. :
Паломникъ, 2004 ГУП Моск. тип. – С.
493. - Библиотека отцов
и учителей Церкви. / Различные
богословские и
домостроительные главы. – С. 343-348.
Азбука веры
***
Молитва преподобному Максиму Исповеднику:
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику.
Преподобный Максим Исповедник - монах, богослов и
философ, защитник христологической
доктрины диофелитства - учения о двух волях во
Христе. Преподобный Максим Исповедник –
небесный покровитель ученых, богословов, студентов и
семинаристов, миссионеров и апологетов. У него
просят помощи в учебе, понимания православного
вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику
молитвенно обращаются при гонениях за веру, для
вразумления и обращения к Православию иноверующих,
маловерующих, раскольников и сектантов
Акафист преподобному Максиму Исповеднику:
- Акафист преподобному Максиму Исповеднику
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Исповеднике:
Труды преподобного Максима Исповедника:
|