Максим Исповедник. Послание к Иоанну
Кубикуларию о любви
Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа
(Перенесение мощей)
Преподобный Максим Исповедник - великий
богослов и философ, апологет. Создатель и защитник
христологической доктрины диофелитства - учения о двух
волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике
византийских императоров по объединению Вселенской
церкви вокруг еретической доктрины монофелитства.
Преподобный Максим Исповедник.
Современная русская иконопись
***
Я знаю вас, боголюбцы, по благодати
стойко придерживающиеся святой любви к Богу и к
ближнему, о которой вы печетесь надлежащими способами;
знаю [по опыту общения с вами], когда был с вами, и не в
меньшей (если не в большей) степени [знаю теперь], когда
отсутствую, что вы изведали, каковы суть свойства
Божественной любви и как они называются, а поэтому
обладаете, по добродетели, этим божественным даром,
неописуемым и беспредельным, который не только изливает
благодеяния на присутствующих, но и возжигает рвение в
отсутствующих, отделенных [от вас] большим
пространством. Каждый раз убеждаясь через приходящих
сюда и через ваши драгоценные послания, которые, как в
зеркале, отражают подобающий вам образ божественной
благодати, в вашем преуспеянии в этой любви, я,
естественно, радуюсь и веселюсь. И возношу благодарения
за вас Богу, Подателю всяческих благ, не переставая
вместе со святым Апостолом восклицать: "Благословен Бог
и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас
во Христе всяким духовным благословением в небесах"
(Еф. 1:3). Знаю и совершенно уверен в том, что святая
душа ваша любовью в духе неразрывно связана с моей
жалкой душой, узами дружбы имея закон благодати,
благодаря которому незримо сочетаетесь со мною и
заставляете сорадоваться с вами, заглаживая мой стыд,
рожденный грехом, даром, уделяемым от ваших доброт. Ибо
подлинно нет ничего более богообразного, более
таинственного, более возвышающего людей до обожения, чем
Божественная любовь. Она содержит в себе и собирает
воедино все блага, о которых слово истины говорит как о
[множестве] видов добродетели, и она никоим образом не
связана всеми видами зла и удалена от них, будучи
исполнением закона и пророков. Являясь наследником
закона и пророков, таинство любви делает нас из людей
богами; сосредотачивая в себе вселенский смысл отдельных
заповедей, она, по благоволению [Божиему], единообразно
объемлет им эти заповеди и, по Домостроительству
[Божиему], распределяет их многоразличным образом.
Каков же образ этих благ, который
стяжала любовь? Не есть ли она вера – первая основа
всякого благочестия, удостоверяющего обладающего ею и в
бытии Бога, и в бытии божественных [вещей]; дарующая
тем. кто зрит эти вещи, более полное и великое
представление о них, чем глаз, прикованный к зримым
формам чувственных вещей? Не есть ли она надежда, в
самой себе зиждущая в качестве основы подлинно сущее
Благо и держащая его сильнее и полнее, чем рука,
завладевшая каким-либо плотным материальным предметом,
доступным осязанию? Не она ли дарует верующим и
преисполненным надеждой духовное наслаждение, по
внутреннему расположению своему обладая будущими
[благами], как настоящими? Не есть ли она .смирение,
первое основание добродетелей, благодаря которому мы
можем обрести познание о самих себе и отбросить прочь
суетное возбуждение гордыни? Не есть ли она кротость,
которой мы побиваем и хулы, и похвалы, отстраняясь от
противоположных зол – докучаний, славы и бесчестия. Не
есть ли она душевное благородство, вследствие которого
мы, и страдая, остаемся неизменными в своем отношении к
поступающим дурно, не испытывая к ним никакой вражды? Не
есть ли она милосердие, благодаря которому мы
добровольно усваиваем себе чужие несчастья и которое не
позволяет нам забывать о сродниках и соотечественниках.
Не есть ли она воздержание и стойкость, долготерпение и
доброта, мир и радость, которыми мы легко унимаем жгучее
кипение и возжигание ярости и похоти? Или, сказать
кратко, любовь есть свершение всяческих благ, будучи
верной, неукоснительной и всегда пребывающей, она ведет
и приводит живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и
Причине всякого блага.
Ибо вера, прочно зиждущая истину, есть
основа того, что следует за ней, – я имею в виду надежду
и любовь. Надежда же, будучи силой, [скрепляющей] любовь
и веру, являет собой то, во что должно верить и что
должно любить, и научает, как должно через нее совершать
путь к этому. А любовь есть исполнение их: всею собою
охватывая весь предельный предмет желания и прекращая их
движение к нему, она вместо веры в его бытие и надежды
на его будущее осуществление дарует собою вкушение его в
настоящем. Собственно говоря, только она одна
представляет человека сущим по образу Творца, мудро
подчиняя разуму то, что находится в нашей власти, но не
склоняя [выю самого] разума перед этим. Она убеждает
волю двигаться соответственно естеству и не бунтовать
против логоса природы. Ибо благодаря этому логосу мы все
можем обладать как одним естеством, так и одной волей и
одним хотением, будучи [созвучными] с Богом и друг с
другом и не отдаляясь от Бога и друг от друга, если,
конечно, избираем в качестве основополагающей идеи закон
благодати, посредством которого мы добровольно обновляем
закон естества.
Поскольку в начале диавол, прельстивший
человека, через себялюбие злонамеренно [заманил] его в
искусно придуманную ловушку, обманув приражением
наслаждения, то он отделил нашу волю от Бога и друг от
друга. Отклонив с прямого пути [человека, лукавый]
разделил образ бытия естества его, расчленив его на
множество мнений и представлений; со временем он учредил
в качестве закона поиск и нахождение всяческого зла,
используя для этого силы нашей [души], и для постоянного
пребывания зла во всех [людях] заложил лукавое основание
– неуступчивость воли. Благодаря ей [диавол] сразу
убедил человека отвратиться от соответствующего естеству
движения и направить свое желание от дозволенного к
запретному. Тем самым в человеке возникли три величайших
и первичных порока, являющихся, если сказать просто,
родителями всякого порока: неведение, себялюбие и
тирания зависящие друг от друга и возникающие друг через
друга. Ибо из неведения Бога [рождается] себялюбие; из
себялюбия – тирания над сродным (против этого нельзя
возразить); зиждющим основанием их является
приобретенный нами способ злоупотребления собственными
силами, то есть разумом, желанием и яростным началом. А
должно разумом, вместо неведения, через ведение
устремляться в поиске к наиединственнейшему Богу;
желанием, чистым от страсти себялюбия, возбуждаться в
любовном томлении к одному только Бoгy; яростным же
началом, отделенным от тирании, бороться за единого
Бога. И из этих [устремлений души] возникает
божественная и блаженная любовь (а они – через нее),
сочетающая с Богом боголюбца и являющая его [самого]
богом.
И когда с человеком, по его собственной
воле и вследствие прельщения диавола, приключилось зло,
то Бог – Творец [человеческой] природы и мудрый Целитель
ее, [уже] истощенный пороком, – ради любви к нам
"уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Флп. 2:7),
непреложно соединив с Собой по ипостаси [человеческое]
естество, и весь ради нас, от нас и через нас настолько
стал человеком, что неверующие и Богом Его не считали.
Но Он настолько был Богом, что заложил в верующих
неизреченное и истинное слово благочестия, дабы
расторгнуть деяния диавола, вернув естеству
[человеческому] чистоту сил [души], и дабы обновить силу
любви – противницу себялюбия, которое есть и познается
как первый грех, первое порождение диавола и матерь всех
следующих за ним страстей. И тот, кто любовью уничтожает
себялюбие, проявляет себя достойным Бога. Вместе с
себялюбием он уничтожает и все скопище порока, не
имеющего иной основы или причины своего бытия помимо
этого себялюбия. Таковой человек не знает превозношения,
служащего признаком противоборствующей Богу гордыни –
сложного и чудовищного зла; не ведает он преходящей
славы, которая, низвергаясь [в небытие], увлекает с
собою и чванившихся ею; он иссушает зависть, которая
сама по справедливости прежде иссушает одержимых ею,
через добровольное благоволение располагая к себе
сродных ему людей; вместе с этими [пороками] он вырывает
с корнем ярость, гнев, кровопролитие, коварство,
лицемерие, притворство, злобу, жадность и все то, чем
разделяется единый человек. Ведь когда вырывается
себялюбие, которое, как я сказал, есть начало и матерь
зол, то вместе с ним обычно вырываются и все [пороки],
проистекающие из него и следующие за ним: когда оно не
существует, то вообще не может существовать какого-либо
вида порока или следов его. Вместо них [в душу]
внедряются всяческие виды добродетели, дополняющие силу
любви, сочетающую человека в единстве логоса [его
естества] и образа [существования], уравнивающую и
делающую одинаковым всякое неравенство и различие,
[возникающие] во всех вследствие [греховной] воли. [Эта
же сила любви] ведет надлежащим образом и к
достохвальному неравенству, благодаря которому каждый
сознательно настолько привлекает к себе ближнего и его
предпочитает самому себе, насколько он раньше отталкивал
его и был склонен возвышаться над ним. Через эту силу
любви [человек] добровольно освобождает себя от самого
себя, отделившись от представлений и свойств, которые он
[был склонен] мыслить относящимися к себе соответственно
[греховной] воле. Он собирает себя в единую простоту и
тождество, сообразно которым никто никоим образом не
отделяет своего от общего, но каждый – для каждого и все
– для всех, и, более того, для Бога скорее, чем друг для
друга имеют единое существование, являя собою (и в
естестве, и в воле) наиединственнейший логос бытия и
Бога, мыслимого в этом логосе. Ведь вместе с Богом
должен созерцаться и к Нему, как к Причине и Создателю,
должен возводиться логос бытия сущих, которому
свойственно сохраняться в нас невредимым и незапятнанным
путем постоянного внимания и очищаться от бунтующих
против него страстей через разумное рвение к
добродетелям и через проистекающие из них труды.
Возможно, это и осуществил великий
Авраам, и самого себя восстановив в логосе естества, и
этот логос восстановив в самом себе, а поэтому
возвращенный Богу и сам получивший обратно Бога, – ибо
можно сказать и так, и этак, поскольку и то, и другое
представляется истинным. Он удостоился видеть Бога, как
человека, и принять Его у себя, [как гостя], вследствие
совершенства логоса естества, [которого он достиг] через
[свое] человеколюбие. Он был вознесен к Богу, отвергнув
свойство разделенных и разделяющих и не считая уже
другого человека за нечто иное, чем он сам, но ведая,
что единое есть как бы все, а все – как бы единое. Ибо
[Авраам] духовным оком своим взирал не на логос
[греховной] воли, являющейся (до тех пор, пока она
остается непримиренной с естеством) основой раздора и
разделения, но на наиединственнейший логос естества,
всегда неизменный, вместе с которым, как мы знаем,
непременно обнаруживается Бог и через который Он
проявляется как Благой, усваивая Себе собственные
творения, поскольку тварь не может познать Бога таким,
каков Он есть Сам по Себе. Ведь невероятно, чтобы с
Простым и Тем же Самым мог соединиться тот, кто в самом
себе не стал простым и тем же самым, но остался еще,
вследствие [греховной] воли, разделенным на многие части
относительно [единой] природы. [Для этого необходимо
ему] прежде через человеколюбие сочетать волю с природой
и показать, что в обеих [существует один и тот же]
миролюбивый и не склонный к мятежу логос, движение
которого никогда не направлено к чему-либо иному помимо
Бога. Соответственно этому логосу, у принявших сей дар
естество [человеческое] всегда пребывает неделимым и
нераздельным, не разрываемое на части множеством [видов]
инаковости, проистекающих из [греховной] воли. Ибо они
уже не разделяют естество то так, то иначе, становясь то
одними, то другими, но в отношении к тем же самым
остаются теми же самыми, не обращая внимания на то
своеобразие каждого, которое возникает вследствие
[греховной] воли и в силу чего разделяются разделенные.
Наоборот, они устремляют свой взор на общее и
нераздельное, [существующее] во всех соответственно
природе, в силу чего и соединяются разделенные, не вводя
вместе с собой ничего разделяющего. Через это в
обладающих [подобным даром] проявляется Бог, Который по
Своему Человеколюбию обретает форму соответственно
особенности добродетели каждого и от нее Он воспринимает
наименование. Ибо совершенным делом любви и пределом
деятельности ее является приуготовление к тому, чтобы
путем соотносительного взаимодаяния свойства сочетаемых
ею (и наименования их) подобали друг другу, а тем самым
чтобы сделать Бога человеком, а человека проявить как
бога и провозгласить в качестве такового через единое и
неизменное намерение и побуждение обоих по воле. Это мы
и обнаруживаем у Авраама и остальных святых, и оно равно
сказанному от лица Бога: "И в руках пророческих
уподобился" (Ос. 12:10), [дабы показать], как Бог,
вследствие Своего великого Человеколюбия, уподобляется
каждому, в зависимости от его деятельного осуществления
добродетели, объединяющего [всех]. Ибо "рука всякого
праведника" есть его добродетельное делание, в котором и
через которое Бог воспринимает подобие человеческое.
Итак, любовь есть великое благо, первое
и исключительное из [всех] благ, она сочетает собою Бога
и обладающих ею людей, позволяя Творцу человеков
являться, как человеку, через полное подобие в благе,
[которого достигает] обоженный, насколько то доступно
человеку. Данное подобие осуществляется, я думаю, тогда,
когда любят Господа Бога от всего сердца, души и силы, и
когда [любят] ближнего, как самого себя. Это есть, если
попытаться объять [любовь] определением, всецелая
внутренняя связь с Первым Благом и с всеобщим Промыслом
о естестве всего рода [человеческого]. Выше этого нельзя
подняться боголюбцу, прошедшему через все образы
благочестия. Эту связь мы знаем как любовь и именуем
любовью, не считая любовь к Богу и любовь к ближнему за
нечто раздельное, но признавая ее всю целиком за единую
и ту же самую, ибо ею мы обязаны Богу и она сочетает
людей друг с другом. Ибо осуществлением и ясным
доказательством совершенной любви к Богу является
искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через
добровольное благоволение. Ведь божественный Апостол
Иоанн говорит: "Ибо не любящий брата своего, которого
видит, как может любить Бога, Которого не видит?"
(1Ин. 4:20). Любовь есть путь истины (Ин. 14:6), и ею
называет Себя Слово Божие, Которое представляет Богу и
Отцу идущих этим путем чистыми от всяческих страстей.
Она есть дверь (Ин. 10:9), и входящий через нее вступает
в Святая святых, став достойным созерцателем недоступной
красоты Царственной и Святой Троицы. Она есть истинная
виноградная Лоза (Ин. 15:1), и плотно привившейся к
корню ее удостаивается стать причастником Божественного
качества. Через нее существует и передано всякое
научение закона, пророков и Евангелия, дабы мы, возжелав
неизреченных благ, вверили наше горячее желание образам
[осуществления добродетелей], через любовь к Творцу
настолько почитая творение, насколько оно служит Ему и
насколько того требует логос естества, устанавливающий в
качестве закона равночестие и исключающий из естества
всякое неравенство, проявляющееся вследствие
предубеждения к какому-либо человеку, поскольку этот
логос всех заключает в самом себе единой силой
тождества.
Ради любви Сам Создатель естества (дело
неслыханное и приводящее в трепет!) облачился в наше
естество, непреложно соединив его с Собою по ипостаси,
дабы остановить распыление этого естества и собрать его
в Себе уже соединившимся и не обладающим никаким
различием, [порожденным греховной] волей, ни
относительно Него, ни относительно себя самого. Он ясно
указал всеславный путь любви, подлинно божественной и
обоживающей, ведущей к Богу и, как говорится, являющейся
Богом. Этот путь, который в начале покрылся терниями
себялюбия, [Господь] Своими страстями ради нас
предзапечатлел в Себе и предоставил его всем, [уже]
чистым от [всяких] препятствий. Камни на этом пути он
разметал с помощью Своих учеников, как Сам предвозвестил
в пророках: "И камене, еже на пути, разметите"
(Ис. 62:10). Надлежащим образом Он убедил нас настолько
придерживаться Его и друг друга, насколько Он Сам Собою,
предвосхищая это, показал, пострадав ради нас. Ради этой
любви все святые до конца противостояли греху, не
заботились о здешней жизни и стойко сопротивлялись
многовидным способам смерти, дабы, [уходя] от мира,
сочетаться с самими собой и с Богом, соединив в себе
разорванные части [человеческого] естества. Любовь есть
истинное и безупречное богомудрие верных, концом
которого является Благо и Истина. Ибо благом и истиной
являются человеколюбие и любовь к Богу по вере; они суть
отличительные признаки любви, сочетающей людей с Богом и
друг с другом, а поэтому и обладающей неукоснительным
постоянством благ.
И вы, благословенные, от всей души
возлюбили этот божественный и блаженный путь, чтобы,
подвизаясь в подвиге благом, достичь конца [его]. А
поэтому вы незыблемо придерживаетесь того, благодаря
чему достигается предел этого пути, я имею в виду
человеколюбия, братолюбия, странноприимничества,
нищелюбия, сочувствия, сострадания, смирения, кротости,
душевного благородства, терпения, негневливости,
долготерпения, стойкости, доброты, спокойствия,
благоволения и миролюбия ко всем. Из них и через них
создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к
Богу, Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а
вернее, глаголющий через него Христос, говорит: "Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь
не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется
неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему
верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не
перестает" (1Кор. 13:4–8), поскольку она имеет Бога,
единственного Неперестающего и Неизменного. И человека,
живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же,
как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: "Сей
путь повелений моих, и закон сей во век. Вей держащиеся
ея, в живот внидут; оставивший же ю, умрут. Имися ея,
чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь иному
славы твоея, и полезных тебе языку чуждому. Блажен ecи,
яко угодная Богу тебе разумна суть" (Вар. 4:1–4). "Научися,
где есть смышление, где есть крепость, где есть
мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет
очес и мир" (Вар. 3:14). "Посему любовию вечною возлюбил
тя, того ради вовлекох тя в щедроты. Яко возгражду тя, и
возградишися" (Иер. 313–4). "Стоните на путех, и видите,
и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий
есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение
душам вашим" (Иер. 6:16). И опять говорится через Исаию:
"Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе
путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей
Моих. Посему был бы убо аки река мир твой, и правда твоя
яко волна морская" (Ис. 48:17–18). И я, радуясь вашим
благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая
[глаголы] от великого Иеремии: "блажен ecи, еже совлек
ризы плачевные и озлобления твоего", – то есть [совлек]
"ветхого человека, истлевающего в обольстительных
похотях", и облекся в благолепие, яже от славы Божией
вовек, – то есть [облекся], – в нового человека,
созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся
во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу
твою славы вечного", – то есть украсился ясным образом
добродетелей и безошибочным словом мудрости, посему "Бог
явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от
Бога имя твое во веки, мир правды, и снова благочестия".
Помимо этих словес я не имею ничего, что
бы [могло] показать незримое расположение [моей] души,
ибо у меня нег ничего, равного вашим благам, дабы
преподнести это Бoгy и вам. Я лишь могу, насколько то в
моих силах, удивляться вам, воспринимать [толику] ваших
[духовных] достижений, радоваться вместе с вами,
умилостивившими Бога благими делами, через вас
восхвалять добродетель, а через добродетель, сочетавшую
вас с Богом, воспевать и [Самого] Бога. Ведь, как то
кажется мне, одно и то же – хвалить вас и добродетель, и
воспевать Бога, даровавшего вам сияние этой добродетели,
которая по благодати обоживает вас в Боге, изглаживая
признаки, свойственные человекам, и очеловечивает, по
снисхождению, Бога в вас, благодаря усвоению [вами],
насколько это доступно человеку, божественных свойств.
Максим Исповедник, преподобный
Цитировано по:
Избранные творения преподобного Максима
Исповедника /
пер., вступ. ст., коммент. и прилож. -
Сидоров А. И. - М. :
Паломникъ, 2004. – С. 493. - Библиотека
отцов и учителей Церкви. /
Послание к Иоанну Кубикуларию о любви.
– С. 201-210.
Азбука веры
***
Молитва преподобному Максиму Исповеднику:
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику.
Преподобный Максим Исповедник - монах, богослов и
философ, защитник христологической
доктрины диофелитства - учения о двух волях во
Христе. Преподобный Максим Исповедник –
небесный покровитель ученых, богословов, студентов и
семинаристов, миссионеров и апологетов. У него
просят помощи в учебе, понимания православного
вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику
молитвенно обращаются при гонениях за веру, для
вразумления и обращения к Православию иноверующих,
маловерующих, раскольников и сектантов
Акафист преподобному Максиму Исповеднику:
- Акафист преподобному Максиму Исповеднику
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Исповеднике:
Труды преподобного Максима Исповедника:
|