Максим Исповедник. Десять глав о
добродетели и пороке
Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа
(Перенесение мощей)
Преподобный Максим Исповедник - великий
богослов и философ, апологет. Создатель и защитник
христологической доктрины диофелитства - учения о двух
волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике
византийских императоров по объединению Вселенской
церкви вокруг еретической доктрины монофелитства.
Преподобный Максим Исповедник.
Современная русская иконопись
***
1. Тяжкие страдания святых есть арена
борьбы зависти и добродетели: зависть, чтобы одолеть,
упорствует, а добродетель, чтобы остаться непокоренной,
все переносит. И зависть борется, чтобы процветал порок
через наказание преуспевающих в добродетели, а
добродетель противоборствует, дабы стойко держались люди
благие, даже в тяжких бедах и страданиях.
2. Подвиг добродетели есть постоянное
борение в трудах, и мужественно выдержавшим их он
приносит победный венец – бесстрастие души, благодаря
которому она, соединившись с Богом любовью, в своем
внутреннем расположении удаляется от тела и мира. Ибо
телесные мучения укрепляют душу стойких.
3. Изначала похищенные прелестью
наслаждения, мы предпочли смерть подлинно сущей жизни. И
поэтому мы с благодарением несем телесный труд,
умерщвляющий это наслаждение, чтобы, самой кончиной его
упразднив вместе с ним и смерть, получить обратно
вернувшуюся к нам жизнь, [некогда] проданную
наслаждению, а [теперь] выкупленную малыми трудами
плоти.
4. Если плоть благоденствует, то обычно
приумножается сила греха. А поэтому ясно, что когда
плоть страдает, добродетели, естественно, присуще
возрастать. И мы должны мужественно переносить страдание
плоти, поскольку оно очищает скверну души и обеспечивает
будущую славу. Ибо "нынешние временные страдания ничего
не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в
нас" (Рим. 8:18).
5. Врачи не исцеляют тело, предлагая
всем одно и то же лекарство, – и Бог не врачует болезни
души одним только способом исцеления, годным для всех,
но делает [людей] здоровыми, пользуясь лекарством,
подобающим для каждого в отдельности. И мы, исцеляемые,
возблагодарим [Его], даже если случается нам
претерпевать мучения, ибо блаженна конечная цель
[врачевания].
6. Ничто так не изобличает внутреннее
расположение души, как возрастание плотских страданий.
Ибо если она поддается им, то являет себя любящей плоть
больше Бога, а если пребывает непоколебимой в
потрясениях их, то показывает себя чтущей добродетель
паче плоти. Благодаря этому душа и воспринимает вселение
Бога, Который ради нее претерпел
наши страдания и Который [победно]
возвещает [ей], как некогда возвещал [Своим] ученикам:
"Мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16:33).
7. Если все святые были причастниками
воспитующего наказания, то и мы, воспитываемые вместе с
ними, возблагодарим [Бога], дабы нам удостоиться стать
причастниками их славы. "Ибо Господь, кого любит, того
наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает"
(Евр. 12:6; Притч. 3:11–12).
8. Адам, приняв наслаждение,
предложенное [ему] ребром [его], извел человечество из
рая, а Христос мучением [от ран, нанесенных] копией,
рассек это наслаждение и ввел разбойника внутрь рая.
Возлюбим же и мы мучение плоти и возненавидим ее
наслаждение. Ибо мучение вводит и восстанавливает нас в
[божественных] благах, а наслаждение выводит и удаляет
от них.
9. Если Бог, ставший человеком, страдает
плотью, то разве не будет радоваться страждущий, имея
Бога Сопричастником в страдании? Ибо [Бог] обеспечивает
Царство [Небесное] тому, кому сострадает. Истину говорит
[Апостол]: "Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и
прославиться" (Рим. 8:17).
10. Если непременно должно мучиться,
вследствие примешанного праотцом к [человеческому]
естеству наслаждения, то перенесем мужественно временные
страдания, притупляющие в нас жало наслаждения и
освобождающие нас от вечных мук, которые оно влечет.
Максим Исповедник, преподобный
Цитировано по:
Творения преподобного Максима
Исповедника.
Кн. I. М.: "Мартис", 1993. - С.
261-262.
Перевод А. Сидорова
Азбука веры
***
Молитва преподобному Максиму Исповеднику:
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику.
Преподобный Максим Исповедник - монах, богослов и
философ, защитник христологической
доктрины диофелитства - учения о двух волях во
Христе. Преподобный Максим Исповедник –
небесный покровитель ученых, богословов, студентов и
семинаристов, миссионеров и апологетов. У него
просят помощи в учебе, понимания православного
вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику
молитвенно обращаются при гонениях за веру, для
вразумления и обращения к Православию иноверующих,
маловерующих, раскольников и сектантов
Акафист преподобному Максиму Исповеднику:
- Акафист преподобному Максиму Исповеднику
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Исповеднике:
Труды преподобного Максима Исповедника:
|