Максим Исповедник. О различных трудных
местах апориях, сто третья апория. Часть вторая
Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа
(Перенесение мощей)
Преподобный Максим Исповедник - великий
богослов и философ, апологет. Создатель и защитник
христологической доктрины диофелитства - учения о двух
волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике
византийских императоров по объединению Вселенской
церкви вокруг еретической доктрины монофелитства.
Преподобный Максим Исповедник.
Современная русская иконопись
***
"Природы обновляются и Бог становится
человеком" (из Слова XXXIX святителя Григория Богослова
на Святые Светы [1])
1. Святые, восприняв многие
Божественные тайны, которые были переданы им по
преемству через их предшественников от последователей и
служителей Слова, непосредственно оттуда научившихся
знанию сущего, говорят, что ипостась всего сотворенного
имеет пять разделений. По их словам, первое из них – то,
которое отделяет от Нетварной природы тварную природу в
целом, получившую бытие через творение [2].
Действительно, как они говорят, Бог по Своей благости
создал славное устройство всего сущего, из чего еще не
ясно, кто Он и каков Он. Поэтому они и назвали
разделением [также и] неведение, которое отличает в этом
отношении тварь от Бога. Ведь они оставили неизреченным
[то разделение], естественно разделявшее Творца и тварь
друг от друга и не допускавшее соединения их в одну
сущность, поскольку невозможно допустить для них один и
тот же логос. Второе [разделение] – то, согласно
которому вся природа, получившая бытие через творение,
была разделена Богом на умопостигаемое и чувственное.
Третье – то, согласно которому чувственная природа
разделяется на небо и землю. Четвертое – то, согласно
которому земля разделяется на рай и остальную землю [3].
Наконец, пятое – то, согласно которому разделяется на
мужской и женский пол человек, [поставленный] над всем,
словно некая всеобъемлющая мастерская, и естественным
образом посредствующий самим собой между всеми крайними
пределами всякого разделения [4]. Будучи благолепно
введен в сущее через творение [5], он, благодаря
центральному положению между всеми крайними пределами,
естественно обладает всей способностью [для их]
соединения посредством той особенности, которая
связывает [в нем] все крайние пределы его собственных
частей. Через эту способность тот восполняемый образ, в
котором, согласно [своей] причине, возникали разделенные
части [мира], должен был сам собою ясно показать великую
тайну Божественного замысла и довести до конца
гармоничное, стройное, последовательно совершающееся
соединение крайних пределов сущего друг с другом,
простирающееся от близкого до далекого, от низшего к
высшему и в конце концов завершающееся в Боге.
2. Ради этого человек вводится в сущее
последним, как некая природная связь, через свои
собственные части посредствуя между крайними пределами
вселенной и в самом себе сводя воедино то, что по
природе отделено друг от друга великим расстоянием, для
того, чтобы осуществить соединение всего с Богом как
Первопричиной. Начиная со своего собственного
разделения, постепенно продвигаясь вперед через средние
[части], последовательно и по порядку, он достиг бы в
Боге предела вышнего восхождения, проходящего через все
сообразно единству – [предела], в котором уже нет
разделения. [Для этого] человек должен был посредством
бесстрастнейшего состояния, укорененного в божественной
добродетели, [в первую очередь] совершенно сбросить со
[своей] природы особенность [разделения] полов на
женский и мужской, которая никоим образом не была
включена в изначальный Божественный замысел о
возникновении человека согласно [его] основному логосу.
В результате этого человек, благодаря совершенному
познанию своего собственного, как я сказал, логоса,
согласно которому он обладает бытием, оказался и стал бы
соответствовать только Божественному замыслу, не
разделяясь по названию на мужской и женский пол и не
имея тех частей, которые у него есть сейчас, согласно
тому логосу, по которому он изначально и был приведен в
бытие.
Вслед за этим человек, посредством своей
святой жизни соединив рай и остальную землю, соделал бы
всю землю единой и не разделяющейся для него на
различные части, но скорее соединяющейся, поскольку он
не испытывал бы никакой зависимости ни от какой из ее
частей.
После этого он, став в своей жизни во
всем тождественным Ангелам по добродетели, насколько это
возможно человеку, соделал бы единой и совершенно
неделимой в себе всю чувственную тварь, которая
совершенно не разделялась бы для него пространственными
расстояниями. Ведь его дух стал бы легким и не
притягивался бы к земле никакой телесной тяжестью и не
испытывал бы препятствия к восхождению на небеса
благодаря совершенной невосприимчивости ко [всему] этому
[своего] ума, который подлинно устремлялся бы к Богу и
премудро совершал шествие, последовательно простираясь к
Нему, и, как по обычной дороге, естественно, шаг за
шагом продвигаясь вперед.
Затем человек, благодаря равенству с
Ангелами в познании, в дополнение к этому соединив
умопостигаемое и чувственное, соделал бы всю тварь
единой и не разделяющейся для него согласно знанию и
незнанию, поскольку он достиг бы полного, равного
ангелам познания логосов, содержащихся в сущем.
Сообразно этому познанию произошло бы и безгранично
щедрое излияние [на него] истинной Премудрости, которое,
насколько это дозволено, чистейшим и непосредственнейшим
образом предоставило бы достойным людям непостижимое и
неизъяснимое знание о Боге.
Наконец, после всего этого человек,
посредством любви соединив тварную природу с Нетварной
(о, сколь велико чудо человеколюбия Божия к нам!),
показал бы их одним и тем же по свойству благодати, сам
весь, целиком взаимно проникнув в Бога и став всем тем,
что есть Бог, кроме тождества по сущности [6], вместо
себя получив всего Бога и словно награду за восхождение
к самому Богу стяжав самого единственнейшего Бога,
Который есть конечная цель движения [всех] движущихся,
неколебимый и неподвижный покой [всех] устремляющихся к
Нему, безграничная граница и беспредельный предел
всякого определения, установления, закона, понятия, ума
и природы.
3. И вот, человек не последовал
данному ему при творении естественному движению к своему
неподвижному Началу (я имею в виду Бога), но, напротив,
добровольно, неразумно и противоестественно подвигнулся
к тому, что ниже его самого, над чем он сам получил от
Бога повеление господствовать. Он злоупотребил данной
ему при творении естественной способностью к соединению
разделенного [и направил ее] скорее на разделение
соединенного, так что сам чуть было не подвергся
плачевной опасности снова уйти в небытие. Поэтому-то
"природы обновляются" [7], и совершенно Неподвижное по
природе, чудесно, сверхъестественно и, так сказать,
неподвижно двигается к тому, что по природе подвижно. И
"Бог становится Человеком" [8], чтобы спасти погибшего
человека и исполнить великий совет [9] Бога и Отца,
возглавив все, что на небе и на земле [10], в Самом
Себе, в Ком оно и было сотворено, Самим Собой соединив
разрывы во всеобщей мировой природе и [в Себе] показав
всеобщие логосы, которые превосходят частные [логосы] и
которым свойственно соединять разделенное.
В самом деле, всеобщее соединение всего
с Самим Собой Он начал с нашего разделения, [ибо] стал
совершенным Человеком из нас, ради нас и сообразно нам,
имея в Себе все наше без изъятия, кроме греха [11], и
совершенно не нуждаясь для этого в естественных брачных
отношениях. Одновременно тем же самым Он, как мне
кажется, показал, что возможно был и иной,
предусмотренный Богом, способ размножения людей, если бы
первый человек сохранил заповедь и не низверг бы сам
себя в животное состояние, злоупотребив своими
собственными способностями, но изгнал бы из природы
различие и разделение на мужской и женский пол, в
котором, как я уже сказал, человек совершенно не
нуждался для того, чтобы прийти в бытие. Ведь без них,
пожалуй, можно обойтись. И нет необходимости, чтобы это
[разделение] пребывало вечно, ведь, как говорит
божественный Апостол, во Христе Иисусе нет ни мужеского
пола, ни женского (Гал 3:28).
Затем Христос, посредством Своей
человеческой жизни освятив нашу обитаемую землю, после
Своей смерти беспрепятственно прошел в рай, как Он
неложно обещал разбойнику, сказав: Ныне же будешь со
Мною в раю (Лк 23:43).
Оттуда, поскольку для Него земля, где мы
живем, с этого момента не отличается от рая, Он опять
явился на ней, после воскресения из мертвых общаясь со
Своими учениками. [Тем самым] Он показал, что [вся]
земля едина и неделима сама в себе, сохраняя свободным
от различий и разделений тот логос, согласно которому
она существует.
Далее, Христос посредством Своего
вознесения на небо соединил небо и землю, и взойдя на
небо вместе с этим земным телом, которое единоприродно и
единосущно нашему, [тем самым] доказал, что вся
чувственная природа едина согласно ее более общему
логосу, в Самом Себе стерев отличительное свойство
рассекавшего ее разделения.
Затем, в добавок к этому Христос
соединил чувственное и умопостигаемое, по порядку пройдя
вместе с душой и телом, то есть с совершенной нашей
природой, через все находящиеся на небе божественные и
умопостигаемые воинства. Так Он в Самом Себе показал
совершенно нераздельным и недвижимым стремление к
единству всей твари согласно ее изначальному наиболее
общему логосу.
Наконец, после всего этого Христос,
мыслимый в Своем человечестве [12], пришел к Самому
Богу, то есть Тот, Кто, как Слово, никоим образом
никогда не отлучался от Отца, как Человек, согласно
Писанию, предстал за нас перед лицом Бога и Отца
(Евр 9:24), и как Человек, по непререкаемому послушанию
на деле и поистине исполнил то, чему Он Сам, как Бог,
предопределил произойти. [Так] Он исполнил весь совет
Бога и Отца за нас, через злоупотребление сделавших
бесполезной ту способность, которая для этого изначально
была дана нам по природе. [Итак], сначала Он в Самом
Себе соединил нас с Самими Собой через устранение
различия на мужской и женский пол, и вместо мужчин и
женщин, в которых как раз и наблюдается образ этого
разделения, явил [всех] просто людьми в собственном и
истинном смысле, которые во всем стали сообразны Ему и
носят на себе Его цельный и совершенно неискаженный
образ, нисколько не затронутый ни одним из признаков
тления. Далее, вместе с нами и ради нас объяв в [Самом
Себе], как крайние пределы Своих собственных частей, всю
тварь через то, что в середине, Он вокруг Самого Себя
нерасторжимо связал друг с другом рай и обитаемую землю,
землю и небо, чувственное и умопостигаемое. Поскольку Он
имеел сообразные нам тело, чувства, душу и ум,
посредством которых, как [Своих собственных] частей, Он
указанным ранее способом один за другим усвоил Себе все
всеобщие крайние пределы, сродственные каждой [из
соответствующих Его частей], и богоприлично возглавил
все [13] в Самом Себе. Словно некоего иного Человека, Он
показал единой всю существующую тварь, которая
восполняется соединением своих собственных частей друг с
другом и склоняется к самой себе целокупностью
существования, согласно единому, простому,
неопределенному и неразличному понятию приведения [ее]
из небытия [в бытие]. Согласно этому понятию вся тварь,
бытию которой предшествовало небытие, может получить
один и тот же лишенный каких-либо различий логос.
4. В самом деле, все вещи,
существующие после Бога и посредством творения
обладающие бытием от Бога, согласно истинному логосу
совпадают одна с другой, хотя бы в чем-то, пусть и не
всецело. Ведь вообще ничто из сущего, и даже из того,
что в высшей степени ценно и превосходно, по природе
полностью не лишено родового отношения к тому, что в
высшей степени безотносительно [14]. И [наоборот], ничто
из самого ничтожного в сущем по природе полностью не
лишено и не отчуждено от родового отношения к самому
драгоценному. Действительно, все, что отличается друг от
друга благодаря особым, собственным различиям, соединено
благодаря всеобщему и родовому тождеству. И [все]
подталкивается к единству и тождеству друг с другом
неким родовым природным логосом, как, например, один род
благодаря сущности соединяется с другим и обладает
единством, тождеством и нераздельностью. Ибо ничто из
всеобщего, всеобъемлющего и родового полностью не
разделяется вместе с частным, объемлемым и особенным.
Ведь не может быть родовым то, что не соединяет
разделенное по природе, но разделяется вместе с ним и
лишается своего собственного единичного единства. В
самом деле, все родовое согласно своему собственному
определению целиком, нераздельно и единообразно присуще
всему тому, что им охватывается, и все единичное целиком
созерцается в отношении рода. Подобным образом и виды,
будучи освобождены от разнообразных различий, становятся
тождсственными друг другу по роду. И индивиды,
соединяясь друг с другом по виду, обретают полное
единство и тождество друг с другом, благодаря одной и
той же природе получая неразличность и освобождаясь от
всякого несходства. Наконец, привходящие свойства,
соединяясь друг с другом благодаря подлежащему, обладают
единством, которое никак не разделяется в подлежащем.
5. Неложный свидетель этого – истинный
богослов, великий и святой Дионисий Ареопагит, который в
своем сочинении "О Божественных именах", в главе "О
совершенном и едином" говорит следующее: "Ведь и
множество не лишено причастия единому, но то, что
множественно в частях, едино в целом, а то, что
множественно в акциденциях, едино в подлежащем, а то,
что множественно по числу или по силам, едино по виду, а
то, что множественно по виду, едино по роду, а то, что
множественно в исхождениях, едино по началу, и вообще,
нет ничего среди сущего, что не было бы причастно
единому" [15]. Кратко говоря, понятия всего разделенного
и частного, как говорят, охватываются всеобщими и
родовыми понятиями. И всеобщие и родовые понятия
охватываются премудростью, а частные понятия,
разнообразно присутствующие в родовых, объемлются
разумением, сообразно которому они сначала упрощаются и
освобождаются от символического разнообразия подлежащих
[им] вещей, а [вслед за этим] объединяются премудростью,
приобретая сродственность, ведущую к тождеству с более
общими [понятиями].
Премудрость же и Разумение [16] Бога и
Отца- это Господь Иисус Христос, Который силою
премудрости содержит всеобщие [начала] сущих, а
разумением и знанием охватывает их составные части, как
всеобщий Создатель и Промыслитель по природе, Самим
Собой сводя во едино разделенное, упраздняя
присутствующую в сущем вражду и приводя к миру, любви и
нераздельному единомыслию все, что на небе и на земле,
как говорит божественный Апостол [17].
Максим Исповедник, преподобный
Перевод с древнегреческого и
комментарии А. Фокина.
Азбука веры
Примечание
1. То есть на праздник Богоявления.
2. буквально "через возникновение".
3. буквально "вселенную", "населенную
землю".
4. Это представление о разделении
тварной природы преподобный Максим почерпнул из
какого-то неизвестного древнего источника. Сводя
воедино, можно выстроить следующую схему:
природа
I. тварная Нетварная
II. чувственная умопостигаемая
III. земная небесная
IV. райская обитаемая
V. мужская женская
Определенную, но не точную параллель к
нему представляет так называемое "древо" неоплатоника
Порфирия, воспроизводимое также его христианским
комментатором Боэцием (см. его Комментарий к Порфирию,
книга 3, глава "О виде"):
сущность
I. телесная
бестелесная
II. одушевленная
неодушевленная
III. чувствующая бесчувственная
IV. разумное неразумное
V. смертное бессмертное
VI. Платон Цицерон
В свою очередь повлияло на концепцию
четырех природ у Иоанна Скота Эриугены, изложенную им в
известном сочинении De divisione naturae ("О разделении
природы"):
природа
I. Нетварная творящая
II. тварная творящая
III. тварная не творящая
IV. Нетварная не творящая
5. буквально "согласно возникновению". В
антропологии преподобного Максима четко различается
"возникновение" человека в результате Божественного
творческого акта, и "рождение" человека, возникшее после
грехопадения и не имеющее места в первоначальном замысле
Божием о нем. См., например: Quaest. ad Thai. XXI;
Ambigua// PG 91. Col. 1316 d-1317 b.
6. Учение преподобного Максима об
обожении человека основывается на представлении о
теснейшем энергийном соединении в нем тварной и
Нетварной природы, их взаимопроникновении и взаимообмене
свойств, которое он более полно развивает в своих
христологических трактатах.
7. См.: Святитель Григорий Богослов.
Слово XXXIX. 13.
8. См.: Святитель Григорий Богослов.
Слово XXXIX. 13.
9. См. Ис 9(по LXX); Иер 39(по LXX).
10. Ср.: Еф 1:10. Эта древняя концепция
"возглавления" всего во Христе, источник которой
находится у апостола Павла, а продолжение – у святителя
Иринея Лионского и преподобного Максима.
11. Ср.: Евр 4:15.
12. Вар.: согласно [Божественному]
замыслу о человечестве.
13. Ср.: Еф 1:10, см. выше, примечание
на с. 132.
14. Или "неопределенно". По-видимому,
имеется в виду бескачественная материя.
15. Dionysii. De divinis nominibus,
XIII.2.
16. Cp.: Еф 1:8; 1Кор 1:24.
17. Ср.: Еф 1:10; Кол 1:20. Преподобный
Максим здесь явно имеет в виду древнюю философскую
концепцию мировой любви и вражды, впервые встречающуюся
у Эмпедокла (фр. 31).
***
Молитва преподобному Максиму Исповеднику:
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику.
Преподобный Максим Исповедник - монах, богослов и
философ, защитник христологической
доктрины диофелитства - учения о двух волях во
Христе. Преподобный Максим Исповедник –
небесный покровитель ученых, богословов, студентов и
семинаристов, миссионеров и апологетов. У него
просят помощи в учебе, понимания православного
вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику
молитвенно обращаются при гонениях за веру, для
вразумления и обращения к Православию иноверующих,
маловерующих, раскольников и сектантов
Акафист преподобному Максиму Исповеднику:
- Акафист преподобному Максиму Исповеднику
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Исповеднике:
Труды преподобного Максима Исповедника:
|