Как миссионерство сочетается с
веротерпимостью?
Может ли искренне и горячо верующий
человек смириться с тем, что кто-то верит иначе, чем он?
При этом не менее искренне и горячо, но - иначе. Не
является ли веротерпимость проявлением недопустимого
равнодушия, а может быть, даже и вероотступничества?
Размышляет протоиерей Игорь Гагарин.
Зачем дружить с мусульманином?
У меня есть друг мусульманин. Очень
хороший человек. Хочу ли я, чтобы он оставил ислам и
крестился? Что лицемерить! Конечно, хочу! Ему, однако,
об этом не говорю. Надеюсь, и этих строк он не
прочитает. Знаю, что вести с ним прозелитические беседы
бесполезно и даже рискованно. Любая моя попытка обидит
его и оттолкнет от меня. Обращения, скорее всего, не
произойдет, а вот дружбе придет конец. Может быть, и
пускай?! Нужен мне такой друг! Неужели надо дорожить
дружбой больше, чем возможностью его спасения?!
Сейчас нам часто повторяют, что Россия -
многоконфессиональная страна. Можно подумать, есть
какие-то одноконфессиональные. Весь мир состоит из
стран, где бок о бок живут представители разных религий.
Кого-то больше, кого-то меньше, какая-то религия
исповедается большинством, но все же не все поголовно -
единоверцы. И надо как-то уживаться. Иногда это
получается очень плохо. История знает множество примеров
кровавых религиозных войн. Слава Богу, так бывает не
всегда.
Как же выстраивать отношения с
иноверцами? Существуют разные способы. Первый: "Ваша
вера плохая, а наша - хорошая. У нас - истина, у вас -
ложь. Мы спасаемся, вы же будете гореть в аду".
Разумеется, я немножко утрирую. Говорится все обычно
гораздо мягче и дипломатичнее, но смысл такой. Вроде бы
честно, хоть и грубо. Результатом же такого подхода
будут конфликты на религиозной почве, порой очень
жестокие и кровавые.
Второй: "Любая вера хороша. Бог один, и
все равно, как его называть и как ему поклоняться.
Главное - искренность". Позиция очень симпатичная,
удобная, очень мирная, совершенно безопасная. Один
недостаток: это неправда! Нет, не все равно, как верить!
И не любой "путь ко спасению" приводит ко спасению.
Не навреди!
Что же делать, чтобы и не навредить
добрым взаимоотношениям, которыми, я уверен, стоит
дорожить в любом сообществе, начиная с самой маленькой
семьи и кончая всем земным шаром, и все же не погрешить
против истины?
Иногда для начала стоит выяснить не то,
что надо делать, а то, чего не надо делать или, лучше
сказать, чего нельзя делать.
Нельзя никого обижать и нельзя никого
оскорблять! А из всех обид и оскорблений для верующего
особенно болезненны те, которые касаются веры. Для
верующего любой религии, если он действительно верующий,
вера - самое дорогое, самое высокое и прекрасное.
Высказать какое бы то ни было неуважение к тому, что
почитается им как святыня, - ударить в самое сердце. Для
нас-то, конечно, никакая это не святыня, но что из
этого. У нас и чья-то чужая мать может не вызывать
никакого уважения, но разве скажет любой нормальный
человек об этом ее сыну! В некоторых современных
миссионерских статьях и книгах об иной религии пишется с
иронией или даже с сарказмом. Православный, читая такую
статью, часто с удовольствием потирает руки: "Хорошо он
их разделал!" А сами "заблудшие"? Они прекращают чтение,
столкнувшись с первым проявлением неуважения к их вере.
Выходит, для самих себя пишем.
***
Читайте также по теме:
***
Образцом нашим в миссионерском деле
всегда будут апостолы. Давайте посмотрим, как и кому они
проповедовали. Проповедовали они прежде всего своим
собратьям-иудеям. В этой ситуации не приходилось ничего
отрицать из веры отцов, не было необходимости от чего-то
отрекаться. Иудей, принимавший Христа, не переставал
быть иудеем, он молился в том же храме, соблюдал все
установления закона. Только теперь в его жизнь входил
Христос и становился главной ценностью, смыслом и светом
его жизни. Словом, в проповеди апостолов не было ничего
такого, что могло бы оскорбить религиозные чувства тех,
к кому они обращались.
Апостол Павел
проповедует в Ареопаге. Гравюра. Юлиус Шнорр фон
Карольсфельд
К язычникам апостолы шли обычно тогда,
когда "свои" не принимали и гнали их. И проповедовали не
всем, а только тем, кто хотел их слушать, кто жаждал
узнать истину. Первые обращенные язычники, Корнилий
Сотник, эфиопский евнух, были из тех, кто "алкал и
жаждал правды" и не находил ее в той вере, в которой был
рожден. Апостола Павла в Ареопаге пригласили выступить
сами афиняне, которые, как сказано в книги Деяний, "ни в чем
охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить
или слушать что-нибудь новое" (Деян.17:21). И хотя,
придя в Афины, Павел "возмутился духом" при виде
множества идолов, говорить афинянам о своем возмущении
он не стал, а, напротив, похвалил их: "Афиняне, по всему
вижу я, что вы как бы особенно набожны..." (Деян.17:22).
И только после этого, никого не обижая, стал
рассказывать им о Христе, о воскресении из мертвых и
вечной жизни. Нигде не читаем мы, чтобы апостолы
обращались к тем, кто не желал их слушать и, уж конечно,
тем более не хулили их веру. Между тем в посланиях
апостола Павла говорится о необходимости поддерживать
добрые отношения со всеми людьми, в том числе и с
"внешними".
Чего нельзя опровергнуть
Первые христианские общины вызывали
подозрение и неприязнь у окружающих. Оно и понятно:
богов не почитают, поклоняются Распятому, собираются
тайно... Но, познакомившись с ними поближе, многие уже
не могли устоять перед той любовью, которая была у
христиан и которой невозможно было увидеть ни у кого
другого. Первые поколения христиан, мне кажется, гораздо
серьезнее, чем мы, относились к словам Спасителя: "По
тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь
любовь между собою" (Ин.13:35). Эта любовь,
переливающаяся через край, привлекала к христианам лучше
всяких слов.
Приведу отрывок из жития преподобного
Макария Великого: "Однажды преподобный Макарий пошел из
скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда
они уже приближались к горе, преподобный сказал своему
ученику:
- Пойди немного впереди меня.
Ученик пошел впереди преподобного и
встретил языческого жреца, поспешно идущего ему
навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок
закричал:
- Слышишь ли, слышишь ли ты, демон! Куда
ты идешь?
Жрец остановился и сильно побил инока,
так, что он едва остался жив. Схватив затем брошенное
было бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился
преподобный Макарий, который сказал ему:
- Спасайся, трудолюбец, спасайся.
Удивленный такими словами преподобного,
жрец остановился и спросил его:
- Что хорошего ты усмотрел во мне, что
приветствуешь меня такими словами?
- Я вижу, что ты трудишься, - отвечал
преподобный.
Тогда жрец сказал:
- Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я
вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою
встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я
исколотил его до смерти.
И с этими словами жрец припал к ногам
преподобного, обнимая их и говоря: "Не оставлю я тебя,
отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в
христианство и не сделаешь иноком".
И он пошел вместе со святым Макарием.
Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал
избитый жрецом инок, и нашли его едва живым. Взяв его,
они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской
горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным
Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом,
окрестив его, они сделали его иноком, и ради него
множество язычников обратилось в христианство. Авва же
Макарий дал по сему случаю такое наставление:
- Злое слово, - говорил он, - и добрых
делает злыми, доброе же слово и злых соделывает
добрыми".
В каком-то из Патериков я читал рассказ
о том, как христианин пришел наниматься на работу к
мусульманам. Те сначала отказывались его брать: "Знаем
мы вас, христиан! Начнешь тут нам проповедовать свою
веру! Зачем нам это нужно?" Тот пообещал, что, пока
будет работать у них, не произнесет ни единого слова о
Христе. Поверили. Взяли. Обещание работник сдержал, но
через год вся семья крестилась.
Нужно проповедовать Евангелие среди
мусульман, иудеев, буддистов и атеистов! Но сейчас надо
не столько рассказывать о Христе, сколько показывать,
являть Свет Христов в делах, в жизни. Главной заповедью
православного миссионера мне видятся следующие слова
Спасителя: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы
они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего
Небесного" (Мф.5:16).
И к этому можно добавить
красноречивые слова святителя Григория Паламы: "Словеса
опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть
жизнь!"
Игорь Гагарин, протоиерей
Нескучный сад - 16.07.2012.
|