О миссионерстве
Пригласили священника в школу с детьми
побеседовать. И пока по коридору в аудиторию шли, завуч
священника просит: "Вы им скажите, чтоб они себя вели
хорошо, не курили на переменах, на уроках sms-ками не
обменивались, в туалетах на кафеле гадости не рисовали
фломастером".
Пригласили священника в армию. И пока
через плац с дежурным офицером в актовый зал шли, офицер
священника просит: "Вы им скажите, чтоб они приказы
командиров исполняли безропотно, чтоб с оружием вели
себя осторожно, чтоб в село за самогонкой в самоволку не
бегали, чтоб деды младших сильно не обижали".
Привели родители ребенка первый раз на
исповедь. Говорят ему: "Ты ж обязательно батюшке скажи,
что ты нас с папой не слушаешься". А батюшке говорят:
"Уж вы его пожурите, чтоб он не был таким строптивым,
чтоб ел то, что дают, не спорил с нами, слушался".
Куда бы священник ни пришёл и кого бы к
нему ни привели, всем, в первую очередь, желательно,
чтобы в мире умножилось послушание. Чтобы умножилась
молитва и родилось богопознание – так этого нет. Главное
– послушание подавай. Архимеду нужен был рычаг и точка
опоры, чтобы перевернуть мир. Начальники и командиры
всех сортов, кажется, видят в священниках рычаг для
переворачивания мозгов подчиненных в сторону послушания.
Это неправильно.
Упрекают дореволюционную Церковь в том,
что она слишком была связана с монархическим режимом,
что она превратилась в одну из главных его подпор. И
пострадала, дескать, затем так жестоко из-за крушения
режима, который подпирала и поддерживала. Может быть,
это и так, но ведь сегодня от Церкви хотят того же
самого – подпирать и поддерживать. В Церкви ищут не
Церковь, но некоторые из ее функций, далеко, кстати, не
основные. Любая власть стоит пред соблазном
потребительского отношения к Церкви в своем государстве.
"Помогите нам бороться с наркоманией, скажите народу,
чтоб не бунтовал, помогите бедным терпеливо дожить до
смерти и не смейте учить нас, как нам самим поступать".
Рабовладельцы были бесовски прозорливыми
миссионерами. Они сознательно крестили рабов, чтоб дядя
Том смиренно жил в соломенной хижине, сочиняя очередной
"спиричуэл", и нож в руки брал только для срезания
плодов при уборке урожая. Может, русская Церковь до
революции и была виновата, но тогда не стоит забывать,
что под угрозой оказаться в таком состоянии находятся
все Церкви в любом христианском народе.
Бога надо любить не за то, что Он даст.
Бога надо любить как Бога, а не как спонсора. Лучшие
сыны Израиля до пришествия Христова поняли, что Тору
нужно читать и изучать не "для", а ради сладости самой Торы.
Известны слова Христа из Евангелия:
Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9:13). Эти слова
процитированы из книги пророка Осии, и у них есть
продолжение: Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения
более, нежели всесожжений (Ос. 6:6). Боговедение – это
знание Бога, такая память о Нём, которая стремится стать
непрестанной, поучение в Его слове, исполнение
заповедей. Послушание младших старшим и подчиненных –
начальникам, милосердие, справедливость в судах,
верность в браках – это лишь плоды боговедения. Нельзя
искать плодов, не окапывая и не поливая корни. Когда
умножаются грехи, тогда Господь готов в гневе судиться с
жителями земли, и суд у Него с людьми потому, что нет ни
истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле (Ос. 4:1).
Все пророки говорят о Мессии, даже если
мы не всегда видим это и понимаем. И все пророки словно
едиными устами и единым сердцем говорят: Итак, познаем,
будем стремиться познать Господа; как утренняя заря –
явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний
дождь, оросив землю (Ос. 6:3). Не нужно думать, что
этот горячий вопль обращён только к ветхозаветным людям.
Не нужно думать, что нам, верующим во Христа, людям
Нового Завета, уже нечего познавать больше и стоит
успокоиться чтением Символа веры. Познавать Господа,
искать Его с раннего утра до позднего вечера обязаны
все, кто знает, что Бог есть. Более того, сыны Евангелия
должны распаляться большей жаждой благодати, чем сыны
Закона. Слова Исайи и Осии должны быть более нам близки,
нежели современникам пророков.
История христианского мира – это история
драматических взаимоотношений между Богом и Его новыми
людьми. Господь избирал и возвышал неизвестные дотоле,
сидевшие в исторической тьме народы. Господь дарил им
Себя, и было им хорошо, покуда Он был их главным
богатством. Когда же они хотели превратить Его благодать
в свою частную собственность или начинали хвалиться Его
подарками, будто своими заслугами, Он отворачивал Своё
Лицо. Он также мог гневаться на людей, когда они больше
внимания уделяли религиозному искусству: резьбе по
камню, церковному злату, стройному пению, витийствующему
богословию – и забывали о Боге как о Центре, о сердце,
об Источнике. Любили лучи и забывали солнце – можно так
кратко сказать. Это было не богопознание, но цветистый
культурный обман, разросшийся на месте бывшего
богопознания. Тогда исполнялись слова: Истреблен будет
народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг
ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо
Мною (Ос. 4:6).
Всё это было у евреев, но не у них
одних. Просто на их истории эти процессы видны, как на
матрице. Впоследствии они проявились многократно в
истории разных народов, познавших Бога, в том числе и
нашего.
Когда священника зовут в школу или
армию, это уже хорошо. И не страшно, что его просят
повлиять на подчиненных с целью улучшения их дисциплины.
Пусть просят. А священник все равно пусть главной своей
задачей считает разговор с людьми о Боге. Улучшение
дисциплины будет побочным продуктом светлых знаний о
Господе Иисусе Христе. И передача этих святых знаний –
главная задача священника, ибо уста священника должны
хранить ведение, и Закона ищут от уст его, потому что он
– вестник Господа Саваофа (Мал. 2:7).
Кто-то из мудрых миссионеров сказал:
"Когда говоришь с еретиком, не говори против него,
говори выше". Говоря против, мы ничего не достигнем,
поскольку в силу одного лишь инстинкта самосохранения
человек будет спорить, защищаться, не соглашаться. Но
если в недрах нашего церковного сознания мы богаты тем,
чего нет и не может быть у отколовшихся от Церкви, то мы
должны суметь указать им на те высоты, о которых они еще
не думали, показать им сокровища, которых они не видели.
Так же и с обычными слушателями. Мало
толку пережевывать повеления с частицей "не": "не
ругайтесь, не курите, не грешите, не скорбите". Мы –
регенты. Нам нельзя говорить "не фальшивьте" – нам нужно
дать чистую настройку. Кроме отрицательной частицы "не",
в проповеди должен присутствовать позитивный призыв:
"Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными.
Взыщите Бога, и жива будет душа ваша".
Другими словами, "пойдем к Нему, а не к
Его дарам; к Нему Самому, а не к Его свойствам; пойдём
вверх и перестанем растекаться по плоскости".
Андрей Ткачев, протоиерей
Православие.Ru - 27.05.2010.
|