Как провести уличную миссионерскую акцию?
Церковь растет миссией, где Промысел
действует в созвучных Богу душах, и благодать
воплощается в поступках. Искренний сочувствующий взгляд,
разговор на подлинные темы, тепло отданное подаяние и
подобные дела христиан могут стать семенами веры,
которую небесный Сеятель поможет взрастить.
Такое засевание "нечайными" делами есть
нечто обычное и ожидаемое от подлинно верующего
христианина, ибо по евангельскому слову, "вы – свет
мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы"
(Мф.5:14). Но ряд больших дел, более масштабное
"проповедование с кровель" (Мф.10:27), требует в
современных условиях уже совместных усилий прихода или
православной организации.
Уличная миссионерская акция с раздачей
буклетов является таким проповедническим делом,
посильным для всякого крепкого прихода в крупном
социуме. Она позволяет охватить большое количество
людей, и кратко и емко донести существенное о
православной вере. Акция требует продуманной подготовки
и усилий.
Данная статья могла бы послужить некой
схемой с описанием последовательности действий для
проведения уличных миссионерских акций с раздачей
буклетов. Статья создана на основании российского,
французского, украинского и крымского опыта проведения
подобных акций. Описание акций приводится ниже для
выявления общей схемы их подготовки и проведения. В
итоге получается небольшая практическая инструкция
(технология) для таких миссионерских мероприятий,
творчески приложимая к конкретным условиям и легко
повторяема на просторах наших стран. Итак, четыре
примера уличных акций.
***
В сентябре 2010 года в Каннах во время
бархатного сезона Ассоциация молодежи РПЦ во Франции "Корсунь"
совместно с канским Михайло-Архангельским приходом РПЦЗ
провела миссионерскую акцию в один из вечеров на
набережной, куда после напряженного дня естественно
стекаются жители и гости курорта. Место, время и целевая
группа акции в курортном городе беспечной страны
побудили организаторов выбрать в качестве текста
миссионерской листовки широко распространенный в
интернете милый диалог двух младенцев в утробе матери
(который, конечно подходит и для других условий, но
здесь он оказался особенно подходящим). Затем была
напечатана на французском языке листовка "Есть ли жизнь
после рождения?", провоцирующая тем не менее на многие
серьезные мысли, выводящие за рамки земной жизни.
Для раздачи листовок миссионеры
равномерно расположились на набережной тремя группами,
чтобы максимально увеличить зону миссионерского
воздействия. Чтобы заинтересовать прохожих миссионеры
при вручении листовки проговаривали провоцирующий вопрос
из ее названия: "Y a-t-il une vie après la naissance?"
("Есть ли жизнь после рождения?") – и порой это нужно
было говорить по-русски или по-английски. Был важен
также сам жест вручения: листовку протягивали к людям
иллюстрацией и названием вверх, чтобы они были хорошо
видны, а в самый же момент вручения листовку следовало
перевернуть текстом к берущему человеку – некое
приглашение к чтению. Порой завязывались серьезные
беседы, ведь русские не играют со смыслами, и говорят
сразу о подлинном и главном.
***
В ноябре 2002 года Православная
молодежная организация "Общее Дело" провела
миссионерско-просветительскую программу "Одигитрия"
среди студентов Москвы (http://o-d.ru/projects/odigitriya/).
Оргкомитетом программы было отпечатано десять тысяч
миссионерских буклетов "Под небом голубым есть город
золотой", содержащих прекрасный текст обращения
православной молодежи к своим сверстникам (http://o-d.ru/projects/odigitriya/buklet/,
текст был использован с разрешения его автора). Согласно
разработанному плану большая группа миссионеров
распространила буклеты в более 30 ВУЗ-ов Москвы и в
местах сосредоточения думающей и/или потенциально
заинтересованной молодежи, например, в центральных
библиотеках и книжных магазинах, студенческих общежитиях
и студ.городках и т.п. В буклетах находилось приглашение
на подготовленную "Общим делом" лекцию профессора
диакона Андрея Кураева "Православие – неизвестная
религия". Лекция должна была прояснить и закрепить
интерес молодежи к Православию, и несмотря на
приближающуюся студенческую сессию, на нее собралось
более 120 человек.
***
Весной 2004 года в Киеве православное
молодежное объединение "Спiльна Справа" использовало
подобный буклет для миссионерской акции в центре древней
русской столицы. С помощью Ионинского монастыря,
известного своей широкой молодежной работой, были
отпечатаны буклеты, продумано расположение миссионеров в
ключевых местах Крещатика и площади Независимости,
проинструктированы участники акции.
Примечательно следующее. Параллельно там
же проходили протестантские музыкально-проповеднические
выступления. Православные стали раздавать буклеты также
и в небольшой толпе зрителей, и один из них начал
подозрительно смотреть на подаваемый ему буклет. Но
когда понял, что перед ним православные, облегченно, не
без укора воскликнул: "Ну наконец-то!". Молодежь воочию
убедилась в необходимости православной миссии на
Украине.
***
И последний пример. Летом 1997 года в
Ялте прихожане Крестовоздвиженской домовой церкви семьи
Романовых в Ливадийском царском дворце узнали о
предстоящей грандиозной объединенной миссионерской акции
протестантских общин их города-курорта. Православные
весьма этому обрадовались, ведь так громко и широко
будет проповедано о Христе, и нужно будет лишь помочь
людям прийти в Его Церковь. Протестанты запустили
массированную рекламную компанию и сняли на несколько
дней чрезвычайно дорогой концертный зал "Юбилейный", а
православные по благословению настоятеля протоиерея
Николая Северина отпечатали несколько десятков тысяч
буклетов "Все ли равно как верить?", скомпилированных из
одноименной книги диакона Андрея Кураева.
Протестанты свозили автобусами в Ялту
людей со всего Крыма, и перед "Юбилейным" на всех
подходах их встречали ливадийские православные
миссионеры, вручали буклеты и беседовали со всеми
желающими. Когда протестанты огорчились, что людям
предлагается свобода выбора, и они разочарованно
покидают "Юбилейный" из-за бессодержательности действа,
то стали пытаться более активно воздействовать на
православных, в чем потерпели неудачу. К концу
мероприятия, на третий день, протестанты успокоились и
стали способны слушать, и уже православные стали им
проповедовать. Очевидно, у протестантов было совершенно
карикатурное представление о Православии, они молча
слушали, не много спорили, задавали вопросы. Что теперь
проповедуют они? Не пошли ли они путем этих молодых
прихожан ливадийского храма, многие из которых когда-то
сами были протестантами?
Если рассмотреть подготовку и проведение
этих миссионерских акций, то получаем следующую схему
действий:
1. Правильно определить время, место и
целевую аудиторию акции (1Кор.9:20-22). Желательно ее
приурочить к какому-нибудь значимому событию, церковному
или государственному празднику, например, к Пасхе,
Рождеству или к 9 маю, к приезду в город церковного
деятеля или известного человека, положительно
высказывающегося о Церкви и Православии (Юрия Шевчука,
Константина Кинчева и т.п.).
2. Исходя из целевой аудитории и
приуроченного события создать миссионерский буклет
(текст, стиль, иллюстрации) и напечатать необходимый
тираж. Буклет должен быть убедительным (но не
навязчивым!) и провоцировать задуматься о Христе и
вечности, о евангельских ценностях, с удачными
иллюстрациями. Не надо делать некую агитку с невнятным
изложением, громкими воззваниями и плакатными рисунками.
Избегайте в буклете часто использовать жирный шрифт и
крупные буквы.
3. Продумать расположение миссионеров на
месте акции, чтобы их усилия достигли максимального
количества прохожих. Прежде всего нужно сосредоточиться
на интенсивных потоках людей – например, выходы их
общественного транспорта, тротуары между станцией метро
и наземным транспортом, подземные переходы, внешняя
приморская набережная и т.д. Не следует становиться
миссионерам так, чтобы они вручали буклеты одним и тем
же людям. Не нужно вступать в долгие дискуссии или тем
более споры, так как самое главное, что вы хотели бы
донести ближним, уже изложено в буклете или листовке, и
многословие лишь искусительно отвлекает от раздачи.
Можно немного побеседовать с искренно вопрошающими, и
затем для дальнейшей беседы вежливо попросить их
обратиться к рядом стоящему, специально для этого
пришедшему более образованному прихожанину или лучше –
священнослужителю, готового детальнее отвечать на
вопросы или же вести дискуссии о вере. Согласно
практическому опыту, один проворный миссионер может
правильно раздать за час в людном месте около тысячи
листовок. Для первого раза, возможно, тираж в пару тысяч
будет вполне достаточен.
4. Найти или придумать фразу для
вручения буклета прохожим. Она должна быть краткой,
ясной и достаточно интересной, чтобы побудить людей на
чтение буклета. Например, из вышеприведенных акций:
"Есть ли жизнь после рождения", – или "Все ли равно как
верить?" – на Пасху же однозначно: "Христос воскресе!".
Таким же должно быть и само название буклета (с
соответствующей иллюстрацией), и если это так, было бы
логично проговаривать название буклета при его вручении.
5. Весьма желательно подумать о форме
или отличительных знаках уличных миссионеров, чтобы их
не воспринимали как распространителей рекламы или
сектантов, но как людей православных, своих. При этом
нужно соблюсти некую меру, чтобы миссионеры своим
внешним видом не отделялись от людей (не
противопоставляли себя им) и не казались чужаками.
6. До начала акции нужно напомнить ее
участникам о миссионерской открытости и
доброжелательности. Во время акции миссионерам следует
разбиться на небольшие группы, и каждой группе работать
по своему "апостольскому уделу". Не надо бесцельно
ходить с места на место, но если людей вокруг стало
мало, нужно перейти в более бойкое место. Не стоит
каждому участнику акции брать сразу большое количество
буклетов. Можно в группе выделить одного человека
(покрепче) с емкой сумкой или рюкзаком, который
загрузится буклетами для всей группы, и остальные могут
у него периодически подпитываться буклетами. Этот
человек может быть координатором группы, ответственным
также за связь с другими группами во время акции. Для
этого все координаторы должны иметь номера мобильных
телефонов друг друга. Не стоит откалываться от своей
группы и увлекаться одиночным проповедованием. В случае
возникновения конфликтной ситуации быстро собираетесь
все вместе для адекватных действий.
7. К концу проведения акции нужно
постепенно заканчивать беседы с людьми, и приглашать их
на богослужение в храм. Это особо удачно, если акция
проводится под выходные или перед большим церковным
праздником. Весьма желательно затем собраться всем
участникам для обсуждения проделанного, обмена мнениями
и полученным опытом. Важно, что в таком деле не только
проповедуется Слово Божие, но и сами участники
укрепляются в Христе Иисусе, ибо по слову Господа
"всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того
исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется
от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем
Моим Небесным" (Мф.10:32-33).
Эффективность уличной миссии с раздачей
буклетов в принципе не поддается прямой оценки из-за
неизвестности воздействия миссионерского текста и бесед
на душу заинтересовавшегося человека. Но об этом особо
не стоит беспокоиться, так как возможное прорастание
веры в уязвленной Истинной душе таинственно и занимает
время. "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог"
(1Кор.3:6), – пишет апостол Павел об этом незримом
соработничестве Господа Бога и Его миссионеров в
процессе возникновения и укрепления в людях веры.
Поэтому наше дело – пребывать в чуткой верности Христу и сеять.
Антоний Одайский, диакон
Православие и мир - 16.02.2011.
|