Миссионерская шизофрения
Есть противоречие нашей жизни и центрального убеждения
нашего богословия. Убеждение следующее: Церковь - Ноев
ковчег. Кто не в ней - тот погиб. Но если мы это всерьез
– то как мы можем не кричать, не заталкивать всех на
этот ковчег?
***
Это из недавнего номера журнала "Русский
репортер":
Психотерапевт Александр Сосланд: Часто
очень сложно сформулировать, в чем раскол, но он
ощущается как особая странность. Возникает
интеллектуальная расщепленность - утеря единства
мышления, восприятие каких-то мыслей как отдельных от
себя "голосов". Волевая расщепленность - желание что-то
сделать и нежелание это делать. Эмоциональная -
одновременное присутствие несовместимых друг с другом
эмоций.
Журналист: Но такое сплошь и рядом
встречается у людей, которых принято считать
нормальными.
Психиатр Марк Бурно: Это совсем не
похоже на обычного человека, запутавшегося в своих
чувствах, который, например, любит и ненавидит
одновременно. У больного нет ощущения внутренней борьбы,
противоположные чувства, мысли и волевые движения, как
рыбы, ходят рядом, не мешая друг другу.
Вот, например, больная сердится на меня,
кричит, рвет кусок бумаги, где я написал, как лекарство
принимать, топает ногами из-за того, что ей пришлось
немножко подождать, а я смотрю ей в глаза и вижу, что
она ко мне тепло относится, по-своему любит меня. И как
бы в доказательство она вытаскивает из своей сумки
смятый букетик фиалок и протягивает мне, еще продолжая
топать ногами и ругаться. Эти две вещи происходят
одновременно!
***
А это из моей книги "Перестройка в
Церковь":
Есть противоречие нашей жизни и
центрального убеждения нашего богословия. Убеждение
следующее: Церковь - Ноев ковчег. Кто не в ней - тот
погиб. Но если мы это всерьез – то как мы можем не
кричать, не заталкивать всех на этот ковчег? Церковных
людей сегодня менее пяти процентов. Значит, в автобусе
вместимостью в сто человек 95 едут по дороге с пунктом
назначения "ад". А мы мило улыбаемся нашим не-попутчикам…
Но если так долго, столетиями незаметно в церковной
жизни всплесков миссионерской активности, не значит ли
это, что на бумаге мы пишем одно, а в сердце, втайне
даже от себя, считаем иначе?
Миссионерски пассивный стиль жизни
понятен только при условии, что мы "разрешили" Богу
спасти не-христиан. Мол, Творец Сам знает, зачем Он их
создал столь непохожими на нас и Сам с ними разберется,
лишь бы люди они были хорошие… Спроси наших священников
прямо, публично – "Тако веруете ли?" - и в ответ
услышите анафему оригенистам (сторонникам всеобщего
спасения). Но если судить не по словам, а по делам, то
наша Церковь столь же давно, сколь и незаметно
обустроилась в практическом оригенизме.
Андрей Кураев, протодиакон
Живой Журнал - 16.02.2012.
***
Читайте также другие материалы
протодиакона Андрея Кураева:
|