Все о празднике "Рождество Христово"
История праздника
Рождества Христова, его значение, богослужение,
иконография, проповеди на Рождество Христово,
праздничные рецепты, устройство рождественского вертепа,
празднование Святок, колядки и многое другое...
Рождество Христово. Икона - VII - IX в. Монастырь святой Екатерины, Синай
Проповеди на праздник "Рождество Христово":
Рождественская кухня:
Святки:
***
Первые христиане были евреями и не
отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому
мировоззрению, рождение человека - "начало скорбей и
болей"). Для христиан более важным с вероучительной
точки зрения был и является праздник Воскресения
Христова (Пасха). После того, как в христианские общины
вошли греки (и другие эллинистические народы), под
воздействием эллинистических обычаев было начато
празднование и Рождества Христова. Древний христианский
праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и
Рождество , и Крещение Господне, ставшие впоследствии
разными праздниками. Рождество Христово стало
праздноваться отдельно с IV века.
Рождество Христово. Византийская миниатюра. XI в. Афон, Греция
Русская Православная Церковь,
использующая юлианский календарь, празднует Рождество
Христово 7 января по григорианскому календарю. Рождество
входит в число двунадесятых праздников и предваряется
сорокадневным постом.
Впервые о празднике Рождества Христова
упоминается у Климента Александрийского. Во времена
Иоанна Златоуста, как видно из его бесед, на Востоке
днем праздника было определено 25 декабря.
Празднику Рождества Христова
предшествует сорокадневный пост, известный под именем
Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия
праздника Рождества называется сочельником или
сочевником, так как, согласно церковному уставу, в этот
день полагается употреблять в пищу сочиво, т. е. сушеные
хлебные зерна, размоченные водой. По сложившемуся
обычаю, пост этого дня хранится до вечерней звезды. Уже
в IV в. было определено, как праздновать навечерие
праздника, если оно выпадает на воскресенье. В это время
совершаются царские часы, называемые так потому, что на
них положено возглашать многолетие царю, всему
царствующему дому и всем православным христианам. Во
время часов церковь вспоминает различные ветхозаветные
пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.
После полудня совершается литургия Василия Великого,
если только навечерие не случится в субботу или
воскресенье, когда совершается литургия Иоанна
Златоуста. Всенощное бдение начинается великим
повечерием, на котором церковь выражает свою духовную
радость о Рождестве Христовом пением пророчественной
песни: "яко с нами Бог".
Раннехристианский мыслитель Ириней
Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова,
тайне боговоплощения, пояснял: "Бог стал Человеком,
чтобы человек мог стать богом". Рождество Спасителя
стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая
целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся
событие разделило мировую историю на две эпохи – до и
после Рождества Христова.
Святой Иоанн Златоуст называл праздник
Рождества Христова началом всех праздников: "…В этом
празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и
священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница.
Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился
бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а
это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это –
Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова
начались наши праздники, как от источника различные
потоки".
Известно, что рождение Христа было
предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на
протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет
отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в
частности, свидетельствует и церковная гимнография. К
примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто
воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак
Рождества.
В текстах песнопений есть одна
характерная особенность – частое повторение относительно
событий двухтысячелетней давности слов "днесь" и "ныне".
Церковь в богослужебной практике таким образом вводит
человека в особую реальность – каждый становится
духовным участником и свидетелем совершающихся событий
Рождества Христова.
Нескучный сад
|