Колядки: о чем поют на Рождество. История
колядования и язычество ли это?
Тексты 46 известных колядок. История
колядования у христианских народов. Разоблачение
неоязыческих мифов о том, что колядование имеет
языческую основу и связано с некими славянскими богами.
Колядки и Рождество
Колядка - рождественская обрядовая
песня. Откуда взялись
христианские колядки - рассказывает Даниил Крапчунов,
художественный руководитель томского арт-проекта
"Васильев вечер"
На Святках часто вспоминают о, якобы,
"могучем наследии" дохристианской Руси. Главными героями
в эти дни испокон веку являются колядовщики. И тут-то
как раз и можно со всех сторон услышать, что колядки –
это якобы языческие отголоски, что чуть ли ни следы
культа бога Коляды. Однако при этом колядовщики,
столетиями оглашали города и села вестью о рожденном
Младенце Христе. Рождественская тематика – пусть не
единственное, но основное содержание их песен. Они
возвещали мир и радость людям, а хозяевам домов, в
которые приходили колядовать, желали долголетия,
здоровья и процветания во всём.
Васильев вечер: колядки и проведение рождественского
вертепа
Славянский бог Коляда появляется в нашем
распоряжении исключительно на основании
припевов-рефренов рождественских колядок: "Колида,
ходили гуляли колядовщички…". Более того, таким же
образом в распоряжении исследователей, а так же
почитателей славянской древности появляется еще целый
ряд якобы славянских мифологических персонажей –
божеств: Таусень, Леля, Лада, например. Эти имена так же
являются, на самом деле, припевами святочных или иных
песен. И все бы ничего, если бы не было возможности
посмотреть, как празднуют Рождество и Святки в других
странах. Например, у македонцев и болгар по улицам на
святках ходят "коледари".
Но болгары и македонцы – славяне -
ближайшие родственники наших предков, а значит, такое
совпадение может быть объяснено близким родством, то
есть общим языческим прошлым. С другой стороны, в Греции
на Рождество и, в особенности, на наш Старый Новый год
(или "Васильев вечер" по-народному календарю) поют
колядки. Само колядование у греков, совсем не
родственников славян, называется "каланда".
Значит, или мы заимствовали с принятием
христианства от греков этот обычай или придется признать
- они от нас. Первое куда более вероятно. И этому есть
еще одно доказательство. В Румынии и Молдавии на святках
тоже есть "коли́нда". Более того, не так давно ЮНЕСКО
признала обряд колядования у румын и молдаван всемирным
культурным наследием. Видимо, прав был исследователь и
знаток русских народных обычаев И.П. Калинский, когда
сто с лишним лет назад писал в книге "Церковно-народный
месяцеслов на Руси" о том, что слово колядки и сама
коляда происходят от латинского "calenda", - начало
месяца.
В свою очередь, это слово в латинском
языке произошло от греческого слова καλώ - "зову,
призываю". Обычай сформировался в Древней Греции раньше,
чем в Древнем Риме, так "славили" начало месяца или
другого важного периода. Для христиан сопоставимым по
значимости периодом к 4 веку стало Рождество. Согласно
древней греческой традиции, теперь уже рождественский
припев буквально выкрикивали. Интересно, что до сих пор,
пожилые информанты в деревнях так и говорят, что в
старину они "коляду кликали", то есть выкрикивали слово
"коледа".
Точно также как коляду, в южных областях
России "кричали" "таусеньки". Припевы в рождественских
колядках на юге звучали как "Тааусень", "Баусень", "Овсень"…
Один из отечественных лингвистов убедительно возводит
происхождение такого припева к христианскому слову
"осанна", попавшему в нашу культуру все от тех же
греков.
Интересно, что у грузин, есть давняя
традиция, согласно которой на Рождество верующие
организуют шествие или "крестный ход" под названием "Алило".
Происхождение этого припева понятно даже без
специального лингвистического образования. Кстати,
вполне вероятно, что припевы русских песен, на основании
которых под пером исследователей появились богини Лада и
Леля, созвучны грузинской традиции "Алило".
Среди припевов святочных песнопений чаще
других встречается стих "Радуйся земля, веселись небо -
Сын Божий Родился". Встречаются и другие
припевы-рефрены, например, рассказывающие о том, что Рай
открылся, что люди находятся как бы среди райского моря.
И в Словакии колядовщики на святках носят с собой кроме
вертепа предметы, напоминающие о Рае.
Иными вариантами припевов к рассказам на
евангельскую тему рождества и благопожеланиям были "Виноградия"
и "Щедрики". Накануне Нового года, вернее, старого
Нового года, то есть Васильева дня, колядовщики все в
тех же колядках пели припев "Щедрый вечер, добрый
вечер". И тут все понятно, накануне памяти Василия
Великого (который, надо сказать, и является для греков и
других православных народов аналогом нашего деда Мороза
или европейско-американского Санты) не было поста в
отличие от рождественского или крещенского сочельников и
столы в канун этого праздника ломились от еды, особенно
скоромной, непостной. На основании таких припевов (щедрик,
щедрый вечер, святой вечер, добрый вечер) нет
необходимости утверждать, что Щедрик или Васильев вечер
– это славянское божество. Дело в том, что значение этих
припевов остается понятным большинству современников. Со
временем же, значение припевов, без перевода усвоенных
от греков, болгар, и, возможно, даже ирландцев,
крестивших Русь, забылось.
Точно также забылись значения орнаментов
на рушниках в виде двуглавого орла, или значение елки,
рождественского дерева, забылись настолько, что их
введение стали усваивать Петру Первому. На самом деле,
введению этих общехристианских традиций и обрядов мы
обязаны, судя по всему, князю Владимиру. На Святках
колядовщики в России носили с собой ящик, кукольный
театр, называемый вертеп, так как в нем разыгрывали
события Рождения Христа в пещере, вертепе, близ
Иерусалима. На западной Украине сцены вертепа
разыгрывают люди, а не куклы, но звучат те же диалоги и
те же колядки, что и в России во время показа
рождественской драмы.
Обычно можно услышать о том, что вертеп
пришел к нам из Европы, через Украину и Беларусь, как
копия католических мистерий. Однако очень убедительно
звучит предположение И. Уваровой, о том, что именно
вертеп, ящик в котором куклы разыгрывают сцены
божественного замысла, был показан князю Владимиру при
выборе им веры. Таким образом, колядки, могли зазвучать
на Руси уже вместе с появлением христианства. Кстати, и
белорусское название святочного вертепа "батлейка" тоже
связано с названием города, прославившегося благодаря
Рождению Христа - Вифлеема.
Святочные традиции, колядки – это лишь
один из немногих примеров того, что сближает нас не
только со всеми славянами, православными греками и
румынами, но даже албанцами и французами – в
средневековой Европе существовали рождественские
организации, братства, такие же, как объединения,
ватаги, колядовщиков на Руси. Колядки - это не отголоски
культа Коляды, а самое что ни на есть подлинное
общеевропейское и даже больше, мировое культурное
наследие, носителем и хранителем которого уже тысячу с
небольшим лет являемся по праву и мы. И чем больше и
глубже сегодня мы будем знать свои традиции, корни, тем
больше видеть общего с окружающими нас народами, а не
придумывать несуществовавших богов для наших предков.
Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом –
Туда жито кустом.
Куда коза рогом –
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!
Идет звезда
чудна"
З Восток на полудень
Над вертепом сияет
Трьом царям путь являет
"Шедши трие цари
Несут Христу дари
Ирод их закликает
Куда йдете пытает
"Йдемо Рожденному
Дитяти малому
Злато смирну щей кадило
Йому в дари принесли
"Ангел им зъявляет
На путь наставляет
Другим путем вернитесь
До Ирода нейдите
"Ирод се почувше
Вельми засмутився
Що в городе Вефлиеми
Христос народився
Христос Спаситель в полночь родился
В вертепе бедном Он поселился
А над вертепом звезда сияет
Христос родился всем возвещают
Ангелы небесны с небес слетели и "Слава в вышних"
Христу
воспели а при боре, боре сосенка стояла.
Возрадуй!
Сосенка стояла, ехали бояре.
Возрадуй!
Ехали бояре, сосенку срубали.
Возрадуй!
Сосенку срубали, досточки пиляли.
Возрадуй!
Досточки пиляли, мосточки мостили.
Возрадуй!
Мосточки мостили, сукном устилали.
Возрадуй!
Сукном устилали, гвоздями вбивали.
Возрадуй!
Гвоздями вбивали, а кто будя ехать?
Возрадуй!
А кто будя ехать по этому мосту?
Возрадуй!
По этому мосту Великий Василий,
Возрадуй!
Великий Василий да к Новому Году,
Возрадуй!
Да к Новому Году, да к новому счастью!
Возрадуй!
Іде звізда чудна
З Восток на Полудне,
Над вертепом сіяє,
Трьом царям путь являє.
Над вертепом сіяє,
Трьом царям путь являє.
"
Шедши трiе царі
Ко Христу со дари,
Ірод їх закликає,
"Куда йдете?" – питає.
Ірод їх закликає,
"Куда йдете?" – питає.
"
Йдемо Рожденному
Дитяти малому
Злато, смирну ще й кадило
Йому в дари принесли.
Злато, смирну ще й кадило
Йому в дари принесли.
"
Ангел ся являє,
На путь наставляє:
"Іншим путём вернитесь,
До Ірода не йдіте".
"Іншим путём вернитесь,
До Ірода не йдіте".
"
Iрод, се почувши,
Вельми засмутився,
Що в городе Вифлеємі
Христос народився.
Що в городе Вифлеємі
Христос народився.
Небо и Земля, небо и земля ныне
торжествуют
Ангелы з людьми, ангелы з людьми весело празднуют.
"
Припев:
Христос родився,
Бог воплотився,
Ангелы спевают,
Царие витают,
Поклин виддАют,
Пастыри играют,
Чудо повидают,
Чудо чудо повидают
"
Во Вифлееме, во Вифлееме весело новина
Чистая Дива, читая Дива породыла сына.
"
И мы отчеви и мы отчеви,
Ины поклын даймо
Слава во Вышних, слава во Вышних
Ему заспеваймо.
"
Слово ОтчЕе, слово Отчее взяло на ся тило
В темностях зЕмных, в темностях земных
Солнце засветило
Три славни цари, три славни цари,
Зи с ходу приходят
Ладан и смирну, ладан и смирну,
Злато приносят
"
Ангелы служат, ангелы служат своему королю,
В его вертепе в его вертепе творят Божью волю
Що в Ерусалыми раное зазвоны-лы
"
Припев: Щедерые вечер, добрые вечер, добрым людям наздоро.
"
Рано зазвоныли и благословилы
Дева Мария по саду ходила
По саду ходила сына спородилы
Сына продтла в яслах аполодтла
Дала ему имя пресвятый Василья
Она цебе имя тайны возлюбыла
Дали ему имя Христом сталы звать
По всьому світу сталась новина:
Діва Марія Сина зродила,
Сино претрусила в яслах положила Господняго сына
"
Дива Мария Бога просила
"В що ж би я свого Сина сповила?"
Ти, небесний Царю,
Зишли свои дари
Цього дому господарю.
Пришлы ангелы неба до земли
Принесли дары Деви Марии
Три свечи восковы
Щи й ризи шелкови Исосови Христови
"
Засияла звизда с неба до земли
Прийшли ангели к Деви Марии
Спивають ей песни
Господней невесте,
И радость приносять.
В новом граде Вифлееми Сын Божий
родився
Святый вечир, Божий вечир!
Дива сына породила в яслях положила
Святый вечир, Божий вечир!
В яслях яхвах положила сином прытрусыла
Святый вечир добрый вечир!
Постухи стадо стерегри божий ангел к ним взъявился
Святый вечер добрый вечир!
Ангел Божий к ним явився и сказал,что Христос родился
Святый вечир, добрый вечир!
Им и его привитаймо, и поклин ему виддаймо.
Святый вечир добрый вечир!
Ты дома дома сам пан хозяин,
Он же дома дома коня сидлая
Коня сидала сворот съезжая
С ворот съезжая на прогулянья
На прогулнья в Ерусалим город
Приходят к ему купцы торговцы
Приносят ему пол мисок гроши
Шарочку не снял грошиков не взял
Приносят ему красну
Шапочку и снял девочку и взял.
Дивная новина…
Дивная новина:
Ныні діва сына
Породила в Віфлеємі
Марія єдина.(2)
Не в царськуй палаті,
Но межи быдляти.
У пустині, у яслині –
Наи всім треба знати.(2)
Иста Бога, иста,
Марія пречиста
И рождає, и питає
Його як невіста. (2)
На руках тримає
И йому співає:
Всемогутньым создателем
Його называє.(2)
Каже: "Люляй ,сыну, ты
Коли мене ты сам убрав
за матір єдину.(2)
"
Скажи правосудни
Где вернии
Да со мною пред тобою
Станут сии люди
"
Будем тя молити
И тебе просити
Щоби дал нам в твоим царстви
Во век веки жити
Ой, у Вифлиеми, тай у богий печери
Славен еси, славен еси, славен Христе Царю, на небеси!
"
Там Пречиста Дiва сына породiла
Славен еси, славен еси, славен Христе Царю, на небеси!
"
Сына породiла у яслях положила
Славен еси, славен еси, славен Христе Царю, на небеси!
"
Тай зишлыся з ниба там уси святии
Славен еси, славен еси, славен Христе Царю, на небеси!
"
Тай сталы гадати якэ имя дати
Славен еси, славен еси, славен Христе Царю, на небеси!
"
Дали Йому имя святого Йисуса
Славен еси, славен еси, славен Христе Царю, на небеси!
Ой ты, пан Иван, раскинул столы -
Славен ты сын!
Ой, славен ты сын, наш Бож(а) милой,
Нам на веки.
"
Раскинул столы, клади пироги.
Славен ты сын!
Ой, славен ты сын, наш Бож(а) милой,
Нам на веки.
"
Как придёт к тебе сам Бог вечерят.
Славен ты сын!
Ой, славен ты сын, наш Бож(а) милой,
Нам на веки.
"
Как даст тобе Бог три стола жита.
Славен ты сын!
Ой, славен ты сын, наш Бож(а) милой,
Нам на веки.
"
Чётвёртый гречки на варенички.
Славен ты сын!
Ой, славен ты сын, наш Бож(а) милой,
Нам на веки.
"
А пятый овса. Наша песенка вся.
Славен ты сын!
Ой, славен ты сын, наш Бож(а) милой,
Нам на веки.
Колида, ходили гуляли колядовщики,
Колида, ходили попали всё в богаты двора,
Колида, богатай двор ни близок ни далёк,
Колида, ни близок ни далёк на сями вирстах,
Колида, на сями вирстах на восьми столбах,
Колида, аткрой варата посмотри на двор,
Колида, что на тваём дваре дееится,
Колида, там бог ходит терямы строит,
Колида, один тярем красна сонца,
Колида, другой тярем ярки звезды,
Колида, а третий тярем яркий месяц,
КОЛИДА, ходили гуляли колядоущики!
Добрий вечір тобі, пане господарю,
радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
"
Застеляйте столи, та все килимами, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
"
Та кладіть калачі з ярої пшениці, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
"
Бо прийдуть до тебе три празники в гості, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
"
А той перший празник –Святое Рождество, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
"
А той другий празник – Святого Василя, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
"
А той третій празник – Святе Водохреща, радуйся!
Ой радуйся, земле, Син Божий народився!
"
А на сим же слове – бувайте здоровы.
Радуйся, ой, радуйся, земля,
Сын Божий народывся!
"
А за сим колядки- просим чоколадки
Радуйся, ой, радуйся, земля,
Сын Божий народывся!
Ой, там на горе
Ой там на крутей
"
Раю розвився
Христос народился
На Яго дворе!
"
Ой, там на горе
Коленька ходя
"
Раю разлился
Христос народился
На Яго дворе!
"
Коленька ходя,
Коника водя.
"
Раю разлился
Христос народился
На Яго дворе!
"
Ой, коню, коню,
Я тебе продам.
"
Раю разлился
Христос народился
На Яго дворе!
"
Я тебе продам
За сто чатыря.
"
Раю разлился
Христос народился
На Яго дворе!
"
- Не продай мене,
Сгожусь я тебе!
"
Раю разлился
Христос народился
На Яго дворе!
"
Дай, поедешь ты
Дай, жанитися
"
Раю разлился
Христос народился
На Яго дворе!
"
Дай, жанитися,
Да святитися.
"
Раю разлился
Христос народился
На Яго дворе!
Младенец Первенец, от Девы Бог
народился
Многая благодать от Бога всёму миру явилась.
"
Ирод царь засмутився, что Христос Бог народився
Ирод велил, а Бог не повер(л)ил, младенца погубити.
"
Чотырнадцать тысяч малых детей погубили
Они сами(сабе), сами(сабе) за младенцев тяжкую(вечную)
муку приняли.
Господин, господа, Господинова жена,
Двери отворите И нас одарите!
Пирогом, калачом Или чем-нибудь еще!
Коляда, коляда, накануне Рождества!
Тетенька добренька, пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай, Поскорее подавай,
Двоим, троим, Давно стоим,
Да не выстоим! Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!
Ты, хозяин, не томи, поскорее подари!
А как нынешний мороз Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать: Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок, Либо щей горшок!
Подай тебе Бог Полный двор животов!
И в конюшню коней, В хлевушку телят,
В избушку ребят И в подпечку котят!
Открывай сундучок – доставай пятачок!
Маленький хлопчик сел на снопчик.
В дудочку играет, Колядку потешает.
Щедрик-Петрик, Дай вареник,
Ложечку кашки, Кольцо колбаски.
Этого мало, Дай кусок сала.
Выноси скорей, Не морозь детей.
Не дашь мне ватрушки – Получишь по макушке!
Не дашь пирога – Уведу корову за рога.
На новое вам лето, На красное вам лето!
Куда конь хвостом — Туда жито кустом.
Куда коза рогом — Туда сено стогом.
Сколько осиночек, Столько вам свиночек;
Сколько елок, Столько и коровок;
Сколько свечек, Столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья, С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда, ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, Или денег полтину,
Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!
Коляда, мол яда, Уродилась коляда!
Кто подаст пирога — Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки — Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки — Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки — Завалим окошки,
Кто не даст пирога — Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба — Уведем деда,
Кто не даст ветчины — Тем расколем чугуны!
Сколько осиночек, Столько вам свиночек;
Сколько елок, Столько и коровок;
Сколько свечек, Столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья, С Новым годом
Со всем родом! Коляда, коляда!
Йшло три бабушки колядувати під липку,
За ними зайчик хороше грає на скрипку. (2)
"
Перша бабушка пиріжок несе під липку,
За нею зайчик хороше грає на скрипку. (2)
"
Друга бабушка ковбасу несе під липку,
За нею зайчик хороше грає на скрипку. (2)
"
Третя бабушка – та й медок несе під липку,
За нею зайчик хороше грає на скрипку. (2)
"
А музика наш хороше грає, дай йому,
Дай йому Боже щастя здоров’я у дому. (2)
Ой сів Христос до нас вечеряти.
"
Приспів: Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоровія.
"
– Ой сідай же, мати, до нас вечеряти.
– Ой спасибо, синку, за цю вечеринку.
Ой дай мені, синку, та райськіє ключі.
Ой да одімкнути та і рай, і пекло.
Ой повипускати та райськіє душі.
Одну грішну душу та й не випускати.
Вона й неньку й батька та й да налаяла.
Вона не лаяла – тільки подумала.
Вона не думала – тільки погадала.