Лев Великий. Слово первое на Рождество Христово
Память: 18 февраля / 3 марта
Святитель Лев I Великий – Папа Римский
(440–461). Известен защитником Православия против ересей
Евтихия, Диоскора и Нестория, деятельно способствовал
созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для
осуждения ереси монофизитов. В 452 году он силой своего
слова и святости удержал от разорения Италии грозного
предводителя гуннов Аттилу. Его литературное и
богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143
посланий, из которых самое знаменитое – "К святителю
Флавиану".
Святитель Лев I Великий – Папа Римский
***
I. Возрадуемся, возлюбленные, -
Спаситель наш ныне рождается! Не должно быть места
скорби там, где обретает рождение Жизнь, которая,
уничтожив страх перед смертью, дарует нам радость
[обладания] обещанной вечностью. Никто не отлучен от
соучастия в этом ликовании, ведь повод к радости общий
для всех. Господь наш, ниспровергатель греха и смерти,
не отыскав хотя бы одного безвинного, пришел, дабы всех
сделать свободными. Пусть же ликует святой, ибо
приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо
даруется ему прощение. Пусть воодушевляется язычник, ибо
призывается к жизни.
Рождество Христово. Икона из праздничного чина. 1-ая треть XIX в. Кыштым, Россия
Сын Божий в полноте времен (Гал. 4:4;
Ев.1:10), следуя неохватной глубины замыслу
Божественного Совета (Рим.11:33), для того принял
природу рода человеческого, чтобы возвратить ее своему
Творцу, дабы отец смерти диавол (Прем. 2:24), через нее
одержав победу, ею же и был побежден. Эта битва, начатая
ради нас, велась по великому и достойному удивления
закону справедливости: Всемогущий Господь не в Своем
величии, но в нашей уничиженности вступил в борьбу с
лютейшим врагом, противопоставляя ему именно этот образ
и эту природу, униженности нашей причастный, но
непричастный какому-либо греху. Рождеству Господа чуждо
то, что сказано обо всех людях: никто не чист от
скверны, даже и младенец, который прожил на земле всего
один день (Иов. 14:4).
Ничто в это беспримерное Рождество не
вошло от вожделения плоти, ничто не влилось от закона
греха. Избирается Дева из колена царя Давида, Которая,
восприняв Святой Плод, богочеловеческое потомство
принимает сперва душою, а потом уже и телом. И чтобы (не
ведая [тайну] высшего замысла столь необыкновенного
дела) не оказалась Она объята страхом, из ангельской
беседы узнает о том, что в Ней действовал Святой Дух.
Поэтому не считает это потерей целомудрия Та, Которая
скоро станет Матерью Божией. Ведь зачем приходить в
отчаяние от необычности зачатия Той, Которой обещается
действие от могущества Всевышнего? Более того, чудесная
плодовитость, дарованная Елисавете, укрепив веру [Девы],
послужила еще одним доказательством того, что Тот, Кто
даровал зачатие бесплодной, без колебания даст его и
Деве.
Слово Бога, Бог, Сын Божий, Который
вначале был у Бога, через Которого все начало быть и без
Которого ничто не начало быть (Ин. 1:1-3), вочеловечился
для избавления человека от вечной смерти и так без
умаления величия преклонил Себя до восприятия нашей
ничтожности, что, [всегда] оставаясь тем, чем Он был, и
принимая в Себя то, чем не был, coчетал в Себе истинный
образ раба (Флп. 2:7) с тем образом, в котором Он равен
Богу Отцу; и таким союзом соединил обе природы, что как
прославление не исчерпало низшую из них, так и
присоединение не умалило вышнюю. Таким образом,
поскольку не повреждены свойства обеих, природ, в одном
Лице сошедшихся, то величие воспринимает уничиженность,
сила – немощность, бессмертие – смертность, ради нашего
искупления нерушимая природа соединяется с природой,
подверженной страданию, и Бог Истинный и человек
истинный сочетаются в единстве Господа Иисуса Христа
так, что Он, единственный Посредник между Богом и людьми
(1 Тим. 2:5), исцеляя нас, мог умереть как человек и
воскреснуть как Бог. Итак, Рождение Спасителя нисколько
не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия
стало рождение Истины.
Такое Рождество, возлюбленные, подобало
Божией силе и Божией премудрости – Христу (1Кор. 1:24),
и оно как соответствовало нам человеческими свойствами,
так и отличалось Божественностью. Ибо, если бы не был
Бог истинный, то не даровал бы нам искупления, а если бы
не был человек истинный, то не преподал бы нам примера.
Поэтому когда рождается Господь, ликующими Ангелами
воспевается: слава в вышних Богу, и па земле мир. в
человеках благоволение! (Лк. 2:14), Ибо видят они, что
Небесный Иерусалим создается из всех народов мира. Сколь
же великое ликование об этом неописуемом деянии
Божественной любви следует питать уничиженности
человеческой, когда ему так радуются небесные Ангелы!
Итак, возлюбленные, через Сына
возблагодарим в Духе Святом Бога Отца (Коп. 1:12),
Который по великому милосердию Своему возлюбил нас (Еф.
2:4) и сжалился над нами, и нас, мертвых ко
преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2:5) так,
чтобы быть нам в Нем новой тварью (2 Кор. 5:17) и новым
образом. Сложим с себя ветхого человека с делами ею (Еф.
4:22) и, став соучастниками рождения Христа, отречемся
от дел плоти (Гал. 5:19). Осознай, о христианин, звание
свое и, соделавшись причастником Божественного естества
(2 Пет. 1:4), недостойным образом жизни не возвращайся к
ветхой ничтожности. Помни, Чьей Главы и Чьего Тела
являешься частью (1 Кор. 6:15). Вспомни, что,
исторгнутый из власти тьмы, перенесен ты в свет и
Царство Божие (Кол. 1:13). Через Таинство Крещения стал
ты храмом Духа Святого (1 Кор. 6:19). Не изгоняй из себя
Обитателя дурными действиями и не ввергай себя снова в
pa6cтво диаволу, ибо цена [твоего искупления] есть Кровь
Христова (1 Кор. 6:20), и в истине тебя будет судить
Тот, Кто в милосердии тебя спас. Он же с Отцом и Духом
Святым царствует во веки веков. Аминь.
Лев Великий, святитель
Православие.Ru - 07.01.2011.
***
Труды святителя Льва Великого:
|