Как провести Святки?
"Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево
деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом
морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое,
больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем
за садом. Сад – в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот,
побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись
галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы
позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот
оно, утро Праздника, – Рождество. В детстве таким явилось – и осталось"
(Иван Шмелев "Лето Господне").
***
Святки, или святые дни… Увы, как часто после
поста, интенсивной духовной жизни, кажется, что теперь "все
можно", поупражнялись в посте и молитве, теперь можно
отдохнуть. А уж включить телевизор или почитать статьи о
святках в светской печати, так и вообще окажется, что это –
главное время гаданий… О том, как проводить святки, мы
попросили рассказать священника Александра Ильяшенко.
- Отец Александр, расскажите, как правильно
проводить святки? часто получается, что это время становится
временем духовного расслабления за телевизором и
невнимательной духовной жизни…
Святки – это время от Рождества Христова до
праздника Крещения Господне. Эти два праздника соединены
чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает
праздник развернутый во времени. В эти дни можно
причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни
наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова.
Константин
Трутовский. Колядки в Малороссии
Эти дни хорошо посвятить близким, семье,
детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких.
"Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе" –
говорит пророк Давид. И Господь это приветствует. А вот
проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром
телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.
- Как святки проводят в Вашей семье?
Нам сейчас уже вместе собраться непросто (в
семье о.Александра и матушки Марии 12 детей и уже 13 внуков
– прим. ред.), но мы стараемся собираться на святках чаще.
Рождество – это детский праздник, и радость
этих дней обязательно нужно передать детям. Как тонко
заметил Достоевский, даже если жизнь развернет человека в
другую сторону, то в минуту трудную может, как озарение,
всколыхнуться детское впечатление и оказаться спасительным и
поможет принять правильное решение.
"Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее,
и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее
какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из
детства, из родительского дома. Вам много говорят про
воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное,
святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть,
самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких
воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю
жизнь". (Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы").
Поэтому яркие детские впечатления должны
быть соединены с праздниками, несущими духовную нагрузку.
***
Рождество Христово. Икона - VII - IX в. Монастырь святой Екатерины, Синай
***
Читайте также по теме:
Проповеди:
Рождественская кухня:
Святки:
***
- А как Вы относитесь к возрождениям
традиций народных гуляний, святочного веселья, представлений?
- Сходить в театр на хороший спектакль –
вполне уместно. А народные гуляния в наши дни, скорее,
псевдонародные. Народные традиции давно умерли. Чтобы их
возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство
исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно
воспринять, а что – нет. Например, кулачные бои – всегда ли
он будут безобидными играми, не станут ли они чрезмерно
жестокими, не превратится ли праздник в трагедию?
- Святки – это еще и время дел милосердия?
- Да, православные на святках всегда
старались уделять время делам милосердия. В эти дни особенно
хорошо поделиться радостью Христова Рождества с людьми,
сделав им что-то доброе. Многие посещают в эти дни больницы,
детские дома, устраивают Рождественские концерты,
поздравляют. Конечно, нужно заранее определить, куда пойти,
в какой детский дом, может быть, подготовить подарки детям.
Или если не было такой подготовки, то можно присоединиться к
какой-то группе, которая уже собирается посетить детский дом.
- Пост на святках отменяется вплоть до
Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост,
венчания совершают уже после Крещения… Почему так?
Святки – это период духовной радости, а не
плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки
это время особенно интенсивной духовной жизни: она не
заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к
встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и
причащаться чаще на святках.
Речь идет о тех людях, кто живет полноценной
церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех,
Важно понимать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь,
Господь говорит "Если хочешь быть совершенным". С другой
стороны апостол Павел говорит, что муж и жена должны
воздерживаться до времени: "Не уклоняйтесь друг от друга,
разве по согласию, на время, для упражнения в посте и
молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас
сатана невоздержанием вашим". (1 Кор. 7).
Это очень реально, это учитывает
человеческие возможности и не загоняет человека в угол.
Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь –
это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя
мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограмм, то можешь
понести груз в 50 кг, а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли
такого человека нести 50-килограммовый груз?
Святочные гадания
"Cвяточные гадания, – это лучший способ
испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто
говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары
младенцу Христу, отвечу – они шли от гадания к Христу, а их
сегодняшние подражатели – в обратном направлении" – диакон Андрей Кураев.
Церковь категорически запрещает гадания –
будь то святочные или любые другие:
"Предающиеся волшебникам, или другим
подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия,
согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да
подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии
подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о
судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей
предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в
сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих
вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как
священныя правила повелевают"" 61 правило VI Вселенского собора.
Александр Ильяшенко, протоиерей
Православие и мир - 08.01.2007.
|