Лев Великий. Слово шестое на Рождество Христово
Память: 18 февраля / 3 марта
Святитель Лев I Великий – Папа Римский
(440–461). Известен защитником Православия против ересей
Евтихия, Диоскора и Нестория, деятельно способствовал
созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для
осуждения ереси монофизитов. В 452 году он силой своего
слова и святости удержал от разорения Италии грозного
предводителя гуннов Аттилу. Его литературное и
богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143
посланий, из которых самое знаменитое – "К святителю
Флавиану".
Святитель Лев I Великий – Папа Римский
***
I. Во все дни и времена, возлюбленные,
Рождение от Матери Девы Господа нашего и Спасителя
стремилось навстречу душам тех верных, которые
размышляли о Божественном. При этом их разум,
вознесенный горе ради постижения своего Создателя,
пребывал либо в стенании моления, либо в ликовании
прославления, либо в даре жертвоприношения, наиболее
часто и смело касаясь духовным взором именно того, что
Бог, Сын Божий, рожденный от совечного Отца, родился
также и как человек. И такое поклонение Рождеству на
Небе и на земле достигает кульминации именно сегодня,
когда даруется нашим чувствам [ощутить] великолепие
чудесного Таинства, воссиявшего новым светом во [всех]
стихиях. Воскрешается беседа Архангела Гавриила с
замершей от страха Марией не только в памяти, но и неким
образом воочию, ведь сколь чудесно обещанное зачатие от
Святого Духа, столь же и вера в это. Сегодня Создатель
мiра родился из девственного чрева, и Сотворивший все
стихии стал Сыном Той, Которую Сам прежде создал.
Сегодня Слово Божие приняло покров плоти и то, что
никогда не было открыто людскому взору, сделалось
осязаемым (1Ин.1:1). Сегодня от ангельских гласов
(Лк.2:11) пастухи узнали о Рождении Спасителя в сущности
нашей плоти и души, а для вождей Божиих народов сегодня
положено начало [новому] образу благовествования, чтобы
и мы, вторя сонму Небесного воинства, возвещали: Слава в
вышних Богу, и на земле мир, в человеках
благоволение! (Лк.2:14).
II. Младенец, Который не был лишен
величия Сына Божия, превратился с годами в совершенного
Мужа, и, ради нас, недостойных, служа торжеству Страстей
и Воскресения, исполнил все Ему предопределенное. В
сегодняшнем же торжестве Рожденного Марией Девой Иисуса
мы обращаемся именно к Его Святому Рождеству. При этом,
когда мы поклоняемся Рождению нашего Спасителя, то
оказывается, что празднуем и наше собственное появление
на свет, ибо Рождение Христа есть начало всего
христианского народа, а [возникновение] главы есть и
начало порождаемого тела. И хотя у каждого есть свое
собственное имя, и все сыны Церкви оказались отделены
друг от друга, так как появились на свет в разное время,
однако Собор всех верующих (начало которому положено в
источнике Крещения) как со Христом в страданиях распят,
в Воскресении воскрешен, в Вознесении одесную Отца
помещен, так и рожден был вместе с Ним именно в этом
Рождестве. Итак, всякий человек из сонма верных
возрождается во Христе: прерывается цепь первородного
греха и, заново рождаясь, превращается этот человек в
нового человека (Кол.3:10) и принадлежит уже не
потомству плотской части [людей], а роду Христа, Который
затем стал Сыном человеческим, чтобы мы могли
превращаться в сынов Божиих. Ведь если бы Он не снизошел
к нам в таком униженном [облике], то никто за счет своих
собственных заслуг не поднялся бы до Него.
Рождество Христово. Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь святой Екатерины, Синай. Фрагмент
Ныне земная мудрость уже не в состоянии
рассеять мрак в сердцах тех, кто был призван (Рим.1:21),
ибо пыль земных мудрований (дни которых сочтены) не
может вознести себя превыше высоты милости Божией
(Пс.1:4). Исполнилось в конце веков (1Кор.10:11)
превечно замысленное прежде всех времен (Тит.1:2), и
сегодня, когда окончилось время полных тайного смысла
знаков, закон и пророчества стали истиной, а Авраам -
отцом всех племен (Быт.17:4). В его семени миру было
даровано благословение (Быт.22:18), так что относится
это не только к израильтянам, которых породила кровь и
плоть, но и ко всем усыновленным, которые станут
наследниками приготовленного сынами веры (Рим.9:6). И
пусть не сбивают нас с толку превратные толкования,
содержащиеся в нелепых вопросах, и человеческое
мудрование пусть не опровергает результат Божественного
деяния. Мы же вместе с Авраамом поверили Богу (Рим.4:3)
и не колеблемся неверием, но достовернейше знаем: то,
что обещал Господь, Он в состоянии исполнить
(Рим.4:20-21).
III. Итак, возлюбленные, Спаситель
рождается не из семени плоти, но от Святого Духа,
поэтому Его не коснулось проклятие первородного греха.
Величие же принесенной жертвы своей лучезарностью
побуждает нас к подобающему благоговению. И потому, как
учит блаженный Апостол: мы приняли не духа мира сего, а
Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от
Бога (1Кор.2:12), Который благочестиво почитается только
в том случае, если Ему приносится лишь то, что Он Сам
просит. Что же в сокровищнице Господнего изобилия могли
бы мы найти столь подобающее чести нынешнего торжества,
кроме мира, который Ангелами единодушно первым был
возвещен в Рождестве Господа? Ведь породил этот мир
сыновей Божиих (Мф.5:9), и, кроме того, является
источником любви и родителем единства (Еф.4:3),
отдохновением блаженных (Пс.4:9) и жилищем вечности.
Самое же благодатное его проявление заключается в том,
что соединил он с Богом тех, кого отделил от [суетного]
мiра. Потому и Апостол побуждает к такому миру, говоря:
оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом (Рим.5:1). В
этом кратком высказывании содержится суть почти всех
заповедей, ибо где будет истинное примирение, там не
может быть никакого недостатка в силе. Что же,
возлюбленные, означает мир иметь с Богом, кроме как
желать то, что Он предписал, и не желать того, что Он
запретил? Но каким образом может стать причастником
Божественного мира тот, кому угодно не то, что требует
возлюбить Бог? Подобной склонности нет у сынов Божиих, и
вовсе не такой [земной] мудростью преисполнились
усыновленные. Род избранный и царственный (1Пет.2:9)
пусть соответствует значимости своего возрождения,
возлюбит возлюбленное Отцом и ни в чем пусть не
противоречит своему Творцу, дабы не сказал опять
Господь: Я воспитал и возвысил сыновей, а они
возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и
осел ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня),
народ Мой не разумеет (Ис.1:2-3).
IV. Велико же, возлюбленные, Таинство
этой жертвы, и этот дар превзошел все прочие дары, ибо
объявляет Бог человека сыном, а человек именует Бога
Отцом. Так именуя, ощущаем мы и познаем Того, Кто
возносит любовь на недосягаемую высоту. Ведь если
случается, что в плотском потомстве и земной отрасли
пороки недостойной жизни помрачают даже рожденных от
славных родителей и слава предков является укором для
недостойного потомства, то какова же будет участь тех,
кто, возлюбив мiр, не убоялся отречься от рода Христа?!
Если для людей похвально, чтобы слава отцов отображалась
и в потомках, то насколько более славно для рожденных в
Боге сиять в образе своего Создателя и являть в себе
Того, Кто их породил, как говорит Господь: Так да светит
свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела
и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16).
Знаем же мы по словам Апостола Иоанна,
что весь мiр лежит во зле (1Ин.5:19), и когда диавол со
своими слугами строит козни, то [земной] мiр так
терзается неисчислимыми искушениями, что устремленного к
высотам человека либо неудачи гнетут, либо успехи вводят
в соблазн. Но Больший есть Тот, Кто с нами, чем тот, кто
против нас (1Ин.4:4), и если мы имеем мир с Богом и
всегда говорим всем сердцем Отцу: "Да будет воля Твоя",
то не смогут [слуги диавола] одержать верх ни в одном
сражении с нами, либо причинить нам вред при
столкновении. Бичуя же себя в наших исповедях и не
допуская сговора души с плотскими вожделениями,
разжигаем мы против себя вражду отца греха и укрепляем
неразрушимый мир с Богом, будучи должниками Его милости,
так что мы не только даем обет послушания нашему Царю,
но и получаем [в ответ] поддержку. Ибо если что Он
желает, то - и мы, и что Он отвергает, то - и мы, тогда
уже Он Сам за нас все сражения ведет и помогает
исполнить наши желания (Флп.2:13), чтобы стали мы
соработниками Его деяний (1Кор.3:9) и с ликованием веры
пророчески могли говорить: Господь - свет мой и спасение
мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого
мне страшиться? (Пс.26:1).
V. Итак те, которые ни от крови, ни от
хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога
родились (Ин.1:13), являют Отцу единодушие примиренных
сынов, и в Рожденном прежде всей твари (Рим.8:29;
Кол.1:15; Гал.6:15), Который пришел исполнить не Свою
волю, но - Пославшего (Ин.6:38), сходятся все
усыновленные, ибо милостивый Отец принял наследников не
раздираемых противоречиями или разномыслием, но одно
помышляющих и одно возлюбивших (Флп.2:2). Те, кто одним
способом возрождены, должны иметь и схожую душу. И
Рождество Господа есть рождение умиротворения, как
говорит Апостол: ибо Он есть мир наш, соделавший из
обоих одно (Еф.2:14). Как иудеи, так и язычники, через
Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном
Духе (Еф.2:18). [Иисус] же, прежде дня страстей
добровольным решением избранный, Своих учеников
наставлял, говоря: Мир оставляю вам, мир Мой даю
вам (Ин.14:27). И не скрывая под общим названием суть
Своего мира, добавил: не так, как мiр дает, Я даю
вам (Ин.14:27). Говорит Он, что [окружающий] мiр любит
свое (Ин.15:19) и многие погрязли в постыдной любви к
нему. Сроднились же эти души через порок, а схожие
желания породили и одинаковые действия. И если даже не
хотят они возврата к уродливому и постыдному [состоянию]
и исключают из договора своей любви недопустимые статьи,
но при этом остаются либо иудеями, либо еретиками, либо
язычниками, то все равно это не от любви к Богу, но от
любви к мiру. Тот (свыше грядущий и горе приводящий мiр),
к которому устремлены церковные духовные [люди], не
хочет, чтобы мы соединялись каким-либо образом с
возлюбившими этот мiр, но чтобы, напротив, противостояли
всем напастям и от гибельных удовольствий воспарили к
истинным радостям, как говорит Господь: Ибо где
сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21). Если
любишь то, что внизу, то и сходишь вниз, а если
почитаешь Горнее, то и достигаешь вышнего, поэтому нас
(одно желающих, об одном помышляющих и единодушных в
вере ли, надежде ли, любви ли) ведет Дух мира. А все
водимые Духом Божиим суть сыны Бога (Рим.8:14), Который
царствует с Сыном и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Лев Великий, святитель
Перевод с латинского Д. Зотова
Святоотеческое наследие
***
Труды святителя Льва Великого:
|