Лев Великий. Слово девятое на Рождество Христово
Память: 18 февраля / 3 марта
Святитель Лев I Великий – Папа Римский
(440–461). Известен защитником Православия против ересей
Евтихия, Диоскора и Нестория, деятельно способствовал
созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для
осуждения ереси монофизитов. В 452 году он силой своего
слова и святости удержал от разорения Италии грозного
предводителя гуннов Аттилу. Его литературное и
богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143
посланий, из которых самое знаменитое – "К святителю
Флавиану".
Святитель Лев I Великий – Папа Римский
***
I. Итак, возлюбленные, [прославление]
величия Божественных деяний без сомнения превосходит
всякий дар человеческого красноречия, но именно то, что
вызывает трудность при разъяснении, призывая не
умолчать, приходит нам на помощь, ведь в Иисусе Христе,
Сыне Божием, имеем мы дело не только с Божественной
сущностью, но также и с человеческой природой, что и
подтверждается пророком: ...род Его кто изъяснит?
(Ис.53:8). Никакое слово не в состоянии изъяснить
схождение в одном Лице обеих сущностей - лишь одной вере
это под силу. Поэтому всегда недостаточно усилий
славящего и всегда есть повод для прославления. Так
давайте же возрадуемся как раз тому, что мы не способны
до конца прославить это Таинство милосердия, а когда мы
не в состоянии изъяснить высоту нашего спасения, то
превосходящее нас полагаем благом. Ибо никто не
приближается к постижению истины более того, кто, даже
весьма преуспев в Божественных делах, понимает, что ему
всегда недостает того, к чему он стремится. А тот, кто
решил, что уже достиг цели, к которой до этого
стремился, как не получил требуемого, так и не оказался
достаточно настойчивым в поисках.
Так давайте не приходить в
замешательство от нашего бессилия, ибо ободряют нас
голоса Евангелия и пророков, которые таким образом
воодушевляют и научают нас, что Рождество Господа
(благодаря которому Слово стало плотью) почитается нами
не только когда мы вспоминаем прошедшее, но и когда
взираем на настоящее. Наполнен наш слух тем, что
возвестил Ангел Господень пастырям, берегущим свои
стада, и мы потому главенствуем над Господними овцами,
что храним в нашем сердце Божественно рожденные слова,
которые произносятся во время сегодняшнего торжества: Я
возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь (Лк.2:10-11). Ликование же
неисчислимого количества Ангелов только усиливает
значимость этого пророчества, и от этого еще
необыкновеннее становится свидетельство того, кому
вторит множество Небесного воинства, во славу Божию
единым восхвалением говорящего: Слава в вышних Богу, и
на земле мир, в человеках благоволение! (Лк.2:14). Так
что слава Божия берет начало с младенчества Христа,
Рождшегося от Приснодевы. А восстановление человеческого
рода справедливо относить к славе его Создателя, ведь и
сам Архангел Гавриил, посланный Богом к блаженной Марии,
изрек: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего
осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном
Божиим (Лк.1:35). На земле же признается такое
умиротворение, которое внушает людям благие побуждения,
а благодаря тому Духу, Которым из недр Пречистой Матери
рождается Христос, из чрева Святой Церкви заново
рождается христианин, для которого истинный мир
заключается в том, чтобы от воли Бога не отпадать и
находить наслаждение лишь в том, что возлюбил Бог.
Рождество Христово. Икона VIII - IX в. Византия
II. Ныне, возлюбленные, когда мы
отмечаем день рождения Господа, который был отобран из
всех [остальных] дней предшествовавших веков, то уже
миновали (как и было замыслено превечным Советом) все
земные события, а вся униженность Искупителя
преобразилась во славу отцовского величия, дабы пред
именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных,
земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что
Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2:10-11).
Тем не менее мы неустанно поклоняемся этому Рождеству от
Пресвятой Девы, а нерасторжимую связь Слова и плоти
почитаем в Возлежащем в яслях не менее, чем в
Восседающем на троне Отцовского величия. Ибо
непоколебимая Божественность (сколь бы она ни содержала
в себе и великолепия, и могущества) для того была от
взора человеческого сокрыта в глубине Новорожденного,
чтобы через необыкновенное появление истинного человека
познавался бы Тот Рожденный, Кто для царя Давида - и
Господь, и сын (Мф.22:45). Ведь и сам Давид, будучи
наполнен пророческим духом, изрек: Сказал Господь
Господу моему: седи одесную Меня (Пс.109:1). Этим же
свидетельством, как повествует Евангелие, была уличена
нечестивость иудеев. Ибо когда спрашивал Иисус иудеев,
чьим сыном именуют они Христа, то они отвечали - Давида.
Тогда Господь, уличает их слепоту, говоря: Как же Давид,
по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня?
(Мф.22:43-44).
Преграждаете вы для себя, о иудеи, путь
к познанию, и до тех пор, пока в Нем замечаете лишь
телесную природу, лишаете себя всякого света истины.
Ибо, ожидая (следуя вымышленным представлениям)
пришествия сына Давида лишь в телесном потомстве,
утверждали вы свое упование на человека и просмотрели
Бога - Сына Божия (Иер.17:5), поэтому и признаваемое
нами чудесным вам не может принести пользу. Ведь мы тоже
на вопрос: "Чей сын Христос?" - апостольскими словами
исповедуем, что ...родился от семени Давидова по плоти
(Рим.1:3), и с первой страницы евангельского
благовествования научаемся, читая: Родословие Иисуса
Христа, Сына Давидова (Мф.1:1). Но потому мы
отмежевываемся от вашей нечестивости, что Того, Кого
признали человеком, рожденным из рода Давида, Его же
(так как Слово стало плотью) исповедуем Богом, совечным
Богу Отцу. Поэтому, о Израиль, если следовал бы ты
смыслу своего имени и не пропустил помраченным сердцем
пророческих свидетельств, то открыл бы для тебя Исаия
евангельскую истину и не оглохнув - услышал бы его, по
Божественному вдохновению говорящего: Се, Дева во чреве
приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что
значит: с нами Бог (Мф.1:23). И если в таком качестве
святого имени не распознал Его, то, по крайней мере, из
слов Давида уяснил бы для себя, что не следует отрицать,
вопреки свидетельству Нового и Ветхого Заветов, что
Иисус Христос - Сын Давида, раз уж не признаешь Его
Господом Давида.
III. Вот почему, возлюбленные, благодаря
неизъяснимой милости Бога Церковь верных народов
приобрела то, чего так и не заслужила синагога плотских
иудеев, как говорит Давид: Явил Господь спасение Свое,
открыл пред очами народов правду Свою (Пс.97:2), а Исаия
сходно пророчествует: Народ, ходящий во тьме, увидит
свет великий; на живущих в стране тени смертной свет
воссияет (Ис.9:2), и опять же: Вот, ты призовешь народ,
которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали,
поспешат к тебе... (Ис.55:5). Так давайте возликуем в
день спасения нашего и, будучи Новым Заветом приняты в
общность Того, Кому через Отца пророком говорится: Ты
Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в
наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе
(Пс.2:7-8), давайте оценим милость Усыновляющего, ведь
как говорит Апостол: ...вы не приняли духа рабства,
чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления,
Которым взываем: "Авва, Отче!" (Рим.8:15). Поэтому
следует усыновленным исполнять волю Отца,
свидетельствующего, что сопричастные униженности Христа
станут сонаследниками будущей славы, как говорит
Апостол: ...если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и
прославиться" (Рим.8:17).
Так пусть прославится Господь в своем
младенчестве, а телесное рождение и возрастание да не
причинят ущерба Божественности, ибо наша природа не
может ничего ни прибавить к неизменной сущности, ни
убавить у нее, а Тот, Кто в подобии греховной плоти
(Рим.8:3) сподобился стать подобным людям, в то же время
в единстве Божественности остается равным Отцу, а с Ним
и со Святым Духом Он живет и царствует во веки веков.
Аминь.
Лев Великий, святитель
Перевод с латинского Д. Зотова
Святоотеческое наследие
***
Труды святителя Льва Великого:
|