От язычества к христианству, или Как провести Масленицу
Через неделю Православная Церковь вступит в
Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы.
Последняя из них, которая в церковном календаре именуется
сырной, в народе более известна как Масленица. Она
завершается Прощёным воскресеньем, после которого и
начинается Великий пост. Насколько обычаи и традиции
празднования Масленицы соответствуют христианскому духу?
Допустимо ли православному человеку участвовать в народных
гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник
научить нас милосердию? Об этом специально для сайта
"Православие и мир" Валерия Ефанова беседует с сотрудником
Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС
священником Сергием Звонаревым.
"Адмиралтейская площадь во время Масленицы".
Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И.
Шарлеманя. 1850-е
– Отец Сергий, что можно посоветовать тем,
кто собирается праздновать Масленицу?
– Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей
– часть годового круга богослужения, связанная с Великим
постом. Уточню, что, когда мы говорим о "седмице", речь идет
о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в текущем
году она начинается 22 февраля) оканчивается в Прощеное
воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост.
Верующим людям начало Сырной седмицы, или
Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на
мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе
дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме
мяса.
Поскольку эта неделя – подготовительная
перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что
обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать
допустимых пределов, и само празднование не должно
превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.
Василий
Суриков "Взятие снежного города" (1891)
В языческих представлениях наших
далеких-далеких предков Масленица была праздником проводов
зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу
шла весна, новое время года, время обновления природы,
обновления чувств.
В языческом мире славян этот праздник
особенно ярко отмечался в народной среде: проводились
широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело
"масленицы", совершались обряды, имеющие прямое отношение к
язычеству. После христианизации Руси с X – го века Церковь
непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли
века, но народные представления о Масленице сохранили
некоторые элементы дохристианских верований.
Во многих местах по-прежнему на Масленицу
жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не
относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы
предостеречь православных людей от участия в подобном
"веселье".
Необходимо помнить о том, что Сырная седмица
готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений
о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для
своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться
душой... Великий пост – время напряжения духовных сил,
стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на
Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали
подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека
от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым
стремится христианин.
– Московские власти обещают многочисленные
гуляния. Можно ли участвовать в них православным?
– Никто не говорит, что надо вообще не
посещать эти гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для
христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы
предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе
человека. Мы же знаем, каким бывает развлечение, выходящее
за всякие рамки: употребляется большое количество алкоголя,
что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным
поступкам, греху.
***
Читайте также по теме:
- Весёлая Масленица - как это было сто лет назад (из "Лето Господне") - Иван Шмелёв
- Христианский или языческий праздник – масленица? - иерей Дмитрий Кулигин
- Поговорим о масленице. Священники о Масленице.
Мы попросили пастырей высказать свое
мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как
нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии
праздника и предначинания постнического делания? Как
христианину правильно провести эти дни? - Православие.Ru
- Масленица – миссионерская удача Русской Церкви. Масленица – невероятная миссионерская
удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл
весеннего карнавального буйства. В языческой культуре
оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную
точку бытия... - иеромонах Димитрий Першин
- От язычества к христианству, или Как провести Масленицу.
Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы
соответствуют христианскому духу? Допустимо ли
православному человеку участвовать в народных
гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот
праздник научить нас милосердию? - иерей Сергий Звонарев
-
В Масленице блины не главное.
Сегодня мы становимся свидетелями процесса
возрождения масленичных традиций, и не только в
нашем регионе, но те формы проведения праздника,
которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной
Масленице не имеют никакого отношения, кроме
названия... - Даниил Крапчунов
- Церковь никогда не допускала смешения понятия Недели о Страшном Суде с языческими элементами - священнослужители о Масленице - Русская линия
- Святой Великий пост при дверех: проповедь в Прощеное воскресенье - архимандрит Иоанн Крестьянкин
***
– В "Сибирском цирюльнике" Никиты Михалкова
нарисована запоминающаяся сцена народного масленичного
гуляния, сразу вспоминается и русская поговорка "не
согрешишь, не покаешься". Нужно ли русскому человеку дойти
до крайности, чтобы только после этого покаяться?
– Если у человека отсутствуют удерживающие
его духовные и нравственные скрепы, то он легко впадает в
такие недопустимые крайности, о которых впоследствии
начинает каяться и сожалеть.
Однако люди меняются, и ментальность наших
соотечественников, как мне кажется, отличается от той, что
имела место даже сто лет назад. Раньше люди работали до
седьмого пота, и в гуляниях не знали устали. Сегодня многие
горожане прагматичнее относятся ко всему, и особенно сейчас,
во время финансового кризиса, несколько раз подумают, прежде
чем решиться спустить часть семейного бюджета на праздник.
Наше общество теряет элементы народной
традиционности. В этом есть свои отрицательные и
положительные стороны, ведь народная культура и духовность –
это не одно и то же. Церковь всячески противостоит потере
или ослаблению традиционной духовности, но если в прошлое
уходят языческие пережитки – совсем другое дело.
– О. Сергий, а что в современном
праздновании Масленицы напоминает о язычестве? Выпечка
блинов?
– Отношение к блину в языческие времена
было, безусловно, отражением языческого мировоззрения. Блин
даже внешне, своим золотистым цветом и формой напоминал
солнце, поэтому на праздник встречи солнца, на Масленицу, и
пекли блины.
Другое дело в христианский период – этот
обычай тщательно воцерковлялся, можно сказать,
"переваривался" Церковью с тем, чтобы придать ему новый
христианский импульс. Со временем употребление блинов,
пирогов и всего того, что связано с угощением на Масленицу,
потеряло языческую подоплеку. Сегодня мы уже не можем
сказать, что православному христианину недопустимо кушать
блины только потому, что первоначально такого рода угощения
были языческими.
– Что можно сказать про обычай прыгать через
костер?
– Такой обычай сохранился далеко не во всех
уголках нашей страны, но и он, безусловно, имеет
непосредственное отношение к язычеству. Дело в том, что в
языческом мире считалось, что прыжки через костер
способствуют очищению огнем от каких-то беззаконий,
прегрешений, проступков. Язычнику, для того чтобы
очиститься, достаточно прыгнуть через костер, который
символически опаляет грехи. Но мы прекрасно знаем, что
покаяние возможно только в Боге, что только Бог может
прощать грехи. Поэтому Церковь настаивает на необходимости
прибегать к Таинству покаяния.
Церковь призывала людей идти в храмы и
приносить покаяние Богу, а не прыгать через костры, чтобы
получить прощение своих грехов и очисться. То
обстоятельство, что этот обычай почти исчез, говорит об
успехе церковной проповеди.
Сегодня эта традиция встречается далеко не
повсеместно и сохраняется лишь в качестве какой-то народной
забавы, демонстрации удали, лихости молодецкой.
– Но соломенное чучело по-прежнему жгут с
удовольствием?
– Да, это наиболее сохранившаяся традиция,
но сегодня она не опасна для Церкви, потому что для наших
современников она также потеряла свою привязку к язычеству.
Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании
чучела Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития
этого языческого по своему глубинному содержанию обряда.
Впрочем, и среди тех, кто присутствует при этом действии,
никто не считает, что он участвует в языческом ритуале. Это
дань традиции, прошлому, которая сегодня не имеет отношения
к религии и к духовности. Русь пережила это много столетий
назад.
Сжигание чучела притягательно своей
необычностью. В реальной жизни мы ни с чем подобным не
встречаемся, и вдруг, раз в год, на площадях начинают
сжигать какое-то соломенное чучело. Людей вообще привлекает
все необычное. Ведь и блины можно кушать в другое время
года, но в память о наших народных традициях мы совершаем
это именно на Масленицу.
***
Рецепты на Масленицу:
***
– Наверное, эту традицию можно воцерковить и
как бы перевести в русло милосердия?
– Конечно. Более того, было бы замечательно,
если бы наши власти задумались о том, чтобы этот праздник
посвятить помощи неимущим.
Вспомним пример святого князя Владимира,
прозванного в народе "Красным солнышком". Он специально
посылал по Киеву повозки со снедью и угощениями для раздачи
их бедным людям. Почему бы сегодня властям, прежде всего
муниципальным, не устроить на протяжении всей Масляной
недели выпечку блинов для раздачи их в первую очередь там,
где люди элементарно нуждаются в пище – на вокзалах, у
теплопунктов, у переходов метро. Там, где всегда много лиц
без определенного места жительства, бродяг.
Нравственный эффект и общественный резонанс
от такого рода помощи был бы намного выше, чем от всех
усилий по организации широкой Масленицы и гуляний. Участники
этих гуляний и так способны купить себе не только блины, но
и более серьезные вещи. А вот помочь нуждающимся...
Передвижная блинопекарня не является чем-то
безумно дорогим, она не требует громадных капитальных
вложений. А если бы такую блинопекарню привезли в детский
дом и угостили бы детей блинами с вкусной начинкой, какой бы
след в душах ребят оставило это угощение и внимание!
– Кроме того, может быть, на наступающей
неделе лучше выбрать время и сходить в храм? Какие церковные
праздники нас ждут?
– Поскольку время наступления Великого поста
меняется в зависимости от Пасхи, то и на Сырную седмицу в
разные годы выпадают разные праздники. В этом году в среду
25 февраля (по новому стилю) Церковь отмечает праздник
Иверской иконы Божией Матери. В этот же день мы празднуем
память святителя Алексия, митрополита Московского, который
являлся небесным покровителем почившего Святейшего Патриарха
Алексия II . Поэтому 25 февраля будут совершаться
мероприятия, посвященные памяти недавно почившего
Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Беседовала Валерия Ефанова
Православие и мир – 24.02.2009.
|