Масленица – миссионерская удача Русской Церкви
В среду на Масленицу зять приходил в
гости к теще на блины. Немногие сегодня помнят эту
традицию. Иеромонах Дмитрий Першин, руководитель
информационно-издательского управления Синодального
отдела по делам молодежи Московского Патриархата,
рассуждает о том, как Масленица способствует примирению
между родственниками и почему разгульный языческий
карнавал – затаенная тоска по христианскому покаянию.
Борис
Кустодиев. Масленица
Масленица – невероятная миссионерская
удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл
весеннего карнавального буйства. В языческой культуре
оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную
точку бытия. В этом карнавальном разгуле, в плясках и
выпивке человек пытался вырваться из своего собственного
прошлого, освободиться от накопленных за год ошибок,
сбросить годовой груз неправды и зла, и начать с чистого
листа писать новую главу своей жизни. Чтобы задобрить
силы, отвечающие за счастье в новом году, язычники
приносили им человеческие жертвы, дальним отголоском
которых является сожжение соломенного чучела.
Но за этим карнавальным надрывом таилась
тоска по подлинному покаянию, по настоящему обновлению
души – и свое разрешение она получила в христианской
традиции.
***
Читайте также по теме:
- Поговорим о масленице. Священники о Масленице.
Мы попросили пастырей высказать свое
мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как
нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии
праздника и предначинания постнического делания? Как
христианину правильно провести эти дни? - Православие.Ru
- Масленица – миссионерская удача Русской Церкви. Масленица – невероятная миссионерская
удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл
весеннего карнавального буйства. В языческой культуре
оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную
точку бытия... - иеромонах Димитрий Першин
- От язычества к христианству, или Как провести Масленицу.
Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы
соответствуют христианскому духу? Допустимо ли
православному человеку участвовать в народных
гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот
праздник научить нас милосердию? - иерей Сергий Звонарев
-
В Масленице блины не главное.
Сегодня мы становимся свидетелями процесса
возрождения масленичных традиций, и не только в
нашем регионе, но те формы проведения праздника,
которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной
Масленице не имеют никакого отношения, кроме
названия... - Даниил Крапчунов
***
Из Византии и Болгарии на Русь пришла
глубокая и, можно сказать, виртуозная покаянная культура
перемены сердца и пересозидания ума. И в этой
перспективе масленичная неделя стала преддверием долгого
великопостного пути к Пасхе. Вот почему на Масленицу мы
не жжем чучела, не пытаемся в пьяном экстазе порвать с
обрыдлыми грехами и страстями минувшего года, а идем к
теще на блины, к золовке в гости, примиряемся со всеми,
с кем за год могли сложиться неприязненные или сложные
отношения. И в этом примиренном состоянии испрашиваем
друг у друга прощения в Прощеное воскресение, с
которого, как мы помним, начинается наше вхождение "во
дни печальные Великого Поста". Пост не диета, его задача
иная – дать крылья и распахнуть Небо, как будет сказано
в воскресном чтении второй седмицы Поста.
Сами по себе гулянья не противопоказаны
христианину, христианину противопоказаны бесчинства. По
слову апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все
полезно". Или как совершенно по-христиански было
начертано над доской в кабинете истории в моей тогда еще
советской школе: "Голова на то дана, чтобы думала она".
В традиционной культуре было время для
гуляний, было время для общения, но была и своя система
табу. Было время камни разбрасывать и было время их
собирать. Был определенный канон жизни, который давал
человеку возможность раскрыть себя изнутри в формах
этого канона.
К сожалению в наши дни Масленица
приобрела еще один и теперь уже грустный смысл: она
напоминает нам о том, что у нас стало очень мало
родственников. Часто ли встретишь теперь золовку, деверя,
свояка, а вместе с несуществующими родными уходят в
прошлое те именования, которыми пестрят, к примеру, "Вечера
близ хутора Диканьки". Да что там о свояченицах – для
многих "теща" и "свекровь" – неизведанные понятия.
Надеюсь, что, отмечая этот праздник
семейного общения кто-либо из наших молодых найдут друг
друга и будут счастливы. В этом году это пожелание имеет
двойной смысл – на Масленицу можно будет посылать
валентинки...
Димитрий Першин, иеромонах
Татьянин день - 10.02.2010.
|