Сегодня мы становимся свидетелями
процесса возрождения масленичных традиций, и не только в
нашем регионе. Такой запрос в обществе действительно
существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей,
которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась
традиционная Масленица сто лет назад, единицы, их очень мало.
Даниил Крапчунов, кандидат философских наук,
руководитель арт-проекта "Васильев вечер" (Томск)
https://vk.com/vasilyev.vecher
Те формы проведения праздника, которые
мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не
имеют никакого отношения, кроме названия.
Это неумелые попытки передачи
стереотипных представлений о празднике, сложившиеся в
советский период (1950–1970-е годы), результатом которых
может быть только уничтожение традиционной народной
культуры.
Поговорим о масленице. Священники о Масленице.Мы попросили пастырей высказать свое
мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как
нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии
праздника и предначинания постнического делания? Как
христианину правильно провести эти дни? - Православие.Ru
Масленица – миссионерская удача Русской Церкви. Масленица – невероятная миссионерская
удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл
весеннего карнавального буйства. В языческой культуре
оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную
точку бытия... - иеромонах Димитрий Першин
От язычества к христианству, или Как провести Масленицу.
Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы
соответствуют христианскому духу? Допустимо ли
православному человеку участвовать в народных
гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот
праздник научить нас милосердию? - иерей Сергий Звонарев
В Масленице блины не главное. Сегодня мы становимся свидетелями процесса
возрождения масленичных традиций, и не только в
нашем регионе, но те формы проведения праздника,
которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной
Масленице не имеют никакого отношения, кроме
названия... - Даниил Крапчунов
***
Ведь что такое современная Масленица? В
первую очередь, это блины как главный атрибут праздника.
Ничего подобного в традиционной культуре не было: если
мы возьмем мотивы масленичных песен, то блины там
упоминаются реже всего – основными масленичными блюдами
были сыр, яйца, масло, мед, хлеб. Сама символика блина,
которой он наделяется в последнее время, в
этнографических записях не встречается. Впервые
сравнение блина с весенним солнцем сделал Куприн, но это
был литературный прием, с таким же успехом он мог
сравнить с солнцем сковородку или еще что-нибудь
круглое. Блин – это наиболее архаичная форма хлеба,
поминальная пища, которую пекли не только на Масленицу,
но и в другие праздничные даты.
Масленицу принято считать языческим
праздником, однако нельзя забывать, что она напрямую
зависит от главного христианского праздника – Пасхи. И
все масленичные обряды, которые фиксируются этнографами,
связаны со значением этой недели как подготовительной
недели к посту.
Традиционная Масленица очень
многообразна: это театр Петрушки и катание с горы,
масленичный столб и кулачные состязания, взятие снежной
крепости и то, что было повсеместным, – величание
молодоженов. А вот блины или сжигание масленичного
чучела встречались далеко не везде.
Главное, что было у традиционной
культуры, – это взаимное участие, когда нет деления на
зрителей и исполнителей. Вот этого не хватает тем
формам, которые возрождаются сегодня.