Бабуин мадам Блаватской
Книга Питера Уошингтона о теософии. История мистиков, медиумов и шарлатанов,
которые открыли спиритуализм Америке...
"Обман утверждает ложь. Событие,
рождающее веру, утверждает истину.
Стало быть, оно не обман, а чудо" Бернард Шоу "Святая Иоанна"
"...что хрупок как стекло, – он перед небом
кривляется как злая обезьяна,
и так, что плачут ангелы над ним"
Вильям Шекспир "Мера за меру"
Благодарности
За помощь в создании этой книги я признателен многим людям,
некоторые из них пожелали остаться неизвестными. Среди тех,
кого я могу назвать, я особенно благодарен Элизабет Беннет и
Майклу Франклину, а также Чарльзу Клейзену, Сеймуру
Гинзбургу, леди Мавалль, Биллу Томсону и Лесли Уилсону.
Искреннюю признательность я хотел бы выразить Джеймсу Муру,
щедро поделившемуся со мной глубокими познаниями в области
учения Гурджиева, и Эндрю Роулинсону, великодушно
ознакомившему меня с вариантами своего неопубликованного
труда о духовных учителях. Помимо прочего, именно ему я
обязан понятием "западный гуру".
Я благодарен за помощь и информацию обществу "Этериус",
Антропософскому Обществу, Универсальной Церкви Ликования,
Международному Фонду Эмиссаров, обществу "Вечный огонь",
Великому Белому Братству, центру Кришнамурти в Броквуд-парке и Теософскому Обществу.
Мисс Лилиан Стори, библиотекарь Теософского Общества, была
ко мне очень внимательна, равно как и сотрудники Лондонской
библиотеки, Британского Музея и Публичной Регистрационной
Службы. Кроме того, я в долгу перед Уорбургским институтом,
библиотекой Уильямса при Лондонском университете и
университетской библиотекой Миддлсекса.
Я чрезвычайно благодарен моему редактору, Викки Харрис, чье
искусство и красноречие сделали этот объемистый текст более живым и увлекательным.
П. Уошингтон
Елена Блаватская
Вступление: цвет бирюзы
27 марта 1991 года британский футболист и эколог Дэвид Айк
провел в Лондоне пресс-конференцию по поводу выхода в свет
своей новой книги "Вибрации истины" [1]. Мистер Айк выступил
перед журналистами в обществе своей супруги, дочери и еще
одной дамы – своей коллеги. Все четверо были одеты в одинаковые бирюзовые одежды.
На вопросы относительно цвета его одежды журналистов,
вероятно, ожидавших услышать что-нибудь про энергетический
кризис, мистер Айк ответил, что Любовь и Мудрость "вибрируют
на той же частоте, что и бирюзовый цвет". Далее он сообщил о
существовании некоей группы "космических родителей", которые
под Божественным руководством в течение целых столетий
контролируют развитие нашей планеты. В число этих
"родителей", известных также под названием Владык Мудрости,
по словам эколога, входят пророк Самуил, волшебник Мерлин,
Христофор Колумб, Владыка Седьмого Луча, Первосвященник
Атлантиды, а ныне и он сам, Дэвид Айк. В книге "Вибрации
истины" как раз и описывается миссия "родителей" – спасти
мир от материального и духовного осквернения.
Эта пресс-конференция стала подарком для британской желтой
прессы, в особенности для издания "Сан", которое уже на
следующий день озадачило своих читателей вопросами: "Неужели
Дэвид Айк слетел с катушек?" и "Дэвид Айк рехнулся или
притворяется?" [2]. 75% респондентов ответили на эти вопросы
утвердительно. К тому же утверждением, что для выполнения
своей духовной миссии он позволил вселиться в себя "Духу
Христа", Айк навлек на себя обвинения репортеров в том, что
он якобы провозгласил себя новым Иисусом. Мать Айка
попыталась было выступить в защиту сына, после чего
появилась новая статья под заглавием: "Мама заявляет: "Айк –
мой сын, а не сын Господа Бога".
Хотя пресса сняла с мистера Айка богатый урожай, он не был в
обиде на журналистов – возможно, потому что знал кое-что, им
неизвестное. Действительно, если три четверти
заинтересовавшихся публикациями "Сан" читателей согласились,
что Дэвид Айк "слетел с катушек", то четверть-то так не
считала. Иными словами, множество англичан либо разделяли
убеждения Дэвида Айка, либо расценивали их как совершенно
нормальные. Недавние опросы показали, что около 20%
британской общественности привержено неортодоксальным
духовным учениям (что, кстати, значительно больше, чем
количество людей, регулярно посещающих христианские
богослужения) и что многие из них являются членами независимых религиозных обществ.
Среди американцев, одновременно и более набожных, и более
склонных к авантюрам в духовной области, чем европейцы, этот
процент еще выше. Америка давно получила титул страны
духовной свободы, что едва ли удивительно: ведь сама
американская нация создавалась, в частности, на основе
протеста против религиозной ортодоксии. Семена этого
протеста пышно цветут и по сей день, особенно на Западном
побережье, где Дэвида Айка едва ли заметили бы среди
бесчисленных контактеров, астрологов и проповедников реинкарнации.
***
Читайте также по теме:
***
В самом деле, трудно спорить с тем, что в наше время
противостояние любым формам религиозной ортодоксии стало
сильнее, чем когда-либо. Ведь продолжающийся по сей день
спад влияния христианских церквей, начавшийся еще в XVIII
веке и ускорившийся в XIX, сейчас подхлестывается новыми
мощными культурными и социальными движениями, которые
поощряют возникновение альтернативных религий и появление новых духовных учителей.
Наиболее значительными из новых движений, вызвавших духовную
революцию XX века, являются экологизм и феминизм. Взгляд на
нашу планету как на единый живой организм и попытка
рассматривать Землю в широком космическом контексте побудили
многих мыслителей пойти еще дальше и приравнять экологию к
духовности. В пользу этой тенденции действует растущий
интерес к буддизму и индуизму среди последователей учения Новой эры.
Большинство из них – женщины. И что еще более знаменательно,
именно женщины стали лидерами многих подобных движений.
По-видимому, в XIX столетии это было неизбежно: ведь
духовная сфера (в том числе и литература) была тогда едва ли
не единственной областью деятельности, в которой западная
женщина имела возможность самореализации. Любопытно, однако,
что эта тенденция сохранилась и в наше время. В обход
официальных учреждений и организаций учение Новой эры
обеспечило "зеленую улицу" феминизму; не исключено, что это
– одна из причин растущей популярности этого учения даже
среди респектабельной буржуазии. Например, совсем недавно
Арианна Стассинопулос, супруга миллионера, конгрессмена и
потенциального сенатора Майкла Хаффингтона, рассказала в
своей книге "Четвертый Инстинкт" [3], что мир испытывает
потребность в очищении, как духовном, так и физическом, и
что эти два процесса тесно связаны между собой. Далее она
высказала идею, что у человечества не возникло бы
необходимости в создании государства всеобщего
благоденствия, если бы все люди развивали и воспитывали свои
души (вероятно, при помощи основанного Арианной Движения за Внутреннее Духовное Сознание).
Как и "Вибрации истины", книга Арианны Стассинопулос
проповедует синтез экологии и духовности с акцентом на тех
качествах, которые традиционно приписывали женской сущности:
сочувствии, воображении, инстинкте, плодородии и т.д., – в
противоположность всему рациональному, патриархальному,
материалистическому, упорядоченному, связанному с Богом
Отцом, ортодоксальным христианством и ценностями среднего
класса. Эти идеи не новы, но где же почерпнули их миссис
Стассинопулос и мистер Айк и почему они так популярны? На
какой почве выросли "Вибрации истины" и "Четвертый
инстинкт"? И почему все больше и больше людей обращаются к
подобным учителям и проповедникам, отворачиваясь от традиционных церквей?
Это лишь немногие из вопросов, ответить на которые мы
попытаемся, излагая удивительную историю о том, как одна
русская эмигрантка, питавшая слабость к сочинениям
популярного британского романиста, принесла в Америку
мудрость Востока. Читатель найдет в моей книге также рассказ
о том, как бывшая супруга англиканского священника и
Епископ, склонный к извращениям, изобрели "западного гуру".
Мы расскажем и о том, какое поразительное влияние оказали их
идеи на культурную, социальную и даже политическую жизнь
трех континентов; а также о трансформации, которую
претерпели эти идеи в сочинениях некоего армянина, умевшего
ловко торговать коврами, и многотомных трудах одного
немецкого философа. В этой книге мы попытаемся проследить до
наших дней цепь захватывающих событий, которые начались в
скромной нью-йоркской квартире 7 сентября 1875 года. Именно
тогда началось головокружительное восхождение Тибетских Учителей Мудрости на Западе.
Оглавление:
Примечания
1. D. Icke. The Truth Vibrations. Aquarian Press, 1991.
2. "Sun", 29 марта 1991 г.
3. Arianna Huffington. The Fourth Instinct. Simon & Schuster, 1994.
|