Имеет ли учение агни-йоги какое-нибудь
отношение к традиционному буддизму?
Имеет ли учение
агни-йоги какое-нибудь
отношение к традиционному буддизму? Скорее всего,
никакого. Кратко попытаюсь объяснить почему.
Во-первых, в агни-йоге постоянно
говорится о "незримом (тонком) учителе", в буддизме же
учитель должен быть живым человеком.
Во-вторых, учитель в буддизме должен
принадлежать "живой традиции", т.е. сам, в свою очередь,
должен иметь учителя. У Рерихов не было таких учителей,
все они были из "тонкого мира".
В-третьих, в буддизме статус учителя
могут подтвердить другие представители этой же традиции,
учительский статус Рерихов подтверждают лишь сами
Рерихи. Даже последователи теософии Елены Блаватской их
отвергли.
В-четвёртых, в буддизме огромное
значение имеют практики медитации, которые отвергаются
агни-йогой. При этом под медитацией Елена Рерих понимает
визуализации "тонких учителей", в буддизме же речь идёт
о постижении "пустоты", освобождении от мыслей.
Нужно заметить, что в агни-йоге
отсутствует аналог такого важного учения, как учение о
бодхичитте. Бодхичитта – это осознание "пустоты" как
всеобъемлющей истинной природы реальности, а также это
"реальное проявление" любящей доброты и сострадания ко
всем существам.
Так же отношение к миру в агни-йоге и
буддизме совершенно различно. Агни-йога учит о "духовном
эволюционизме". Индивидуальность эволюционно восходит от
одного "духовного" уровня к другому, продвигаясь по
бесконечной цепи "космической иерархии". В буддизме
этот мир есть средоточие пожара страстей и
несправедливости, и человек должен спасаться и бежать из
него, он не должен к нему привязываться.
Ссылки на буддийские источники и
авторитеты в агни-йоге очень ограничены, главным образом
они связаны с Гаутамой Буддой. На многих других
авторитетнейших учителей ссылок в учении почти или
полностью нет: Нагарджуна, Падмасамбхава, Миларепа,
Атиша, Цонкапа и др. Помимо того многие важнейшие
буддийские идеи и принципы, в том числе из махаяны,
махамудры, крайне мало или почти не освещены, и
их потенциал не используется в учении.
К тому же, рериховцы разделяют буддизм и
учение Будды, считая, что буддисты извратили учение
Будды. Елена Рерих об этом писала открыто: "…современный
ламаизм и основное учение Готамы Будды являются полными
антиподами…" (Письма Е.И.Рерих. Цит.: Хранитель. №1.
1998., С.16).
Все вышеперечисленное позволяет сделать
вывод, что учение агни-йоги и сами Рерихи никакого
отношения к традиционному буддизму не имели.
Виталий Питанов
Персональный сайт православного апологета
***
Читайте также по теме:
|