Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / Агни-йога (Учение "Живой Этики", рерихианство) и теософия


Шамбала под следствием

Что такое Шамбала? Человек, знакомый с оккультизмом, может ответить достаточно просто: Шамбала – это место где-то там, в Гималаях, где пребывают мудрецы - махатмы [1], управляющие духовной эволюцией земли. Такой ответ, скорее всего, будет самым частым, конечно, если задать его человеку, знакомому с популярным оккультизмом в изложении Рерихов - Блаватской. Но будет ли он правильным? В данной статье мы попытаемся провести небольшое расследование.

Познакомимся с оккультным учением о Шамбале, как оно представлено в  агни-йоге и теософии. Сравним оккультный вариант учения о Шамбале с его буддийским аналогом. Почему с буддийским? Потому что, на взгляд автора, саму идею Шамбалы оккультисты позаимствовали из буддизма, при этом фактически полностью исказив ее первоначальный смысл. Но сразу же хочется отметить, что автор не ставит своей целью как-либо разбирать буддийский вариант учения о Шамбале и оценивать его, так как  этот вопрос находится вне рамок данной работы. Пересказ  буддийского варианта учения о Шамбале будет краток. Связано это с тем, что на взгляд автора, полемика с буддистами и оккультистами в рамках одной статьи нецелесообразна, учитывая имеющиеся между ними серьезные доктринальные различия. Такой подход, скорее всего, вызвал бы в головах читателей путаницу и создал бы ряд трудностей в выстраивании логики изложения материала. В завершение статьи мы попытаемся дать христианскую оценку оккультному учению о Шамбале.

Итак, что же такое Шамбала с точки зрения Рерихов – Блаватской? Автор попытается кратко пересказать их позицию [2]. Агни-йога и теософия учит, что на земле существуют так называемые "Белые Братья" [3], которые являются на ней главными представителями "сил света". Часть из них находится в физических телах, часть – в тонкоматериальных телах. Основная "цитадель" братства называется Шамбала. Шамбала – это место связи физического и духовного миров. Основатели Шамбалы пришли с других планет. Иисус Христос среди них. Географически Шамбала расположена в Гималаях, куда в начале эволюции Земли упал метеорит, посланный с Ориона [4]. Орион курирует эволюцию Земли, через метеорит осуществляется связь с ним. Часть метеорита посылается в разные места  земли, где "махатмы" хотят произвести новый эволюционный толчок, называется эта часть метеорита "Чинтамани" [5]. "Чинтамани" – это энергетический терафим [6], данный посланнику, т.е. тому, кому "владыки Шамбалы" поручили некую духовную миссию;  этот терафим создает энергетическую связь между Шамбалой и ее посланником, через которую они более эффективно могут с ним взаимодействовать. Белое братство является тайным правительством земли, все "великие учителя", среди которых оккультисты называют и Иисуса Христа, и Будду, посылались им и были его членами. Возглавляет Шамбалу, как утверждают Рерихи, Майтрейя: "Владыка  Майтрейя пребывает сейчас в Образе Владыки Шамбалы…" [7]. Перед белым братством стоят три основные задачи:

1. Разработка планов дальнейшей эволюции Земли;

2. Контакт с другими мирами;

3. Осуществление своих планов на Земле и исследование свойств материи и духа.  Значительное число оккультистов считают, что Рерихи и Блаватская были посланцами Шамбалы.

Теперь перейдем к оригинальным оккультным текстам и посмотрим, что они говорят о Шамбале и какие "доказательства" ее существования находят в традиционных религиях. В "Теософском Словаре" Е.П.Блаватской мы можем прочитать: "Шамбала (Санскр.) Исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упомянутое в "Пуранах" [8], откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. "Калки" - это Вишну, Мессия на Белом Коне браминов; Майтрейя Будда буддистов; Сосиош парсов и Иисус христиан (см. "Откровения"). Одни говорят, что все эти "вестники" должны появиться "перед разрушением мира"; другие - что перед концом Кали Юги [9]. Именно в Шамбале будет рожден грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции), тогда как Оккультизм помещает ее в Гималаях" [10]. В агни-йоге утверждается: "Шамбала – необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота духовного мира открыты в Обитель гор. Явленная высота Гауризанкара [11] помогает магнитному току. Лестница Иакова – символ Нашей Обители" [12]. Также в агни-йоге говорится: "В … сказаниях говорится о Беловодье и Иерусалиме Небесном, – оба сказания имеют отношение к Нашей Обители" [13]. Из вышесказанных цитат можно сделать несколько выводов: оккультисты считают, что Калки индуистов, Майтрейя буддистов, Сосиош парсов и Иисус Христос в своем Втором Пришествии - это одна и та же Личность. И прийти эта Личность должна из Шамбалы.  Далее: в христианстве есть упоминания о Шамбале - это "Лестница Иакова", Беловодье старообрядцев и Небесный Иерусалим, о котором сказано в Откровении Иоанна Богослова. Ниже мы рассмотрим насколько обоснованы претензии отождествлять оккультную Шамбалу с вышеназванными христианскими образами.

Где оккультная Шамбала находится? Из "Теософского Словаря" следует, что Шамбала находится в Гималаях [14]. При этом нужно учесть, что Шамбала, согласно учения оккультизма, может быть только одна. Это следует хотя бы из их утверждения, что Шамбала основана на месте падения метеорита посланного с Ориона, а такой метеорит был один, по крайней мере, информации о втором "даре Ориона", автор нигде в трудах Рерихов не нашел. Из чего несложно сделать вывод, что оккультная Шамбала может быть только одна, а значит, и находиться она может только в одном месте! Ведь как писала Елена Рерих: "Могут спросить об обстоятельствах нахождения камня (мифический метеорит с Ориона. – В.П.). Именно место его появления и легло в основание Шамбалы, усугубляя химическое значение Обители (Шамбалы. – В.П.)" [15]; "Сам Камень хранится в Общине (Шамбале. – В.П.), но осколок его (Чинтамани. – В.П.) снова и снова посылается в мир, чтобы сопутствовать великим событиям" [16]. Парадокс заключается в том, что сами оккультисты указывают разные места нахождения Шамбалы. Например, в "Тайной Доктрине" Блаватской сказано, что Шамбала находится в пустыне Гоби: "…Избранные [из Лемурии [17]] спаслись на Священном Острове [ныне "баснословная" Шамбала в пустыне Гоби]…" [18]. В письмах Елены Рерих можно найти намек на Среднюю Азию: "Также отзвуки этой Таинственной Обители (Шамбалы. – В.П.) можно найти в старообрядческих преданиях о славянском Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему, причем в слегка искаженных названиях можно легко узнать среднеазиатские горные кряжи" [19]. Как мы можем видеть в оккультных источниках, место нахождения Шамбалы не указывается ясно, и имеются серьезные противоречия, так как вряд ли даже самый ярый оккультист будет отрицать тот факт что пустыня Гоби, Средняя Азия и Гималаи географически находятся в разных местах!

В трудах оккультистов можно найти утверждения, что в Шамбалу попасть тяжело и что те, кто туда не позваны, до нее не дойдут, в частности, Николай Рерих писал: "Поистине, много золота в земле и много алмазов и рубинов в горах, и каждый жаждет обладать ими! И сколько людей пытаются добыть их! Так же как эти люди не могут найти сокровища, так и человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых потоках, обтекающих горы. Возможно, вы видели людей, умирающих от газов, когда они подходили к ним близко. Возможно, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к некоторым местностям. Многие люди пытаются достичь Шамбалы непозванными. Некоторые из них исчезли навсегда. Только немногие из них достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова" [20]. Оккультная Шамбала напоминает не столько духовную обитель, сколько крепость, из которой всех незваных гостей уничтожают на подходе. Цитадель тайных заговорщиков, которым есть что скрывать от мира. Неудивительно, что "махатмы" Шамбалы объявили своим собратом-махатмой Ленина. В своих планах они отводят немалое место войнам и революциям как это делали и большевики. В агни-йоге мы можем прочитать: "Эволюция мира складывается из революций или взрывов материи" [21].  Недаром, по утверждению Елены Рерих "махатмы" Шамбалы контактировали с такими личностями, как Чингиз-хан и Наполеон, которые так же не боялись "взрывов материи" и ради своих целей готовы были пойти на уничтожение огромных масс людей. Как сказано в агни-йоге: "Окровавленная община движется на белом слоне" [22]. Куда эта община завела Россию, нетрудно узнать, изучив ее послереволюционную историю. Всех, выступающих против Шамбалы, она уничтожает: "Смертная казнь отменяется, ибо уничтожение разбойников в бою не есть казнь…" [23]; "…злоумышленник угрожал уничтожить всю работу одного честного человека. И вскоре, пересекая Цзампо, он утонул. Еще один человек, вершивший многие прекрасные благотворительные дела, подвергся нападению кого-то, кто стремился уничтожить все его имущество, предназначенное для блага человечества. И снова мощный луч Ригден-Джапо настиг врага, и за один день все его богатство было сметено, а сам он стал нищим. Возможно, даже ты и сейчас встретишь его на базаре в Лхасе, просящего милостыню" [24]. Логика оккультистов напоминает рассуждения монахов-буддистов, которые, желая есть мясо и имея запрет на убийство поступали просто, сталкивали животное с обрыва, а потом утверждали: "Это же не мы его убили, оно само разбилось!" Что можно сказать, подытоживая оккультные представления о Шамбале? Шамбала – это некое место, где пребывают правители земли, которые через своих агентов руководят ее эволюцией. Все великие основатели мировых религий в той или иной степени являются их представителями. При этом оккультисты находят упоминания о Шамбале в традиционных религиях, в том числе и в христианстве. И утверждают, что оттуда должен прийти грядущий оккультный мессия Майтрейя, которого они отождествляют с Иисусом Христом. После такого небольшого знакомства с оккультным представлением о Шамбале познакомимся с буддийским учением о ней.

В буддизме Шамбала - это полулегендарная страна со столицей Калапа, которую обычно размещают к северу от Индии. Впервые о Шамбале упоминается в Калачакра-тантре. Слово "Калачакра" в переводе с санскрита означает круг (круговорот) времени [25]. Как пишет профессор Александр Берзин [26]: "Согласно традиции, Будда учил Калачакра-тантре более чем 2800 лет назад на земле современного штата Андхра Прадеш, в Южной Индии. Правители северной страны Шамбалы были основной аудиторией и они сберегли эти учения в своей стране" [27]. Первым учеником Будды, получившим посвящение в Калачакру, был Сучандра, царь Шамбалы (интересно отметить, что в тибетском буддизме Далай-ламы считаются перевоплощениями одного из царей Шамбалы). И далее цари Шамбалы передавали учение Калачакры по линии преемственности друг другу. Согласно Калачакра-тантре, население Шамбалы исповедовало индуизм, в то время как ее правители стали буддистами. Через шесть поколений после Сучандры очередной царь Шамбалы, Манджушри-яшаса, стремясь сплотить свой народ перед угрозой возможного вторжения, решил обратить его из индуизма в буддизм. Что и осуществил. Сейчас, судя по всему, в Шамбале, если она существует, практикуют Ваджраяну [28], так как Шамбала – это главное место сохранения изначального учения Калачакра-тантры. Согласно тексту Калачакра-тантры о Шамбале, при двадцать пятом ее царе Кулика Рудра-чакрине (Калкин), произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла, противниками буддизма. Александр Берзин пишет: "Царь Манджушри-яшас предрек будущее варварское вторжение в 2424 г., когда  анти-духовные силы затеют вселенскую войну на захват или разрушение, не ограничиваемые этой планетой… Он также предсказал, что силы со стороны Шамбалы, направляемые двадцать пятым правителем Калки, прибудут в это время на летающих кораблях, чтобы повернуть ход битвы и разбить вторгшиеся орды. На основе этого предсказания некоторые люди предположили, что Шамбала существует где-то во внешнем пространстве и что ее обитатели путешествуют на летательных аппаратах" [29]. Говоря о Калки в буддизме, хочется отметить, что в Калачакра-тантре образ Калки переосмыслен по сравнению с его индуистским вариантом, где Калки является десятым аватарой Вишну [30]. Согласно Калачакра-тантре, имя Калки (или Калкин) будет носить двадцать пятый царь Шамбалы. Впрочем, часто всех царей Шамбалы называют Калки, в то время как в индуизме Калки один! Но именно двадцать пятый царь Шамбалы вступит в шамбалинскую войну, возглавив силы света, против сил зла и именно его чаще всего именуют Калки в буддизме. Как пишет профессор Берзин: "С целью объединить свой народ, царь Манджушри-яшас последовал совету Будды использовать язык и метафоры той аудитории, которой он проповедовал. Поскольку большинство его подданных были индуистами, он свободно заимствовал индуистские образы, концепции и терминологию. Он называл себя и своих преемников правителями Калки" [31]. Говоря об индуистском понимании Калки, Берзин продолжает: "Калки – это десятое и завершающее перерождение аватара индуистского бога Вишну, который придет в будущем как мессия, чтобы воевать в апокалиптической войне. В индуистской литературе пуран Калки родится в Шамбале, находящейся в горах современного Северного Уттар Прадеша в Индии. Возможно, Манджушри-яшас просто заимствовал имя Шамбала, чтобы соотнести его со своим царством, и оно никогда в действительности не называлось этим именем" [32]. Нужно заметить что события, описанные в Калачакра-тантре (шамбалинская война, победа Калкина, тысячелетний золотой век), повествует о событиях относительно близких для нас. После победы Шамбалы будет достаточно длительный период расцвета, но он не будет вечным, и со временем опять начнётся упадок. После упадка вновь будет период подъёма, во время которого придёт следующий Будда - Майтрейя. Когда Будда - Майтрейя придет? Буддисты считают, что он, по всей видимости, придет много позже двадцать пятого царя Шамбалы - Калки. Ибо новые Будды, согласно буддийских взглядов, приходят только тогда, когда учение, открытое предыдущим Буддой приходит в упадок. При двадцать пятом царе Шамбалы учение, напротив, будет в расцвете, т.к. после шамбалинской войны на целую эпоху наступит золотой век.

***

Читайте также по теме:

***

Среди буддистов распространены представления о том, что в Шамбале существуют наилучшие условия для реализации нирваны [33] и что одно лишь воплощение в Шамбале или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, поэтому в Тибете появляются молитвы о рождении в Шамбале и "путеводители" в Шамбалу. Содержание путеводителей показывает, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем, и среди образованных буддистов нередко бытует представление о Шамбале как о внутренней реальности - об особом состояния психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе Калачакры. Профессор Александр Берзин пишет: "Мастера медитации  написали руководства на санскрите и на тибетском языке для достижения Шамбалы. Они описывают путешествие как физическое только до определенного момента. Путешественник должен повторять миллионы мантр [34] и других специальных практик, чтобы прибыть к своей конечной  цели. Путешествие в Шамбалу, таким образом, - прежде всего духовное путешествие. Цель получения посвящения Калачакры – не достижение Шамбалы и не перерождение в ней, но, как и  во всей остальной Махаяне [35], или "обширной колеснице" буддийских практик, - обретение Пробуждения здесь и  сейчас ради блага всех" [36]. Где же географически, согласно буддийских представлений, Шамбала находится? Как продолжает профессор Берзин: "…как различные цели требуют различных описаний Вселенной, тот же принцип верен и относительно Шамбалы.  Для объяснения подсчетов длины самого короткого дня в году Шамбала является областью горы Кайлаш. Для объяснения исторических циклов вторжений она – Северный Афганистан. Ради духовных целей она – состояние сознания, которое может быть достигнуто только путем интенсивной медитативной практики. Шамбала, таким образом, - это просто название, даваемое различным местам, относящимся к конкретным нуждам. В абсолютном же смысле Шамбала не может быть обнаружена" [37]. Что можно сказать, подытоживая представление буддистов о Шамбале? Для буддиста Шамбала - это не столько место, сколько состояние психики, достигаемое через практику Калачакры. Калачакра-тантра была дана Буддой Шакьямуни 2800 лет тому назад. Сравнивая Калки буддизма с Калки аватарой индуизма, мы можем видеть, что они разные. Буддисты позаимствовали образ Калки аватара из индуизма, наполнив его другим содержанием. Это видно хотя бы из того факта, что в индуизме Калки один, а в буддизме этим именем можно называть всех царей Шамбалы. Хотя чаще всего этим именем называют двадцать пятого царя Шамбалы, который в 2424 г. будет отражать нашествие варваров на буддистов. Буддисты не отождествляют Будду – Майтрейю и Калки, это видно из того, что сроки их прихода в буддизме разные. Майтрейя придет намного позже Калки, а учитывая, что Калки должен жить в двадцать пятом веке от Р.Х., это пришествие осуществится очень не скоро.

Оккультисты очень активно заимствуют образы из традиционных религий. Само по себе это не плохо, такие заимствования присутствуют фактически во всех религиозных учениях, а плохо то, что они свое понимание этих образов адресуют традиционным религиям. А это уже является, по сути, обманом. Например, оккультисты имеют право своего мессию называть любым именем, но не имеют право утверждать, что их мессия является тем же, которого ждут буддисты или христиане. Оккультисты очень любят находить то общее, что есть в их учениях с традиционными религиями, но почему-то не хотят замечать те отличия, которые там так же присутствуют. С этими отличиями мы сейчас и ознакомимся.

Так чем же буддийское учение о Шамбале принципиально отличается от своего оккультного собрата? Елена Рерих в своих письмах утверждала  что "…буддисты верят, … Майтрейя появится в Шамбале, и наиболее просвещенные из них знают, что Майтрейя и нынешний Владыка Шамбалы – Единая Индивидуальность" [38]. Просвещенные буддисты верят, что Майтрейя в настоящее время находится на небесах Тушита [39], а не в Шамбале. И как выше уже говорилось, буддисты также не считают, что Калки и Майтрейя - это одна и та же индивидуальность. Придя, Калки, согласно представлениям индуизма, станет правителем, правителем он будет и в буддизме. Майтрейя же, по учению буддистов, придет в образе простого монаха, но отнюдь не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы учить. Теперь относительно сроков Армагеддона. Шамбалинская война, которую ожидают буддисты, по их пророчествам произойдет в 2424 году. Если же мы обратимся к трудам Рерихов, то сможем узнать что они "войну со злом" - Армагеддон, уже завершили в промежутке с 1931 по 1949 года [40], что, на взгляд автора, произошло чуть раньше, чем должна произойти "шамбалинская война" буддистов! Относительно спекуляций на "белом коне", можно сказать следующее: в буддизме Майтрейя не изображается верхом на белом коне, есть изображения, где Майтрейя стоит или сидит, иногда – в позе лотоса. Но изображений Майтрейи, сидящего на белом коне, во всяком случае, из числа наиболее популярных, нет.  Связано это с тем, что ваханом (ездовым животным) Майтрейи является Гаруда. Гаруда – это царь птиц. Гаруда в буддийской мифологии – это огромная птица, вечно враждующая со змеями. К тому же агни-йогу и теософию, как того, может быть, хотелось бы оккультистам, в Шамбале не практикуют, скорее Ваджраяну, которая их аналогом не является. Автор не буддолог, поэтому рекомендует желающим сравнивать оккультные фантазии рериховцев и теософов с буддизмом обратиться к трудам по буддологии [41]. Из личного общения с профессиональными буддологами (которые были не просто буддологами, но и сами были буддистами) автор статьи узнал, что они агни-йогу и теософию не считают совместимой с буддизмом и не рекомендуют труды Рерихов тем, кто хочет узнать традиционный буддизм! Процесс поиска физической Шамбалы различными западными оккультистами у буддистов вызывает иронию: "…поиск Шамбалы как "духовной Шангрилы" на этой планете - довольно бестолковое времяпрепровождение, и тем не менее, процесс этот, наполняя энтузиазмом, распалял воображение многих русских мистиков, включая мадам Блаватскую и Николая Рериха" [42].

Как выше уже отмечалось, буддисты с Шамбалой связывают учение Калачакры. Высказывалась по поводу Калачакры и Елена Рерих: "Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) - есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете. Но, в действительности, Учение это есть Великое Откровение, принесенное человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые и были и есть Владыки Шамбалы), на заре его сознательной эволюции в третьей расе четвертого круга Земли" [43]. Разбирать утверждение, что во всех философских учениях Индии вкраплена Калачакра, бессмысленно, так как многие философские системы в Индии противоречат друг другу, но это отдельный предмет для изучения, и всех желающих этим заняться автор отсылает к специализированной литературе по индуизму, кому интересно - пусть сравнивает [44]. Заявление Елены Рерих, что якобы Калачакра была дана "на заре сознательной эволюции человечества", так же оставим на ее совести. Буддисты считают, что Калачакру впервые дал Будда Шакьямуни, как один из множества методов для достижения живыми существами состояния Будды. Профессор Александр Берзин, разбирая претензии теософов, пишет: "В другом тексте (текстах) она (Блаватская Е.П. – В.П.) писала, что, когда Лемурия затонула, часть ее населения выжила в Атлантиде, а часть избранных переселилась на священный остров "Шамбала" в пустыне Гоби. Однако ни в литературе о Калачакре, ни в Вишну-Пуранах нет ни единого упоминания об Атлантиде, Лемурии, Майтрейи или Сосиоше. Однако последователи Блаватской продолжали ассоциировать Шамбалу с ними" [45]. Так что, как мы можем видеть, оккультисты напрасно пытаются найти подтверждение своих доктрин в буддизме. Это можно сделать только при одном условии если не замечать имеющиеся различия между буддистским и оккультным учениями, и тем самым вводить людей в заблуждение, проводя аналогии, которых в реальности нет! Из сравнительного анализа буддистской и оккультной доктрин по рассматриваемым нами вопросам, можно сделать вывод, что буддийское представление о Шамбале не соответствует его оккультному варианту, по крайней мере, буддисты не считают что Калки - это Майтрейя, и что Армагеддон (Шамбалинская война) был в XX веке. Да и Калачакра-тантру профессиональные буддологи не считают разновидностью агни-йоги и теософии. Представления оккультистов о местоположении Шамбалы также не имеют ничего общего не только с буддизмом (буддисты чаще всего земным символом Шамбалы называют гору Кайлас), но и с индуизмом, который утверждает, что Шамбала находится в Индии [46].

Ну, а теперь попытаемся дать христианскую оценку оккультного учения о Шамбале.  Оккультисты утверждают что Иисус Христос во Втором своем Пришествии тождественен оккультному Майтрейи и что грядущий оккультный мессия должен прийти из Шамбалы. Нужно заметить, что с точки зрения христианского вероучения Второе Пришествие Иисуса Христа состоится так: "…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (выделено нами. – В.П.)" (Мф.24:27-30). Никакой информации о том, что Иисус придет из Шамбалы, в Священном Писании нет. Конечно, оккультисты могут заявить, что Священное Писание искажено, или эту информацию утаили апостолы, но тогда становится удивительным тот факт, что они сами постоянно прибегают к авторитету Библии, постоянно цитируя Ее в своих трудах, "доказывая" этим истинность своих доктрин. Зачем ссылаться на недостоверный источник? А что касается утаивания апостолами или Иисусом информации о Шамбале, то эту идею развенчал сам Иисус: "Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего" (Ин.18:20). Идея "тайных знаний" вообще чужда Библии, например, в Ветхом Завете говорится: "Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно ищете Меня". Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину" (Ис.45:19). В христианстве есть тайна духовного постижения Христа, как процесса духовного совершенствования в борьбе с грехом, но нет тайны сокрытой информации! Конечно, эзотерики могут возразить: древние христиане были еще не готовы к пониманию такого рода информации, и поэтому она была сокрыта. Если мы обратимся к классику эзотеризма, а именно к трудам мадам Блаватской, то поймем, что этот аргумент несостоятелен. Согласно утверждения Блаватской, теософом может быть любой человек "со средними умственными способностями и склонностью к мистицизму…" [47]. Если современный человек со средними умственными способностями может вместить идею Шамбалы, то почему первые христиане не смогли этого сделать? Или они изначально считают, что те были умственно неполноценными? Идея что первые христиане что-то сокрыли, разбивается об один простой вопрос: а зачем? Что изменилось бы, если бы христиане узнали о Шамбале? Учение о Шамбале в буддизме присутствует уже много тысячелетий, и если бы Иисус учил о Шамбале, смысла скрывать эту информацию не было бы никакого.  К тому же, скрыть такого рода информацию, христианам, если бы они ею владели, не удалось бы чисто технически. Как известно из истории христианства, апостолы разбрелись по всему свету, и единого центра управления Христианской Церковью не было, как, кстати, его нет и сейчас, и где-нибудь эта информация обязательно бы всплыла. И уничтожить физические носители этой информации не удалось бы, так как проделать такую работу и сейчас было бы очень сложно, а в древности просто невозможно, это сколько же тысяч книг, на самых разных языках, разбросанных по всему миру, пришлось бы править. Теперь несколько слов об Армагеддоне, который у Рерихов, как выше было сказано, уже прошел.

То, что Армагеддон у христиан явно еще не закончился, видно хотя бы потому факту что, согласно Священного Писания, Армагеддон завершится Вторым Пришествие Иисуса Христа, которое явно еще не произошло. Иначе это увидели бы все! После же второго пришествия, как сказано в  Священном Писании: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откр.21:1-4). Как видим, после Второго Пришествия Иисуса Христа ни смерти, ни болезней не будет, изменятся физические условия существования человечества. Апостол Павел писал об этом времени: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся  вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.  Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1Кор.15:51-53). Разве мертвые уже воскресли? Разве смерти больше нет, и все болезни исчезли, а человечество облеклось в нетление? Все это еще не произошло. Что же касается сроков, то нужно заметить, что христиане, в отличие от оккультистов, вообще для Армагеддона сроков не назначают, потому что в Священном Писании сказано: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф.24:36). Назначать сроки "конца света" любят заниматься сектанты, например, такие как "Свидетели Иеговы" у которых "конец света" уже много раз "наступал" [48]. И в один ряд с которыми встали Рерихи.

Нужно заметить, что ни в Священном Предании, ни в Священном Писании Христианской Церкви вообще нет никакой информации о Шамбале. Хотя оккультисты эти упоминания находят: "сон Иакова", Беловодье и "Небесный Иерусалим. Попытаемся разобраться, насколько обоснованы попытки эти христианские образы отождествить с Шамбалой. Для начала разберем "сон Иакова".

Познакомимся с фрагментом из Священного Писания, на который ссылаются оккультисты: "И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе" (Быт.28:12-15). Из чего в данных библейских стихах можно сделать вывод, что они говорят о Шамбале? Иаков не был оккультистом и несложно предположить, что символика его сна не должна выходить за рамки, принятые в его эпоху [49]. Согласно ей, лестница выражает тесную связь между Богом и человечеством. Человек не предоставлен самому себе, но имеет доступ на небо и помощь оттуда. Через ангелов Господь низводит на человека различные виды своей милости. Также восходящие и нисходящие ангелы символизируют мысли и мольбы человека к Богу, именно к Богу, а не к "оккультной иерархии сил света". При этом нужно заметить что "иерархия сил света" никакого отношения к библейскому Богу не имеет [50]. Оккультизм утверждает, что Бог-Абсолют не является Личностью и не может напрямую общается с человеком,  он учит об бесконечной иерархии духовных существ, выстроенных в цепочку в которой каждый элемент цепи [51] общается только с ближайшим звеном [52]. Если же мы посмотрим на описание сна Иакова, то увидим, что Господь обращается к нему напрямую, а не ангел передает ему информацию по иерархической цепочке. К тому же, если бы оккультисты почитали Священное Писание далее, то узнали бы много интересного для себя, в частности, продолжение истории со сном Иакова звучит так: "И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз" (Быт.28:17-19). Явно этот Луз, который был переименован Иаковом в Вефиль, был не в Гималаях. Перейдем теперь к "Небесному Иерусалиму".

Образ Небесного Иерусалима, ничего общего не имеет с Шамбалой, так как еще не было Второго Пришествия Иисуса Христа, воскресения мертвых и всех тех событий, которые должны в связи с этим произойти. Только после них Небесный Иерусалим спустится на новую землю. Небесного Иерусалима сейчас на земле нет, в то время как земная Шамбала, как верят оккультисты, есть. Рассмотрим насколько обоснованы попытки увидеть Шамбалу в Беловодье.

Что касается Беловодья, то дадим слово тем старообрядцам, которые верят в легенду о нем [53]: "Беловодье – Легендарная страна, где, по народным представлениям, широко распространенным в среде старообрядцев в 18-19 вв., сохранилось древлеправославное благочестие в первозданном виде, с благоверным государем и святейшим патриархом" [54]. Вполне можно допустить, что старообрядцы общались с буддистами, и легенда о Шамбале действительно переплелась с мифом о Беловодье, но это только предположение. Фактом является то, что старообрядцы, веря в Беловодье, все же остаются христианами, а не становятся оккультистами или буддистами. Беловодье старообрядцев - это не Шамбала теософов и агни-йогов. К тому же, как пишут сами старообрядцы: "Наши предки нашли ее на берегах белых же вод – вод Балтийского моря…" [55], и вряд ли оккультисты будут спорить, что Балтийское море - это не Гималаи.

Как выше указывалось, оккультисты делают попытки отождествить Иисуса Христа с Сосиошем зороастрийцев. Попытки отождествить зороастрийского Сосиоша с Иисусом Христом сомнительна, хотя бы потому, что учение о Сосиоше в зороастризме возникло уже после появления христианства и, судя по всему, было заимствовано из него [56]. Само учение зороастризма имеет мало общего, как с христианским так и с буддийским и, что самое удивительное, даже с оккультным учениями. Оккультисты это смогли бы легко узнать, если бы обратились к первоисточникам.

Попытка выдать Христа за Калки индуизма тоже беспочвенна. Калки индуизма и Иисус Христос не имеют ничего общего друг с другом. Этот вопрос нами уже подробно разбирался в предыдущих наших работах [57]. Напомним читателям только один важный момент из них. Иисус Христос не является аватарой Вишну хотя бы по той причине, что все аватары Вишну перечислены в Махабхарате [58]. Их всего десять [59], и Иисуса Христа среди них нет!

Учение о Шамбале чуждо христианству и по той простой причине, что все оккультное учение к историческому христианству не имеет никакого отношения. Утверждения оккультистов о существовании в древности так называемого "эзотерического христианства" [60], безосновательны. Например, гностики [61] были христианами настолько же, насколько ими являлись Рерихи или Блаватская. Ни древние, ни современные христиане оккультистами не были и печально, что историческое невежество и активное нежелание непредвзято подойти к изучению исторических фактов не позволяет оккультистам это понять [62]. Священное Писание учит: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1:8). Следуя завету, данному в Священном Писании, христиане предают оккультизм анафеме, желая быть верными Иисусу Христу. Чуждость оккультизма христианству, а значит, и несовместимость с ним оккультного учения о Шамбале видна так же и из тех плодов, что принесли христианству ставленники этой Шамбалы. Священное Писание учит: "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Мф.7:16-17). Каковы плоды деятельности Шамбалы? В агни-йоге сказано: "Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их" [63]. Масонские организации никогда не были замечены в любви к христианству, зато активно занимались борьбой с ним. Особенно наглядно демонстрирует любовь Шамбалы к христианству знаменитое письмо махатм советскому правительству. В 1926 году Николай Рерих встречался с представителями советского правительства в Москве и передал послание от своих "учителей". В этом послании, в частности, было сказано: "На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий …". Если вспомнить методы, с помощью которых коммунисты "упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий" [64], то любые заявления оккультистов о любви к христианству можно считать ложными. Кстати, несмотря на то, что Ленин, по утверждению оккультистов, был "махатмой" и те его поддерживали в уничтожении христианства, коммунизм в России рухнул. В отличии от коммунизма, Христианская Церковь выстояла, потому что, как и обещал не махатма, но Богочеловек Иисус Христос: "врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18). Что же касается "махатмы" Ленина, так глубоко любимого оккультистами, то подвижнику Православной Церкви старцу Лаврентию Черниговскому Бог открыл посмертную участь этого деятеля: "…когда Ленина бесы втащили в ад, тогда бесам было большое ликование, торжество в аде…" [65]. Видимо Ленин уже соединился со своими "махатмами". В общем, подытоживая размышления о Шамбале и христианстве можно констатировать только тот факт, что они несовместимы!

Что можно сказать, завершая статью?  Оккультисты заимствовали образ Шамбалы из буддизма, полностью исказив его первоначальный смысл.  Никаких серьезных доказательств, подтверждающих существование Шамбалы, оккультисты предъявить не могут. Фактически, вся агни-йога основана на видениях Рерихов и информации, полученной путем контактирования с духами, которые выдавали себя за "махатм". Как одно из "доказательств" существования оккультной Шамбалы, для оккультистов часто выступают намеки Рерихов об их якобы путешествии туда, чему приходится верить на слово. А учитывая то обилие лжи, которое можно найти как в трудах теософов, так и в трудах Рерихов, автор советует остерегаться верить на слово таким людям. Использование в трудах оккультистов заимствованных образов из традиционных религий и попытки на основании этих заимствований доказать свою религиозную легитимность неубедительны. Сама попытка взять на себя "правильное" толкование иных религий и то, как это делается эзотериками указывает только на религиозное невежество учителей оккультизма и их последователей, которые принимают всю даваемую от их учителей информацию о традиционных религиях вслепую, не пытаясь ее проверить. Елена Рерих утверждала будто "…христианство, в его современной форме, и учение самого Христа – две совершенно разные вещи. Точно так же, как современный ламаизм и основное учение Готамы Будды являются полными антиподами" [66]. Может лидерам оккультизма имело бы смысл, перестать обманывать как своих последователей, так и всех остальных, утверждениями о своей религиозной толерантности и прямо заявить: оккультисты отвергают все формы традиционной духовности и считают истинными и правильными только себя, а призывы об объединении всех религий понимаются ими как призыв всех стать оккультистами. Как сказано в агни-йоге: "По всему миру люди делятся на сознающих Шамбалу как Высшую Меру, и на отрицающих будущее" [67]. Будущее, которое готовит миру оккультная Шамбала, христиане отрицают. И пусть оккультисты молятся Шамбале [68], христиане, помня слова Священного Писания, где сказано что: "…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12) будут следовать за Иисусом Христом. И молится только истинному Богу, который раскрыл Себя в Священном Писании и Священном Предании Христианской Церкви. На этом мы завершаем наше расследование и предоставляем читателям по его результатам самим вынести приговор Шамбале.

Виталий Питанов
Библиотека православного миссионера

Примечания

1. В индуизме "Махатма" - это эпитет, который не отличается особой отчетливостью, но которым в индуизме величают высокодуховных личностей. В оккультизме этот термин полностью переосмыслен и "махатмы" оккультизма (скорее маги и манипуляторы) не имеют ничего общего с махатмами индуизма. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. - М., Республика. 1996. С.271.

2. Подробнее, см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.http://apologet.orthodox.ru

3. Не путать с представителями секты "Белое братство" Марины Цвигун.

4. Согласно учению агни-йоги, космос иерархичен: духовные правители Земли имеют своих наставников, пребывающих на той  планете,  которая находится на более высокой ступени духовного развития и курирует духовно зависимую планету. Для Земли такой планетой является Орион.  Метеорит, посланный с Ориона, создает энергетическую связь с Орионом, благодаря которой "махатмы" могут общаться со своими наставниками.

5. В буддизме "чинтамани" – это драгоценность, исполняющая желания. Ею владеет так называемый чакравартин. Чакравартин – это вселенский монарх правящий силой дхаммы (дхармы), буддийской религией. Чинтамани в буддизме фактически не играет никакой роли.  Считается, что чинтамани исполняет все желания чакравартина. Чинтамани обладает восемью волшебными свойствами: 1) своим сиянием рассеивает ночную мглу; 2) приносит прохладу в нестерпимую жару; 3) дарует тепло в стужу; 4) вызывает дождь или порождает источник воды; 5) исполняет любые желания господина; 5) обладает властью над нагами; 6) излучает многоцветный свет, избавляющий от омрачений; 7) исцеляет от болезней и оберегает от внезапной смерти. См.: Жиронкина Ю. Тибетские песочные мандалы. - М., 2002.

6. Терафим – термин, используемый магией для обозначения энергетически заряженного предмета. В зависимости от целей его изготовления, а значит, и заложенного энергетического поля, он, как верят маги, может выполнять различные функции: например, защищать своего владельца от негативных воздействий, притягивать финансовые возможности, осуществлять контакт с некими духовными силами.

7. Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотацъ. 1999. Т.2. С.67. Письмо от 04.11.35.

8. Пураны (букв. древние предания) – класс священных текстов индуизма.  См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. - М., Республика. 1996. С.340.

9. Кали юга или "век демона Кали" в мифологии индуизма промежуток времени, когда люди подвержены влиянию своих страстей и духовные свойства людей почти полностью заглушены. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. - М., Республика. 1996. С.224.

10. Блаватская Е.П. Теософский словарь. - М., Сфера. 1994. С.510-511.

11. Одна из вершин в Гималаях.

12. Агни-йога. Листы Сада Мории. Озарение. 2.1.5.

13. Агни-йога. Надземное. 63.

14. Блаватская Е.П. Теософский словарь. - М., Сфера. 1994. С.510-511.

15. Агни-йога. Надземное. 134.

16. Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. С.468. Письмо от 19.12.39.

17. Лемурия – континент который как считают теософы предшествовал появлению Атлантиды.

18. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. - М., КМП Сирин. 1993. Т.2 (3). С.399.

19. Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. С.289. Письмо от 24.05.38.

20. Рерих Н.К.Шамбала. - М., МЦР. 1994. С.31.

21. Агни-йога. Община. 66. Агни-йога. Община. 3.III.15. Урга.

23. Напутствие Вождю. Л., 1990.  107.

24. Рерих Н.К.Шамбала. - М., МЦР. 1994. С.32.

25. См.: Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. www.kalachakra.ru

26. Александр Берзин родился в 1944 г. в Нью-Джерси США и в 1972 г. получил степень Доктора философии на факультетах дальневосточный языков и санскритологии и индологии Гарвардского университета со специализацией "тибетские исследования". С 1969 по 1998г., без малого тридцать лет, он провёл в Индии, в местечке Дхармасала, практикуя Дхарму и обучаясь у самых выдающихся мастеров всех четырёх традиций тибетского буддизма. Его учителем в буддизме был Ценшаб Серкхонг Ринпоче, партнёр-наставник по философским дебатам и один из учителей Его Святейшества Далай-ламы XIV. Александр Берзин выступал в роли личного секретаря и переводчика своего учителя в течение девяти лет, сопровождая его в нескольких мировых турне. Он неоднократно выступал и в роли личного переводчика Его Святейшества Далай-ламы XIV. Один из основателей Бюро переводов Тибетской библиотеки трудов и архивов в Дхармасале, профессор А.Берзин - автор целого ряда книг и статей о тибетском буддизме. С 1983г., путешествуя по миру, он читал лекции и давал учения по практике и теории буддийского учения в дхарма-центрах и университетах более чем семидесяти стран мира. См.: Избранные труды по буддизму и тибетологии. - М., Открытый мир. 2006.

27. См.: Берзин А. История Калачакры // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры.www.kalachakra.ru/

28. О Ваджраяне см.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000.

29. См.: Берзин А. Шамбала // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. 30. См.: Питанов В.Ю. Был ли Иисус Христос аватарой? http://apologet.orthodox.ru

31. См.: Берзин А. История Калачакры // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. www.kalachakra.ru

32. См.: Берзин А. История Калачакры // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. www.kalachakra.ru

33. "Само слово "нирвана" восходит к санскритскому корню "нир" со значением "угасание", "затухание" (например, угасание светильника или прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX века часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают … влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание…. Нирвана - не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия".  См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000. С. 27.

34. Мантра – это "текст, произнесение которого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные". См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. - М., Республика. 1996. С. 262.

35. Одно из направлений в буддизме. См.: Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000.

36. См.: Берзин А. Шамбала // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. www.kalachakra.ru

37. См.: Берзин А. Шамбала // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. www.kalachakra.ru

38. Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотацъ. 1999. Т.2. С. 163. Письмо от 19.03.36.

39. Что такое "Тушита"? Учение Будды описывает шесть сфер обитания живых существ в нашем материальном мире. Три из них (боги, полубоги и люди) относятся к высшим сферам существования и три (ад, голодные духи и животные) - к низшим. Каждый из этих миров может быть поделен на несколько частей по каким-то признакам. Например, человечество поделило себя на три большие группы: развитые государства, развивающиеся страны и страны третьего мира. Так и мир богов делится на шесть частей. Одна из этих частей на санскрите называется Тушита. Тушита - это Чистая земля, мир, где воплощаются бодхисаттвы. www.tushita.ru

40. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru

41. Например, см.:  Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Санкт-Петербургское философское общество. 2000.

42. См.: Избранные труды по буддизму и тибетологии. - М., Открытый Мир. 2006. Часть 2.С.81.

43. Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотацъ. 1999. Т.2. С.432. Письмо от 05.03.35.

44. См.: Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 тт. - М., Миф.1993.

45. Берзин А. Ошибочные зарубежные мифы о Шамбале. www.berzinarchives.com

46. См.: Берзин А. История Калачакры // Берзин А. Принятие Посвящения Калачакры. www.kalachakra.ru

47. Блаватская Е.П. Харьков. Редакционно-издательский отдел облполиграфиздат. 1991. С. 104.

48. "Свидетели Иеговы" "назначали" конец света на 1914, 1918, 1925, 1975 года.

49. См.: Толковая Библия. Издание преемников А.П. Лопухина. Т.1.Стокгольм. Институт перевода Библии. 1987.

50. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.orthodox.ru

51. Агни-йога. Иерархия. 35.

52. Агни-йога. Мир Огненный. Ч.3. 67.

53. Они себя причисляют к Древлеправославной Поморской Церкви. См.: www.belovodije.com

54. www.belovodije.com/b.html

55. www.belovodije.com/myth.html

56. См.: Зороастризм, или о чем не учил Заратустра. http://apologet.orthodox.ru

57. См.: Питанов В.Ю. Был ли Иисус Христос аватарой?; Оккультный мессия Майтрейя - Христос или антихрист?

58. Махабхарата – древнеиндийская поэма, в которой рассказывается о борьбе за престол между двумя ветвями царского рода куру – Кауравами и Пандавами. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. - М., Республика. 1996. С.472.

59. Подр. см.: Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб., Петербургское Востоковедение. 2000. С.147-151.

60. Безант А. Эзотерическое христианство или малые мистерии. www.theosophy.ru/lib/esochr11.htm

61. См.: См.: Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. - М., МГУ. 1994.

62. См.: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. В 2 тт. - М., Отчий дом. 1997.

63. Агни-йога. Знаки агни-йоги. 473.

64. См.: Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М., ББИ св. апостола Андрея. 1996.

65. Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание. - М., Русский Духовный Центр. 1994. С.157.

66. Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотацъ. 1999. Т.1. С.249. Письмо от 14.06.34.

67. Агни-йога. Мир Огненный. Ч.1. 41.

68. Агни-йога. Знаки агни-йоги. 104.

 

 
Читайте другие материалы раздела "Агни-йога (Учение "Живой Этики", рерихианство) и теософия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru