Послание Русского заграничного церковного собора о
спиритизме, магнетизме, теософии и прочих оккультных
вымыслах
Соборное осуждение теософии и оккультизма в 1922 году
До Собора со всех сторон доходят сетования о
том, что люди погрузились в темныя средневековыя, а вернее,
древне-языческия суеверия; в истинах Евангелия, в священных
догматах Православной Веры готовы сомневаться, и склоняют
уши и сердца свои к нелепым басням древне-языческой религии
Индии и новым вымыслам праздных фокусников. О сем пишет Св.
Апостол Павел к Тимофею: "будет время, когда здраваго учения
принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе
учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят
слух и обратят к басням" (2 Тим. 4:2-3). Самому Тимофею
Апостол дал такое повеление: "негодных же и бабьих басней
отвращайся, а упражняй себя в благочестии" (1Тим.4:7).
Николай Рерих
Почему же эти басни и теперь полюбились
христианам? - правда не истинным христианам, - но
колеблющимся. - Не будем пояснять, почему люди вообще
колеблются в вере, но укажем на причину усиления суеверий в
настоящем беженском положении русских эмигрантов. Суеверия
умножаются при напряженном ожидании дальнейшей неизвестной
участи нашей человеческой жизни; когда исходы ея невозможно
предусмотреть разумным способом. Так, земледельцы, которых
благополучие зависит от урожая, а урожай от неизвестной
заранее летней погоды, стараются непременно предугадывать
ее, и нет конца относящимся сюда разным повериям иногда
смешным, а по большей части совершенно неосновательным.
Семейная жизнь людей, особенно женщин, зависит главным
образом от счастливаго или неудачнаго брака их с женихами,
часто мало еще знакомыми невесте и ея родителям!.. И вот, то
событие, которым определяется жизнь молодой четы, т. е.
свадьба, соединяется со множеством суеверий, как в
деревенских кругах, так и в интеллигентных. Точно также
окружены суевериями путешествия, мореплавание, азартныя
игры, экзамены, эпидемии, выступления на войну, смелыя
торговыя предприятия и т.п.
Не могут люди разумно предусмотреть будущих
судеб своих при подобных волнующих обстоятельствах, а узнать
что-нибудь непременно желают, и вот, для утешения себя
обращаются к "басням", как выражается Св. Апостол Павел. А
так как на всякой человеческой слабости легко могут нажиться
недобросовестные корыстолюбцы, то и вокруг человеческой
склонности к суевериям уже давно начали вырастать целые
полки волшебников, ложных пророков, медиумов, магнетизеров,
оккультистов, теософов, хлыстов и всяких других обманщиков,
не желающих зарабатывать себе хлеб честным трудом, но
обманами простодушных ближних. Обманы эти, конечно,
приходится им облекать в модныя и приятныя для современнаго
поколения формы.
Так, лет 50 тому назад, отвергали у нас и
философию, и историю и, конечно, Откровение Божие и
богословие, а признавали только "опытное знание" - опыты
физические и, вообще, "естественно-научные", тогда появились
спириты, которые облекали свои обманы и поверия своих жертв
в формы как бы самых точных физических опытов: заставляли
вертеть столик, выстукивать ответы ножками мебели или
чайными блюдцами, и так дурачили легкомысленную публику.
Прошло затем время огульнаго отрицания
творческаго разума в людях и сердечных откровений; пошла
мода на философию и мистицизм, русским людям надоело слепое
поклонение западно-европейской моде и жизни; стали
интересоваться жизнью древняго Востока. Тогда сейчас же
появились иного рода обольстители: необуддисты, теософы,
магнетизеры, оккультисты; они стараются доказывать, будто
учение древних индийских язычников не только ничем не ниже
учения Христова Евангелия, но во многом даже выше его; они
пользуются естественным стремлением осиротелых душ сохранять
общение с умершими родными и друзьями, но вместо указанных
Богом молитв об упокоении их душ и благодеяний в их память,
они распространяют языческое суеверие о переселении душ из
одного тела в другое и тем устанавливают самое легкое
отношение к прелюбодеянию и даже к самоубийству, отрицая
учете Евангелия о вечном осуждении нераскаянных и заменяя
его баснями о более продолжительном только переселении для
тяжких грешников.
Так опора всех этих суеверий в человеческом
себялюбии и лености; и, конечно, никакое образование,
никакая ученость не может оградить человека от подобных
лукавых суеверий, потому что к его услугам сейчас же
появляются составленныя лжецами брошюры, и даже самыя
суеверия эти названы науками: оккультическими,
теософическими и т.п., как в средние века были, кроме химии
и астрономии, еще алхимия и астрология.
Но особенно тяжко бывает слышать от
некоторых жертв подобных заблуждений такия речи: "Я и в Бога
уверовал благодаря спиритизму, который убедил меня в бытии
сверхчувственнаго Mира". Что надо говорить им на это? Такой
веры Богу не нужно, и она не спасительна. Bера в Бога,
Который находится в распоряжении фокусников, Который
подчиняется вертящимся столам и высылает души умерших
дурачащимся праздным людям: такая вера едва ли лучше неверия
(ибо последнее не бывает продолжительно), но также противна
Господу, как и вера в Ваала и Астарту, в Венеру и Юпитера,
покровительствовавших человеческим страстям и усыплявших их
совесть. О такой вере вот что пишет Св. Апостол Петр во
втором послании: "лучше бы им не познать пути правды, нежели
познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на
свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи"
(2Пет.2:22)
Теперь приведем слова Св. Библии и Св.
Церкви, прямо направленныя против суеверий, во всем подобных
современным лжеучениям и повериям. Вот что изрек Господь
чрез Моисея: "не обращайтесь к вызывающим мертвых и к
волшебникам, не ходите и не доводите себя до осквернения от
них (Лев. 19:31). Не должен находиться у тебя проводящий
сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадалка,
ворожея, чародей, обаятель, вызывающей духов, волшебники и
вопрошающий мертвых. Ибо мерзок перед Господом всякий,
делающий это, и за сии то мерзости Господь Бог твой изгоняет
их от лица твоего (Втор. 18:10-12). Подобное же говорил
Господь чрез пророка Исайю: "Когда скажут вам обратитесь к
вызывателям умерших, к чародеям, к шептунам и
чревовещателям, тогда отвечайте - не должен ли народ
обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
Обращайтесь к закону и откровению." (Ис. 8:19-20)
Спириты и теософы любят повествование о
вызове Аэндорской волшебницей тени Самуила. Да, в священной
истории было два случая, когда Господь даже чрез суеверия
людей открывал Свою волю. Так, Он открыл и Христово
Рождество чрез персидских магов, так что "звездам служащие
звездою учахуся Тебе кланятися солнцу правды"; но
волхвам-язычникам не знавшим истиннаго Бога, их гадания,
конечно, не были поставлены в вину, а что постигло Саула, за
то, что он, праведно изгнавший из Иудеи всех волшебников и
гадателей (1Царств. 28:3), потом в час смертельной опасности
обратился к волшебству? Об этом не любят говорить спириты и
оккультисты, да, впрочем, они и сами обыкновенно не знают, -
а вот что говорит Св. Библия: "Так умер Саул за свое
беззаконие, которое он сделал перед Господом, за то, что не
соблюдал слова Господни и обратился к волшебнице с вопросом,
а не взыскал Господа. За то Он умертвил его и передал
царство Давиду, сыну Ессееву (1Пар. 10:13-14). За такие же
грехи был отвергнут Богом и позднейший царь Манассия,
который ворожил и завел вызывателей мертвецов и волшебников
(1Цар. 21:6). - Много тяжких грехов было за Саулом, но ни
одним из них он так не прогневал Господа, как своим
спиритическим покушением. Пусть же не говорят спириты,
оккультисты и теософы, будто в их повериях и деяниях нет
ничего погрешительнаго. Саулов грех был во всем подобен
греху тех наших беженцев, которые занимаются оккультизмом.
Так же, как они, он в тяжелую годину, пред лицом
неизвестности, в угнетении и страхе за будущее обратился к
вызывателям умерших и за то пострадали и семья, и весь род
его.
К стыду России, те сыны ея, которые считают
себя образованными, в большинстве почти вовсе не ознакомлены
с наиболее ценной на земле книгою - со Св. Библией; но они
еще менее знакомы с законоположениями той Церкви, к которой
они себя причисляют, и даже по большей части не знают, что
именно разумеется под этими законоположениями, которыми
утвержден и самый состав Св. Библии и осуждены все подложныя
евангелия и подложныя послания. Законоположения церковныя,
т. е. законы Св. Духа, открытые человечеству чрез Вселенские
Соборы, изложены в сравнительно небольшой книге, носящей
название: Книга Правил Св. Апостол и Св. Вселенских и
поместных Соборов (утвержденных Соборами Вселенскими) и Св.
Отец (утвержденных также VI и VII Вселенскими Соборами).
Предки наши, если были мало-мальски грамотны, знали эту
книгу так же хорошо, как воины знают воинский устав, но наши
современники в большинстве даже не знают о существовании
такой книги, которую до революции можно было приобрести за
60 копеек в любой лавке с продажей книг духовнаго
содержания.
…неведении Божественных правил, или канонов,
то, конечно, едва ли бы кто решился связываться с медиумами,
оккультистами и т.п. обманщиками.
Итак, вот что постановил о волшебствах
разнаго рода Шестой Вселенский Собор (правило 61):
"Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам
или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им
открыть, - согласно с прежними отеческими о них
постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии.
Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят
медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред
простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадание
о счастии, о судьбе, о родословии и множество других
подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей,
обаятелей, делателей предохранительных талисманов и
колдунов; закосневающих же в сем и не отвергающихся и не
убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов,
определяем извергати из церкви, как и священныя правила
повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет
Апостол. Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или кая
часть верному с неверным? Кое же, согласие Христа со
велиаром?" (2 Кор. 6:14-16).
Святаго Анкирскаго Собора правило 24:
"Волхвующие и последующие языческим обычаям, или вводящие
некиих в дом свой, ради изыскания волшебств или ради
очищения, да подвергаются правилу шестилетняго покаяния, по
степеням установленным: три лета припадания и два лета
молитвы без приобщения Св. Таин".
Св. Василия Великаго правило 65: "Покаявшиеся в волшебстве, или в отравлении,
да проведет в покаянии время положенное для убийцы с
распределением сообразным тому, как сам себя обличил в
каждом грехе".
Правило 72: "Предавший себя волхвователям или неким
подобным, да будет епитимией столько же времени, сколько
убийца" (Ср. Вас. Вел. 7, 81-83) (Григория Нисскаго 3).
Итак, видите, каким тяжким грехом почитает
Господь всякаго рода волшебство. Грех этот не становится
меньшим от того, что его называют новым именем -
спиритизмом, магнетизмом, теософией - или прикрывают вновь
выдуманными суеверными терминами - астральныя тела,
оккультныя силы и т.п., как и преступление детоубийства не
облегчится на суде Божием тем, что его называют абортом
(Напоминаем правило Василия Великаго (2-ое, 8-ое), по коему
вытравление плода наказывается так же, как детоубийство) или
безчеловечное избиение беззащитнаго товарища - от того, что
его называют теперь активным бойкотом, - или грабеж, хотя бы
он и назывался экспроприацией.
Если же скажут нам в оправдание волшебства:
что же нам делать, когда душа измучилась мыслью об
оставшихся в Советской России родных, быть может, томящихся
в тюрьме или зверски замученных? Если мы сами измучились на
чужбине вдали от родины и не можем не пытаться узнать что
либо о времени нашего возвращения? Если терпению нашему
приходит конец? Если мы не можем более томиться в
неизвестности? - Ответ на это самый простой: - Ведь и при
спиритических средствах ничего не узнаете, и сами серьезно
им не верите, а прибегаете к ним лишь как к временному
самообману, после котораго еще печальнее бывает возвращаться
к печальной действительности, как после тяжкаго похмелья.
Не здесь, возлюбленные соотечественники и
соотечественницы, исцеление от облежащих нас скорбей, а в
молитве, в покаянии, в призывании Божественнаго милосердия,
в обречении себя на полную покорность воле Божией, в
убеждении, что всякое зло может произойти только по нашей
злой воле, а все страдания, независящия от нея, посылаются
нам от Бога для нашего блага, для нашего вразумления. Вот
почему и все молитвенныя прошения наши, излагаемыя в
церковных ектениях, заканчиваются изъявлениями такой же
покорности Господу, даст ли Он нам просимое или нет. К
такому настроению воли призывает вас Церковный Собор, и сими
словами заканчиваем мы свое послание: "Пресвятую Богородицу
со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь
живот наш Христу Богу предадим".
Председатель Собора Антоний, Митрополит
Киевский и Галицкий.
Церковные ведомости издаваемыя при Dысшем
русском церковном управлении Заграницей. 1 (14)- 15(28)
августа 1922 г. Сремски Карловцы.
Приведено по фотокопии с
www.diocesedegeneve.net
К сожалению, в этом источнике отсутствует
одна из страниц газеты с текстом Послания. Должен сказать,
что в паре зарубежных библиотек из подшивки газеты были
вырваны именно страницы с этим посланием (например, в
библиотеке Университета в Хельсински).
Протодиакон Андрей Кураев - Живой журнал - 23.09.2010.
|