Полное житие преподобного Сергия Радонежского
Память: 5 / 18 июля (обретение мощей), 25 сентября / 8
октября
Содержание
Глава XXI. Жития родителей преподобного Сергия,
схимонаха Кирилла и схимонахини Марии
"Радуйся, родителей благих добрый
и
избранный плод"
Акафист, икос 1
Среди сонма святых земли Русской
особенно тихим и кротким светом сияют из глубины веков
образы святых родителей преподобного Сергия
Радонежского, вот уже шесть столетий глубоко почитаемых
русским народом, преподобных Кирилла и Марии. Яркий
пример христианского благочестия, целомудренного
супружества, воспитания детей в вере и благонравии
доныне являют они нам своим богоугодным житием.
До нас не дошли подробные свидетельства
ни о их родителях, ни о детских и отроческих годах, ни о
времени вступления в супружество. Известно лишь, что
благочестивые супруги Кирилл и Мария принадлежали к
знатному боярскому роду. В начале XIV века они жили
недалеко от Ростова Великого, в небольшом селении
Варницы, где находилось их поместье. Преподобный Кирилл
состоял на службе у ростовских удельных князей. Тяжелые
были тогда времена. За грех междоусобных кровопролитий
Русь пала под ударами монгольской Орды. Народ страдал от
своеволия грубых и гордых татарских чиновников,
убивавших и творивших прочие беззакония.
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Икона с житием, 2008 год
Князьям то и дело приходилось ездить на
поклон в Орду. Не раз и боярин Кирилл сопровождал своего
князя в этих опасных путешествиях. Перед отъездом обычно
писали завещание и прощались с близкими, так как многие
русские люди там и головы свои слагали за веру
Православную. Можно только догадываться, сколько скорби
испытывала преподобная Мария, провожая мужа каждый раз
как бы на смерть, сколько слезных молитв возносила она к
Богу о нем и малолетнем их сыне Стефане. И не тщетны
были эти молитвы. Господь хранил преподобного Кирилла.
Супруги строго соблюдали все уставы церковные, любили
храм Божий, особенно заботились о делах милосердия:
помогали бедным, принимали странников, раздавали щедрую
милостыню.
Суете княжеского двора они предпочитали
простую уединенную жизнь в своем поместье, не
пренебрегали и обычными сельскими трудами.
***
Читайте также:
***
Впоследствии на том месте, где, по
преданию, находился дом преподобных Кирилла и Марии,
ростовский архимандрит Ефрем основал в 1427 году
монастырь с соборным храмом в честь Живоначальной
Троицы.
Необыкновенное знамение предшествовало
рождению второго сына в благочестивом семействе.
Однажды, когда его мать была в церкви, ребенок, к
великому изумлению всех присутствовавших, трижды
воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале
чтения Евангелия, перед чтением Херувимской песни и в
момент, когда священник возгласил: "Вонмем, Святая
святым!" Духовно чутким сердцем своим поняла Мария, что
явление это не случайно, и замешательство и ужас
сменились убеждением, что это было особое указание
Божие, которое она восприняла как призвание, и всеми
силами души откликнулась на него.
Зная, что родители могут еще до рождения
детей своих сообщить им задатки добра и привить с
молоком добрые нравы, она "блюла себя от всякой скверны
и от всякой нечистоты, постом ограждала себя, и всякой
пищи скоромной избегала, и мяса, и молока, и рыбы не
ела, лишь хлебом, и овощами, и водой питалась". Часто,
удаляясь от людских взоров, благочестивая мать со
слезами горячо молилась о будущей судьбе своего
младенца. "Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую
рабу твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе
моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенцы,
да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое
благословенно во веки веков. Аминь".
3 мая 1314 года праведных родителей
посетила великая радость: Господь дал им сына. Через
сорок дней супруги принесли его в церковь, чтобы
совершить над ним таинство Крещения. Благоговейный иерей
Михаил, погружая младенца в купель, ощутил особую
благодать Божию. Мальчика назвали именем апостола
Варфоломея. Услышав рассказ Кирилла и Марии о чудесном
событии в храме, иерей произнес знаменательные слова о
том, что младенец "будет сосудом избранным, обителью и
слугой Святой Троицы".
Вскоре Мария стала замечать в младенце
нечто необыкновенное: когда ей случалось вкушать мясную
пищу, ребенок не брал сосцов ее. То же повторялось по
средам и пятницам. Иногда день, иногда два дня младенец
не ел. Страх вместе со скорбью овладевал матерью и
родственниками ее. И наконец они поняли, что не хочет
дитя пить молоко, когда мясом питается кормящая его.
Взращенный постом во чреве матери,
младенец и по рождении как будто требовал от матери
поста. И Мария, действительно, стала еще строже
поститься: она совсем оставила мясную пищу, и лишь после
этого младенец, кроме среды и пятницы, питался молоком
матери.
После Варфоломея у Кирилла и Марии
родился третий сын Петр. Своих детей супруги воспитывали
в Законе Божием, благочестии и целомудрии. Когда пришло
время, боярин Кирилл отдал своих сыновей учиться
грамоте. В то время на Руси воспитание детей велось в
строго церковном духе, на чтении житий святых, под сенью
храма Божия. Вся жизнь устроялась по Евангелию Христову,
в благочестии и святыне, поэтому и нередко можно было
встретить горячее детское благочестие, продолжительные
со слезами молитвы, любовь к богослужению, усердное
стремление подражать подвигам святых отцов. Обучение
грамоте считалось делом священным, так как преподавалось
толкование для уразумения Божественных Писаний и Таин
Божиих. Школы грамотности учреждались попечениями
епископов, которые поставляли только верующих,
благочестивых и нравственных учителей. Они были примером
для учеников, так как и сами любили Бога, любили закон
Божий.
Епископом Ростовским тогда был Прохор,
муж учительный и благочестивый. Под его руководством
проходило обучение сыновей боярина Кирилла. Стефан и
Петр учились успешно, а Варфоломею грамота не давалась,
о чем печалились и родители, и отрок. Часто уединялся
Варфоломей и проливал горькие слезы о своей
неспособности. По ночам он вставал с постели и в горячей
молитве испрашивал себе у Бога дар понимания науки. И
Господь услышал молитвы святого отрока. Посланный
однажды отцом в поле искать лошадей, Варфоломей увидел
под дубом молящегося старца-монаха. Ему он высказал свою
сердечную скорбь, прося святых молитв о даровании ему
способности к учению. Старец, воздев руки, помолился о
нем и дал отроку частицу святой просфоры "в знаменование
благодати Божией и разумения Святого Писания".
Варфоломей, зная, с какой радостью и любовью принимают
родители странников и особенно монахов, упросил его
посетить их дом.
Приняв благословение от старца, Кирилл и
Мария предложили ему радушное угощение. Но гость сказал,
что прежде следует вкусить пищи духовной, и направился в
моленную, которая раньше имелась в каждом доме
благочестивых князей и бояр. Старец дал Варфоломею книгу
в руки, хотя тот отговаривался неумением, и велел ему
читать псалмы. Произошло чудо: отрок начал читать
спокойно и внятно. Родители же и братья его, услышав
это, "удивились неожиданному его разуму и мудрости и
прославили Бога, давшего ему такую благодать".
Святой гость благословил праведных
хозяев и возвестил пророчески, что сын их "будет некогда
обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собою к
уразумению Божественных заповедей". Благочестивые бояре
проводили странника за ворота, и вдруг он стал невидим.
Они же, недоумевая, решили, что это ангел послан бы
даровать отроку знание грамоты. В трепете возвратились
они домой, сохраняя слова небесного посланника в сердцах
своих. С Варфоломеем же произошла чудесная перемена:
какую бы книгу ни раскрыл он – тотчас же начинал читать
ее без всякого затруднения, понимая и смысл
прочитанного. "Достоин был даров духовный сей отрок,
который от самых пелен Бога познал и Бога полюбил… Он
жил, во всем повинуясь своим родителям: старался
повеления их исполнять и ни в чем не ослушиваться их,
как и Святое Писание говорит: "Чти отца и мать свою и
будешь долголетен на земле".
Подрастая, Варфоломей, как и в первые
дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой
пищи, а в остальные дни питался только хлебом и водой.
Он уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия,
любил храм Божий и чтение священных книг, часто целые
ночи проводил без сна в молитве. Видя такие подвиги
своего сына, Мария сильно опасалась, что суровый образ
жизни может повредить его здоровью, и убеждала сына
смягчить строгость поста и своих подвигов. Но юный
подвижник со смирением просил ее не отклонять его от
воздержания, которое так сладко и полезно для его души.
Удивилась мать разумному ответу отрока и более уже не
мешала его доброму намерению, тем более, что и здоровье
его нисколько не страдало от воздержания и поста.
Благочестивый боярин Кирилл под старость
стал терпеть немалую нужду. Частые путешествия со своим
князем в Орду, тяжелые дани и непосильные подарки
ордынским вельможам, без чего не обходились эти
путешествия, жестокий голод, и больше всего, как говорит
преподобный Епифаний, "великая рать", или нашествие
Туралыково в 1327 году, все это вместе отозвалось крайне
неблагоприятно на его состоянии и довело его почти до
нищеты. Земля Ростовская истощена была частыми набегами
татар, а неурожайные годы вконец довершили оскудение.
Многие ростовские жители стали покидать родные места, в
числе их переселился и боярин Кирилл со всем своим
семейством. По Промыслу Божию, семейство переехало в
почти неизвестный тогда край, в село Радонеж, и
поселилось там близ церкви Рождества Христова.
По обычаю того времени, Кирилл должен
было получить поместье, но сам он, по старости, уже не
мог нести службы, и потому обязанность эту принял на
себя старший сын его Стефан, который, вероятно еще в
Ростове, женился. Младший из сыновей Кирилла Петр также
избрал супружескую жизнь, Варфоломей же, всей душой
стремился к жизни подвижнической. "Отпусти меня,
батюшка, с благословением, - говорил он, - и я пойду в
монастырь". "Помедли чадо, - отвечал ему на это отец, -
сам видишь, мы стары и немощны, послужить нам некому. У
братьев твоих немало забот о своих семьях. Мы радуемся,
что ты печешься, как угодить Господу Богу. Это намерение
благое. Только послужи нам немного, проводи нас в
могилу, тогда и иди с Богом в обитель святую". Так
отвечал ему святой Кирилл, указывая на старость свою и
своей супруги, а втайне, вероятно, имея в виду молодость
сына, тем самым давал ему время еще испытать самого себя
и утвердиться в святом намерении.
И благодатный сын повиновался. Он
прилагал все свое старание угодить престарелым
родителям, чтобы упокоить их старость и заслужить себе
их благословение и молитвы. Между тем дух иночества
нечувствительно сообщался от сына к родителям. В то
время на Руси среди людей всех сословий был
распространен благочестивый обычай принимать под
старость монашество, чтобы приуготовить и очистить душу
свою для жизни вечной. Последовали этому обычаю и
праведные супруги.
В трех верстах от Радонежа находился
Покровский Хотьков монастырь, который при недостатке
монастырей в Московском княжестве в то время был
обителью и старцев и стариц. Здесь, приняв сначала
монашеский постриг, а затем схиму, преподобные Кирилл и
Мария в непрестанной молитве и богомыслии проводили
последние годы своей жизни. Есть предположение, что
перед смертью они благословили Варфоломея на иноческий
подвиг двумя иконами: Божией Матери Одигитрии и
святителя чудотворца Николая.
Почти в то же время произошла важная
перемена и в жизни их старшего сына Стефана. Жена его
Анна умерла, оставив ему двух сыновей – Климента и
Иоанна. Похоронив супругу в Покровском монастыре, Стефан
не пожелал уже возвращаться в мир, но остался в
Хотькове, чтобы принять монашество и вместе с тем
послужить своим немощным родителям. Отягощенные
болезнями и старостью схимники-бояре не долго
подвизались в своем новом звании. Около 1337 года они с
миром отошли к Господу. Дети почтили их слезами сыновней
любви и похоронили под сенью той же Покровской обители,
которая с того времени сделалась последним приютом и
усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был
погребен и младший сын преподобных Кирилла и Марии –
Петр с супругой Екатериной.
Отдавая последний долг, Варфоломей
неотлучно провел в Хотьковом монастыре сорок дней,
поминая новопреставленных родителей на Литургии и
панихидах. Помня о их страннолюбии, он все эти дни
кормили нищих и раздавал милостыню. Благодатная радость,
которой наполнилось сердце юноши после молитв о
родителях, свидетельствовала о том, что их праведная
жизнь была угодна Богу. Оставшееся наследство поручил он
младшему брату Петру, а сам с родительским
благословением – моленными иконами и книгами – решил
искать пустынного жития.
Он уговорил старшего брата инока Стефана
идти вместе с ним. Подражая древним подвижникам, они
поселились в дремучем лесу на горе Маковец, поставили
крест, построили церковь и келию. По благословению
митрополита Феогноста церковь была освящена во имя
Живоначальной Троицы в 1340 году.
Не выдержав трудностей пустынного жития,
Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где
приобрел келию и стал жить, усердно подвизаясь в
добродетели. Вскоре митрополит Феогност назначил Стефана
игуменом Богоявленской обители, а великий князь и
знатные бояре избрали его своим духовником.
Однако, что казалось Стефану тяжким и
нестерпимым, то было легко и приятно для Варфоломея,
душа которого с детства пылала Божественным огнем. И
Господь хранил его Своей благодатью среди дремучих лесов
Радонежских. 7 октября 1342 года игуменом Митрофаном
Варфоломей в 28-летнем возрасте был пострижен в
монашество с именем Сергий. Каждый день совершая
Божественную литургию, игумен в течение семи дней
причащал новопостриженного. Ликовала душа Сергиева и
горела Божественным огнем, так как пребывала в нем
первобытная чистота и невинность, потерянные первым
Адамом. В 1354 году инок Сергий был рукоположен во
иеромонаха епископом Волынским Афанасием, который
замещал на митрополичьей кафедре святителя Алексия,
отбывшего в Византию. Преподобный избрал путь спасения,
путь жизни, путь Богообщения. Он пришел в пустынь,
пребывал в молитве и посте, претерпел тяжелую брань от
бесов, и Господь даровал ему крепкое оружие Духа
Пресвятаго. Постепенно к нему стали стекаться иноки,
жаждущие пустынного подвига. Так возник монастырь,
превратившийся в великую Лавру. Известно, что племянник
Сергиев, 12-летний отрок Иоанн, принял ангельский образ
с именем Феодор и прожив 22 года в Троицкой обители,
был первым в ней иконописцем, а потом архиепископом
Ростовским.
Преподобный Сергий своим подвигом
выразил глубинный смысл монашества. "Печальник земли
Русской", святой Сергий предварил своим деланием завет
сомолитвенника в вечности Серафима Саровского: "Стяжи
дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи".
Святой Сергий был достойной отраслью
своих благочестивых родителей. Преподобные супруги
Кирилл и Мария воспитали своего сына в благочестии,
вложили в его душу любовь к Богу и Церкви, к труду,
милосердию и родной земле. Приняв он них это богатое
духовное наследство, Преподобный щедро передавал его
русским людям.
На Святой Руси и за ее пределами все,
кто обращается к преподобному Сергию, верят, что и его
родители имеют великое дерзновение у престола Божия.
Поэтому идет благочестивый народ к раке угодников
Божиих, изливая перед святыми родителями свои скорби,
радости, просит помощи, утешения, исцеления и
благословения на добрую жизнь. Чувствуют православные,
что слышат святые родители Сергиевы молитвы их, и еще
больше укрепляются в вере, видя знамения и чудеса,
совершаемые преподобными Кириллом и Марией.
Трижды молитвами их Хотьков монастырь
был избавлен от холеры во время свирепствовавших
эпидемий в 1771, 1848, 1871 годах. С конца XVIII века
преподобные Кирилл и Мария почитались как местные
святые, с этого времени их уже изображали с нимбами и
читали перед мощами угодников Божиих особую молитву.
Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит
свидетельства о том, как молитвенное обращение к
преподобному Сергию и его святым родителям спасало людей
от тяжких недугов.
Предание говорит о том, что преподобный
Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую
обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об
упокоении его родителей. И многие паломники, идущие из
Ярославля и Владимира, нередко сначала миновали Троицкий
монастырь, чтобы исполнить этот обычай, и уже потому, из
Хотькова, снова возвращались к священным стенам
Сергиевой обители.
И сейчас еще можно встретить старые
обазки, на которых преподобный Сергий изображен в
иерейском облачении, молящимся у гроба своих родителей,
с кадилом в руке. Это памятник его сыновней любви к
родителям, которым он послужил до самой блаженной…
кончины. Часто святой игумен приходил в Хотьков
монастырь, чтобы помолиться у гроба родителей,
поклониться их святым мощам и совершить заупокойное
богослужение.
Прославляя преподобного Сергия, почтим
благодарной памятью праведных его родителей. Сия святая
двоица явилась благочестивым корнем, давшим русской
земле и всему миру чудный плод свой – Сергия великого,
печальника и молитвенника о душах наших.
"Последуем же, верни, обычаю праотец
наших и, к великому Сергию поспешающее, не минуем и
святых родителей его; придем, поклонимся Кириллу и Марии
и, мощи их лобызающее, не забудем, яко в годину лютых
испытаний, егда храмы и обители от безбожник разрушахуся
и сама обитель Хотьковская поругана и испразднена бе,
святи сии, яко стражие вернии, под спудом возлежащее,
сию, миру неведомым образом охраняста, чающее, да
приидет час славы ея. Мы же к ним духовнии очи
возводяще, тепле возопиим: преподобнии схимонахи Кирилле
и Марие, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и
о почитающих вас любовию".
***
Молитвы преподобным Кириллу и Марии Радонежским,
родителям преподобного Сергия Радонежского:
- Молитвы преподобным Кириллу и Марии Радонежским,
родителям преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Кирилл до пострига состоял на службе
сначала у ростовского князя Константина II
Борисовича, а потом у Константина III Васильевича,
которых он, как один из самых близких к ним людей,
не раз сопровождал в Золотую Орду. Был богат, что не
мешало ему с супругою жить в простоте, благочестии и
трудолюбии. Вместе с супругой под старость лет по
частому тогда обычаю для бояр приняли иноческий
постриг. Им молятся об устроении семейного
благочестия, помощи в воспитании и нравственно-религиозном возрастании детей
Акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским:
Житийная и научно-историческая литература о преподобных Кирилле и Марии Радонежских:
***
Молитва преподобному Сергию Радонежскому:
- Молитва преподобному Сергию Радонежскому.
Преподобный Сергий Радонежский - один из самых
прославленных русских святых. Основатель
Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих
десятков русских святых.
Преподобный стал поистине игуменом и заступником
всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для
монахов и мирян. Преподобному Сергию
молятся о помощи в учении, в иноческом делании, о
преодолении страстей, о возрастании веры, о
сохранении Отечества от нашествия иноплеменных
Акафист преподобному Сергию Радонежскому:
Канон преподобному Сергию Радонежскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Сергии Радонежском:
|