Толковый православный молитвослов. Последование ко Святому Причащению
Содержание Последования ко Святому Причащению:
Икона Пресвятой Богородицы
"Неупиваемая чаща"
Содержание толкового молитвослова:
***
Читайте также по теме:
- Объяснение церковных молитв детям - Азбука Веры
- Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)
- Словарь церковно-славянских слов, встречающихся в молитвах
- Полный православный молитвослов (формат pdf)
- "Православные акафисты" - сборник акафистов
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе "Православный молитвослов" - молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке,
молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
***
Последование ко Святому Причащению:
Молитвами святых отец наших, Господи
Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Царю Небесный…
Трисвятое по Отче наш...
Господи, помилуй (12 раз).
Придите, поклонимся… (Трижды)
И псалмы:
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На
месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя.
Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради
Своего. Аще бо и пойду по среде сени смертныя, не убоюся
зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица Твоя, та мя
утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив
стужающим мне; умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя
упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя
вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом
Господень, в долготу дний.
Ничтоже мя лишит - и ничего не лишит
меня (в русском тексте Библии: я ни в чем не буду
нуждаться). Всели, воспита, обрати, настави - поселил,
воспитал (вскормил), обратил, наставил; /все глаголы
стоят в прошедшем времени (аористе) (в русском тексте
Библии употреблено настоящее). Аще бо - если даже.
Сени
- тени; сень смертная - мрак смерти, постоянное
выражение Библии (в русском тексте Библии обычно
передается словами: долина смертной тени). Та мя утешиста - они меня утешили.
Сопротив - напротив, на
виду, но также и вопреки. Стужающим мне - оскорбляющим
(буквально: стыдящим) меня. Упоявающи мя - напояет меня.
Яко державна - как она крепка! Поженет мя - настигнет
меня, последует за мной. Живота моего - жизни моей.
Еже вселити ми ся в дом Господень - вселиться бы мне в дом
Господень. В долготу дний - на долгие дни.
Этот псалом читается в начале Последования ко Причащению, так как в центре его - образ
таинственной трапезы, которую предлагает
Пастырь-Господь. Трапеза эта для нас - Тело и Кровь
Господа в Таинстве Причащения.
Господня земля, и исполнение ея,
вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю
есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору
Господню? И кто станет на месте святем Его? Неповинен
рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и
не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет
благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса
своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога
Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата
вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы?
Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите
врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет
Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь Сил, Той
есть Царь славы.
Исполнения ея - все, что ее наполняет
(исполнение - наполнение). Той - Он. Ю - ее.
Уготовал
есть - устроил. Иже не прият всуе душу свою - тот, кто в
душе своей не увлекался суетою, не привязывался к
суетному. Не клятся лестию - не клялся ложно. Искреннему
- ближнему. Сей - здесь: таков. Возмите врата князи ваша
- поднимите, князи, врата ваши. Возмитеся - Возвысьтесь,
поднимитесь. Господь сил - Господь и Господин ангельских
Сил, ангельских воинств.
Кто взыдет на гору Господню или кто
станет на месте святем Его? "Под горою Господа ты должен
разуметь в совокупности весь храм, под местом святым ты
можешь разуметь святой престол и жертвенник в каждом
храме" (Евфимий Зигабен). Под горою Господней
Псалмопевец разумеет также духовное и Небесное Царствие
Божие. Для готовящегося ко Причащению центральным в
восприятии этого псалма должно быть представление о
царстве святыни, в которое должен вступить он лично,
дерзая на принятие Святых Христовых Таин.
Возмите врата князи ваша, и возмитеся
врата вечная… По изъяснению святых отцев (Афанасия
Великого, блж. Феодорита, блж. Иеронима), в последних
стихах псалма заключается пророчество о вознесении
Господа Иисуса Христа на небо в присутствии горних Сил -
Архангелов и Ангелов. Именно они названы здесь
"князьями" торжествующей Церкви, они отверзают Ему врата
и уготовляют Ему шествие в горний мир.
Неповинен рукама: пред нами, во-первых,
форма тв. падежа двойственного числа, во-вторых -
оборот, весьма характерный для церковнославянского
языка, а в современном русском сохранившийся лишь в
отдельных словосочетаниях (ср. стоящее рядом: чист
сердцем, которое можно встретить и в современном языке)
Возмите врата, возмитеся… В глаголе возняти, вознитися приставка воз- имеет то же значение,
что и в современных глаголах вознестись, взойти и т.п.
Веровах темже возглаголах: аз же
смирихся зело. Аз же рех во иступлении моем: всяк
человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде
ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову;
молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его.
Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи,
аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал
еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне
призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми
Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.
Аз - я. Веровах, темже возглаголах: аз
же смирихся зело - я веровал, потому и говорил, что я
весьма смирился. Рех - я сказал. Во исступлении - в
душевном смущении… "экстаз": когда чувства переполняют, неконторолируемо выплескиваются наружу.
О всех, яже
воздаде ми - за все, что Он мне даровал. Честна -
исполнена чести, дорога. Преподобных - святых. Растерзал еси - Ты расторг.
Пожру - пожертвую, принесу в жертву.
Молитвы моя Господеви воздам - обеты мои перед Господом
исполню (так объясняют святитель Афанасий Великий,
святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви).
В центре этого псалма - та же Чаша
спасения, Евхаристическая чаша, что и в
Пс.22-ом. Для понимания некоторых стихов псалма
приводим фрагменты толкования святителя Афанасия
Великого.
Веровах, темже возглаголах: аз же
смирихся зело - "Когда, говорит Псалмопевец, уверовал
- возглаголал я великое; тогда увидев, что сам я - ничто,
смирихся зело".
Аз же рех во исступлении моем: всяк
человек ложь - "Став выше человека, презрел я все
человеческое; ибо изступление означает изменение…
Увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы
человеческие обманчивы), смирился и подверг себя
злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего".
Молитвы моя Господеви воздам… -
"Какой же
обет дает он, кроме сего - Чашу Господню приняв,
призвать имя Господне? Сие и исполняю, говорит он, когда
буду во дворех Божиих, то есть в Церкви Христовой или в
Иерусалиме небесном".
Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). И три
поклона.
Беззакония моя презри, Господи, от Девы
рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя Пречистому
Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица,
без числа имеяй велию милость.
Слава:
Во причастие Святынь Твоих како дерзну
недостойный? Аще бо деозну к Тебе приступити с
достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и
осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти,
Господи, скверну души моея и спаси мя, яко
Человеколюбец.
И ныне:
Многая множества моих, Богородице,
прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя:
посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога
нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, едина
Благословенная.
Презри - оставь без внимания. Рождейся -
родившийся. Храм то творя - делая его храмом. Ниже - и
не. Без числа имеяй велию милость - имеющий бесконечно
великое милосердие (без числа - бесконечно; имеяй -
имеющий; велию - великую; порядок слов во фразе
отличается от свойственного современному русскому
языку).
Аще бо - потому что если. Хитон -
одежда. Яко несть вечерний - потому что он не таков, в
каком идут на Вечерю. Исходатайствую - здесь: доставлю,
получу, заслужу. Прибегох - я прибегнул, обратился за
помощью. Оставление - прощение. Яже содеях лютых - злых
(лютых) дел, которые я совершил (яже содеях).
Аще бо дерзну к Тебе приступити с
достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и
осуждение исходотайствую многогрешной души моей. Тропарь
обращает нас к евангельской притче о званых на брачную
Вечерю Сына: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел
там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит
ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же
молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и
ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет
плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных
(Мф.22:11-14).
Вечеря эта - Евхаристия, Таинство Причащения; слова
очисти, Господи, скверну души моея взывают ко Господу об
очищении хитона души.
Егда славни ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе
праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих
ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю
таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава
Тебе.
Егда - когда. Ученицы - ученики.
Просвещахуся - просвещались. Омрачашеся - омрачился.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша -
смотри, собиратель богатств, на удавившегося (удавление
употребивша) из-за них (сих ради)! Несытыя -
ненасытимой. Учителю таковая дерзнувшия - дерзнувший
(сделать) такое с Учителем. Иже о всех благий -
Всеблагой (о всех - во всем; Иже здесь на месте
греческого артикля).
Это - тропарь Великого Четверга,
воспоминающий Тайную вечерю Христову (Ин.13:2-30),
соучастником, сопричастником которой становится и каждый
причащающийся.
Егда славнии ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся… Глагол просвещахуся стоит в форме
имперфекта 3-го лица мн. числа и, как всякий имперфект,
выражает действие, соотносительное с другим, основным -
тем, которое выражено аористом 3-го лица ед. числа
омрачашеся.
Текст и объяснение псалма см. в
утренних
молитвах.
Канон, глас 2-й
Обратите внимание на припевы канона -
один к первому и другой ко второму тропарю; это стихи из
50-го покаянного псалма (который читается
непосредственно перед самим каноном). На 9-й песни
канона - на один тропарь больше; лишь в немногих
молитвословах указан припев к этому добавочному тропарю
- следующий стих того же псалма (припев указан в
Служебнике). Припевы удивительно обогащают и дополняют
смысл тропарей.
Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу
Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе
из работы египетская, яко прославися.
Припев: Сердце чисто созижди во мне,
Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело
Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и
недуг многообразных исцеление.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего,
и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Осквернен делы безместными окаянный,
Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин
есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Земле благая,
Благословенная Богоневесто, Клас прозябшая неоранный и
спасительный миру, сподоби мя Сей ядуща спастися.
Грядите - приходите. Наставльшему -
проведшему. Яже изведе из работы египетская - которых Он
вывел из египетского рабства. Яко прославися - ибо Он
прославился. Живота вечнующаго - жизни вечной.
Благоутробне - милостивый (звательный падеж). Делы
безместными - непристойными делами. Клас - колос.
Прозябшая - возрастившая. Неоранный - невозделанный. Сей ядуща - принимая Его в пищу.
Земле благая, Благословенная Богоневесто, Клас прозябшая неоранный и спасительный
миру… Пресвятая Богородица предстает здесь как
плодородная земля (Земля благая), взрастившая миру
спасительный Колос (Христа), Который вырос Сам, без
всякого участия человеческого (неоранный: орати -
пахать); здесь и указание на Приснодевство Пресвятой
Богородицы.
Ирмос: На камени мя веры утвердив,
разрешил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух
мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть
праведен паче Тебе, Господи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Слезныя ми подаждь, Христе, капли,
скверну сердца моего очищающия; яко да благою совестию
очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению
Божественных даров Твоих.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Во оставление да будет ми прегрешений
Пречистое Тело Твое и Божественная Кровь, Духа же
Святаго общение, и жизнь вечную, Человеколюбче, и
страстей и скорбей отчуждение.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Хлеба животнаго Трапеза
Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый
живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со
страхом вкусити сего, и живу бытии.
Возвеселися бо ся - ибо возвеселился.
Внегда - когда. Несть свят, якоже Бог наш - никто не
свят, как свят Бог наш. Несть праведен паче Тебе - никто
не праведен более Тебя. Отчуждение - освобождение (да
будет Причастие в освобождение от страстей и скорбей).
Хлеба животнаго - Хлеба жизни. Свыше милости ради сшедшаго - сошедшего свыше по милосердию (милости ради).
Мирови - миру. Живот - жизнь.
Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай,
ни Ангел, но Сам, Господи, воплошся, и спасл еси всего
мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Восхотел еси, нас ради воплощся,
Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради
человеческих: темже молю Тя, и моя очисти согрешения.
Не отверже мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Исцели души моея язвы, Господи, и всего
оставяти: и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя
Твоея Божественныя вечери, окаянный.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Умилостиви и мне Сущаго от
утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба
Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера,
освящуся.
Ходатай - посол. Ангел - здесь: вестник.
Воплощся - воплотившись. Тем зову Ти - поэтому я взываю
к Тебе. Яко овча - как овца. Грех ради человеческих - за
грехи людей. Темже - поэтому. Умилостиви и мне -
умилостивь и ко мне. Сущаго от утробы Твоея - Рожденного
Тобою. Соблюди мя нескверна - сохрани меня чистым,
неоскверненным. Яко да прием умнаго бисера, освящуся -
чтобы я, принимая духовную драгоценность (бисер -
жемчуг), освятился.
Ирмос: Света Подателю и веков Творче,
Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо
Тебе иного Бога не знаем.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо
худому рабу Твоему; и во мне пребуди, якоже обещался
еси; се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Слове Божий и Боже, уголь Тела Твоего да
будет мне помраченному в просвещение, и очищение
оскверненной души моей Кровь Твоя.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Марие, Мати Божия,
благоухания чистое селение, Твоими молитвами сосуд мя
избранный соделай, яко да освященный причащуся Сына
Твоего.
Раве бо Тебе - ибо кроме Тебя. Якоже
предрекл еси - как Ты прежде сказал. Да будет убо худому
рабу Твоему - так пусть будет и ничтожному рабу Твоему
(мне). Се бо Тело Твое ям Божественное - ибо вот я ем
Тело Твое Божественное. Благоухания честное селение -
святое благоуханное жилище, священный храм благоухания.
Уголь Тела Твоего да будет мне
помраченному в просвещение… Пылающий Уголь - один из
символов Божества (вспомним, что Бог наш есть огонь поядающий -
Евр.12:29). Этот просвещающий и очищающий уголь
Божества проявляется в сцене призвания пророка Исаии:
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него
горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и
коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст
твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой
очищен (Ис.6:6-7).
О Причастии как огне говорят и последующие тропари
канона: Трепещу, приемля огонь, да не опалюсь яко воск и
яко трава (8-я песнь); якоже огонь да будет ми, и яко
свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя
греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего
мя просвещая (9-я песнь), а также молитвы ко Святому
Причащению: Страхом приступи, да не опалишися: огонь бо
есть; Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая восприятии,
да не опален буду.
***
"Причастимся Божественного угля для
того, чтобы огонь находящийся в нас любви, приняв
воспламенение, происходящее от угля, сжег наши грехи и
освятил наши сердца, и чтоб, вследствие общения с
Божественным огнем, мы воспламенились и были
обожествлены. Исаия увидел уголь; но уголь - не простое
дерево, а соединенное с огнем; так и хлеб общения - не
простой хлеб, но соединенный с большинством".
Преподобный Иоанн Дамаскин
***
Ирмос: В бездне греховней валяяся,
неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли,
Боже, мя возведи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело
мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам
приступити.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Да бых устранился от страстей, и Твоея
благодати имел бы приложение, живота же утверждение,
причащением Святых, Христе, Таин Твоих.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое,
всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим
Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.
Неизследную - непостижимую. От тли - от
погибели. Приложение - умножение. Живота же утверждение
- и жизни укрепление.
Хлеб, Христе, взятии не презри мя, Тело
Твое, и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых,
Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго,
да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и
безсмертный.
Не презри мя - не лиши меня возможности.
В суд - во осуждение. Живот - жизнь.
Ирмос: Телу златому премудрыя дети не
послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша,
среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже
уст ваших молитва.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Источник благих, причащение, Христе,
безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и
живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению
добродетели Божественнейшия ходатайствено, едине Блаже,
яко да славлю Тя.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Да избавлюся от страстей, и врагов, и
нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию, со
благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим
безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби:
благословен еси, Господи, Боже отец наших.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Спаса Христа рождшая паче
ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую
нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам
приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.
Не послужиша, поидоша, обругаша,
возопиша - не послужили, пошли, осмеяли, возопили (формы
прошедшего времени - аорист 3-го лица множ. числа).
Ороси я - оросил их (ороси - форма прошедшего времени -
аорист 3-го лица ед. числа; я - их). Услышася -
услышана. Источник благих - источник благ, всего благого
(ср.: Сокровище благих, в молитве Святому Духу).
Добродетели Божественнейшия - всего совершенства, высшей
добродетели, высшей духовной доблести (можно так можно
предать значение греческого выражения оригинала).
Ходатайственно - Средством, орудием (объяснение фразы в
целом приводим ниже). Едине Блаже - единственный Благой,
Милостивый (обращение - звательный падеж). Паче ума -
непостижимо уму. Благоблагодатная - получившая благодать
от Бога, облагодатствованная Богом.
Источник благих, причащение, Христе,
безсмертных Твоих ныне Таинств, да будет ми свет, и
живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению
добродетели Божественнейшия ходатайственно… Эта фраза
сохранила типичную греческую структуру; для понимания ее
приводим члены предложения в порядке, доступном нашему
восприятию: Причащение, Христе, безсмертных Твоих
Таинств / да будет ми / ныне / источник благих
(источником благ): свет(ом), и живот(ом), и безстрастие
(м), и (да будет также) ходатайственно (то есть
средством, приводящим к результату) / к преспеянию же и
умножению добродетели Божественнейшия (то есть высшей
духовной доблести). Если и после рассмотрения составных
частей вам трудно воспринять смысл фразы - значит, пред
нами один из немногочисленных случаев, когда стоит
перевести просто перевод тропаря (но при этом поэзия
обращается в мудреную прозу):
Причащение Твоих, Христе, бессмертных
Таинств да будет мне ныне источником благ - да будет оно
светом, жизнью и бесстрастием, да руководит меня к
преуспеянию в высшем совершенстве и к его умножению, о
единый Милостивец, да прославлю Тебя!
Да избавлюся от страстей, и врагов, и
нужды, и всякия скорби… Церковнославянское слово
"страсть", как и греческое "пафос", переводом которого
оно является, означает как страсть греховную, так и
страдание. В этом тропаре (как и во многих других
текстах) допустимы оба понимания.
Ирмос: В пещь огненную ко отроком
еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога,
пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Небесных, и страшных, и Святых Твоих,
Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери,
общника бытии и мене сподоби отчаяннаго, Боже Спасе мой.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со
страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл
еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое,
и пию Кровь Твою.
Припев: Пресвятая Троице, Боже наш,
слава Тебе.
Троичен: Трепещу, приемля огонь, да не опалюся яко воск и яко трава; оле страшнаго таинства!
оле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове
брение причащаюся, и нетлен сотворюся?
Пойте, дела - подразумевается обращение
к творениям Божиим: пойте, дела Его творения, Его как
Господа, и превозносите вовеки. Общника бытии -
сделаться участником. Сподоби - удостой. Прибег - здесь:
прибегнув. Благоутробие - милосердие. Аз - я.
Якоже рекл
еси - как Ты сказал. Се бо - ибо вот. Дерзая - здесь:
уповая. Оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия!
- О страшное таинство! О милосердие Божие! Брение -
прах, грязь. Нетленен сотворюся - становлюсь
бессмертным, не подверженным действию смерти (смысл
фразы: как я, будучи прахом, причащаюсь Божественного
Тела и Крови и становлюсь бессмертным).
Во мне пребуде, Спасе, и аз, якоже
рекл еси, в Тебе… - Иисус же сказал им: истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно
есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:53-56).
Последний, Троичный тропарь песни вновь возвращает нас к
этим словам Спасителя, говоря о жизни вечной, подаваемой
Причащением (Божественнаго Тела и Крове брение
причащаюся, и нетленен сотворяюся).
Песнь 9
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и
Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная прсвети,
собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Христос есть, вкусите и видите: Господь
нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес яко
приношение Отцу Своему, присно закалается, освещаяй
причащающияся.
Не отверже мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Душею и телом да освящуся, Владыко, да
просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением
освященных Тайн, живущаго Тя имея в себе со Отцем и
Духом, Благодетелю Многомилостиве.
Припев: Воздаждь ми радость спасения
Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
Якоже огонь да будет ми, и яко свет,
Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречистая, опаляя
греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего
мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Бог воплотися от чистых
кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычеце, умная
же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми
Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.
Безначальна - не имеющего начала и
начальства, то есть Вечного и Всевластного. Воплощся -
воплотившись. По нам бо древле бывый - ради нас некогда
уподобившийся нам. Единою Себе принес яко приношение
Отцу Своему - однажды принесший Себя в жертвенное
приношение Отцу Своему. Присно закалается - (с тех пор)
постоянно заколается, приносит Себя в жертву. Освящаяй
причащающияся - освящая причащающихся. Темже - поэтому.
Умная же множества - духовные, ангельские сонмы.
Яко
Тобою яве узреша всеми Владычествующаго - ибо Твоим
посредством, через Тебя (Богородицу) они явственно
увидели (яве узреша) Владыку вселенной (всеми
Владычествующаго). Осуществовавшагося человечеством -
принявшего человеческое естество (существо).
Христос есть, вкусите и видите… В
некоторых молитвословах: Благ есть, вкусите и видите: Он
Благ - вкусите и убедитесь!
Достойно есть… Трисвятое по Отче наш…
Цитировано по:
"Как научиться понимать молитвы?".
-М.: "Отчий дом", 2007
Азбука веры
|