Толковый православный молитвослов. Тропари дневные на всю седмицу
Тропари дневные на всю седмицу с
толкованием:
В седмичные (будние) дни совершаются
службы ликам, или чинам святых. Каждый день седмицы
(недели) посвящен определенной памяти и имеет
соответствующий тропарь. Дневные тропари включаются в
Последование ко Святому Причащению; желательно также
включать их в ежедневное молитвенное правило, в число
утренних молитв (удобнее всего в конце их, наряду с
тропарями чтимым святым и тропарем Кресту).
Господь Вседержитель (Пантократор).
Византийская мозаика
Содержание толкового молитвослова:
***
Читайте также по теме:
- Объяснение церковных молитв детям - Азбука Веры
- Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)
- Словарь церковно-славянских слов, встречающихся в молитвах
- Полный православный молитвослов (формат pdf)
- "Православные акафисты" - сборник акафистов
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе "Православный молитвослов" - молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке,
молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
***
В первый день после Недели
(воскресенья), понедельник, Церковь воспоминает Небесные
чины бесплотные, которые в соборе святых после Божией
Матери, Честнейшей Херувим, занимают первое место и
сотворены прежде человека.
Тропарь Небесным чинам бесплотным, Глас 4:
Небесных воинст Архистратизи, молим
вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите
нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще
нас припадающих прилежно и вопиющих: от бед
избавите нас, яко чиноначальницы вышних Сил.
Архистратизи - военачальники
(архистратиг - верховный стратег); мы обращаемся к
верховным чиноначалиям вышних Сил - предводителям
Небесного ангельского воинства. Присно - всегда.
Кровом крил - покровом крыл.
Создатель этого тропаря - преподобный
Иоанн Дамаскин.
Вторник посвящен памяти Иоанна Предтечи,
который прославляется больше всех человеков (см.:
Мф.11:11); в лице Предтечи Церковь прославляет и
всех пророков.
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну, Глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же доалеет свидетельство Господне, Предтече; показал бос
я еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за
истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во
аде Бога явльшагося плотию, вземляющаго греха мира и подающаго нам велию милость.
Довлеет - достаточно. Показал бос я еси
- ибо ты явился. Показал бос я еси - ибо ты явился.
Честнейший - славнейший (достойный наибольшей чести).
Вземляюшаго - Взявшего на Себя.
Тебе же довлеет свидетельство
Господне, Предтече. - Сей есть, о котором написано: вот,
Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который
приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из
рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна
Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его (Лк.7:27-28).
Благовестил еси и сущим во аде Бога
явльшагося плотию. Проповедь Предтечи была продолжена во
аде, где она также предшествовала проповеди Спасителя
(пред воскресением). В службе ко дню Усекновения главы
Иоанна Предтечи поется: Предвари бо во аде Жизнь,
проповедати сущим во тьме и сени смертней сидящим свыше
Восток, Христа Бога нашего (стихиры на литии).
В среду вспоминается предание Господа
на смерть и бывают молитвословия и песнопения
Животворящему Кресту, так как на нем Господь претерпел
смерть за нас. В пятницу (по-церковнославянски - пяток)
бывает воспоминание страданий Господа и смерти Его на
Кресте. И среда, и пятница - дни, посвященные Кресту
Господню, поэтому еще с апостольских времен Церковь
сохраняет в эти дни пост.
Тропарь Кресту Господню, Глас 1
Спаси Господи, люди Твоя, / и благослови
достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое
сохраняя Крестом Твоим жительство.
Объяснения -
в утренних молитвах.
В четверг:
В четверг (по-церковнославянски -
четверток) воспоминаются святые апостолы и святитель
Николай Чудотворец, а в лице его и все святители.
Апостоли святии, молите Милостливаго
Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Правило веры и образ кротости,
воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей
истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче
Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Правило - здесь: мерило, образец.
Образ
- здесь: образец. Яви - явил. Яже вещей истина - есть
подлежащее предложения, поставленное в конце его, и
означает - познание истины. Высокая - здесь: величие.
Богатая - богатство. Священноначальниче - начальник
священнослужителей, то есть епископ (звательный падеж).
Этот тропарь является также и общим
тропарем святителю - то есть тропарем, который может
применяться к любому святителю. Таким образом, святитель
Николай предстает пред нами и как "правило и образ"
святителя вообще.
Правило веры и образ кротости,
воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей
истина. В пособиях начала ХХ века дается такое понимание
этого выражения: яже вещей истина переводилось как
"познание истины": "Познание истины сделало тебя для
паствы твоей мерилом веры, образцом кротости, учителем
воздержания"; Сего ради: ради Христа, для Него (хотя,
безусловно, возможно и простое понимание выражения "сего
ради" как предлога: "благодаря этому", "поэтому").
Стяжал еси смирением высокая, нищетою
богатая. Приобрел смирением величие (высоту неба),
нищетою - богатство (рая). Такого рода
противопоставления (антиномии) свойственны новозаветному
мышлению, ими пронизано Евангелие: Кто возвышает себя,
тот унижен будет, а кто унижает себя (в
церковнославянском Евангелии: смиряяй же себе), тот
возвысится (Мф.23:12;
также
Лк.14:11; 18:14); "Ибо вы знаете благодать Господа
нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради
вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор.8:9).
В субботу:
Суббота издревле чтилась как седьмой
день по создании мира, когда Господь почил от дел
творения, освятил и благословил день. Будучи последним
днем седмицы, суббота указует на вечный блаженный покой
в единении с Богом. Поэтому в этот день Церковью
вспоминаются все преподобные, мученики и все святые,
достигшие вечного блаженного покоя, и совершается служба
за умерших.
Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко
Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися,
молимся, душам нашим.
Добре подвиг совершившии и веру
соблюдшии… В основе - слова апостола Павла: Я уже
становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру
сохранил (в Славянской Библии: подвигом добрым
подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: напомним,
что течение - это бег); а теперь готовится мне венец
правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в
день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим
явление Его (2 Тим.4:6-8).
Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,
и елика в житии согрешиша, прости; никтоже бо безгрешен,
токмо Ты, могий и преставленным дати покоя.
Елика - сколько.
Глас данного воскресенья (Недели,
по-церковнославянски и в богослужебной терминологии)
можно узнать в церковном календаре. Гласом определяются
многочисленные богослужебные песнопения седмицы, здесь
же мы приводим только воскресные тропари, так как их
желательно включать в свое келейное правило и их
предписывается читать в Последовании ко Святому
Причащению.
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим
Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы небесныя
вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему,
Христе, слава Царствию Твоему, едине Человеколюбче.
Камени запечатану от иудей, и воином
стрегущим Пречистое Тело Твое - хотя камень был
запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое.
Сего ради - поэтому. Вопияху Ти - взывали к Тебе.
Смотрение - провидение, Промысл.
Камени запечатану от иудей, и воином
стрегущим Пречистое Тело Твое… Они пошли и поставили у
гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66).
Камени запечатану от иудей, и воином
стрегущим Пречистое Тело Твое… Перед нами характерный
для церковнославянского языка оборот речи: так
называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция
несет значение обстоятельства. На современный русский
язык это значение переводится совсем другим оборотом
(придаточным предложением).
Егда - когда. Животе Безсмертный -
Бессмертная Жизнь (звательный падеж - обращение).
Каноническая икона Воскресения
Христова - это икона Его сошествия во ад.
***
Спаситель "сходит во ад для того, чтобы
подобно тому, как находившимся на земле воссияло Солнце
правды, таким же образом и для пребывающих во тьме и
сени смертной (см.:
Иов.10:21) воссиял свет; для того, чтобы подобно
тому, как находящимся на земле Господь проповедал мир,
пленным отпущение и слепым прозрение и для уверовавших
сделался Виновником вечного спасения, а для
неуверовавших - обличением неверия, таким же образом
проповедал и находившимся в аду, дабы пред именем Иисуса
преклонилось всякое колено небесных, земных и
преисподних (Флп.2:10).
И таким образом разрешив тех, которые от веков были
связаны, Он возвратился назад - от смерти к жизни,
проложив для нас путь к воскресению".
Преподобный Иоанн Дамаскин
***
Егда снизшел еси к смерти, Животе
Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества…
"Проникши во ад, Христос сиянием своей славы рассеял
непроницаемый мрак его и святых пленников, содержащихся
в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собою на
небеса".
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
***
Умершия от преисподних воскресил еси… "Души праведников освободил из темниц
ада Ходатай Бога и человеков, когда Сам нисходил туда, и
возвел к радостям райским".
Святитель Григорий Великий
***
Воскресный тропарь 2-го гласа - это
также тропарь Великой Субботы, канун Светлого Христова
Воскресения.
Да веселятся небесная, да радуются
земная, яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть;
из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость.
Небесная - все небесное, небо. Земная -
все земное, земля. Сотвори державу мышцею Своею - явил
мощь руки Своей. Велию - великую.
Сотвори державу мышцею Своею -
выражение из песни Пресвятой Богородицы (в русском
переводе: явил силу мышцы Своей -
Лк.1:51); слова, сказанные Пречистой Девой о
Воплощении Сына Божия, тропарь относит к Его Воскресению
и, таким образом, ко всему делу Домостроительства
(Промысла) Божия. Слова попра смертию смерть обращают
нас к тропарю Пасхи: Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Первенец мертвых бысть, из чрева адова
избави нас. Строка отсылает нас к словам апостола Павла:
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо,
как смерть через человека, так через человека и
воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во
Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец
Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор.15:20-24).
Светлую воскресения проповедь от Ангела увидевша
Господни ученицы, и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть,
воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.
Воскресения проповедь - весть о
воскресении. Уведевша - узнав. Ученицы - ученики.
Прадеднее осуждение - осуждение, унаследованное от
праотцев (то есть Адам и Евы). Испровержеся - попрана.
Ученицы - ученики. В церковнославянском
языке в определенных позициях (например, пред "и" и
"ять") звуки "к", "г", "х" (заднеязычные) чередуются со
звуками "ц", "з", "с". Так, праведник
- но праведницы,
мученик - но мученицы (м. род); Бог но о Бозе, дух - но
Дуси.
Собезначальное Слово Отцу и Духови, от
Девы рождшееся на спасение наше, воспоим вернии и
поклонимся, яко благоволи плотию взыти на Крест, и
смерть претерпети, и воскресити умершия славным
воскресением Своим.
Собезначальное - также не имеющее начала
и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.
Ангельския силы на гробе Твоем, и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився
от него; сретил еси деву, даруяй живот; воскресый из
мертвых, Господи, слава Тебе.
Стрегущи - стерегущие, стражи.
По прошествии же субботы, на рассвете
первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая
Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое
землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес,
приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали,
как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал:
не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его
нет здесь - Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите
место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите
ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас
в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам (Мф.28:1-7).
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала,
наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом
одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где
лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты
плачешь? Говорит им : унесли Господа моего, и не знаю,
где положили Его (Ин.20:11-13).
Сретил еси деву, даруяй живот… Строка
тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от
Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдолиной (Ин.20:11-18).
Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой
равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят
нам о возрасте и семейном положении святой ко времени
евангельских событий; но греческое слово - дева -
подобно современному девушка, употреблялось и для
обозначение юной женщины вообще - такой, на брачное
состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом
тропаре слово "дева" пишут с прописной (большой) буквы,
как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком
понимании тропарь не поддается никакому
удовлетворительному объяснению.
Пленил еси ад… В греческом тексте
тропаря - обезоружил.
Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил
еси, и апостолом проповедати повелел еси, яко воскресл еси,
Христе Боже, даруяй мирови велию
милость.
Предложил еси - то есть превратил в
радость (преложити - превратить).
Отверзл еси разбойнику рай… - см.:
Лк.23:43.
…Мироносицам плач преложил еси… - см.:
Мф.28:8-10.
…И апостолом проповедати повелел еси… -
см.:
Мф.28:18-20;
Мк.16:15.
С высоты снизшел еси, Благоутробне,
погребение приял еси тридневное, да нас освободиши
страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава
Тебе.
Свободиши страстей - освободишь от
страданий (но, безусловно - и от страстей в аскетическом
понимании).
Цитировано по:
"Как научиться понимать молитвы?".
-М.: "Отчий дом", 2007
Азбука веры
|