Приходское консультирование как первоначальная форма
катехизации воцерковляющихся мирян
Рекомендации и опыт церковных приходов
Санкт-Петербургской епархии
1. Особенности религиозного оживления в современном
нецерковном обществе
За последние годы значительно увеличился
приток людей в православные храмы, многие теперь (примерно
80% Россиян) крещены, некоторые повенчались, но качество их
веры, уровень знаний, мера церковного опыта и христианской
жизни остается пока на очень низком, самом начальном уровне.
По известному выражению протоиерея Георгия Флоровского:
"Русь вновь крещена, но не просвещена и совсем (в масштабах
страны) невоцерковлена".
Такое оживление религиозной, но отнюдь не
церковной жизни тревожит, и свидетельствует скорее не
столько о богоугодной вере, как о поиске жизненной опоры и
неуверенности в завтрашнем дне при кризисном состоянии
общества.
В результате в церковь часто обращаются как
к "скорой помощи", от жизненных невзгод и потрясений, люди,
считающие себя православными, но не имеющие достаточного
представления о Боге, о Церкви, Ее вероучении, богослужении,
таинствах, прославленных святых и связи Ее с личной и
общественной жизнью. Обычно у таких людей в различных
жизненных ситуациях приходящих в храм возникает множество
вопросов, порой остающихся не разрешенными, и возникает
большая вероятность болезненного "ухода в себя", ухода к
инославным, иноверным или вовлечения в оккультные группы и
деструктивные секты, которые открыто, умело, и хватко
пропагандируют себя.
1.1. Актуальность использования современных методов в
миссионерской и катехизаторской деятельности Церкви
На Епархиальном собрании города Москвы 2004
года святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий
отметил, что перед нами открывается необъятное поле для
миссионерских трудов: "Во многие храмы столицы приходит
огромное количество людей невоцерковленных - как москвичей,
так и приезжих. (Это характерно теперь для большинства
городских храмов Русской Православной Церкви) Большинство из
них представители молодого поколения. Они приходят из
любопытства и уходят, быть может, навсегда, ничем не
заинтересовавшись всерьез. Но если бы мы относились к своему
храму как к миссионерской территории, то сколько людей
обрели бы веру и приобщились ко Христу! Очень часто
нецерковные люди, объясняя свою отстраненность от Церкви,
ссылаются на то, что их смущают и соблазняют строгие
требования (и придирки), предъявляемые к ним в храме.… Если
мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны
относиться к ним с теплотой и вниманием, стремиться увидеть
за внешней холодностью и настороженностью живую душу,
жаждущую теплого слова и обращенную к Богу. Свидетельство
миру о Христе становится нашей главной задачей. Нужда в
евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах.
При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда
православных территориях, "вторичная христианизация",
требует новых подходов и методов и специальной подготовки
проповедников (миссионеров, катехизаторов, педагогов),
которым придется трудиться в условиях современного
мегаполиса".
О проблеме необходимой помощи при начальном
воцерковлении мирян святейший патриарх сказал: "90-е годы
прошлого века были отмечены живым интересом российского
общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но
кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки,
которые потребовали от них выполнения внешних форм
благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания
и смысла. По этой причине многие люди не смогли найти в
Церкви ответа на свои вопросы, чаяния и стремления.
Следует стремиться к такому устроению
приходской жизни, чтобы всякий приходящий в храм мог хотя бы
на мгновение приобщиться к той радости о Христе Воскресшем,
которой исполнено Христианство".
О доброжелательной поддержке людей, делающих
первые шаги в Церкви говорил в своем итоговом выступлении на
церковно-общественном форуме "Духовно-нравственные основы
демографического развития России" и протоиерей Дмитрий
Смирнов в октябре 2004 года.
О необходимости учреждения в храмах
консультативных пунктов в воскресные и праздничные дни для
первичных катехизических бесед с невоцерковленными людьми,
было рекомендовано и в итоговом документе миссионерской
конференции "Церковные суеверия". (СПб. Церковный вестник №
6-7, 2006г.), проходившей 18 мая 2006 года в Свято-Троицкой
Александро-Невской Лавре Санкт-Петербургской епархии.
В своей книге "Церковь и молодежь: неизбежен
ли конфликт?", диакон Андрей Кураев вновь подтверждает
важность т.н. дежурных-помощников для новоначальных: "Мне
кажется, было бы здорово, если бы в наших храмах были
введены послушания "акалуфов" - людей, стоящих и встречающих
у дверей в храм, как это было в древней Церкви. Эти люди
могли бы попарно дежурить у входа в храм, особенно в такие
дни, когда могут зайти "захожане", нуждающиеся в подсказке,
которые прокладывают свою тропочку в храм".
2. Обоснование необходимости приходского
консультирования
"…как могу разуметь (читаемое),
если кто не наставит меня?"
Деян. 8:31
Основная часть современных верующих,
крещеных людей, очень малоцерковна и далеко не соответствует
тем требованиям, которые предъявлялись к наставляемым в вере
- оглашенным, перед крещением, в древней Церкви во времена
святителя Кирилла Иерусалимского, автора огласительных
поучений, жившего в IV веке.
В настоящее время, когда в Воскресных школах
обучается менее 1% из общего числа учащихся государственных
школ, где охват учащихся преподаванием Основ Православной
Культуры катастрофически мал и явно пробуксовывает, вопрос
катехизации, духовного просвещения с целью воцерковления
новокрещеных стоит как никогда остро.
Христианское образование в ХХ веке оказалось
практически разрушенным, возникла проблема ознакомления и
обучения основной массы крещеных людей с основами
православного вероучения и мировоззрения. В безукладных
современных семьях без преемства христианских традиций это
теперь не осуществляется. Уже давно перестали действовать
традиционные внутрисемейные рычаги воспитания детей в вере,
и потому истинное вхождение их в церковную жизнь, в полноту
богообщения стало более трудным.
Все это требует со стороны Церкви новых
подходов и форм помощи вновь приходящим, особого внимания,
заботы, такта и любви, чтобы им стать на путь спасения.
Опыт современной приходской жизни показал,
что наиболее эффективной формой такой помощи при
воцерковлении новоначальных христиан является служба
приходского консультирования, организованная силами
церковно-грамотных, опытных, благочестивых мирян под
руководством духовенства.
Вот уже более 15 лет на пути к Богу крещеные
люди от случая к случаю посещают православные храмы, но
многие так и не прививаются к Церкви, не обретают своего
прихода, духовного окормления, полнокровной духовной жизни.
Годами, десятилетиями, а порой и всю жизнь такие
"православные" остаются в категории "захожан".
С грустью приходится слышать от людей:
"пришел в храм с бедой и множеством недоуменных вопросов:
что делать, как поступить?, а встретили грубо, и должного
ответа не получил…".
Обычные крещеные, но не церковные люди
приходят в воскресные и праздничные дни в переполненный храм
(особенно в густонаселенных, т.н. "спальных" районах
города), когда священникам некогда выслушать и ответить на
насущные вопросы таких "прихожан". В такие перегруженные для
храма дни, его служащим и работникам фактически и физически
трудно ответить всем. А по дороге домой таких людей могут
встретить баптисты, адвентисты, иеговисты…, и ответить на
все их вопросы, при чем культурно и "компетентно".
Пользуясь недостаточностью духовного
просвещения общества в религиозных вопросах и нашим
нерадением в этом, непрошенные проповедники разных мастей
сеют плевелы своих учений, стремясь отторгнуть от
Православия как можно больше людей, в том числе и крещеных.
Можно ли при этом оставить без внимания и человеческого
общения, только что потянувшегося в Божий храм? Как не
встретить, не ответить, не выслушать, не утешить, если за
этим человек и шел в храм; ведь девиз Церкви: "…приходящего
ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37).
За последние годы все более мощный,
всеохватный и деструктивный характер влияния на нравственное
состояние общества имеют СМИ. Это настоящая "индустрия зла",
явно или завуалировано пропагандирующие безнравственные не
традиционные для Россиян ценности, нехристианский образ
мышления, отношений и жизни. Все это действует
духовно-дезориентирующе и повреждающе, при утраченной у
большинства людей за советский период православной веры,
отсутствии христианского мировоззрения, культурных традиций,
знания и опыта церковной жизни.
Церковь обязана находить действенные пути и
формы воцерковления крещеной части общества, одной из них
должно быть приходское консультирование.
Многолетний опыт приходского
консультирования показал необычайную важность и
востребованность таких служб. Это - серьезная помощь Церкви
людям, делающим первые шаги к храму.
3. Приходское консультирование
Его цель заключается в оказании необходимой
помощи при начальном воцерковлении мирян. Главный смысл в
проявлении живого человеческого участия в ответственный
момент движения души к Богу. При этом перед консультантом
стоит ряд задач:
- оказать приходящим доброжелательный
радушный прием, и расположить к общению;
- по существу ответить на задаваемые
вопросы;
- указать, где и что располагается в храме;
- сориентировать в действиях и поведении в
храме;
- дать необходимые советы;
- заинтересовать и предложить необходимую
помощь по нуждам человека;
- порекомендовать регулярно читать
духовную литературу, молиться, посещать храм,
исповедоваться и причащаться.
***
Читайте также по теме:
***
3.1. Категории людей нуждающихся в консультативной
помощи
"И вы - тело Христово, а порознь - члены.
…Но Бог соразмерил тело, внушив о менее
совершенном большее попечение,
дабы не было разделения в теле, а все
члены одинаково заботились друг о друге"
1Кор. 12, 27; 24-25
Нуждающиеся в консультативной помощи чаще
всего крещены, но не наставленные в вере (не оглашенные
должным образом, а их большинство), не приобщены к церковной
жизни, т.н. "захожане", делающие первые шаги на пути к Богу
и Церкви. Посещение храма этими людьми бывает
непредсказуемо, от случая к случаю, т.к. духовная жизнь их
не устроена.
Имеется множество всевозможных причин их
прихода в храм. Одни идут от жизненных невзгод, скорбей и
неурядиц, а кто-то по просьбе других людей, нуждам и
болезням своих ближних. Другие приходят в храм ради
Крещения, Венчания или отпевания родных и близких. Иногда
посещают храм в силу еще не угасших народных традиций: на
Рождество Христово, на Пасху, Святую Троицу, и часто за
компанию. А так же, набрать святой, особенно крещенской
воды, освятить нательный крестик, иконку, куличи и яйца, или
помянуть своих усопших родственников в годовщину или
родительскую субботу. Довольно частое явление теперь, когда
люди приходят в храм раз в 3-4 месяца, на 10 - 15 минут, как
правило, перед какими-то ответственными делами: перед
полетом на самолете, перед предстоящей операцией, перед
экзаменом или собеседованием при приеме на работу и т.д.
В масштабах всей страны, десятки и сотни
тысяч таких людей из года в год посещают православные храмы
пока как "захожане", и не имеют возможности получить
компетентным ответы на свои насущные вопросы. Трудно
неподготовленному человеку разобраться и в огромном
количестве христианской и околохристианской литературы,
самого разного уровня, толка и качества .
Очень важно, чтобы эти люди, приходящие в
храм, получали компетентные, своевременные ответы и
разъяснения по интересующим их вопросам, особенно по азам и
правилам веры в начале пути воцерковления, иначе их дорога в
Храм никогда не станет радостной и осознанной, и охлаждение
к Церкви будет все более очевидным.
3.2. Основная тематика и классификация типичных вопросов
при консультировании
Опыт и анализ семилетнего приходского
консультирования в ряде храмов нашей епархии, позволил
выявить и классифицировать различные вопросы, нужды и
потребности новоначальных.
3.2.1. Основные темы вопросов
Таинства Церкви
Наибольший интерес и вопросы касаются
таинства Крещения и Венчания, также повторяющихся таинств
Исповеди и Причащения.
а) Крещение: для чего нужно креститься; в
каком возрасте лучше креститься; что необходимо, чтобы
покреститься взрослому человеку, или покрестить ребенка. Как
по церковной традиции избрать имя новорожденному; Что должен
знать взрослый перед крещением, какие он дает обеты, и
каковы его обязанности; кто может быть крестным, сколько
должно быть крестных и кому нельзя быть крестным; какие
обязанности возлагаются на крестных?
б) Исповедь: что такое Исповедь, что значит
исповедоваться?, для чего и как нужно исповедоваться; как
правильно подготовиться к исповеди, что почитать об исповеди
и на что обратить внимание исповедуясь?; о чем не нужно
говорить на исповеди; можно-ли исповедоваться не натощак?
в) Причастие: почему человек должен
причащаться? Кем и когда установлено это таинство?; что
означает слово Евхаристия? Как правильно подготовиться к
таинству Причащения; сколько дней необходимо поститься и как
часто нужно причащаться?
г) Венчание: для чего нужно венчаться;
почему христианину нельзя жить в невенчанном браке?; как
подготовиться, и что необходимо, чтобы повенчаться? Какие
супружеские обеты дают венчающиеся, и какие обязанности
возлагает на них святая Церковь?
Совершение церковных треб
а) освещение: воды, нательных крестиков,
икон, закладки строящегося дома, квартиры, машины и т. д…
б) молитвы и молебны за здравие живых, и по
различным нуждам: о болящих, путешествующих, учащихся,
труждающихся, враждующих, благодарящих и т. д.; Каким святым
нужно молиться в тех или иных нуждах и случаях?; Куда нужно
ставить свечи о здравии и за упокой?
в) службы по усопшим: в какое время и когда
совершаются в храме панихиды, отпевания, поминальные
родительские субботы?; что означают 3-й, 9-й, и 40-й дни
после смерти человека?; как мы можем помочь усопшим, и какие
поминальные службы существует?; как молиться за некрещеного
человека, какие молитвы читать об умирающем человеке?
Храм
а) история его возникновения: в связи с чем,
когда и кем был построен и кому посвящен и т.д.
б) архитектурный стиль и устройство храма:
сколько в нем приделов и престолов; кому и в связи с чем,
они посвящены; сколько у храма куполов и т.д.
в) внутреннее убранство: сколько ярусный
иконостас; где и какие иконы имеются в храме; если среди них
наиболее чтимые или чудотворные и т.д.
г) богослужебное расписание: по будням,
праздникам, в периоды постов и в воскресные дни и т.д.
д) поведение в храме: как правильно входить
в храм, и креститься; в какие моменты службы нужно
креститься; почему мужчины с открытой, а женщины с покрытой
головой; можно ли: приходить в храм беременным, в
критические для женщин дни, сидеть или выходить из храма во
время службы и т.д.
3.2.2 Общие темы вопросов
- Приобретение в храме крестиков, икон,
церковной литературы;
- Правильное написание записок о здравии и о
упокоении;
- Трудные места и сюжеты Библии;
- Богослужение и церковный календарь;
- Обучение в Воскресной школе при храме;
- Устроение улучшение личной или семейной
духовной жизни;
- Проблемы взаимоотношений в семье, с
родственниками, с соседями и на работе.
- Оказание помощи со стороны Церкви, людям:
а) с различными заболеваниями, и перед смертью; б)
находящимся в алкогольной, наркотической, игровой и другой
зависимости; в) людям, попавшим в аварию, в секту, в
заключение, или после психотравмы.
Возможны другие самые разнообразные вопросы.
3.3. Методические рекомендации по организации
консультативной службы
3.3.1. Организация места
Исходя из особенностей и возможностей
прихода, устроение консультативной службы может быть
реализовано по-разному.
При входе в храм (или внутри храма), стоит
стол с табличкой "консультант", за которым стоит или сидит
консультирующий, с нагрудной биркой "консультант".
На столе разложена необходимая церковная
литература для новоначальных: буклет о храме, Закон Божий,
катехизис, церковный календарь, листочки "мой небесный
покровитель", брошюры по азам и основам веры, помогающие в
ориентации человеку в "первых шагах" в храме, приходской и
духовной жизни; о богослужении, о подготовке к Крещению; к
Таинству Исповеди, Святого Причащения или Венчания.
Данная литература чаще служит наглядным
примером ознакомления, и того, что она имеется в церковной
лавке или приобретается у консультанта.
Тут могут быть различные объявления: о
наборе в Воскресную школу, в группы оглашения и катехизации,
в различные кружки и секции; о праздниках, выставках,
конкурсах, памятных датах, встречах с интересными людьми и
другие, уместные при консультировании.
Консультанты, помимо ответов на вопросы,
советуют записаться в Воскресную школу, различные группы,
кружки, поясняют все, что с этим связано; побуждают
новоначальных к регулярному посещению храма, участию в
Таинствах Церкви, объясняют, когда удобнее подойти с
трудными вопросами к священнику.
Работа консультанта особенно актуальна в
двунадесятые, великие, престольные праздники, в субботние,
воскресные дни и поминальные родительские субботы.
3.3.2. Выбор консультанта на приходе
За последние годы на приходах Русской
Православной Церкви, особенно в городах, имеется достаточный
потенциал в лице церковно-грамотных, образованных и
благочестивых мирян, мужчин и женщин, которым можно поручить
консультирование по типичным вопросам вновь приходящих к
Церкви. В числе таких консультантов на приходе могут быть
миряне, успешно окончившие достаточного образовательного
уровня Воскресную школу (сроком от 2-х до 5-ти лет) или
миссионерские, катехизаторские, богословско-педагогические
курсы, (не менее 2-х лет). Духовное училище или семинарию и
более того, Свято-Тихоновский Университет и подобные учебные
заведения, дающие достаточную ориентацию в вопросах
церковной жизни.
Хорошо, если в числе консультантов будут
подготовленные молодые люди. С одной стороны, это поможет
общению их со сверстниками и молодежью, а с другой - будет
духовно развивать их, наполняя церковную жизнь служению
ближним.
Выявляя наиболее способных в этом деле, по
благословению настоятеля храма, духовника или ответственных
за консультативную службу лиц, (часто благословленного на
то, дьякона или псаломщика храма), важно направлять их на
приходское консультирование под руководством наиболее
опытных.
3.3.3.Обязанности и требования к консультанту
Качества, которыми должен обладать консультирующий
Бескорыстная самоотверженная любовь к людям,
нравственная чистота, образованность и компетентность в
консультировании, достаточный опыт церковной жизни.
Характер общения
К приходящему человеку необходимо отнестись
с любовью и вниманием, оказав радушный прием. Постараться
почувствовать как дорог этот человек Господу, в чем особенно
он нуждается и стремиться утешить, если делится своими
скорбями. Стараться ответить на недоуменные вопросы, понять
всю ответственность за свое отношение в общении, поведение и
слова. Исходя из этого, беседу следует вести ясно и
вразумительно, сообразно опыту вопрошаемого, стараясь не
исказить в ответах дух учения Православной Церкви.
Важна искренность разговора с человеком,
мирность и доброжелательность по апостольскому совету:
"…будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета в
вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением"
(1Пет. 3:15). При этом не следует вступать в словопрения как
наставляет апостол Павел: "От глупых и невежественных
состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; Рабу же
Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем,
учительным, незлобивым, с кротостью наставлять (даже)
противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в
свою волю" (2Тим. 2:23-26).
3.3.4. Требования к консультанту
- не переоценивать свои возможности, не
подменять собою священника, не брать на себя роль
духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или
самоутверждаться перед людьми;
- четко действовать согласно инструктажу
руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки
определенных полномочий и своей компетенции;
- правильно отвечать на задаваемые типичные
вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных;
- понимать, в каких случаях направлять людей
к свешнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких - к
директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в
приходскую библиотеку и т. д.
3.3.5. Подбор и подготовка консультантов (критерии
оценки готовности)
а) личный духовный опыт и степень их
воцерковленности;
б) психическое здоровье, доброжелательность,
уравновешенность;
в) способность к ненавязчивому, открытому,
конструктивному общению;
г) церковная грамотность и богословская
подготовка необходимого для консультирования уровня в
перечисленных выше учебных заведениях;
д) практическое овладение катехизаторским
делом и навыками приходского консультирования под
руководством опытных наставников.
Организация приходского консультирования в храме святого
пророка Ильи на Пороховых
Служба приходского консультирования при
храме Ильи пророка действует по благословению настоятеля
храма, митрофорного протоиерея Александра Будникова более 7
лет. Руководство консультативной службой поручено штатному
диакону храма Константину Горбунову. Он же, на базе
приходской Воскресной школы, как преподаватель взрослой
группы учащихся, лучших из них после 2-х лет обучения и
сдаче экзамена, направляет на консультирование. При сдаче
экзамена, вопросник на приходское консультирование для
экзаменуемых состоит более чем из двух сот вопросов. Перед
консультированием проходит инструктаж, и начинающие
курируются более опытными, а затем вместе с руководителем
обсуждают возникающие вопросы.
Консультантами являются также библиотекари
храмовой библиотеки, преподаватели церковно-приходской
Воскресной школы, выпускники и учащиеся епархиальных
богословско-педагогических курсов и лучшие учащиеся, и
выпускники Воскресной школы, сдавшие экзамен на
консультирование.
Плоды деятельности приходского
консультирования выразились в том, что Ильинский приход стал
одним из самых многочисленных в Санкт-Петербурге. В
приходской Воскресной школе занимается наибольшее число
детских и взрослых групп учащихся, чем в других школах
епархии. Настоятель, духовенство и сотрудники храма
единодушно считают важным, своевременным и полезным делом
приходское консультирование силами образованных мирян и
рекомендуют заимствовать имеющийся опыт.
Александр Зелененко, протоиерей
Азбука Веры
|