Не отправлять пустые мешки на небо
(беседа о необходимости катехизации в наше время)
Предлагаем вашему вниманию интервью с
протоиереем Геннадием Фастом, председателем
епархиального Отдела религиозного образования и
катехизации, настоятелем храма Архангела Михаила и чуда
его в Хонех.
"Главное – это человек, которого нужно
привести к Богу"
– Отец Геннадий, давайте начнем беседу с
того, что я попрошу Вас раскрыть понятие "катехизация",
коль скоро оно станет основным предметом нашего
разговора.
– Слово "катехизация" – греческое, и на
русский язык переводится как "оглашение", или, может
быть, понятнее для современного человека – "научение".
Исходно под этим словом подразумевалась в христианской
Церкви подготовка к святому крещению.
Катехизация предполагает сравнительно
краткое и одновременно достаточно полное изложение
христианской веры. Со временем христианская вера
оформилась в Символ веры, который исповедует все
христианство, и значение этого Символа веры традиционно
и принято называть катехизисом.
– Нашему Архангело-Михайловскому храму
недавно владыкой Антонием присвоен статус
катехизаторского. Скажите, какие изменения в приходской
жизни повлечет за собой этот новый статус?
– Каждое время имеет свое своеобразие,
специфику. Позади эпоха гонений, которая сменилась
эпохой бурного возрождения веры – это особенно конец
80-х гг. и 90е гг. Это было время, когда возникали
приходы, образовывались общины, открывались семинарии и
монастыри, время невероятного строительства новых храмов
и реставрации старых. То есть это было время
возникновения.
Сейчас, скажем, не так-то уж и много
храмов строится. Не часто открываются новые приходы.
Этот процесс, конечно, продолжается и в наше время, но
основным направлением все-таки является некое внутреннее
преображение Церкви.
Не случайно с этими эпохами связаны
имена патриархов. Умирает патриарх – и эпоха уходит
вместе с ним. И сейчас, когда патриархом нашей Церкви
является святейший патриарх Кирилл, в связи с его
личностью, теми приоритетами, которые он видит и
расставляет, катехизация становится основным
направлением Церковной жизни. В связи с этим и присвоен
нашему храму статус катехизаторского.
Уже почти 20 лет существует Отдел
образования и катехизации Красноярской епархии. И если
по линии образования у нас что-то делалось – были
богословско-пастырские курсы, на приходах есть
воскресные школы для детей и взрослых, работают
православные гимназии, то по линии катехизации работа
была нулевая. Буквально несколько приходов с 80х годов
занимались катехизацией и имеют на сегодняшний день
достаточно богатый опыт катехизаторской работы. Это
преимущественно приходы Енисейского благочиния.
Теперь пришло время здесь, в
епархиальном краевом центре заняться делом катехизации.
Это значит, что катехизаторская работа должна вестись
как для готовящихся к святому крещению, так и для
прихожан.
– Как будет проходить катехизация людей,
готовящихся к принятию святого крещения?
– В виде огласительных бесед – это то,
что действительно является новым и для этого храма, и
для Красноярска вообще.
Поскольку любую задачу, как в физике,
начинают решать исходя из начальных условий, мы,
например, не можем сейчас ввести ту катехизацию, которую
святой Кирилл Иерусалимский ввел в своей Церкви. Его 18
огласительных бесед на сегодняшний день являются
предметом изучения в духовных академиях, а вовсе не при
подготовке к святому крещению. Поэтому на сегодня мы
должны исходить из той реальности, которая сложилась в
крупном городе с достаточно жестким, быстрым ритмом жизни.
Реально принято такое решение: в
Архангело-Михайловском храме будет малое и большое
оглашение. Причем предоставляем людям самим выбрать,
какое оглашение им больше по душе.
Уже со следующей недели крещение без
катехизации в нашем храме упраздняется.
Малое оглашение укладывается в одну
неделю и состоит из двух бесед в среду и пятницу с семи
часов вечера – время определяется тем, чтобы работающие
люди могли успеть прийти. Это, конечно, очень-очень мало.
– Вот я и думаю, как можно все основы
христианской веры уместить в две беседы?
– Никак. Поэтому никакого
систематического изучения христианской веры за две
беседы не возможно. За две беседы катехизатор может
что-то сказать человеку и как-то коснуться его сердца.
На первой беседе пришедшим задается
вопрос о том, для чего они пришли креститься, как они
понимают крещение, зачем им это нужно.
Почти никогда не бывает так, чтобы
человек пришел креститься для прощения грехов, как
сказано в Символе веры. Но зато очень часто крестятся по
традиции, из патриотизма, а еще чаще – чтобы была
какая-то защита, чтобы в жизни везло и т.д. И уж совсем
печально, когда крестятся потому, что иначе бабка не
берется лечить – т.е. получается крещение не для
прощения грехов, а для совершения греха.
Катехизатор с помощью вопросов выясняет,
кто конкретно перед ним, какой тип. Люди разные – и это
диктует, как ты с ними будешь беседовать и о чем
говорить. Поэтому эти катехизаторские беседы минимально
формализованы. Они должны быть живыми и обращенными к
конкретному человеку, который сегодня здесь перед тобой.
– Понятно, т.е. нет заданного образца.
– Да. Главное – это человек, которого
нужно привести к Богу.
После вопросов предлагается чтение
третьей главы Евангелия от Иоанна, где передана беседа
Господа с Никодимом о рождении свыше. Т.е. пришедшим
важно показать, что крещение – это рождение от воды и
духа, это рождение свыше, через которое мы можем увидеть
Царство Божие, стать ему причастными. Это внутренний
духовный переворот, который происходит с человеком,
когда он умирает для греха и оживает для Христа.
Дальше на этой же первой беседе
рассказывается о первых четырех Заповедях Божиих,
которые касаются отношения человека к Богу. Вторая
беседа – это разговор об остальных семи Заповедях, где
говорится об отношении человека с людьми и как раз о тех
грехах, в которых человек, в основном, и живет.
В течение этой недели готовящийся к
крещению также прочитывает Евангелие от Марка, учит
наизусть молитву "Отче наш" и Символ веры, чтобы во
время крещения произнести его самостоятельно.
Кроме того, следующий шаг – это
покаяние. Апостол Петр говорит: "Покайтесь, и да
крестится каждый из вас во прощение грехов". Исповедание
без разрешительной молитвы принимает священник. А
разрешение от грехов оглашаемые получают в святом
крещении. Т.е. человек идет в купель за прощением тех
грехов, в которых он только что покаялся, которые он
осознал и которые делать больше не хочет, желая
приступить к новой жизни.
Исповедание может совершаться отдельно
от крещения, либо, если мало людей, непосредственно
перед крещением.
Крещение будет совершаться
соответственно канонам Церкви только полным погружением
– для всех. Затем, на воскресной службе, крещеные могут
впервые причаститься Святых Таинств Христовых.
– Отец Геннадий, расскажите о большом
оглашении. Люди, конечно, будут выбирать его реже...
– Да. Мы, кстати, понимаем, что
некоторые не выберут ни то, ни другое, просто уйдут в
другой храм. Это неизбежно.
Большое оглашение будет включать в себя
шесть бесед. По две беседы в неделю – во вторник и
четверг. Каждая беседа цельная. Первая беседа – о Боге,
вторая и третья – о десяти Заповедях Божиих, четвертая –
об Иисусе Христе, пятая – о рождении свыше, шестая – о Церкви.
Не важно, в какой последовательности они
будут прослушаны. Допустим, на этой неделе у нас идут
четвертая и пятая беседы. Не беда – можно начать с
четвертой. Потому что если сказать человеку: "Вы не
успели к первой беседе, приходите теперь через месяц",
это собьет его с толку. А здесь, когда б ты ни пришел,
ты можешь войти. Главное, чтобы были прослушаны все
шесть бесед.
Таким образом, люди, выбравшие большое
оглашение, пройдут более объемный и глубокий курс катехизации.
– А как насчет крещения младенцев?
Должны ли крестные и родители проходить оглашение? – Да.
В случае крещения младенцев оглашение проходят крестные,
которые, как правило, бывают людьми светскими, далекими
от церковной жизни, и как минимум один из родителей.
Потому что если оба родителя не хотят веровать, тогда
крещение ребенка и не возможно.
- Кстати, оглашение в нашем храме теперь
будут проходить все, изъявляющие желание повенчаться. С
ними, конечно, будет нужна дополнительная беседа о
значении супружеской жизни, о браке в христианском
понимании. После чего пара исповедуется, причащается, и
только затем – венчание.
– Батюшка, если люди являются
воцерковленными, им ведь огласительные беседы проходить
не обязательно?
– Здесь могут быть разные случаи.
Например, люди прошли оглашение, а через год принесли
своего ребенка окрестить. Тогда, естественно, оглашение не повторяется.
И потом, если речь идет о воцерковленных
прихожанах, вплоть до священников, у которых тоже и дети
рождаются, и внуки, то, понятно, мы их не оглашаем.
Т.е. оглашение необходимо тем, кто до
крещения или венчания жили вне Церкви, в лучшем случае –
если Церковь была для них некоторым священным местом,
куда они могли зайти поставить свечку.
– В начале разговора, отец Геннадий, Вы
сказали, что катехизация не завершается с крещением.
Здесь, наверное, уместно будет рассказать о катехизации
крещеных. В чем она заключается?
– Для верных катехизация происходит
через церковную проповедь, проповедь с амвона и другие
формы. Что делается у нас в храме: мы начали чтение
Священного Писания с последующим его толкованием на
вечерних богослужениях в субботу.
Хотя по-настоящему в этой сфере мы еще
не начали работать. Но обязательно будем это делать.
Мне надо сориентироваться, какая форма
здесь более приемлема. Но все же я думаю, что воскресные
вечера в нашем храме будут посвящены катехизации верных.
Надеюсь, что на эти беседы будут приходить и прихожане
других храмов.
"Оправдание нашего действия вот в чем:
вышел сеятель сеять"
– Получается, что с введением практики
огласительных бесед существенно повысится если не
количество новых членов Церкви, то их качество.
Возможно, станет больше сознательных прихожан, а не
захожан, забежавших поставить свечку.
– Я приведу такой случай из жития Петра
Александрийского. В Александрии третьего века, еще до
принятия христианства империей, когда не было гонений,
но были периоды спокойного бытия, крестилось очень много
людей. И Петр Александрийский, явившись своему приемнику
по этой кафедре, говорит: "Слушай, что вы нам так много
пустых мешков посылаете на небо?". Мешок, образно
говоря, это крещение, а в мешке – человек. И вот, мешок
поступает, его развязывают, смотрят, а человека там нет.
Т.е. посылать пустые мешки на небо – это перед Господом
и грешно, и опасно. И за это мы будем нести большую
ответственность. Поэтому просто крестить без оглашения –
это неоправданно, а, порой, даже вредно. Вот почему
святые отцы никогда этого не допускали.
На Московских Рождественских чтениях в
этом году в секции катехизации это все обсуждалось.
Возглавлял секцию Екатеринбургский архиепископ Викентий,
были и другие архиереи, известные в церковных кругах
священники. И вот, совместными усилиями участников
секции был подготовлен документ, который отправлен на
рассмотрение в Синод. Документ о том, чтобы полностью
прекратить крещение без оглашения. Причем в этом
документе рекомендуется сорокадневное оглашение,
покаянная беседа со священником, крещение полным
погружением и участие оглашенных в жизни Церкви.
Кстати, у нас в храме на ектеньи об
оглашенных имена оглашенных будут произноситься вслух:
"Вернии об оглашенных – Петре, Татьяне и т.д. –
помолимся, да Господь помилует их". И, конечно, по
рекомендации Рождественских чтений оглашенные должны
будут на литургии оглашенных присутствовать.
– Почему этому придается такое большое
значение?
– Если оглашенный участвует в жизни
Церкви до крещения, то это практически полная гарантия
его воцерковления после крещения, а также гарантия того,
что мы приобретаем реального христианина, реального
прихожанина.
Конечно, не надо строить иллюзий, что
сейчас мы это дело начнем, и все быстро расцветет. Нет.
Тем более я вполне понимаю проблему, что на сегодня наш
храм единственный в городе, где ведется катехизация. Но,
во-первых, я надеюсь, что за этим последуют некоторые
другие храмы. Потому что архиерей, безусловно,
благословит любого настоятеля, который пожелает ввести
катехизацию оглашенных.
И, конечно, очень важно, чтобы началась
катехизация оглашенных в кафедральном соборе, ведь этот
храм в любом случае – образец, показатель.
– Итак, катехизация – это необходимость
нашего времени.
– Да. И должна делаться во исполнение
слов Христа: "Идите и научите все народы, крестя их во
имя Отца, и Сына, и Святого духа, уча их соблюдать все,
что Я заповедал вам". Здесь о научении говорится два
раза: "идите и научите все народы, крестя их" и "уча их
соблюдать". Опять же это – катехизация крещаемых и
катехизация крещеных.
Идея научения – это корневая идея
Евангелия и Церкви. Сам Господь именуется Учителем: Он
не только Спаситель, но и Учитель. Очень важно сделать
человека учеником Иисуса Христа.
Понятно, и практика показывает, что
оглашение – это вовсе не панацея от всех бед. Человек
может, если ему велено, пройти оглашение и после
крещения благополучно в церкви больше ни разу не
появиться – с тем же результатом, что и без оглашения.
Да, это может быть. Здесь, если говорить о неком
оправдании нашего действия, то оно вот в чем: вышел
сеятель сеять. Это наша задача. А почва, она может быть
и каменистой, и доброй, – и это очень часто от нас не
зависит. Но, по крайней мере, мы сделаем то, что должны были сделать.
Беседу вела Анастасия Богинская
Православие и мир - 14.07.2010.
Фото - протоиерей Геннадий Фаст - www.sfi.ru
|