Методология апологетической деятельности
православных апологетов и миссионеров
Доклад, предлагаемый вашему вниманию,
был подготовлен для первой православной миссионерской
конференции, организованной Православным
миссионерско-апологетическим центром "Ставрос". Он был
заявлен в программе, но в связи с тем, что появились
новые докладчики, помимо ранее планировавшихся, и
времени на все доклады стало не хватать, было решено
несколькими докладами организаторов конференции
пожертвовать, дав слово гостям конференции. Конференция
завершена и с одним из снятых докладов вы можете теперь
познакомиться.
Виталий
Питанов
Тема, которую я хочу затронуть в своем
докладе, огромна, а время у нас ограничено. Потому мой
доклад будет носить тезисный характер. И я сразу же
оговорюсь. В своем выступлении я освящаю лишь
рациональную часть апологетической и миссионерской
деятельности. Духовную работу и психологию я оставляю за
рамками своего доклада.
Любой практической деятельности,
предшествует ее теоретическое обоснование, из которого
следует и методология практической работы. Конечной
целью любой апологетической и миссионерской деятельности
православных христиан может быть только помощь людям в
поиске и обретении Христа и Его Церкви. Но как это
сделать?
Как подчеркивал митрополит Сурожский
Антоний, "...никто не в силах отречься от себя,
отвернуться от всего мира, и последовать за Христом,
если он не увидит на лице хотя бы одного единственного
человека сияние славы Божией, сияние вечной жизни"
(Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди и беседы. М.,
Либрис, 1991. С. 60). Вера - дар Бога, Церковь передает
не набор неких знаний, необходимых для запоминания,
выраженных в тех или иных догматических формулировках, а
опыт жизни в общении с Богом. В православных христианах
этот опыт отражается. По христианам судят о Церкви
Христовой и потому, прежде чем идти благовествовать,
каждый христианин должен трезво посмотреть на себя, кто
он есть, и какой образ Церкви будет складываться у
людей, вглядывающихся в его личность.
В Священном Писании сказано: "… вера от
слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17).
Потому наша практическая задача "сеять слово", которое
может помочь человеку взглянуть на свою систему
жизненных ценностей, свою цель в жизни глазами,
незамутненными ложью мира сего, глазами, очищенными
Евангелием и всей практикой жизни в Священном Предании,
которое, по сути, есть жизнь в общении с Богом.
Итак, слово о Боге, Слово Бога,
выраженное в Священном Предании и Писании Церкви - это
наш фундамент. Но как же "сеять слово"? Позволю себе
поделиться своими размышлениями на эту тему.
Главная цель православной апологетики -
это готовить почву для Благовестия. Что это значит?
Главное оружие против Церкви - это ложь!
Потому православные апологеты должны:
а) развеивать мифы о Церкви, активно
распространяемые по невежеству или сознательно Ее
недругами.
б) раскрывать православное
мировоззрение, показывая в доступной форме разумность,
красоту и высоту православного христианства.
в) уметь осуществлять сравнительный
мировоззренческий (богословский) анализ христианства с
иными религиями, сектами, секулярными идеологиями.
При общении с людьми критически
настроенными по отношению к Православию нужно уходить от
сухой схоластики. Как пример хорошего изложения
догматических вопросов, я считаю, можно взять работы
Владимира Николаевича Лосского "Очерк мистического
богословия Восточной Церкви" и "Догматическое
богословие".
Если догмат ничего не говорит разуму
православного христианина, не может делать следующих из
него логических выводов, не может спроецировать его на
свою жизнь - этот догмат, как фундамент мировоззрения
человека, для него не существует. Потому православные
апологеты и миссионеры должны иметь развитое
догматическое мышление, т. е. не просто вызубрить
определенные формулировки, а понимать их смысл и видеть
их логику.
В чем я вижу проблемы оппонентов
Православия? Они не знают учение Церкви и Ее историю. У
них плохо развито логическое мышление. Они могут много
говорить о науке, при этом имея смутное представление об
ее природе, методологии и границах. Плохо знают
традиционные мировые религии. Имеют философски
неразвитый ум. Настроены часто агрессивно и очень
предвзято, при этом своей предвзятости не замечают. Не
обучены критически мыслить и анализировать те идеи, что
им предлагаются.
Какие я вижу предпосылки для общения с
противниками Православия? В своей работе я исхожу из
следующих принципов:
а) разруха начинается, прежде всего, в
головах, потому людям нужно помочь стать разумнее. Им
нужно дать инструменты, с помощью которых они могли бы
самостоятельно оценивать те или иные идеи. Например,
если человек ссылается на авторитет науки, можно
провести с ним ряд бесед на тему Философии науки,
раскрыть ему ее природу, методологию и границы научного
познания. Если идет ссылка на традиционные религии,
можно посмотреть насколько его взгляды соответствуют
этим традиционным религиям. Если идет ссылка на Библию,
как главный авторитет, можно поговорить о Библии и ее
толковании, о том, что никто не живет по Библии, но все
ее истолковывают. И потому нельзя говорить, что,
например, протестанты живут по Библии, а православные
христиане нет, правильнее говорить, что православные
христиане истолковывают Библию в рамках Священного
Предания идущего от апостолов, т. е. стремятся понимать
Библию так, как понимали ее первые христиане, а те же
протестанты истолковывают Библию, опираясь на опыт своих
пасторов, т. е. по сути, они создают собственное
священное предание, идущее от этих пасторов и отвергают
апостольское.
Православный апологет и миссионер не
должен призывать верить вслепую, тем более, что такой
подход отрицается православным христианством, а
призывать своих оппонентов испытывать те идеи, что они
берут в основание своего религиозного мировоззрения.
Призывайте оппонентов Православия к
испытанию их веры и православного вероучения, и дайте им
инструменты, которые могут в этом помочь.
б) никакой психически нормальный человек
не желает себе зла, каждый человек себе желает лучшего,
потому здравое учение о Боге и духовной жизни не будет
отвергнуто, если человек убедится в его истинности.
Однако мы должны помнить, что у каждого человека есть
свобода воли и далеко не всегда люди принимают то, что
здраво и полезно для них. Свобода воли нерушима. Потому
никогда нельзя оппонентам Православия что-либо
навязывать.
в) много лет изучая различные секты и
традиционные религии, я пришел к выводу, что всегда в их
основаниях есть ложь, которая уводит людей от Христа,
поэтому задача апологетики заключается в ее преодолении.
В исцелении людей от лжи.
Адепты
тоталитарной
неязыческой секты "Общество сознания Кришны"
ведут уличную вербовку на улицах Москвы
Какие я вижу практические цели в
деятельности православных миссионеров и апологетов?
Высшая - это подвести человека к дверям Храма. Средняя -
сделать из врага Церкви друга. Низшая - ввести в
сознание человека идеи, которые в перспективе могут
привести его к кардинальной перемене в его
мировоззрении.
Цель православных апологетов сделать
человека более грамотным в религиозных вопросах. Научить
его критически оценивать свой религиозный выбор. Дать
ему инструментарий для такой оценки.
Позволю себе привести примерную схему
апологетической и миссионерской деятельности, не
настаивая при этом на ее единственности.
Начинать беседу с человеком нужно с
изучения его мировоззрения. Учитесь слушать и слышать
людей. Часто мы общение с людьми воспринимаем лишь как
площадку для демонстрации своего ума, своих полемических
талантов, но это неправильно.
Постарайтесь понять, почему человек
считает те или иные идеи или организации истинными.
Слушайте его, не оценивайте на этом этапе то, что
слышите! По крайней мере, не высказывайте свои оценки
вслух.
Далее нужно узнать мнение вашего
собеседника о христианстве. Что ему в христианстве не
нравится? При этом опять же, нельзя на этом этапе
вступать в спор. Нужно выслушать, принять к сведению,
оценить, но не демонстрировать своему собеседнику свою
оценку услышанных от него идей.
***
Читайте также по теме:
***
Условно первую часть беседы можно
назвать "постановка диагноза". Далее, нужно создать
единый оценочный стандарт приемлемый для вас и вашего
собеседника. Для выработки такого стандарта я предлагаю
следующие критерии: а) неприемлемость лжи; б) соблюдение
логических законов; в) полнота в изложении фактов; г)
отсутствие двойных стандартов; д) различение мнений и
фактов.
Попробую немного расшифровать эти
стандарты.
Неприемлемость лжи. Вы можете спросить
своего собеседника: можно ли доверять людям, которые
лгут? Можно ли выстроить доверительные отношения с
человеком, который лжет? Можно ли доверять литературе, в
которой много ложной информации?
Соблюдение логических законов. Логика -
это наука о правильном мышлении. Без знания ее будет
сложно отличать правильные аргументы от ложных. Следует
поговорить на тему логики. Рассказать что это за наука,
в чем ее суть, эту информацию вы найдете в любом
учебнике по логике.
Полнота в изложении фактов. Полуправда -
это тоже ложь. Мало констатировать какой-либо факт,
нужна его оценка в контексте истории, учения
христианства.
Например, есть ли среди православных
священников пьяницы? Да, есть, но норма ли это для
православных священников или патология?
В обсуждениях нужна конкретика: где,
когда, кто, почему, чем все закончилось, органично ли
это Православию или противно его духу. Уточняйте детали.
Призывайте к подробному разбору тем, что поднимаются в
разговоре с вами. Поверхностность дает не знания, а их
иллюзию.
Отсутствие двойных стандартов. Например,
отвержение оккультизма христианами - это признак их
нетерпимости и недалекости? Но разве оккультисты не
делают того же самого? Елена Рерих отвергала Алису
Бейли, Рудольфа Штайнера и Омраама Микаэля Айванхова,
западные теософы отрицают агни-йогу Рерихов и т. д. Если
оккультисты в чем-либо обвиняют христиан, они сами этого
делать не должны, ну, а коли делают сами, может, тогда
христиан в этом обвинять не надо? Иначе это будут
двойные стандарты. И так в общении с любыми оппонентами
Православия, будет ли честным с их стороны обвинять
христиан в том, что сами они для себя считают нормой?
Различение (разграничение) мнений
(оценок) и фактов. Российская империя формировалась под
мощным влиянием Православия - это факт. Православие
формировало нравственную систему большинства жителей
Руси-России, их систему жизненных ценностей на
протяжении многих веков - это факт. А вот хорошо все это
или плохо, это уже мнения. Если вам скажут, что если бы
Россия не приняла Православие, а осталась бы, например,
языческой страной и благодаря языческой вере процветала
бы, это не факт, это мнение, с которым можно как минимум
поспорить. И так во всем, различайте мнение от фактов.
Итак, на данном этапе вы имеете
представление о мировоззренческих взглядах человека.
Знаете, каковы были основания для принятия этой системы
мировоззрения. Вам понятны претензии человека к
христианству. И вы договорились любую информацию,
относящуюся к христианству или к системе взглядов вашего
собеседника, оценивать в рамках единого стандарта
оценки.
Далее, начинается третья часть беседы,
ее условно можно назвать "испытание веры".
В Священном Писании есть хороший призыв:
"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21).
Апостол Петр учил христиан: "… [будьте] всегда готовы
всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать
ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3:15).
Скажите вашему собеседнику, что вы готовы испытать свою
веру, готов ли и он последовать вашему примеру?
После чего следует беседа. Можно
ответить на вопросы, которые есть у вашего собеседника
относительно христианства. Можно попросить его ответить
на те вопросы, что есть у вас. Можно предложить одну
тему для обсуждения и обсудить ее с позиции обеих
сторон.
При этом православным апологетам нужно
быть максимально беспристрастными. Церковь как Тело
Христово - совершенна, но Церковь - Лечебница, Христос -
Врач, среди православных христиан полно дураков, невежд,
хамов и в целом людей, которые являются чисто
номинальными христианами. И не все поступки, что
совершали христиане в истории, были достойными. Потому
не надо все оправдывать. Не надо уходить в глухую
оборону. Признавайте ошибки. То, что мир лежит во зле,
для христиан не секрет, и склонность людей ко греху,
тоже большим откровением для христиан не является. Но
это не та норма, к которой призывал Христос! Потому
говорить нужно об идеалах, к которым призываются
христиане, а не о патологии. Церковь интересна лишь тем,
что в Ней есть Лекарство от зла, которым порабощены
люди.
Итак, вернемся к описанию схемы беседы с
человеком, негативно настроенным против Церкви
Христовой.
***
"Православная Церковь и сектанты" (обличение сектантских заблуждений словами Библии) - протоиерей Дмитрий Владыков:
***
Вы находитесь в третьей фазе общения, в
которой проводится испытание веры вашего собеседника, а
также оценка православного мировоззрения. Вы должны
просеять идейный базис мировоззрения вашего собеседника
через оценочное сито, которое должно дать ответ на один
вопрос, истинно или нет то, во что он верит!
Какие оценочные критерии можно применить
на данном этапе? На самом деле эта часть моего доклада
требует целого лекционного цикла или подробной книги на
эту тему. Что я в будущем планирую сделать. А пока
придется довольствоваться краткими тезисами,
рассчитывая, что публика, знакомящаяся с моим докладом,
профессионально подготовлена для его понимания.
Та информация, что будет подниматься в
процессе вашей беседы, может быть оценена по следующим
критериям:
- Библейский (историко-филологический) -
вопрос толкования Библии, и какие идеи из нее можно
подчерпнуть, а какие нет.
- Исторический - правдива ли биография
основателя секты (религии), не искажаются ли
исторические факты о традиционных религиях, насколько
адекватно передается история религиозной организации, к
которой принадлежит ваш собеседник.
- Богословский (теологический) - как
учение секты (религии) соотносится с христианским
вероучением, какие идеалы провозглашаются в секте
(религии), что о них можно сказать с позиции
православного вероучения, какие искажения православного
вероучения присутствуют.
- Религиоведческий - насколько адекватно
передана информация о традиционных религиях.
- Духовная практика - показать связь
вероучения и духовной практики, рассказать о том, что в
основе Православия лежит практический духовный опыт
Богообщения, показать, насколько сильно отличается
православный путь духовного развития от пути, избранного
вашим собеседником.
- Научный - если ссылаются на авторитет
науки, то нужно дать оценку претензиям с позиции научной
методологии [Философия науки].
- Логический - является ли учение секты
(религии) внутреннее непротиворечивым, используют ли в
секте (религии) ложные аргументы.
- Этический - понимание этики,
нетерпимость к христианству, призывы к уничтожению
христианства при показном миролюбии, претензии на особую
избранность.
- Отношение к критике: слепая вера,
запрет на критику, полное подчинение неограниченной
власти лидера без права ее оспаривать.
Все предыдущие этапы беседы готовили, по
сути, почву для Благовестия, в завершении нужно говорить
о Православии как оно есть, нужно говорить о Евангелии.
Православным апологетам и миссионерам
нужно быть готовым к тому, что общение с людьми будет
занимать много времени. Потребует от них терпения и
выдержки. Это сложное дело, вызывающее немало искушений.
При занятиях такого рода деятельностью нужно трезво
оценивать свои силы, знания, личностные качества. И
главное, если вы не можете различать грешника и грех, не
готовы психологически во все это погружаться, то лучше
не надо этим заниматься.
В своем докладе я не претендую на
абсолютную истинность, это всего лишь частный опыт, как
мой личный, так и моих друзей, которые занимаются
миссионерской и апологетической работой. В дальнейшем я
планирую подготовить большую работу, в которой более
подробно освещу те вопросы, которых в этом докладе
коснулся вскользь. Если у кого-либо возникли вопросы,
приглашаю к общению, в век Интернета это сделать
несложно.
Виталий Питанов
Ставрос - 29.08.2013.
|