Сколько времени нужно оглашать?
Этот вопрос встает перед каждым
священником или катехизатором, который начинает это
непростое, но благодатное дело - катехизацию взрослых
людей. Может быть, ограничиться огласительными беседами
в течение одной-двух недель или месяцев? А может,
необходимо вести оглашение до реальных изменений в жизни
катехуменов, вообще не обращая внимания на сроки? Как
решался этот вопрос в древности и как он может решаться
сейчас? Наталья Адаменко отвечает в своей статье на эти
актуальные вопросы современной церковной жизни.
Прежде всего, стоит отметить, что в
традиционных святоотеческих школах катехизации (Римской,
Александрийской, Иерусалимской и др.) этапы катехизации
[1] имели различную продолжительность. И, как
правило, вначале это был длительный подготовительный
этап - оглашение "слушающих", и довольно короткие
(несколько недель) и интенсивные этапы перед крещением и
непосредственно после него. В древности через этот
подготовительный этап проходили все члены Церкви за
редким исключением [2].
Вообще, тогда оглашение взрослых было довольно
длительным и напряженным процессом, который требовал и
от оглашаемых, и от Церкви много сил. Но и сейчас людям
очень трудно входить в суть христианства, даже если они
уже решили поменять что-то в своей жизни, им всегда
требуется достаточно длительное время, чтобы соотнести
всё в своей жизни с волей Божьей и изменить в ней то,
что нужно изменить. Атеизм, язычество, суеверия, в
которых и которыми жил человек до обращения, пронизывают
всю ткань жизни. Это и привычки, образовавшиеся с
детства, и образ мыслей, и образ жизни, и сложившиеся
отношения с людьми.
Духовная реальность, которая традиционно
называлась оглашением "слушающих" или первым
(предварительным) этапом оглашения, всегда присутствует
в жизни человека, приходящего в Церковь, независимо от
его подготовки и других факторов, как-то: возраста,
социального положения, уровня образования. В нормальном
случае - это всегда некоторый промежуток времени между
выраженным желанием человека креститься (или войти в
Церковь) и признанием Церковью оглашаемого готовым к
Таинству Крещения (воцерковления). Мы знаем, что
длительность этого этапа для взрослых людей в древности
была примерно 3 года
[3], в наших условиях такое часто кажется
недостижимым. Конечно, сейчас этот срок может быть
сокращен, но полное отсутствие такого важного этапа в
духовной жизни человека ничем не оправдано, ведь нельзя
просто игнорировать церковную традицию, так бережно
сохраненную в Предании Церкви. Да и по опыту современной
церковной жизни известно (и многие священники могут это
подтвердить) что, если желание креститься взрослого
человека, предварительно не наученного вере и жизни
христианской, сразу же удовлетворяется, то Таинство
Крещения часто остается бесплодным, и человек потом в
церковь так и не входит.
Что же должно было происходить в жизни
"слушающих" за это довольно длительное время? Они
обретали опыт христианской жизни, то есть жизни в
послушании Богу через деятельное исполнение заповедей,
через общение с христианами, общую молитву, чтение и
слушание слова Божьего с катехизической (большей частью
этической, нравоучительной) проповедью. В этот период
жизни оглашаемые приносили "плоды, достойные покаяния",
то есть искореняли смертные грехи [4],
обретали личный непосредственный духовный опыт в
молитве. Также им было необходимо избавиться от
"обычных" грехов (сквернословие, ложь, воровство),
вредных привычек (алкоголь, азартные игры) и
одновременно приобрести навык общей молитвы, посильной
благотворительности и милосердия по отношению к другим
людям.
В древности именно на деятельном
милосердии оглашаемых делался особый акцент. После того
как подготовительный этап оглашения завершался,
поручители (крестные) свидетельствовали о том, что их
поручаемые действительно изменили жизнь: оставили грехи,
принимают участие в жизни церковной общины, помогают
конкретным людям [5].
Как замечает диакон Павел Гаврилюк: "Три года в
огласительной школе были испытательным сроком, в течение
которого от язычника требовали отказаться от многих
дурных привычек, покаяться в грехах прошлого и принять
решение жить согласно Христову учению. Огласительная
школа была местом, где люди в первую очередь познавали
любовь Божью и сами учились любить" [6].
Прошедшие первый этап оглашаемые переходили на второй
этап катехизации - они уже непосредственно готовились к
Таинству Крещения.
Конечно, речь не идет об автоматическом
переносе или простом механическом повторении форм и
сроков оглашения, существовавших некогда в Церкви, в
сегодняшнюю церковную жизнь. Да это и невозможно
сделать, даже если бы было такое желание. Но учитывать
основные задачи разных этапов оглашения, заложенные
некогда в этих формах и сохраненные для нас в Предании
Церкви, необходимо, как необходимо собирать и изучать
опыт оглашения современных "слушающих" в Православной
Церкви.
На первом этапе оглашения существует
несколько основных задач - это серьезное покаяние и
исправление жизни, слушание и исполнение Слова Божьего,
обретение опыта Церкви как реальности общей жизни и
обретение опыта церковной молитвы и др. Рассмотрим же
задачи подготовительного этапа катехизации подробнее.
Покаяние
В своей книге "Вступление в церковь"
прот. Николай Афанасьев описывает, каким должно быть
покаяние перед крещением: "Покаяние должно быть полным -
действительной переменой всей внутренней жизни желающего
вступить в Церковь. Эта внутренняя перестановка должна
найти выражение и во внешней жизни. Крещение очерчивает
границу, которая отделяет ветхого человека от нового,
рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в
Церковь проявляется не только в сознании своей
греховности, но и как реальный отказ от прежней
греховной жизни" [7].
Всецелое, серьезное покаяние означает,
что оглашаемый не только узнает о грехах и соглашается,
что "это, действительно, плохо", но начинает с грехами
бороться. Но не с абстрактными "грехами человеческими"
вокруг себя или даже "грехами человечества", а со своими
личными, причем, этическими грехами, т.е. выраженными в
поступках и словах, наличие или отсутствие которых можно
легко проверить самостоятельно по ветхозаветным
заповедям.
Порой оглашаемые склонны делать
поспешные выводы и разрывать связи в семье, на работе, с
друзьями, потому что они кажутся им "греховными",
смущают и искушают их. Да, некоторые отношения в жизни
приходится перестраивать, если они не соответствуют
христианской и общечеловеческой нравственности, но
делать это нужно не спеша, избегая конфликтов (например,
лучше зарегистрировать брак, а не расходиться). Здесь
очень важна роль и пример поручителей, катехизаторов,
пастырей, которые призваны не боясь трудностей и
искушений, без насилия, духовно наставлять, исправлять,
разъяснять, отвечать на вопросы и являть добрый пример
праведной жизни.
Священное Писание
Очень важно научить оглашаемых
относиться к Писанию не просто как к источнику
информации, полезной и не очень, но как к Слову Божьему,
обращенному прямо к нам, верующим. Научить этому можно,
если в разговоре по Писанию не просто отвечать на
вопросы, но связывать тексты Писания с жизнью
оглашаемых, говорить как бы изнутри самих проблем,
будучи к ним причастными. Ведь "Писание богодухновенно и
полезно для научения, для обличения, для исправления,
для наставления в праведности" [8]
не только для оглашаемых, но и для оглашающих, о чем
никогда не стоит забывать. К сожалению, выполнения этой
задачи сейчас достичь особенно трудно, потому что и в
обществе, и в современной "клиповой" культуре
отсутствует навык внимательного, вдумчивого отношения к
любым текстам, а не только к священным. Везде царит
внешний, разлагающий подход, при котором и на оглашении
часто происходит лишь поверхностное знакомство с
текстами Писания (а в дальнейшем, по инерции, - с
догматами и с Таинствами). Но нужно постепенно вводить
оглашаемых в дух и смысл Писания (и Предания), учить
прилагать его к своей жизни, как это делалось в
огласительных школах древней Церкви.
Как отмечает диакон Павел Гаврилюк:
"Язычники должны были сделать своей всю величественную и
трагическую историю спасения, начиная от сотворения
мира, через главные события Торы и Пророческих книг, до
явления Иисус <...> они узнавали о том, что Бог, в
отличие от безжизненных идолов, является Творцом всего
мира, что Он принимает деятельное участие в судьбе
человека и в истории. Язычникам предлагалось стать
частью этой истории, равно как и частью Нового Израиля,
Церкви" [9].
Для решения этой задачи современным взрослым оглашаемым
нужно самостоятельно читать Писание и размышлять о нем,
а также слушать в храме на богослужении чтения вместе с
катехизической проповедью-поучением [10].
Конечно, для внимательного прочтения основных книг
Ветхого завета и Евангелий требуется достаточно много
времени, за неделю или пару месяцев это сделать
невозможно.
Церковь как реальность общей жизни
В катехизической литературе слова
"катехизация" и "воцерковление" часто употребляются как
синонимы совершенно неслучайно, ведь любовь к Богу
невозможно себе представить без любви к человеку, а веру
в Бога - без веры в человека, и научение христианской
вере и жизни немыслимо без вхождения в среду христиан,
без общения с ними. "Мы знаем, когда падает кто из нас,
он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся
же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми
другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры,
любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении
Молитвы" [11].
Во время оглашения люди не только познают Любовь Божью
во Христе и "прививаются"
[12] через нее к Богу, но и соединяются друг с другом, входят
в духовное общение. Они узнают друг в друге и в других
членах Церкви братьев и сестер, которых можно и нужно
любить и о которых можно заботиться.
Именно тогда, в этом бескорыстном
общении и делах милосердия, Церковь становится для них
реальностью новой жизни, а не просто религиозной
организацией с отправлением культа. Не стоит много
писать о том, какое негативное действие на ищущих людей
оказывает именно такой образ Церкви: равнодушной,
бюрократической, формальной организации. И в прошлом и в
настоящем нашей Церкви мы знаем немало примеров, когда
именно формальный, а не церковный и не личностный подход
к людям оттолкнул их и от Церкви, и от Бога.
Надо заметить, что уже во время первого,
подготовительного этапа оглашения катехумены охотно
откликаются на призывы деятельно помочь друг другу,
своим ближним, соседям. Но везде нужна мера и здравый
смысл: иногда оглашаемые целиком погружаются в делание
добрых дел и благотворительность, что само по себе
хорошо, но если это происходит в ущерб их духовному
труду, то может явиться искушением для них.
Церковная молитва
Если опыт личной молитвы (не просто
чтение молитвослова или других молитв, а именно личной
молитвы - обращения к Богу) в какой-то мере есть у всех
верующих людей, и на него можно опираться катехизатору,
то опыт общей молитвы, молитвы церковной отсутствует у
большинства оглашаемых и приобретается с большим трудом.
Если в древней Церкви особых проблем с научением
оглашаемых общей молитве не было, то современным
оглашаемым первого этапа довольно трудно участвовать в
богослужениях. Порой им сложно даже просто войти в храм
и перекреститься, потому что мешают атеистические
предрассудки (особенно людям среднего и пожилого
возраста), им не понятен язык богослужения, они не
понимают его смысл. Очень важно, чтобы богослужение
стало для оглашаемых живой молитвой, живым общением с
Богом, а не осталось малопонятным ритуальным действом,
которое нужно лишь аскетически "отстаивать", не особо
вникая в его смысл. Важно также дать им понять, что
церковная молитва - это когда мы молимся все вместе об
одном и том же, а не каждый о своем. Лишь постепенно, со
временем, при постоянных усилиях катехизаторов и
поручителей оглашаемым открывается сила и смысл общей
церковной молитвы, приходит понимание её особого языка,
чина, особой красоты и образности. По наблюдениям
катехизаторов [13],
в среднем оглашаемым первого этапа требуется сейчас от
полугода до года, чтобы научиться молиться в храме
вместе с другими людьми, причем этот срок сильно зависит
как от церковного опыта человека, так и от ритма
посещения им богослужений.
Апологетика веры и Церкви
Несмотря на то, что сейчас положение
Церкви в обществе изменилось: восстанавливаются храмы и
монастыри, издаются православные газеты, журналы, книги,
заметно присутствие Церкви в СМИ, отношение большинства
людей к Церкви по-прежнему остается негативным или
равнодушным. Большей частью это - наследие десятилетий
антирелигиозной пропаганды, но на нее в последние годы
наслоилось еще влияние современной секулярной
цивилизации. Людям, приходящим в церковь, часто кажется,
что они уже все знают о ней, но они знают вещи
формальные и внешние, совершенно не догадываясь о сути
веры и о жизни в Церкви.
Вера вообще, а вера в Церковь (а значит
- и вера в человека) особенно, сейчас нуждается в новой
апологетике. Не в "тупой" апологетике по принципу "у нас
всё хорошо" или "святые отцы уже всё сказали", а в
апологетике разумной, вдумчивой, смелой. В том числе
сейчас крайне необходимо сразу, на первом же этапе
оглашения, соотносить веру и разум, веру и науку. В
частности, не уклоняться от "вечных" вопросов о смысле
жизни и смысле истории, от "трудных" вопросов теодицеи и
антроподицеи. Сейчас наука не настолько антирелигиозна,
как раньше, ученые порой сами ставят вопросы о смысле
жизни дерзновеннее, чем любые богословы. И обсуждение
этих вопросов в научной среде проходят открыто,
многопланово, интересно. Церковь порой оказывается
позади, не участвует в этих дискуссиях, хотя именно это
способствовало бы выработке нового апологетического
языка.
Важно также просто общаться с людьми на
огласительных встречах, выслушивать их и отвечать на их
вопросы (а не читать лекции), как это было всегда в
катехизической традиции Церкви. Не случайно в истории
катехизации известно много катехизисов, написанных
именно в форме вопросов и ответов, а также в форме бесед
и диалогов. Очень важно на огласительных беседах
создавать открытое пространство для диалога, чтобы люди
могли бы высказать все свои сомнения, страхи и получить
ответы на свои вопросы. Именно в этом, подлинно
церковном пространстве и преодолевается одиночество
человека, ведь "Церковь - это тайна преодоления
одиночества" [14].
Необходимо достаточно длительное общение с катехизатором,
помощниками, священником, чтобы человек открылся, чтобы
у него появилось доверие к Церкви, к верующим людям.
Только тогда возможно подлинное воцерковление человека
на конкретный приход, в конкретную церковную общину, и
катехизация тогда не воспринимается людьми как скучная "обязаловка",
которую нужно пройти "для галочки" или "для справочки".
Интересно, что в начале первого этапа оглашения для
катехуменов типично желание поскорее его завершить, а по
мере познания воли Божьей, с одной стороны, и греха и
зла в своей жизни - с другой стороны, у них появляется
стремление "оттянуть" или "отложить" завершение первого
этапа катехизации и начало второго. Поэтому
катехизаторам необходимо проявлять и мудрость, и
твердость, если это необходимо [15].
Только после этого этапа диалога,
познания воли Божьей и исправления жизни, можно всерьез
говорить о концептуальных вещах: о сотворении мира,
жизни и человека, об истории спасения, о Таинствах, о
догматах. И тогда, например, догматы Церкви становятся
для новых ее членов не просто умственным знанием, а
самой жизнью, а введение в Таинства - не просто
изъяснением обряда и краткой инструкцией по подготовке к
ним, а началом новой жизни. Конечно, невозможно
составить какую-то универсальную методику катехизации,
идеальную схему с указанием точных сроков и необходимых
этапов, которые подходили бы всем без исключения. Всегда
будут случаи исключительные, будет молодежь и пожилые,
больные и умирающие, пришедшие из других религий и
конфессий, к которым требуется особый подход. Да и
церковные условия пока не всегда и не везде позволяют
организовать полноценную катехизацию. Но изучать и
обобщать существующий в Церкви опыт катехизации и
богатейшее наследие святых - катехизаторов, апологетов,
учителей и богословов - крайне необходимо.
В частности, изучению существующих
практик оглашения была посвящена
богословско-практическая конференция "Традиция
святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества
оглашения современных "слушающих"", которую проводил
25-27 мая 2011 года в Москве Свято-Филаретовский
институт.
Наталья Адаменко
Богослов.Ru - 02.06.2011.
Примечание МС. Не могу не указать, что
Наталья Адаменко - член общины протоиерея Георгия
Кочеткова, которую немало священников и
религиоведов считает псевдоправославной сектой.
Смотрите наш раздел:
Кочеткова Георгия - псевдоправославная секта.
Примечания
1. Подробнее об этапах катехизации см. в книге
диакона Павла Гаврилюка "История катехизации в древней
церкви". М.: Свято-Филаретовская московская высшая
православно-христианская школа. 2001.
2. Таким исключением были, например, "клиники" (от
лат. clinici-постель, ложе) - оглашаемые, спешно
крещенные в постели во время болезни, угрожающей их
жизни.
3. "Оглашенные пусть слушают Слово в продолжение
трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела,
то пусть принимается во внимание не время, а само
поведение, которое только и должно обсуждаться".
Апостольское предание. 17.
4. За которые в ветхозаветные времена полагалась
смертная казнь.
5. "Пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно,
пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они
больных, совершали ли добрые дела?" Апостольские
постановления. 20.
6. Павел Гаврилюк, диакон. "История катехизации в
древней церкви" - М.: Свято-Филаретовская московская
высшая православно-христианская школа. 2001. С. 77.
7. Николай Афанасьев, прот.Вступление в церковь.
М.: "Паломник". 1993. С. 66.
8. 1 Тим 3:16.
9. Павел Гаврилюк, диакон. Указ. соч. С. 34.
10. Из-за того, что оглашаемые именно на этом этапе
допускались к слушанию Слова Божьего в церковном
собрании, их и назвали "слушающими" (лат. audientes,
audutores).
11. Хомяков А.С. Церковь одна. Режим доступа:
http://www.vehi.net/ khomyakov/cerkov.html (дата обращения 20.05.2011).
12. Ин 15:1-6.
13. "Господи, научи нас молиться". Режим доступа:
http://www.psmb.ru (дата обращения 20.05.2011).
14. Фудель С.И. "У стен Церкви" / "Христианский
собеседник", вып. 32-34, 1997 г. "Свет Православия". С. 3.
15.О причинах обычая откладывать крещение на
неопределенный срок в IV веке см. в указ. соч. диакона
Павла Гавлюка. С. 151-152.
|