Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян
За последние 20 лет в нашем Отечестве
значительное большинство людей покрестилось без
оглашения и научения крещаемых вере. Теперь 80%
населения страны заявляет о себе как о православных, а в
церковь ходит только около 5%, остальные 75 не понимают,
как связаны вера в Бога и Церковь, для чего нужно "так
часто" ходить в храм как это делают "истово верующие",
если и так веруешь в душе.
Для нас не секрет, что крещённый без
должной огласительной подготовки человек очень многого
не знает, не осознаёт и не делает. Он не обрел верной
мотивации к разумно-деятельной вере и воцерковлению,
после формально произнесенных крещальных обетов. Такой
человек как правило не знает существа своей веры и основ
церковного вероучения (хотя бы в объёме Символа веры). Знать
же свою веру (в объёме Закона
Божьего), и обретать жизнь по вере, которую принял
крестившийся человек - является его призванием и
священным долгом. Только опытно знающий, способен
ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим
это сокровище.
Утерять преемство веры не простительно,
ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (см.
Мк.16, 16; Евр.11, 16)
Не знает такой человек:
- сущности и содержания крещального
обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от
купели Крещения Святая Церковь.
- какая ответственность возлагается на
него как христианина и члена Церкви.
- Божественной природы Церкви, её
предназначения и достояния.
- что он обрёл теперь Ангела Хранителя и
небесного покровителя - в лице одноимённого,
прославленного Церковью святого;
- почему необходимо молиться, какие
молитвы читать, когда и поскольку; какую духовную
литературу читать и в какой последовательности;
- с какой регулярностью посещать храм,
как правильно поститься;
- почему важно иметь духовное
руководство в лице священнослужителя и как обрести
духовника.
- как правильно готовиться к святым
Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним
приступать;
- как вести себя и строить отношения с
людьми неверующими (в семье, родственниками, на работе);
- тем более, - в чём разница Православия
от других инославных конфессий, сект и иноверных
исповеданий.
В начале 90-х прошлого века, к
катехизаторскому делу в необходимом масштабе Церковь
совершенно была не готова по ряду объективных причин. Но
во второй половине 90-х (и поныне) поток желающих
креститься значительно снизился, а результаты крещения
без оглашения были не утешительны (люди по-прежнему
продолжали жить нецерковно, как и до Крещения - без
особых качественных перемен), оставаясь нецерковными в
своем сознании и образе жизни, без мотивации жить по
христиански, согласно крещальным обетам.
Многим священнослужителям становилось
ясно, что без должной огласительной подготовки крестить
больше нельзя, надо что-то делать, качественно менять,
чтобы крестящиеся прививались к Церкви и приносили плод
богоугодной жизни. "Я есмь Лоза, а вы ветви; кто
пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во
Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие
ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.
15, 5-6). Поэтому, нужна гибкая, продуманная и
дифференцированная система подготовки людей ко Крещению
и катехизации после него. Необходимо создавать целостную
систему непрерывной приходской катехизации, с учётом
потенциала и нужд Церкви, а также верной оценки
духовного состояния людей.
Этому большинству наших
соотечественников, отождествляющих себя с людьми
православными, необходима своевременная просветительская
помощь ориентирующая и поддерживающая их в
первоначальном воцерковлении.
Одной из форм обеспечивающей такую
помощь в Санкт-Петербургской митрополии являются службы
приходского консультирования просветительского
характера, как первоначальная форма катехизации
воцерковляющихся мирян, осуществляемая силами церковно
опытных и достаточно образованных мирян под руководством
ответственных лиц из числа клириков храма.
Нуждающиеся в консультативной помощи,
так называемые "захожане", чаще всего крещены, но не
наставлены в вере (не оглашены должным образом), не
приобщены к церковной жизни, но делающие первые шаги на
пути к Богу и Церкви. Посещение храма этими людьми
бывает непредсказуемо, от случая к случаю, так как
духовная жизнь их не устроена. Имеется множество
всевозможных причин их прихода в храм. Одни идут от
жизненных невзгод, скорбей и неурядиц, а кто-то по
просьбе других людей, нуждам и болезням своих ближних.
Другие приходят в храм ради Крещения, Венчания или
отпевания родных и близких. Иногда посещают храм в силу
еще не угасших народных традиций: на Рождество Христово,
на Пасху, Святую Троицу, и часто за компанию. А так же
набрать святой, особенно крещенской воды, освятить
нательный крестик, иконку, куличи и яйца или помянуть
своих усопших родственников в годовщину или родительскую
субботу.
Довольно частое явление теперь, когда
люди приходят в храм раз в 3-4 месяца, на 10-15 минут,
как правило, перед какими-то ответственными делами:
перед полетом на самолете, перед предстоящей операцией,
перед экзаменом или собеседованием при приеме на работу,
сдачей на водительские права и т. д.
Очень важно, чтобы эти люди, приходящие
в храм, были правильно встречены и верно сориентированы
в церковной жизни, получали своевременные и верные
ответы на интересующие их вопросы. В противном случае их
дорога в храм никогда не станет радостной и осознанной,
и охлаждение к Церкви будет все более очевидным.
Особенно важно это в начале пути
воцерковления, когда восприятие всего нового очень яркое
и обострённое. Поэтому так важно, чтобы в храме вновь
приходящие люди чувствовали доброжелательность и
искреннее участие в них, помощь в разрешении своих нужд
и проблем, получая верные ответы на свои вопросы. Ведь
именно для этих людей, ещё не окрепших в вере, но
зачастую лишь только крещёных в Православии, но не
заживших церковно, существует угроза отпадения от Церкви
и опасность попасть в оккультные группы и секты.
От степени укорененности в церковной
традиции активной части мирян, интеллигенции и особенно
верующих врачей и учителей, зависит восприятие Церкви
всем современным российским обществом.
Поэтому цель приходского
консультирования заключается в оказании необходимой
(особенно духовно-просветительской, ориентирующей)
помощи при начальном воцерковлении мирян.
Основной смысл - в проявлении живого
человеческого участия в ответственный момент движения
души к Богу.
При этом перед консультантом стоит ряд
задач:
- оказать приходящим доброжелательный
радушный прием и расположить к общению;
- по существу ответить на задаваемые
вопросы;
- указать, где и что располагается в
храме;
- сориентировать в действиях и поведении
в храме;
- дать необходимые советы;
- заинтересовать и предложить
необходимую помощь по нуждам человека;
- порекомендовать регулярно читать
духовную литературу, молиться, посещать храм,
исповедоваться и причащаться.
***
Читайте также по теме:
***
Краткое описание устроения консультативной службы
Исходя из особенностей и возможностей
прихода, устроение консультативной службы может быть
реализовано по-разному.
При входе в храм (или внутри храма),
стоит стол с табличкой "Приходская консультативная
служба", за которым стоит консультирующий с нагрудной
биркой "Дежурный консультант" - без указания фамилии,
имени и отчества.
На столе разложена необходимая церковная
литература для новоначальных, буклет о храме, Закон
Божий, катехизис, церковный календарь, листочки "мой
небесный покровитель", брошюры по азам и основам веры.
Простые книжечки, рассказывающие о богослужении и
другие, помогающие в ориентации человеку в "первых
шагах" в храме, приходской и духовной жизни; что должен
знать, готовящийся креститься или стать крестным;
готовящийся к Таинству Исповеди, Святого Причащения или
Венчания. Данная литература чаще используется для
ознакомления и служит наглядным примером того, что
имеется в церковной лавке.
Здесь же могут быть различные
объявления: о наборе в Воскресную школу, в группы
оглашения и катехизации, в различные кружки и секции; о
праздниках, выставках, конкурсах, памятных датах,
встречах с интересными людьми и другие, уместные при
консультировании.
Консультанты, помимо ответов на вопросы,
побуждают новоначальных к регулярному посещению храма,
участию в Таинствах Церкви, говорят, когда удобнее
подойти с трудными вопросами к священнику.
Многолетний опыт приходского
консультирования показал необычайную важность и
востребованность таких служб. Это - серьезная помощь от
лица церкви людям, делающим первые шаги к храму.
Основные дни работы консультативной
службы: двунадесятые, великие, престольные праздники;
субботние, воскресные дни и поминальные родительские
субботы.
Общие тематические разделы вопросов:
- Приобретение в храме крестиков, икон,
церковной литературы;
- Правильное написание записок о здравии
и о упокоении;
- Трудные места и сюжеты Библии;
- Богослужение и церковный календарь;
- Обучение в Воскресной школе при храме;
- Устроение и улучшение личной или
семейной духовной жизни;
- Проблемы взаимоотношений в семье, с
родственниками, с соседями и на работе.
- Оказание помощи со стороны Церкви,
людям:
а) с различными заболеваниями, и перед
смертью;
б) находящимся в алкогольной,
наркотической, игровой и другой зависимости;
в) людям, попавшим в аварию, в секту, в
заключение, или после психотравмы.
Возможны и другие самые разнообразные
вопросы.
Обязанности и требования к консультанту
Консультирующий не должен: переоценивать
свои возможности, подменять собою священника, брать на
себя роль духовника-исповедника, учительствовать,
надмеваться или самоутверждаться перед людьми. Он должен
четко действовать согласно инструктажу руководящих
консультированием лиц, не выходя за рамки определенных
полномочий и своей компетенции.
Консультант должен: знать, как правильно
отвечать на задаваемые типичные, вопросы;
ориентироваться в литературе для новоначальных, к кому,
и в каких нуждах помолиться или обратиться. В каких
случаях направлять людей к свечнице, к священнику или
настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному
преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку
и т. д.
Немаловажен правильный подбор мирян для
консультирования, где особое внимание важно обратить на:
а) личный духовный опыт и степень их
воцерковленности;
б) психическое здоровье,
доброжелательность, уравновешенность;
в) способность к ненавязчивому,
открытому, конструктивному общению;
г) церковная грамотность и богословская
подготовка необходимого для консультирования уровня.
д) практическое овладение
катехизаторским делом и навыками приходского
консультирования под руководством опытных наставников.
Спрашивают: где можно окреститься полным
погружением; где можно больше узнать о нашей вере; а
куда можно пойти учиться, если за плечами два вуза и
т.д.
Опыт приходского консультирования
показал, что побуждает идти в храм людей не только
интерес к Православию, а самые различные проблемы,
нужды, скорби и беды, как собственные, так и близких
людей.
В связи с этим, чтобы своевременно
реагировать и поддерживать людей в их нуждах,
рекомендуется составить справочник в помощь службам
консультирования, который должен иметь не менее 5
разделов:
1. Духовно-просветительский: о том,
какие учреждения, воскресные школы, курсы, библиотеки,
СМИ - теле- и радио передачи ведут от лица Церкви
духовно-просветительскую работу и как с ними связаться.
2. Помощь семье: где можно узнать о том,
где ведётся работа с семьями, начиная с детских садов, в
том числе, к примеру: работа по коррекции речи; где
проводятся музыкальные, спортивные, фольклорные занятия
для детей, различные кружки и секции;
3. Миссионерская помощь: в которой
нуждаются, когда в семье кто-то пьёт или является наркоманом, или
пострадал от деятельности деструктивных сект и
оккультных воздействий.
4. Медицинская помощь: где
осуществляется церковными специалистами помощь различным
категориям больных людей, в том числе пострадавших от
оккультных занятий.
В Санкт-Петербурге существует общество
православных врачей, которые более 10-ти лет силами
своих специалистов ведут прием направляемых к ним в том
числе от людей консультативных служб. Общество
возглавляет доктор медицинских наук, кандидат богословия
прот. Сергий Филимонов, настоятель храма в честь
Державной иконы Божией Матери.
5. Социально-благотворительная помощь:
где указываются места и учреждения, в которых
оказывается разного характера благотворительная помощь
различным категориям людей (голодающим, больным,
лишенным документов, работы, одежды, средств к жизни,
родственников, крова и т.п.) с их нуждами
(благотворительные столовые, ночлежки, приюты,
богадельни, соответствующие больницы, дома престарелых и
т. д.)
От катехизаторского столика побеседовав
с консультантами люди получают ориентацию в вопросах
веры, первоначального воцерковления и возможность
обратиться за помощью по любому из вышеперечисленных
направлений. Если вновь пришедшие в церковь, почувствуют
живое участие, ориентирующий совет и получат
своевременную помощь, то это большое подспорье на пути
их воцерковления.
Служба приходского консультирования по
основам православного вероучения, церковной жизни,
православной этики и правилам поведения в храме на
данный момент является одной из перспективных форм
духовно-просветительской деятельности на приходе.
В сентябре 2011 года, созданное
коллективом сотрудников служб приходского
консультирования Санкт-Петербургской митрополии
"Практическое руководство по приходскому
консультированию" на экспертном совете Синодального
Отдела религиозного образования и катехизации получило
единодушную экспертную оценку, рекомендующую к
заимствованию и распространению опыта организации служб
приходского консультирования на церковных приходах.
Пособие предназначено священнослужителям
и приходским катехизаторам, организующим подобную службу
на своих приходах, дежурным службы приходского
консультирования и другим сотрудникам прихода, с
которыми наиболее часто контактируют приходящие в храм
малоцерковные люди.
Смотрите: "Практическое
руководство по приходскому консультированию", 1-е
издание в формате pdf
Александр Зелененко,
протоиерей
руководитель приходской консультативной службы храма
Спаса Нерукотворного Образа в Парголово
Санкт-Петербургской епархии
|