Сущность ереси
Лекция диакона Андрея Кураева...
***
Собственно же ересь возникает тогда, когда
богослов, зная ясно выраженное учение Церкви,
противопоставляет ему своё. Ересь - это бунт против учения
Церкви. Это обстоятельство делает понятным случай,
происшедший с аввой Агафоном: Желая испытать смирения
старца, к нему пришли монахи и обвинили в тяжких грехах.
Пока о нем говорили как о блуднике или ленивце, старец
соглашался и лишь просил помолиться о нем, грешном. Но вот
один из испытующих добавил "А еще говорят, что ты - еретик".
"Ну, нет - только не еретик" - вдруг слышит он в ответ
резкое возражение. Братия, пояснив старцу истинную цель
своего прихода, спросила старца - почему он многие грехи за
собою признал, а обвинение в ереси сразу отверг. Старец же
ответил, что все грехи человеческие - от слабости, и нет
человека, который хоть в какой-то мере не поддавался им.
"Ересь же не от слабости, а от упорства воли" [1].
Как мы видели, число собственно "догматов"
Церкви - невелико. Свидетельства Писания и Отцов неизбежно
нуждаются в осмыслении и толковании. Мир православного
богословия отнюдь не есть самозамкнутый, беспроблемный и
завершенный космос. Но при этом Православие есть все же
вполне определенный образ мироощущения и система мысли.
Есть явные ереси - противоречащие тому или
другому догмату Церкви (скажем, если сказать, что Христос не воскресал).
Есть ереси по недоразумению, когда некое
суждение само по себе или правильное, или
религиозно-безразличное выпадает из своего контекста и
заносится в контекст богословский. Это происходит по причине
духовной незрелости. Скажем, печально знаменитый конфликт
богословов с астрономами на заре Нового времени возник из-за
переноса физических суждений в метафизический контекст
(справедливости ради скажем, что "первыми начали" не
инквизиторы, а астрономы в лице Дж. Бруно, использовавшего
гелиоцентризм для пропаганды языческой религиозной системы).
Булгакова никто не стал бы обвинять в ереси, если бы он
мирно занимался своей софиологией в рамках онтологических
конструкций, а не захотел бы "дополнить" Троицу своей
нетварной Софией.
Ересь есть искажение Церковной Традиции,
происходящее от чрезмерного увеличения одной частной
стороной вероучения за счет других истин, произвольное
избрание чего-то одного, части вместо целого, т.е. именно
односторонность. Ересь - это ограничение, это слишком
прямолинейное выведение одной из тех тональностей, которые в
Церкви слагаются в целостную симфонию. Зачастую такого рода
ересь отвергается Церковью не на основании того, что там
есть, а на основании того, чего в ней нет, чего недостает
ей, чтобы быть православной. К этому типу ересей принадлежит
и протестантство. Если спросить баптиста, чем его вера
отличается от православной - он не сможет сказать: "у нас
вот это есть, а у православных этого нет" (если вести речь
не о недостатках церковной жизни, а о сути вероучения).
Напротив, он скажет, что, - в отличие от православных, - у
протестантов нет икон, нет храмов, нет постов, нет крещения
детей, нет священников, нет молитв за усопших, нет почитания
святых, нет Литургии. Нет Предания. Помнится, некий персонаж
Михаила Булгакова в подобных случаях говорил: "Что же это за
страна у вас такая, чего ни хватишься - ничего нет!"
***
Читайте также другие публикации автора:
***
Паскаль же о таких людях сказал, что "ошибка
их не в том, что они следуют лжи, а в том, что не следуют
иной истине" [2].
Для сектанта истина только то, что ему нравится.
Чрезвычайно важно, что наше различие как раз
и пролегает в области литургических преданий, то есть в
самом важном, что только есть в религии и что так
недооценивали схоластические учебники богословия.
Методика создания ереси прекрасно показана в
статье Льва Толстого "Как читать Евангелие". Он советует
взять в руки сине-красный карандаш и синим вычеркивать
места, с которыми ты не согласен, а красным подчеркивать те,
что по душе. По составленному таким образом своему личному
Евангелию и надлежит жить. Сам Толстой обкорнал начало и
конец Евангелия (Воплощение и Воскресение). И в середине
Христос был понужден на каждое свое слово смиренно просить
разрешение яснополянского учителя всего человечества. Всего
- включая Иисуса, которого по сути Толстой берет к себе в
ученики. Творить чудеса Лев Николаевич вообще запретил
Иисусу...
Или вот еще другой образец работы ересиарха. Теософка Безант [3],
чтобы убедить читателя в том, что Бог есть высшее "Я"
каждого человека, приводит слова апостола Павла: "разве вы
не знаете, что Дух Божий живет в вас" и поясняет, что
следовательно, Дух воплощен в каждом человеке. Но в этом же
послании коринфянам Павел пишет, что "Святого Духа имеете вы
от Бога" (7:19), "мы приняли Дух от Бога, дабы знать
дарованное нам от Бога" (2:12).
Мусульмане признают, что Иисус - пророк. В
этом утверждении христианин согласен с Кораном, добавив,
что, кроме пророка, Иисус был еще и воплощенным Сыном
Божиим. Весьма характерно именование арианской ереси
(отрицавшей единосущие Сына Отцу и тем самым оставлявшей
Бога Отца в одиночестве) в православной полемической
литературе: "арианская (или иудейская) скудость". По
выражению святого Григория Богослова, Арий "сократил понятие
о Боге в одну ипостась" [4].
Основное значение слова airesis - это
отделение, выбор. Если airesis как выбор может был
положительным в политической жизни или среди философских
учений, то в области религиозной он ведет к отделению от
общего. Уже в Римл. 16:17 и Гал. 5:20 ереси есть нечто
отрицательное. Предосудительна попытка отнестись к
религиозному факту как к философскому мнению.
Андрей Кураев, диакон
Из Книги: Традиция. Догмат. Обряд. –М.:
Москва- Клин, Издательство Братства Святителя Тихона, 1995
Использованная литература
1. Святой Игнатий Брянчанинов. Отечник. -Брюссель, 1963. -С. 754-755.
2. Паскаль Б. Мысли о религии. -М., 1905. -С. 225.
3. Безант А. Братство религий, 1911. T. IV, 5.
4. Святой Григорий Богослов. Творения. -СПб., б. г., Т. 1. -С. 301.
|