Миссионерский съезд - Патриарх разочарован...
Протодиакон Андрей Кураев: обсуждение
всецерковного съезда епархиальных миссионеров на "Эхо
Москвы" (в сокращении)
***
Добрый вечер и добрый
день, это программа "Особое мнение". Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр, я приветствую сегодняшнего гостя – это
протодиакон Андрей Кураев.
- Буквально вчера закончился Пятый
всецерковный съезд епархиальных миссионеров, выступал
там в первый день патриарх Кирилл, говорил о
христианской миссии, главных задачах. Вы из его
выступления что главное вынесли и что бы отметили?
Потому что, если обратить внимание на то, что давали
информационные агентства, они сделали акцент на словах
патриарха о том, что христианская миссия среди разных
народов призвана сохранять их национальную культуру и
язык. На что вы обратили внимание?
- Прежде всего, на то, что
Патриарх был очень разочарован. Накануне был съезд
православной молодежи, который организовала другая
структура, Синодальный отдел по делам с молодежи. И там
ставка была сделана на массовость – показать большую
аудиторию, большой зал – там 10 тысяч человек на ВДНХ, И
такое ощущение, что конкурирующая организация,
Синодальный же отдел по миссионерству, тоже решили, ЧТО
НАДО БОЛЬШУЮ массу собрать в храме Христа Спасителя, в
зале Церковных соборов.
И когда Патриарх вошел, и как человек
опытный, мгновенно оценил ситуацию, мне кажется, он
увидел, что это не та аудитория, с которой он бы хотел
говорить. Ему напротив, хотелось камерности, чтобы
сидели люди, которые реально занимаются организацией
миссией. Даже не просто самой миссией, кто-то с кем-то
беседует, а ему важно было видеть людей, которые могут
даже административные идеи, "ноу-хау", транслировать и
воплощать дальше.
То есть, он хотел видеть собрание
руководителей епархиальных отделов миссионерства. У нас
в церкви 189 епархий, поэтому он вполне ожидал около 200
человек.
Пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров
Русской Православной Церкви. Фото - Портал-миссия.рф
- Но 200 человек это не
камерно.
- И там было гораздо больше. Но
при этом тех самых людей было человек 50. И патриарх,
увидев, что там сидят какие-то юноши, девушки, а где-то
и бабушки, понял, что это не совсем то, что он ждал.
Хотя название "Съезд епархиальных миссионеров", даже не
приходских или просто церковных публицистов типа меня, а
именно епархиальных миссионеров.
Он сразу понял, что это аудитория не та,
но решил проверить, поэтому первое, что он сделал –
поднимите руку, кто профильные. И леса рук не
получилось, и патриарх довольно жестко сказал о том, что
он про это думает, митрополиту Юлиану Белгородскому,
который является главой этого Синодального отдела,
миссионерского. И это определило дальнейшую стилистику
этого дня. То есть, патриарху явно было тесно в рамках
того доклада, который ему заготовили, который был таким
кругленьким, хорошеньким, - "все хорошо, прекрасная
маркиза", и он постоянно после каждой фразы отвлекался и
добавлял.
Поэтому те люди, которые читают текст
патриарха, ничего не поймут. А у меня в блоге, в ЖЖ,
вывешено видео – вот там гораздо интереснее, это очень
личностные, эмоциональные комментарии патриарха, его
отвлечения от официально заготовленного текста.
- То есть, он спорил с
докладом?
- Отчасти да. Да, он зачитывает
и в чем-то почти что спорит с некоторыми тезисами. Это
очень интересно было. Затем митрополит Иоанн, который
крайне переживал, начал оправдываться. В итоге
произошла, сточки зрения административной этики,
некоторая почти скандальная ситуация – патриарх ушел со
съезда, не дослушав доклада митрополита Иоанна. То есть,
обычно все-таки первое лицо произносит свою речь, потом
слушает хотя бы доклад главного организатора, виновника
торжества, и потом другие дела, уходит – в частные
дискуссии не вдается. А здесь даже этого не было,
патриарх ушел сразу.
И то, что он успел сказать это как раз
было то, что он считает, что - там была очень интересная
фраза: решения на уровне Собора об организации
епархиальных миссий были приняты еще на Соборе 2011 г.,
и очень интересная у него была фраза – по нашим
современным меркам это очень давно. За три года малое
продвижение в этом направлении.
Правда, в оправдание того же митрополита
Иоанна надо сказать, что за эти три года, особенно за
последние два, было создано 100 новых епархий, для
которых создание миссионерского отдела далеко не самое
главное – им бы вообще найти здание, где жить,
организоваться. Прописаться, обустроиться, хоть
чуть-чуть осмотреться. Поэтому тут действительно этим
ста новым епархиям не до миссий, и Украина, по сути,
отрезана, а там еще 100 епархий, которые не приехали.
А с другой стороны. Священники из
Белоруссии рассказывают, что им вообще сказали, чтобы
одного человека от всей Белоруссии послать, а там 11
епархий. То есть, действительно у организации были свои
определенные просчеты, это правда.
Это очень личностные, эмоциональные
комментарии патриарха, его отвлечения от официально
заготовленного текста
- Если говорить о
выступлении патриарха, на что бы вы обратили внимание по
содержанию, что его лично задевало?
- В тексте были то, что я всегда
называю "святые банальности", то есть, это то, что
многократно говорилось и то, что нужно всегда повторять
– что миссионер должен уважать национальную культуру
народа, который обращается, - ну, это азбука миссии. Мы
это можем называть традицией Кирилла и Мефодия, а у
католиков не знаю уж, чьими именами это называется, но
там это тоже есть, со времен Григория Великого - это все
достаточно хорошо известно.
Вот из других вещей, - но опять, это не
есть "ноу-хау", но я думаю, что это такое, - понимаете,
это хорошо известный способ привлечь симпатии народа.
Когда большой начальник публично, при народе, ругает
среднего начальника. И сразу же наш любимый архетип, что
царь хороший, а бояре плохие, - он сразу подпитывает
народную любовь к лидеру.
Я не знаю, был ли такой расчет в речи
патриарха, или просто так получилось – этого я не знаю.
Но это важно. И там были сказаны слова очень строгие, и,
несомненно, патриарх понимает, что эти слова мгновенно,
без всякой помощи прессы, разнеслись по всей Церкви -
что если епископ будет плохо организовывать миссию, то
мы его с правящего епископа переведем в викарные, - это
тот, кто не реально управляет областью, а помогает
правящему епископу, - а то и вообще назначим настоятелем
какого-нибудь прихода.
Понимаете, это для всех епископов,
независимо от того, создали они епархиальный отдел, или
нет, умеют они прикрывать его бездействие туфтой, или не
умеют, - независимо от этого для всех епископов это
такая серьезная черная метка. Понимаете, это серьезно, в
том числе и богословски серьезный вопрос - в нашей
модели можно ли вообще епископа вот так разжаловать,
просто поместить его в настоятели одного храма. В
административной логике это все понятно, но все-таки
кроме административной логики есть еще богословская
логика.
- Продолжаем программу. А
на самом съезде как воспринимались такие чисто
менеджерские вещи? Вспоминаются заседания президента с
министрами, где он устраивает им разнос. А тут вдруг мы
это видим в исполнении главы церкви. Вы обратили
внимание на то, что это может быть чисто
административная вещь. Но разве это уместно.
- В прошлый раз я видел, когда в
моем присутствии патриарх делал выговор епископу, это
было лет 15 назад, на Епархиальном собрании московского
духовенства, патриарх Алексий делал выговор ректору
Московской духовной академии, епископу Евгению за его
интервью одному из журналов, где он сказал, что
патриархия только наполовину финансирует нужды академии
семинарии, а половину денег на пропитание студентов
приходится искать постоянно самим, искать спонсоров.
Тогда патриарха эти слова очень обидели, - что, дескать,
мусор из избы вынес.
Так что, во-первых, это может быть
непосредственно ситуативная реакция, да, это может быть,
логика любой административно-аппаратной работы, но
действительно, бывают и элементы политтехнологии, что
было в данном случае, я не знаю, потому что не могу в
голову к патриарху залезть.
- А это обсуждалось как-то
после съезда, отреагировали?
- Вы поймите, то, что больше
всего ожидалось от этого съезда, это не обмен какими-то
миссионерскими находками. Потому что вопрос, который,
как мы понимаем в первый день, стоит очень важно - как
раз вопрос административный, как организовать, в том
числе, как финансировать это. Потому что мы 20 лет живем
с благими призывами, когда епископа посылают на миссию,
но при этом деньгами не делятся – служи, отец.
Есть замечательные слова великого и
святого миссионера 19 века, архимандрита Макария
Глухарёва, которые проповедовал в Алтайской тайге. Он
говорил так: не можешь стать ловцом человеков – лови
рыбу для ловцов человеков. То есть, миссия касается всех
людей церкви. Но если ты не можешь сам быть миссионером,
помоги, в том числе, продуктами, финансами. И поэтому,
конечно, для реальных миссионеров, которые были, для них
вопрос, как понудить епископов делиться деньгами.
С кем из священников ни поговори, всюду
одна и та же ситуация. Как будто бы наши церковные
структуры не относятся знаменитые примеры и задачки по
арифметике, когда в одну трубу вливается, а в другую
трубу чего-то выливается. Вот мы, священники, видим
трубы, по которым в казну епархии или патриархии
вливается, но никак не удается найти трубу, из которой
выливается. Куда уходят эти деньги потом, на какие
проекты, какие проекты финансирует данная епархия, кроме
зарплаты своему аппарату – что понятно. А дальше что?
Покажите мне приход, храм, которому епархия помогла?
Помощь бывает, но обычно в виде выхода на больших
спонсоров. Губернские проекты или федеральные – эта
помощь, конечно, есть.
Но миссию в федеральные проекты не
встроишь, потому что чисто религиозное дело – в отличие
от реставрации древнего монастыря. Поэтому миссии могут
содержаться только на церковные деньги. И научить наших
епископов делиться и настоятелей богатых городских
приходов – делиться, и просто брать на серьезную
зарплату, сопоставимую с зарплатой священника. То есть,
в целом среднюю для данного региона. Вот как это
сделать? И об этом и патриарх говорит и призывает, и
официальные документы церкви к этому призывают. А
движение, судя по всему, идет со скрипом. Поэтому
патриарх об этом вновь на съезде говорил.
Мы 20 лет живем с благими призывами,
когда епископа посылают на миссию, но при этом деньгами
не делятся – служи, отец…
- У меня ощущение, что это
зеркало "майских указов" Путина – прошло три года, и
ничего не сделано. Та же история, просто в масштабах
РПЦ.
- Удивляться не стоит. Это
называется гербенхический круг: я могу узнать в чужом
только свое – вы можете здесь узнать майские указы, а
мне об этом ничего неизвестно.
Эхо Москвы - 28.11.2014.
|