Постового устава супружеских отношений не существует
Что же хотел сказать апостол Павел "Не
уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"?!
Исторические факты и цитаты...
В связи с травлей, которой подвергается
иеромонах Димитрий (Першин) за свои реплики www.interfax-religion.ru и
www.liveinternet.ru хочу напомнить:
"Одним из путей реализации
ответственного отношения к их рождению является
воздержание от половых отношений на определенное время.
Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла,
обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг
от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в
посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не
искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7:5).
Очевидно, что решения в этой области супруги должны
принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету
духовника. Последнему же надлежит с пастырской
осмотрительностью принимать во внимание конкретные
условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье,
степень духовной зрелости и многие другие
обстоятельства, различая тех, кто может "вместить"
высокие требования воздержания, от тех, кому это не
"дано" (Мф. 19:11), и заботясь, прежде всего, о
сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской
Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998
года указал священникам, несущим духовническое служение,
на "недопустимость принуждения или склонения пасомых,
вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в
браке", а также напомнил пастырям о необходимости
"соблюдения особого целомудрия и особой пастырской
осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов,
связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни"
("Основы социальной концепции РПЦ").
Подробная апостольская цитата: "Муж
оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена
мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и
муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь
друг от друга, разве по согласию, на время, для
упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте
вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием
вашим" (1 Кор. 7:3-5).
Казалось бы, все привычно. Но если взять
в руки греческий оригинал, то русского читателя ждет
несколько открытий.
Первое: "должное благорасположение" -
это попытка не-перевода ныне и так общеизвестного
выражения "супружеский долг". Буквально: "муж жене
должное пусть отдает". По латыни именно так это и
звучит: uxori (жене) vir (муж) debitum (должное) reddat
(воздает). Отсюда и произошла знаменитая идиома.
Второе: "Не уклоняйтесь друг от друга,
разве по согласию, на время, для упражнения в посте и
молитве". Но слова "в посте" в древнейших рукописях нет.
Авторитетный современный текстолог-библеист Мецгер
говорит, что это добавлено в аскетических целях (см.
Metzger B. A textual commentary on the greek New
Testament. Stuttgart, 1994, p. 488). В этой связи стоит
обратить внимание на отсутствие слова "пост" в 3 правиле
св. Дионисия Александрийского ("Вступившие в брак сами
себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали
Павла пишущего, что подобает воздерживаться друг от
друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в
молитве, и потом опять вместе быть" и у св. Тимофея
Александриийского ("Вопрос 13. Совокупляющимся в общение
брака, в которые дни седмицы должно соблюдать
воздержание от совокупления друг с другом, и в которые
дни иметь им право на оное? Ответ. Прежде сказал я, и
теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг
друга, только по согласию, до времени, да пребываете в
молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас
сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5). Впрочем,
необходимо должно воздерживаться в день субботний и
воскресный, потому что в сии дни духовная жертва
приносится Господу").
***
Читайте также по теме:
***
Третье: слово "упражнение" skole, т.е.
"досуг", занятие в свободные часы, чтение. Школьники
могут возрадоваться: русское слово "школа" изначала
обозначало отдых… (в латинском переводе читаем vacetis
(в этом корне нетрудно узнать "вакансию" - "свободное
место" и "вакации" – каникулы). Значит, отказ от половой
близости для апостола Павла – это форма отдыха друг от
друга. Отдых – молитва. Половая близость – долг…
Стоит также отметить, что в иудаизме
тот, кто изучает Закон должен воздерживаться независимо
от желания жены, причем в течение целого месяца (см. К.
Л. Роджерс-младший, К. Л. Роджерс. Новый лингвистический
и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.
Спб., 2001, с. 576).
Выходит, ап. Павел смягчал религиозные
ограничения, налагаемые на супружескую жизнь, но
последующая церковная практика еще более ужесточила
иудейские ограничения…
В полемике занятно было прочитать
ссылку на св. Григория Богослова: "Об одном только
прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя
чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные
для молитвы, которые честнее дней рабочих, и то по
взаимному условию и согласию (см.: 1 Кор. 7:5). Ибо не
закон предписываем, но даем совет и хотим взять нечто из
твоего для тебя же и для общей вашей безопасности"
(Григорий Богослов, святитель. Творения. М., 2007. Т. 1. С. 469).
www.pravoslavie.ru
Занятность связана с тем, что полемист
не затруднил себя вопросом о том, о каком же именно
"даре" идет речь у св. Григория. А ведь это о даре
крещения. И все это Слово (40-е) св. Григория - увещание
к тому, чтобы не откладывать принятие крещения. Так что
это слово к оглашенному, а не к уже крещеному человеку!
А пост перед крещением и в самом деле древняя церковная
традиция - "дни, установленные для молитвы". Вряд ли мы
у Отцов 2-4 веков найдем именно такое определение дней
великого поста. Это дни молитвы, установленные для
катехумена.
И совсем странно упоминание в той статье
св. Феофана: "Для понимания этого места обратимся к
святоотеческому толкованию. Приведу объяснение святителя
Феофана Затворника. Его способ толкования отличается
важной для нас особенностью: он опирается на весь
предшествующий ему экзегетический опыт святых отцов. Его
экзегетика итоговая."
***
***
В том-то и дело, что в приводимой св.
Феофаном перед этим цитате из Златоуста просто НЕТ ни
слова о посте! Равно как и у других святоотеческих
толкователей этого апостольского места. (см. "Библейские
комментарии святых Отцов").
Вывод: если супруги хотят
воздерживаться, это их подвиг (порою он может оказаться
не разумным). Но если по желанию одного или тем паче
обоих супругов они в постное время "отдают друг другу
должное", то это никак не может быть поводом для
наложения на них епитимьи.
В Требнике можно встретить предписание - "От жен
воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с
женою во святой пост, весь пост обезчествова" (Требник.
Гл.26). Но это поздняя и чисто русская вставка в него,
сделанная митр. Петром Могилой в третьем киевском
издании Номоканона (Павлов А. Номоканон при Большом
Требнике. Москва, 1897, сс. 166-167).
Проведите исследование - когда и по чьей
инициативе это попало в Требник. это поздняя и чисто
русская вставка в него, сделанная митр. Петром Могилой в
третьем киевском издании Номоканона (Павлов А. Номоканон
при Большом Требнике. Москва, 1897, сс. 166-167).
Русские канонисты средних веков
колебались – стоит ли мирян подвергать такому
ограничению:
"А от жен не отлучайте по нуже, оже сами
не изволят по свету подружий своих. А нам повелено есть
тако, еже чистей недели и старстней и въсрсней до
конча,о тех трех недель возхбраняйте. А се слышал же
есмь, оже друзии попы глаголют детем своим: "оли се
говенье не лежите с женамим, тьже дадим причастие", тъ
того нетуть. А вы, попове будуче, одже въсхочете служити
коли, то и на много дний отлучаетеся от попадий своих? И
оли то попом будя, аже нъ простьчи, то любо будя, то
любо си будут и в говении не ублюлися от женъ,
дайтепритчащение: в своей бо жене нетут греха" (Поучение
Новгородского архиепископа Илии (Иоанна) (13 марта 1166
года) // Русская историческая библиотека. Т.6. Памятники
древне-русского канонического права. Ч.1 (11-15 века).
Спб., 1908, с. 365-366)
Чуть позже, в середине 12 века, монах
Кирик вопрошает новгородского епископа Нифонта: "Я
спрашивал, - говорит Кирик, - можно ли дать причащение
тому, кто не воздерживался от жены великим постом.
Разгневался. "Что вы учите воздерживаться от жен в
говенье? Грех вам за это" (Вопрошения Кирика, 57 //
Смирнов С. Древне-русский духовник. Исследование из
истории церковного быта. М., 1914, сс. 113-114)
"В говение добро бы блюстися жены своея,
но аще не может то первую неделю и последнюю да
соблюдется" (Написание митрополита Георгия русского и
Феодоса // Материалы для истории древне-русской
покаянной дисциплины (Тексты и заметки) // Смирнов С.
Древне-русский духовник. Исследование из истории
церковного быта. М., 1914, с. 40).
Похоже в Святцах 16 века Троицкого
монастыря – "с женою своею не совокупляются от мяснаго
заговения и до радуницы" (вдобавок запрещено мыться
после федоровой недели, т.е первой седмицы поста - и,
кажется, до Вербного воскресенья).
Но – в пересказе австрийцем
Герберштейном упомянутого вопрошения Кирика позиция уже
другая: "Можно ли супругу принимать причастие около
праздника Пасхи? – Если только он в четыредесятницу не
спал с женой" (Ответы митрополита Иоанна II епископа
Нифонта Кирику в изложении Герберштейна // Русская
историческая библиотека. Т.6. Памятники древне-русского
канонического права. Ч.1 (11-15 века). Спб.,1908,с.
396-397; перевод: Герберштейн С. Записки о Московии. М.,
1988, с. 97. Пересказ Герберштейна, однако, бывает
странен и некорректен. Например, ответ еп. Нифонта – "Аще
кто холост блуд сотворит и от того дитя ролит, достоит
ли поставити диаконом. – Дивно реч зде внесено, да аще
единео створит, и от того детя будет, тому не достоит, а
ож многажды и з десятию" Герберштейн передает так:
"Следует ли поставлять в священный сан того, у которого
было единственное соитие, но женщина зачала? – Редко
зачинают после первого соития; если же он сойдется с ней
десять раз, то его посвящать нельзя" (ср. Смирнов.
Материалы с. 24 и Герберштейн с. 98)).
"Аще кто по худоверию своему не может ни
в великий пост от жены своея удержатися, и да удержал бы
ся федорову неделю, вербную, страстную и святую"
(Смирнов, с. 186)
А вот в одном из Требников 17 века это
правило относится лишь к клирикам: "Заповеди иереям
диаконам и клирикам… Аще кто по неудержанию в великий
пост блуда не останется с женою своею, да… феодорову
неделю и средокрестну и вербную и страстную, а во иныя
да приближаются... А в петров пост и в филиппов
невозбранно с женами своими пребывати разве понедельника
и среды и пятка и суботы и недели и памяти святых. А в
Госпожино говение (Успенский пост) пребывайте в чистоте
яко и в великий пост" (Смирнов с. 43; но в другом
памятнике то же самое прилагается и к мирянам - с. 67).
В текстах 16 века говорится "в святый
великий пост добро удержатися маложенам от себе, аще ли
не можета, да первую неделю и последнюю чисто да
сохранятся" (Смирнов, с. 119)
Соловецкая кормчая 1493 года: "Во всю
федорову неделю по вечерни и по литургии ясть бельцем
хлеб с капустою, редька, горох пряженый, а пития едина
чаша мала квасу. А болши мзда от Бога кто не пил бы все
говение и жен своих отнюдь воздержатися, а в суботу и в
неделю рыбы ясти дважды днем" (Смирнов, с. 182). Но
сборник волоколамского монастыря запрещает и жен и рыбу
(с. 184).
(Кстати, в древнерусской Церкви ясно
оспаривалось суеверное представление о том, что дети,
зачатые в пост, станут проклятыми: "Прочтох же ему из
некоторые заповедей аще в неделю или в суботу и в пяток
лежет человек и зачнется детя, то будет любо тать, любо
блудник, любо разбойник, любо трепетив, а родителема
епитимея два лета, и рече ми – а тыи книгы годятся
сжещи" (Вопрошания Кирика и ответы еп.Нифонта. Публ.:
Смирнов.
Материалы с.7; в том же правиле было
сказано, что молодоженам можно быть вместе даже в вечер
после причастия; Книги, подлежащие сожжению – это "худые
номоканунцы" с весьма странными запретами – "Аще кто
речет "дождь идет", да поклонов 100" (см. Смирнов.
Материалы. сс. 30 и 285).
Из святоотеческих слов напомню слова
свт. Пафнутия, который “целомудрием называл соитие с
законной женой” (Сократ Схоластик. Церковная история
1,11). И, конечно, Златоуста – "Пусть не говорят мне: я
не могу спастись, если не откажусь от жены. Не зазорен
брак, а блуд – зло. Я своей собственной погибелью
ручаюсь тебе в твоем спасении. Не помеха брак для
целомудрия, а ограждение для него. Девство столь великое
дело, что Христос не решился возвести его на степень
закона, несмотря на то, что дал закон умирать за Него и
благотворить врагам – девства нет не менее не узаконил,
но предоставил на произволение слушателей… Нигде
безбрачия не узаконил Бог" (Слово о посте и целомудрии
// Творения. т. 12 ч.2, Спб., 1906, сс. 509-510).
И, наконец, слово современного
церковного учительства:
"Одним из путей реализации
ответственного отношения к их рождению является
воздержание от половых отношений на определенное время.
Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла,
обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг
от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в
посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не
искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5).
Очевидно, что решения в этой области супруги должны
принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету
духовника. Последнему же надлежит с пастырской
осмотрительностью принимать во внимание конкретные
условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье,
степень духовной зрелости и многие другие
обстоятельства, различая тех, кто может "вместить"
высокие требования воздержания, от тех, кому это не
"дано" (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о
сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской
Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998
года указал священникам, несущим духовническое служение,
на "недопустимость принуждения или склонения пасомых,
вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в
браке", а также напомнил пастырям о необходимости
"соблюдения особого целомудрия и особой пастырской
осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов,
связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни""
("Основы социальной концепции РПЦ).
При наличии ясных и мягких апостольских
слов, при отсутствии древних канонических и
святоотеческих запретов на супружеское общение в пост, и
при том, что в позднее средневековье дискуссия по этому
сюжету велась веками, вывод может быть лишь один: если
супруги хотят воздерживаться, это их подвиг (порою он
может оказаться не разумным).
Но если по желанию одного или тем паче
обоих супругов они в постное время "отдают друг другу
должное", то это никак не может быть поводом для
наложения на них епитимьи. На брачные отношения мирян
постом нет запрета, и потому не может быть речи о
разрешении. Но как духовник может знаемых им людей
благословить на "понедельничанье", так он может кого-то
из своих чад благословить на супружеские ограничения. В
этом случае такая практика должна рассматриваться как
икономия и добровольно повышаемая степень поста.
Андрей Кураев, диакон
Живой журнал - 21.03.2009.
|