Максим Грек. Послание к некоторому
иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой
Фортуною, и о колесе ее
Память: 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля (Обретение мощей)
Преподобный Максим Грек
(1470 - 1556) - высокообразованный
греческий инок-переводчик и апологет за прямоту и правду
попал в опалу в России: претерпел несправедливый суд,
отлучение от Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не
сломили его смиренный дух: он продолжал трудиться во
благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти.
Оставил после себя многочисленные богословские, апологетические,
духовно-нравственные; сохранились
также послания и письма к частным лицам.
Преподобный
Максим Грек. Икона, XVIII век. Церковно-археологический
кабинет Московской духовной академии
***
Из числа многих признаков свойства и
действия истинной и совершенной любви по Бозе,
исчисленных божественным Апостолом, наиболее
доказательными признаками сего я признаю то, чтобы не
радоваться о неправде, а радоваться о истине. Тот
воистину верный и истинный друг, кто от всей души
радуется о добрых делах и преуспеянии друга своего, как
бы о своих собственных, и скорбит опять, когда увидит,
что он или заблуждается относительно спасительных
апостольских догматов благочестия и отеческих преданий,
или впал в какие-нибудь житейские беды, и, соболезнуя
другу своему, старается всяким способом помочь ему и
привести в прежнее благое устроение. Такою любовно и я
будучи привязан к твоему преподобию, возлюбленный брат,
оказался бы воистину неправым по закону святой любви,
если бы умолчал, видя, что ты последуешь еллинскому,
халдейскому и латинскому учению, изобретенному демонами.
Я говорю относительно того понятия о колесе счастья,
называемом у латинян фортуною, которое ты имеешь сам и
которое преподаешь другим,-будто Христос и Спаситель наш
посредством этого колеса управляет человеческими делами
и им возводит одних на высоту власти, а других низводит
оттуда в крайнее бесчестие и бесславие. Удивляюсь я, как
ты, такой человек, опытнейший более других в знании
боговдохновенных писаний, так скоро увлекся таким
богомерзким учением обманщика Николая немчииа! Такого
учения ни в одном божественном писании мы до сих пор не
слыхали и не видали. Если хочешь последовать истине, то
найдешь напротив, что это не только вполне отвержено
всеми боговдохновенными отцами и учителями, но и предано
анафеме, как самое это учение, так и последующие ему и
проповедующие его. Мы знаем, что это ложное учение
получило начало от Зороастра и других древних волхвов,
бывших в Персии, которые учили, что все человеческие
дела устрояются по небесным движениям звезд, будут ли то
добродетели или житейские неблагополучия. Эту прелесть
приняли всею душею египтяне, а от них-еллины, которые
придумали и много других злочестивых хулений на Самого
Создателя. Они, окаянные, мудрствуют и учат, что Он
(Создатель) насильственным влиянием звезд и приближением
планет к зодиакам, соделывает злыми и добрыми, славными
и неславными рождаемых под тою или другою планетою и
звездою. Это они придумали из земного мудрования, вещая
от чрева своего, и изобрели баснословное счастье или
фортуну, которую некоторый еллинский мудрец, по имени
Кевис, назвал слепою и сидящею на круглом камне. Слепою
назвал он ее по причине ее обманов, так как она
беспорядочно, бессмысленно и неравномерно подает людям
имения и властительские саны; сидящею же на круглом
камне назвал потому, что дары ее не тверды, но легко
изменяются, переходя от одних к другим. Забавляясь
такими баснями и служа сами забавою для бесов, еллины и
египтяне писали и установляли свое учение, как чуждые
божественного просвещения и непогрешительного
богопреданного разума пророческих и боговдохновенных
писаний. Начальник же злобы, злокозненный диавол, видя,
что истинно верующие, просвещаемые боговдохновенными
Писаниями, не прилагаются к такому его богомерзкому
учению, а напротив, ненавидят и отвращаются его,
постарался, всескверный, иным способом сделать свое
учение удобоприемлемым для благочестивых. Он убедил
латинян и германцев, погруженных уже в это учение и
поглотивших всю эту душепагубную прелесть, изобразить
несколько выше богомерзкого подобия лжеименного разума,
то есть, баснословной фортуны,-пречистый и
достопокланяемый образ Господа и Спасителя нашего Иисуса
Христа, Который тонкою цепочкою, спускающеюся от святой
Его руки, как бы управляет ею и изображенным пред нею
колесом,-дабы благочестивые, обманутые таким
изображением, склонялись к богомерзкой звездочетской
прелести, видя фортуну, управляемою пречистою рукою
Спасителя. Попускает нечистый диавол приписать малую
долю благочестия к его лукавому умышленно, чтобы таким
образом утвердить в понятиях благочестивых прелесть
лживых учителей-астрологов. И это не удивительно. Ведь
нередко случалось, что нечестивый этот, приняв вид не
только ангела света или святого священника, приступал к
святому пустыннику, чтобы его прельстить, но случалось,
что он, скверный, страшным образом действовал и в виде
Самого Спасителя. А что это мудрование есть лукавое
изобретете еллинов, послушай внимательно и вникни
прилежно, что говорит о баснословной фортуне некоторый
премудрый христианский философ: „Счастьем, говорит он,
еллины называют чуждое Промысла управление миром, или
передвижение от неизвестного к неизвестному и
случайному. Мы же, православные христиане, исповедуем,
что Христос Бог все устрояет и всем управляет". И опять
он же: „Не человеческими помыслами и рассуждениями, но
Божиим промыслом и неиспытанными Его судьбами устрояются
все человеческие дела; неразумные же люди привыкли
называть это случаем и судьбою, не понимая, откуда и по
какой причине бывают с кем либо известные случаи. Мы же,
благочестивые христиане, веруем во Христа, Который и
управляет всем".
Обратите должное внимание на определение
еллинами фортуны. Они говорят, что счастье есть чуждое
Промысла управление миром, то есть, что все бывает не по
премудрому и праведному промыслу Божию. Понятно ли тебе
отсюда, что латиняне и германцы произносят хулы на
единого благого, праведного и премудрого Творца и
Правителя всего, изображая близ пречистого образа
Спасителя богомерзкое подобие фортуны, признавая ее как
бы некоторою Его помощницею и соправительницею. Этому
они не могли научиться из божественных писаний, ибо
нигде не найдешь в боговдохновенных Писаниях такого
душепагубного мудрования, и никто из всех внешних
философов не похвалил сего. Напротив, некоторые из них
назвали ее слепою, относя это наименование к чуждому
Промыслу управлению миром, то есть, к учению, что все
делается не по Божию промыслу и устроению. Они же
осуждают философа Епикура за то, что он неправильно
мудрствовал и учил, и за это не хвалят его, и называют
безбожным, говоря так: „Епикурово учение есть и то, что
вся эта тварь управляется каким то счастьем, а не волею
и судом Божиим". Слышишь ли, чье это безбожное учение, и
как самими еллинами оно порицается? Как же ты, такой
человек, так легко и безрассудно восхищаешься такими
безумными немецкими пустословиями, не слушаясь
божественного тайноучителя, говорящего нам в послании к
колоссаям: блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая
философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому,
по стихиям мира сего, а не по Христе (2, 8). И опять он
же в послании к евреям: в научения странна и различна не
прилагайтеся (13, 9). И как не устрашился ты того же
богопроповедника, который о том же говорит несмысленным
галатам: аще кто благовестит вам паче, еже приясте, то
есть, что приняли вы от нас, апостолов Христовых,
анафема да будет. Если и ангел с неба будет таковой,
анафема да будет, то есть, да будет проклят. Понимаешь
ли из сего, что и некоторые из латинян подлежат той же
изреченной апостолом анафеме как влагающие чуждое учение
в умы благочестивых. Постарайся же, Бога ради
постарайся, убежать от такого немецкого обмана и
исповедуй прямо и честно с боговдохновенным Давидом и с
пророчицею Анною, которые явно и без всякого хитрословия
говорят так: Господь убожит и богатит, смиряет и высит,
восставляет от земли убога, и от гноища воздвизает нища.
Для чего, скажи нам, о, священная пророчица? Посадити
его, говорит, с сильными людей и престол славы дая в
наследие ему. Не фортуною баснословною и вращением
колеса, а пророком святым помазал Господь в цари прежде
Саула, а потом Давида, взяв этого от паствы овец, от
доилиц, как написано, а того, когда он искал погибших
ослят отца своего. Рассуждай также умом и о том как
блаженный Иосиф прославился в Египте, так что
признавался вторым по Фараоне властителем всего Египта.
Также: как Моисей был вознесен на такую высоту
устроением и мановением Божиим, а не слепым счастьем и
вращением колеса. Чуждо, вполне чуждо и неизвестно
Священному Писанию это латинское учение о фортуне,
возлюбленный мой брат и господин! По этой причине те,
которые придерживаются этого богопротивного учения,
далеко отгоняются от собрания православных. Таковые
оказываются не собирающими со Христом чистую и
непорочную пшеницу в небесные Его житницы, которые суть
сердца и мысли православно верующих в него, а напротив,
высыпают из себя и из слушающих их то божественное
сокровище, которое вложено свыше в их мысли, то есть
православные догматы о праведнейшем промысле Божием. То,
что не было писано боговдохновенными пророками и
апостолами, того нам и принимать не следует, как строго
завещает великий всей вселенной светильник-Иоанн
Златоуст.
Будем же пребывать в пределах
непогрешительного богоразумия. Как незлобивые младенцы
будем с незлобием пить словесное и нелестное млеко,
чтобы оказаться нам точно исполнившими повеление
Спасителя, сказавшего: аще не обратитеся, и не будете
яко дети, не внидете в царствие небесное. И опять: аще
кто не приимет царствие Божие, яко отроча, не имать
внити в не. Царством Божиим Владыка называет здесь
евангельскую проповедь, то есть, то, что, услышав Сам от
Отца Своего, открыл ученикам Своим. Это суть: заповеди,
таинственное учение притчами, догматы о непогрешительном
богопознании, как то: о присносущности Отца и Сына и
Святого Духа-единого Божества, господства и царства, о
бессмертии души и о будущем по кончине века общем
воскресении и воздаянии жившим благочестно и богоугодно,
также о нескончаемом мучении тех, которые не покорились
апостольской проповеди и жили нечестиво. Все это и
подобные сему апостольские и пророческие догматы и
предания, Спаситель наименовал единым словам „Царствие
Божие", и желает, чтобы мы это приняли просто, со всякою
верою и благоговением, и чтобы твердо усвоили себе, как
незлобивые дети, которые без испытания принимают учение
своих учителей и посредством веры и благопокорности к
ним достигают совершенного познания священных писаний и
словесных наук. Так следует и нам прилежно держаться
преподанных нам Самим Спасителем нашим и святыми Его
учениками и апостолами и вселенскими соборами догматов и
завещаний и отнюдь ничего к ним не прибавлять и не
убавлять, как правильно установили богоносные отцы наши,
святыми молитвами которых да сподобимся получить часть
спасаемых. Аминь.
Максим Грек, преподобный
Цитировано по:
Сочинения преподобнаго Максима Грека в
русском переводе предисл.: послушник Моисей. - Сергиев
Посад: Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип.,
1910-1911. - 3 т. Т. 2.
1910. – С. 332. Послание к некоторому
иноку, саном
игумену, о немецкой прелести именуемой
Фортуною,
и о колесе ее. – С. 270-275.
Азбука веры
***
Молитва преподобному Максиму Греку:
- Молитва преподобному Максиму Греку.
Этот высокообразованный греческий инок-переводчик и
апологет за прямоту и правду попал в
опалу в России: претерпел несправедливый суд, отлучение от
Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не сломили
его смиренный дух: он продолжал трудиться во
благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти.
Преподобный Максим Грек - небесный покровитель
ученых, богословов, переводчиков, студентов и
семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров,
катехизаторов и апологетов. Ему молятся для
утверждения в вере, крепости духа и веры, разумения
вероучения и Писания, обращения к Православию
иноверцев и сектантов, просят помощи и поддержки при
гонениях за веру и несправедливом притеснении
власти. Преподобный Максим Грек облает даром
исцеления при различных заболеваниях, особенно от депрессии и уныния
Акафист преподобному Максиму Греку:
- Акафист преподобному Максиму Греку
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Греке:
Труды преподобного Максима Грека:
- "Ответы христиан против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру"
- "Слово обличительное против агарянскаго заблуждения и против измыслившего его Магомета"
- "Слово 2-е, о том же к благочестивым против богоборца Магомета; здесь же отчасти и сказание о кончине века сего"
- "Нравственные поучения"
- "О том, какой грех в естестве человеческом есть первый"
- "Объяснение о рукописании греховном"
- "Исповедание Православной веры Максима инока из Святой Горы"
- "Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея"
- "Совет собору православному против еврея Исаака, волхва и обманщика"
- "Возражение против глав Самуила евреянина"
- "Слово обличительно на еллинскую прелесть"
- "Слово против армянского зловерия"
- "Слово похвальное к святым апостолам Петру и Павлу, в томже обличения и на латыньскыя три большия ереси"
- "Слово, списано иноком Максимом Греком Cвятогорским, противу льстиваго списаниа Николая немчина, егоже списал о совокуплении православным християном и латыном"
- "Против латинян, о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в Божественном исповедании непорочной христианской веры"
- "Против Николая латинянина – слово об исхождении Святого Духа"
- "Послание ко многоучительному Николаю немчину"
- "Послание к господину Феодору Ивановичу Карпову"
- "О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба"
- "Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека"
- "Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях"
- "Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой Фортуною, и о колесе ее"
- "Против Николая немчина обманщика и звездочетца"
- "Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против "Альманаха", который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо"
- "Против хулителей Пречистой Божией Матери"
- Ответ Николаю латинянину
- Разные сочинения
|