Максим Грек. Ответы христиан против агарян, хулящих нашу
православную христианскую веру
Память: 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля (Обретение мощей)
Преподобный Максим Грек
(1470 - 1556) - высокообразованный
греческий инок-переводчик и апологет за прямоту и правду
попал в опалу в России: претерпел несправедливый суд,
отлучение от Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не
сломили его смиренный дух: он продолжал трудиться во
благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти.
Оставил после себя многочисленные богословские, апологетические,
духовно-нравственные; сохранились
также послания и письма к частным лицам.
Преподобный
Максим Грек. Икона, XVIII век. Церковно-археологический
кабинет Московской духовной академии
***
Часто случается вам состязаться с
враждебными христианам измаильтянами о благочестивой
нашей вере, так как эти ненавистники христиан не только
не хотят исповедывать Христа истинным Богом и Сыном
Божиим, но еще и надругаются над нами за то, что мы
исповедуем Его Сыном Божиим и Богом.
Если же хотите заградить им уста и
посрамить их, то не приводите им доказательств ни из
какого другого боговдохновеннаго писания, как только из
Евангелия, ибо бесовдохновенная их книга, называемая у
них "Коран", во многих местах хвалит святое Евангелие, и
называет его правильным и святым и считает ниспосланным
с неба. В доказательство того, что Xpиcтос есть и
истинный Бог и Сын Божий, каким мы, верующие в Него,
признаем Его, как мы веруем в Него и покланяемся Ему,
говорите им так со всякою кpoтостию и с правильным
пониманием: так как и вы признаете что Евангелие наше -
справедливо и истинно, то почему не слушаетесь его,
когда оно так ясно говорит о Божестве Христовом?
Ибо в Евангелии от Иоанна говорится ясно
так: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово
было Бог" (Ин. 1:1). Видишь ли, как ясно называет Богом
Слово Бога Отца, и что Слово изначала всегда было у
Бога, то есть, неразлучно было от Бога Слово, и что Оно
есть Творец и Создатель всего?
"Все чрез Него начало быть, и без Него
ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:3).
А чтобы мы не подумали, что Слово Бога
Отца есть такое же, как наше, слово, непричастное жизни,
разливающееся по воздуху и исчезающее, - святое
Евангелие учит нас, говоря: "В Нем была жизнь, и жизнь
была свет человеков" (Ин. 1:4).
А что Слово Бога Отца пришло в мир сей и
сделалось совершенным человеком, кроме греха, то же
святое Евангелие говорить далее:
"В мире был, и мир чрез Него начал быть,
и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не
приняли. то есть, неверующий народ иудейский"
(Ин.1:10-11).
Затем говорит: "и Слово стало плотью"
(Ин.1:14), то есть, облеклось в человеческую плоть и
явилось в мир сей видимо совершенным человеком,
разумеваемый же как совершенный Бог.
Далее говорит: "А тем, которые приняли
Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами
Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от
хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1:12-13). Которые
же Его отметают и не исповедуют Его Сыном Божиим, те не
могут ни быть, ни называться чадами Божиими, по слову
того же божественного Евангелия.
Вот святое Евангелие показывает, что
Xpиcтос есть Слово Бога Отца и Творец и Создатель всех
видимых и невидимых созданий, что Он - свет и живот
человекам, верующим в Него, что пришел уже в мир, и
облекся в плоть человеческую, Он и пил с людьми и был
совершенным человеком. И это - действительно, а не по
привидению, как лжесловят некоторые еретики.
Теперь рассмотрим и то, что святое
Евангелие называет Его Сыном Божиим, и что правильно ли
мы, христиане, исповедуем и именуем Его Сыном Божиим?
Что Он правильно и преподобно именуется Сыном Божиим,
явствует из того, что сам Бог Отец, в святых Евангелиях,
именует Его Сыном Своим возлюбленным, и свидетельствует
это о Нем свыше гласом, который был слышан, когда Он
крестился во Иордане реке от Иоанна Предтечи, и
вторично, когда преобразился пред учениками Своими на
горе Фаворской, когда слышан был с неба глас Божий,
говорящий: "Когда он еще говорил, се, облако светлое
осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть
Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его
слушайте" (Мф.17:5).
Если же святое Евангелие показывает, что
Бог Отец именует Христа Сыном Своим возлюбленным, то
почему вы, агаряне, отрицаетесь сыновства. и Божества
Его, укоряете нас, исповедующих Его Сыном Божиим и
Богом?
Если признаете святое Евангелие
правильным и истинным, то верьте и вы, и с нами
исповедуйте, что Христос воистину и действительно есть
Сын Божий. Имея такое свидетельство Самого Бога Отца,
сошедшее с неба, мы xpиcтиaнe, веруя свидетельству Бога
Отца, хорошо и правильно исповедуем Христа Сыном Божиим,
а не рабом и не простым человеком, как вы называете его
и этим оказываетесь Его досадителями.
Услышим еще и другое евангельское
свидетельство и доказательство о Xpиcте, что Он,
действительно, есть Сын Божий. Князь некоторый
иудейский, по имени Никодим, пришел ночью ко Христу,
желая услышать от Него какое-либо высокое и дивное
учение. Ему Хриcтос так ответил:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него,
не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына
Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был
чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже
осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына
Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но
люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела
их были злы" (Ин. 3:16-19).
Видишь ли, как явственно Он три раза Сам
Себя именует Единородным Сыном Бога Вышнего, что Он -
Свет в мир пришел, и что не верующий в Него уже осужден,
а верующий не боится осуждения, ибо спасен будет от
грядущего праведного и страшного гнева Божия на сынах не
покорившихся. Вы же как надеетесь получить спасение в
день страшного Его пришествия, когда отметаетесь
Божества Его и сыновства? Если вы искренно, а не
лицемерно, хвалите святое Евангелие и говорите о нем
инзиль-хак ["Евангелие истинно" - Коран]: то перестаньте
уже досаждать и хулить Xpиcтa, а исповедуйте Его с нами
Сыном Божиим, как свидетельствует о Нем святое
Евангелие, - если желаете избежать грядущего праведного
и страшного гнева Божия на сынов не покорившихся,
отрицающихся Единородного Сына и Слова Божия.
Также и блаженный Иоанн Креститель и
Предтеча Христов свидетельствует в Евангелии от Иоанна
ясно и утвердительно о Xpиcте, где говорится так: "И
свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего
с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал
Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на
Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот
есть крестящий Духом Святым" (Ин. 1:32-34).
Тот же божественный Иоанн говорить о
Спасителе Xpиcте и следующее:
"Приходящий свыше и есть выше всех; а
сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от
земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел
и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает
свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим
запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал
Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына
имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит
жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3: 31-36).
Имея такие великие и сильные
свидетельства святого Евангелия мы, христиане, веруем и
исповедуем всею душою и всем сердцем, что Христос есть
Сын Божий и Бог, и посредством крещения очищаемся от
грехов наших, призывая Отца и Сына и Святаго Духа, по
заповеди и завещанию Самого Спасителя Христа, Который
сказал святым Своим ученикам и апостолам:
"Итак идите, научите все народы, крестя
их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать
всё, что Я повелел вам" (Mф. 28:19-20); "Кто будет
веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет
веровать, осужден будет" (Мк. 16:16).
Вы же, агаряне, если, действительно,
верите, что Евангелие - истинно и справедливо, и сошло с
неба, то почему вы отрекаетесь и не слушаетесь таких
сильных евангельских свидетельств и доказательств о
Божестве Xpиcтовом и не исповедуете Его ни Богом, ни
Сыном Бога Вышнего, и не крещаетесь во имя Отца и Сына и
Святаго Духа?
Чем же после того надеетесь спастись?
Или тем, что обрезываете, по-иудейски, срамные свои уды
и этим думаете спастись? Сильно обманываетесь: это
обрезание не приносить теперь никакой пользы. До
пришествия Xpиcтовa в мир сей, обрезание, совершаемое по
закону Моисееву, имело силу, так как совершалось по
повелению Божию, и обрезавшиеся имели надежду спасения,
но лишь при условии исполнения остальных заповедей
Божиих. А с того времени, как Xpиcтос пришел и преподал
новый и совершеннейший евангельский закон, Моисейское
обрезание прекратилось и окончательно упразднено и не
имеет уже никакой силы.
Ибо с пришествием Истины - Христа,
прекратились прообразы, то есть, Моисейские завещания о
жертвах и все иудейские обычаи. Также и самое ежедневное
омовениe водою срамных ваших членов, не очищает душ
ваших от плотских ваших нечистот, как и псов никогда не
очищает от скверны и мерзкого их смрада то, что они
лижут языком свои проходы и срамные уды, ибо они и при
этом остаются всегда мерзкими, злосмрадными и нечистыми.
Не получаете и вы также отпущения грехов
посредством омовения афедронов ваших и срамных членов,
ибо этим вы только внешность стекляницы и блюда
очищаете, а внутренность их полна всякой нечистоты.
Выполощите внутренность чаши, то есть,
очистите души свои святым крещением, совершаемым во имя
Отца и Сына Святаго Духа, и тогда души и сердца ваши
будут чисты от всякого нечестия беззакония и всякой
нечистоты: так повелевает святое Евангелие, которое вы
почитаете и о котором говорите "инзиль-хакъ", то есть,
что оно правильно и истинно. В нем говорится, что
Никодиму, князю иудейскому, сам Xpиcтос сказал: "Иисус
сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если
кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи
стар? неужели может он в другой раз войти в утробу
матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно
говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не
может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:3-5).
Почему же так? А потому, что одна вода,
без призвания Святой Троицы, только внешнюю грязь тела
очищает, а не душевную гнилость. Очистите же душевную
вашу проказу святым крещением, совершаемым во имя Отца и
Сына Святого Духа, и тогда будете чисты.
Но вы еще говорите, что мы, христиане,
исповедуя Отца и Сына и Святого Духа, вводим трех Богов.
Не дай Господи! Этого быть не может! Если кто исповедует
трех Богов, тот да будет проклят на веки веков, аминь!
Мы знаем единого Бога, Творца и Создателя всего,
имеющего Слово и Дух, равночестных и тождественных по
Божеству, собезначальных и соприсносущных, ибо никогда
Бог не был без Слова и Духа. Такой хулы не будет в нас.
Поэтому и говорим: вечен Бог Отец, вечен
Сын и Слово Его, и с Ним вечен и Дух Святый, исходящий
от Отца. Един Бог в Троице, а не три Бога, да не будет
сего! Как ум, слово и дух все три называются одною
душою, а не три души; также круг солнечный, свет и луч,
все три составляют одно солнце, а не три солнца: таково
и таинство Святой Троицы. Хотя и говорим: Бог Отец, Бог
Сын и Слово Его, Бог и Всесвятый Дух; но эти три - не
три Бога, а все три - един Бог, безначальный и
бесконечный.
Услышьте и другой пример: высокий
трехэтажный дом, разделяется на три: и подвальная часть
есть и называется дом, и следующий этаж есть и
называется дом, и самая верхняя часть, которую мы
называем горницею, также есть и называется дом; однако
эти три этажа составляют не три дома, а один дом. Также,
всякое дерево имеет корень, стебель, ветви; но эти три
составляют одно дерево, и так называются, а не три
дерева. Также и относительно дня: время от утра до
завтрака есть и называется день, время от завтрака до
полудня также есть день, и время от полудня до вечера
также есть и называется день; однако эти три времени дня
составляют не три дня, а один день.
Так и о Божестве: Бог Отец, Бог и Сын,
Бог и Святый Дух; однако не три Бога, но все три - один
Бог, едино царство, едина власть, едина сила. Если же
еще не веруете, и таинство cиe, превосходящее всякий ум
и всякое слово, не приемлете и уразуметь не можете, то я
вам покажу, что и вы, не разумея и не хотя, исповедуете
единого Бога Триипостасным. Скажите: когда вы
исповедуете свое зловерие, то почему подымаете не
большой палец, а указательный? Очевидно, потому, что
большой палец имеет только два сустава, и потому он не
соответствует для изъявления трех Богоначальных
Ипостасей.
Указательный же палец имеет три сустава,
- и как каждый сустав пальца в общем составе называется
палец, однако не три пальца, но все эти суставы суть
один палец. вот и вы, сами не понимая и не желая,
подниманием указательного пальца, исповедуете
трисоставнаго единого Бога, то есть, Святую Троицу. во
имя Ея соизвольте и вы креститься, чтобы сподобиться вам
быть верными и родными чадами Сарры, свободной жены
патриарха Авраама. Ибо пока вы не крещены, вы -
беззаконные чада рабыни Агари, отчужденные и изгнанные
от наследия праведного Авраама, и не имеете никакого
соучастия с Исааком, сыном свободной.
Мы могли бы предложить вам, для вашего
уверения, много и других сильных свидетельств и указаний
из книг Моисеевых и пророческих, в удостоверение того,
что одна только истинная, непогрешительная и богоугодная
вера есть - вера евангельская и апостольская, которую
содержать православные христиане. Но так как вы более
всех других книг хвалите Божественное Евангелие и
удивляетесь ему, то и мы сделали вам указания из одного
только Евангелия, дабы вы не могли сказать, что - де вы
xpиcтиaнe приводите нам ложные свидетельства и
доказательства.
Еще вы поносите нас, говоря: „Если бы
Христос ваш был Бог, то иудеи, будучи люди, никак не
могли бы причинить Ему страданий и умертвить бесчестной
смертью. Против этого безумного и богоборного
прекословия вашего, отвечу вам опять из того же святого
Евангелия. Что Христос есть Бог Вседержитель и Творец
всего, это мы уже показали приведенными нами
евангельскими свидетельствами, А что Он добровольно
предал Себя на смерть, а не по причине бессилия
человеческого Его естества, иудеи схватили Его и
умертвили, и что Он мог в мгновение ока не только
Иерусалим и живущих в нем иудеев погубить, но и
находящихся по всей вселенной непокорных иудеев сразу
истребить, - это мы покажем вам тем же святым
Евангелием. Что Он Сам Себя добровольно предал на смерть
ради спасения людей, - об этом Он сам свидетельствует,
говоря так в Евангелии от Иоанна:
"Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый
полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь,
которому овцы не свои, видит приходящего волка, и
оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и
разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не
радит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и
Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;
и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы,
которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и
они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один
Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою,
чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но
Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею
опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца
Моего"(Иоан. 10:11-18), то есть, по совету и изволению
Отца Моего Небесного Я пришел в мир сей, чтобы через
Меня всем людям стало известно святое имя Его, и чтобы
Мне ради спасения людей принять плотию смерть.
Потому Отец и любит Меня, что Я твердо
соглашаюсь умереть, чтобы род человеческий посредством
Моей смерти получил жизнь вечную. И Я, исполняя волю
Отца Моего, добровольно полагаю душу свою за спасение
многих, то есть, подъемлю смерть по человечеству. Как и
в другом месте говорит: "ибо Сын Человеческий пришел не
губить души человеческие, а спасать" (Лк. 9:56), "и так
как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему
служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для
искупления многих" (Mф. 20:28).
Как и в другом месте говорит: "вот, мы
восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через
пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его
язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и
оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день
воскреснет" (Лк. 18:31-33).
А как пророки Божии по воле Божией так о
Нем предсказали, и Он Сам соизволил все это твердо
претерпеть, то почему вы, агаряне, отметаетесь такого
человеколюбия и промысла Божия и поносите нас, которые
веруем и исповедуем все это как совершившееся по
неизреченному Божию совету? Разве мы все это предсказали
о Нем и написали? Нет; но святые пророки Божии,
просвещенные Духом Святым, предвозвестили это о Христе
Спасителе. Какой срам и какое бесславие Христу и нам.
Ему, что Он так пострадал по воле
Божией, а нам, что мы веруем этому и спасаемся
поклоняемыми страстями Сына Божия? Не слышите ли, как
Сам Христос поносить неверие учеников Своих, а в лице их
всех, отметающихся того, что о Нем предсказано святыми
пророками? В Евангелии от Луки Он говорить так:
"Тогда Он сказал им: о, несмысленные и
медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что
предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать
Христу и войти в славу Свою?" (Лк. 24:25-26).
Итак, вы, несмысленные и косные сердцем
и неверные, которые не верите сказанному пророками о
спасительных страданиях Xpиcтовых, которыми Он
прославился и вошел в славу Свою и в царство небесное.
Мы же, верные, оказываемся у Бога мудрыми и спасаемся
верою в Него. Спрашиваем вас: скажите нам, каким святым
писаниям последуя, отметаетесь Христова Божества и
сыновства, и спасительные страсти Его считаете для Него
бесчестием и бесславием, и нас укоряете и поносите?
Этого вы показать не можете, Ибо Сам Xpиcтос опять,
святым Евангелием Своим заграждает вам уста, говоря:
"…ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в
Нем.Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в
Себе, и вскоре прославит Его" (Ин. 13, 31-32).
Это Он сказал после того, как
иуда-предатель, вставь с вечери, отправился к архиереям
иудейским, чтобы предать им Христа, так как они жаждали
Его смерти, Поэтому и Господь наш Иисус Христос, желая
пострадать за наше спасение и зная лукавое намерение
иудеев с великим веселием воззвал к прочим своим
ученикам: ныне прославился Сын человеческий, и прочее.
Видите ли, как Он крест, трехдневную смерть Свою и
прочие страдания называет и считает Своею славою и
славою самого Бога Отца? Как же Он прославился?
Прославился тем, что через спасительные
Его страдания, через воскресение и вознесение на небо,
излилась благодать и преподан дар Святаго Духа святым
Его ученикам, а через них и всем народам, прелесть же
богомерзкого идолослужения окончательно прекратилась, и
всюду воссиял свет непогрешительного боговедения. В этом
заключается слава Христова, то есть, в спасении
человечества, от которого вы, по великому своему
нечувствию, отпадаете без ума.
Поймите же, что, иначе говоря, страсти
Христовы составляют Его славу, а не бесчестие, как вы
неправильно думаете. Какими страшными знамениями
прославил Его Отец Его небесный после того, как Он
добровольно предал Себя беззаконным иудеям на распятие!
Вися на кресте, по-видимому как бездыханный мертвец, Он
тотчас превратил день во тьму, так что луна омрачила
солнечный свет на три часа, земля вся страшно трепетала,
камни распались, гробы отверзлись и многие тела усопших
святых воскресли и явились многим в святом граде
Иерусалиме, как написано в святом Евангелии. Поймите же,
какова страшная сила Распятого и преданного погребению.
Неужели Он не мог и прежде Своего распятия совершить
такие страшные знамения и привести в ужас
сопротивляющихся Ему и погрузить их в пропасти адовы,
как Дафана и Авирона? Воистину мог, как Бог всесильный!
Если будучи бездыханным мертвецом, мог явить такие
страшные знамения, то тем более мог бы сделать это,
будучи жив, но Он хотел не яростью и неудержимым гневом,
а кротостью, благостью и долготерпением обратить к Себе
и спасти род человеческий.
Итак, познав из бесчисленных чудес,
какие сотворил Он Сам в зловерном народе иудейском, и
какие совершил через учеников Своих по всей вселенной, и
из страшных знамений, совершившихся в день распятия Его,
благость Его и неизследимую Божественную силу, отступите
от сатанинского, преданного вам отцами, неверия вашего и
приступите с истинным покаянием к Спасителю Христу и
Богу всех и просветитесь просвещением непогрешительнаго
богопознания, возьмите на себя иго Его - евангельский
закон, и учение истинное и благое, и бремя Его легкое,
то есть, спасительные Его заповеди, посредством которых
души верующих слагают с себя тяжесть многообразного
греха, и приемлют некрадомое богатство духовных
дарований, через что соделываются жилищем Божиим, как
обещал Сам Господь, говоря:
"Иисус сказал ему в ответ: кто любит
Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и
Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14:23).
Итак, если искренно хвалите божественное
Xpиcтово Евангелие и считаете его правильным и истинным,
то позаботьтесь исполнять написанное в нем слово
Xpиcтово, то есть, заповеди Его, повеления и догматы об
Отце и Сыне и Святом Духе, чтобы быть вам отселе домом
Святой Троицы и чтобы были изгнаны из вас живущие в
сердцах ваших лукавые и нечистые духи.
Максим Грек, святой преподобный
Православие и ислам
***
Молитва преподобному Максиму Греку:
- Молитва преподобному Максиму Греку.
Этот высокообразованный греческий инок-переводчик и
апологет за прямоту и правду попал в
опалу в России: претерпел несправедливый суд, отлучение от
Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не сломили
его смиренный дух: он продолжал трудиться во
благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти.
Преподобный Максим Грек - небесный покровитель
ученых, богословов, переводчиков, студентов и
семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров,
катехизаторов и апологетов. Ему молятся для
утверждения в вере, крепости духа и веры, разумения
вероучения и Писания, обращения к Православию
иноверцев и сектантов, просят помощи и поддержки при
гонениях за веру и несправедливом притеснении
власти. Преподобный Максим Грек облает даром
исцеления при различных заболеваниях, особенно от депрессии и уныния
Акафист преподобному Максиму Греку:
- Акафист преподобному Максиму Греку
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Греке:
Труды преподобного Максима Грека:
- "Ответы христиан против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру"
- "Слово обличительное против агарянскаго заблуждения и против измыслившего его Магомета"
- "Слово 2-е, о том же к благочестивым против богоборца Магомета; здесь же отчасти и сказание о кончине века сего"
- "Нравственные поучения"
- "О том, какой грех в естестве человеческом есть первый"
- "Объяснение о рукописании греховном"
- "Исповедание Православной веры Максима инока из Святой Горы"
- "Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея"
- "Совет собору православному против еврея Исаака, волхва и обманщика"
- "Возражение против глав Самуила евреянина"
- "Слово обличительно на еллинскую прелесть"
- "Слово против армянского зловерия"
- "Слово похвальное к святым апостолам Петру и Павлу, в томже обличения и на латыньскыя три большия ереси"
- "Слово, списано иноком Максимом Греком Cвятогорским, противу льстиваго списаниа Николая немчина, егоже списал о совокуплении православным християном и латыном"
- "Против латинян, о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в Божественном исповедании непорочной христианской веры"
- "Против Николая латинянина – слово об исхождении Святого Духа"
- "Послание ко многоучительному Николаю немчину"
- "Послание к господину Феодору Ивановичу Карпову"
- "О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба"
- "Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека"
- "Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях"
- "Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой Фортуною, и о колесе ее"
- "Против Николая немчина обманщика и звездочетца"
- "Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против "Альманаха", который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо"
- "Против хулителей Пречистой Божией Матери"
- Ответ Николаю латинянину
- Разные сочинения
|