Максим Грек. Слово 2-е, о том же к благочестивым
против богоборца Магомета; здесь же отчасти и сказание о
кончине века сего
Память: 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля (Обретение
мощей)
Преподобный Максим Грек
(1470 - 1556) - высокообразованный
греческий инок-переводчик и апологет за прямоту и правду
попал в опалу в России: претерпел несправедливый суд,
отлучение от Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не
сломили его смиренный дух: он продолжал трудиться во
благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти.
Оставил после себя многочисленные богословские, апологетические,
духовно-нравственные; сохранились
также послания и письма к частным лицам.
Преподобный
Максим Грек. Икона, XVIII век. Церковно-археологический
кабинет Московской духовной академии
***
Сколько благодать Божия, вразумляющая
свыше, помогла говорить против безбожного сего
христоборца и видимого беса, разумею скверного Магомета,
- мною высказано. Теперь же обращаюсь с словом к
благочестивым, - не как превосходящий их какой-нибудь
учитель, или поставленный над ними свыше, но как
наименьший и немощнейший брат их, и сопоследователь
благочестивых догматов непорочной и Богом преданной веры
христианской, воспоминая им, а отчасти и самому себе,
то, что может утвердить нас и сохранить в вере во
Xpиcтa, истиннаго Бога и Спасителя нашего, в надежде и
любви, и соблюсти невредимыми от постигших нас в
нынешнее время нестроений и, так сказать, от темного и
безпросветного мрака.
Ныне более, чем когда-либо, прилично нам
говорить с блаженным пророком и царем Давидом: "Ты,
Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек"
(Пс. 11:8). Почему? Потому, говорит, что "Повсюду ходят
нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих
возвысились" (Пс. 11:9).
Куда не устремишь по вселенной мысленный
взор, всюду видишь, что тьма нечестия измаильтян -
противников христианства умножается и омрачает всех.
Начавшись от времен Ираклия, царя греческого, оно
продолжается и до сего времени, и достоверно, что и в
последующее время, как я узнаю из Божественного Писания,
пребудет, до самаго явления богоборца-антихриста,
которое уже не очень далеко, но находится как бы у
дверей, как учит нас Божественное Писание, которое ясно
говорить, что в восьмом веке будет устроение всех, то
есть, греческая власть прекратится, начнется
мучительство богоборца-антиxpиcтa, и настанет второе
страшное пришествие на землю Xpиcтa. Спасителя.
А что это ожидаемое устроение всех
верных близко, явствует как из других многих яснейших
указаний и свидетельств Писания, так наиболее из того,
что пишет блаженный апостол Павел во втором послании к
Солунянам, указывая, какие признаки имеют быть перед
вторым-пришествием Господним. "Да не обольстит вас никто
никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде
отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
противящийся и превозносящийся выше всего, называемого
Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как
Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2:3-4).
Отступление же, то есть, отпадете
народов от непорочной и правой хританской веры в
различные богомерзкие ереси и к враждебному Xpиcтy
агарянскому неверию, больше нынешнего можно ли ожидать
когда-либо видеть или слышать? Где ныне просиявшие в
благоверии и боголепной честности, красота и слава
верных - в Иерусалиме, в Александрии, в Египте, в Ливии
и Антиохии? Где та теплота и ревность божественная
просиявших в посте в Ските, в Вышней Фиваиде и в
различных странах и горах богоносных и равноангельных
Отцев наших?
Где возросшая в благоверии высота
недосягаемая и похвала всех западных народов, святая,
говорю, и апостольская Церковь древнего Рима? Не все ли
это ныне, как мы видим, или находится во власти
безбожных агарян, или опустошено ими, иное же стало
негодным и вполне непотребным по причине разных
богомерзких ересей, начальником которых есть тот самый
древний Рим, который прежде был светлейшим и
знаменитейшим в благоверии и во всяком досточтимом
знании и премудрости, а за ним и вся Италия?
Пойди мысленным взором, душа, в Индию, в
Эфиопию, во все концы вселенной, везде найдешь всякое
безобразие и скверну всяких ересей. В иных местах
увидишь и агарянское нечестие, прельщающим тамошние
народы и привлекающим их к себе, различные восточные
верные народы, в которых изначала засветился при
божественных апостолах свет благоверия, который достиг и
до нас, европейцев. Не все ли это, без малого,
агарянская тьма, то уже привлекла к себе, то соделала
негодным, стеснила и растлила душевно и постоянно
растлевает различным способом? Но сказать ли большее
всех бывших прежде на земли значительнейших перемен и
происшествий?
Где высота и безпримерная слава бывших
во власти, славных премудростию, всякою добродетелью,
благими узаконениями и православною верою христианских
царей, царствовавших в славном и благочестивом граде
Великого Константина? Где тот всемирный свет благоверия,
который подобно солнцу просвещал всю вселенную чрез
архиерействовавших в нем равноангельных святителей? Не
все ли это уже много лет порабощено и подчинено
измаильтянам? И нет нам ниоткуда никакого избавления, а
напротив, касательно нас все приходить к худшему, а их
положение делается все славнее. Поймем же, в какое
злосчастное положение пришли дела у нас, бедных греков:
как лишились мы всех вообще благ тех, и умалихомся паче
всех язык и быхом поношение соседом нашим, подражнение и
поругание сущим окрест нас, говоря словами Божественнаго
Писания.
Где ныне те превышающая ум и слово
чудеса Пречистой Божией Матери, которые совершались в
этом граде, избавляя его, сверх всякой надежды, от
частых нападений варварских? Почему все это ныне
погасло? Почему ныне не возстает Градохранительница и
Владычица его на заступление и избавление? Очевидно, что
по причине неисцельных беззаконий, на которые прежде
дерзнули в сем граде праотцы наши. Не так ли
божественное песнопение говорить о нечествовавших
подобие нам иудеях: "Так! на скользких путях поставил Ты
их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они
в разорение, исчезли, погибли от ужасов!" (Пс. 72,
18-19)?
Но, оставив подробно оплакивать наши
злоключения, возвратимся к предлежащему и поймем из
других божественных неложных изречений, что устроеше
всех, то есть, ожидаемая кончина века сего, не далеко
отстоит, но находится близко, и что скверный Магомет
есть самый упоминаемый в божественном Апокалипсисе
лживый пророк и предтеча богоборнаго антихриста. Обратим
внимание на следующее.
Господь наш Иисус Христос, как сказано в
Святом Евангелии, когда учил учеников Своих и утверждал
их, а чрез них и всех верующих, в Своей вере и любви, и
был спрошен ими: рцы нам, когда cия будут; и что есть
знамение Твоего пришествия, и кончина века, - тогда Он,
предсказав им, какие беды и нестроения постигнут
человечество прежде страшного пришествия Его и кончины
века сего, присовокупил, говоря: и тогда соблазнятся
мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга:
"и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих" (Mф.
24:10-11).
Этим Владыка указал на начальников
различных появившихся в церкви Его ересей, каковы были:
Симон волхв, Маркион, Манент, Ориген, Арий, Македонй,
Несторий, Сергий и богомерзкие иконоборцы; все они
различным способом причиняли беды и страдания соборной
Церкви Христовой и безчисленное множество православных
отвлекли в свои ереси. Затем присовокупил, говоря: "И
проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей
вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет
конец" (Mф. 24, 14).
Для чего же „проповестся во
свидетельство?" - Чтобы услышавшие и уверовавшие
спаслись, а не уверовавшие были бы осуждены праведным
судом, как не имеющие никакого оправдания своего
неверия. А что Евангелие царствия Божия давно уже
проповедано по всей вселенной,- достоверный свидетель
тому божественный апостол Павел, который говорить о
прочих апостолах к осуждению неверующих иудеев: "Но
спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле
прошел голос их, и до пределов вселенной слова их" (Рим.
10:18), то есть, апостолов Христовых. Затем, после того,
как предсказал им будущее омрачение светил, падение
звезд и что силы небесные подвигнутся, - представляет им
время кончины века и Своего пришествия приточным
примером, говоря: от смоковницы же научитеся притчи, то
есть, научитесь тому, что я ныне говорю вам гадательно:
егда уже ваия ея будут млада (мягки) и листвие
прозябнет, ведите, яко близь есть жатва. Тако и вы, егда
увидите сия вся, ведите, яко близ есть при дверех, то
есть, кончина века.
Говоря о смоковнице, Владыка, как мне
представляется, разумеет не это чувственное плодоносное
дерево; ибо ветви этого дерева в течете всего лета
бывают мягки, приносят плод и произрастают лист. Но
смоковницею таинственно Он называет распространившуюся
по всей вселенной святую соборную и апостольскую Церковь
Свою; плодоносною же ветвию - учительное слово, или
евангельскую проповедь, которою находягщеся повсюду
благочестивые просвещаются и научаются от предстоятелей
Церкви Христовой - архиереев, посредством чего эта
мысленная смоковница становится плодоносною своему
небесному Садоделателю и за то приемлет всегда духовное
благословение свыше и постоянно преуспевает на лучшее.
Если же ветвь эта будет мягка, то есть,
учительное слово не будет иметь твердости и неуклонности
я невзирая на лица, по слову божественного апостола,
который говорить: "проповедуй слово, настой во время и
не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким
долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4, 2): то ветви ее
будут произращать одни только листья, то есть, будет
безплодие благих дел, правильнее же сказать, презрение и
преслушание евангельских Божиих заповедей, по причине
полного небрежения пастырей, и не будет принимать свыше
благословения духовного, а напротив, услышит: 19 и
увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и,
ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей:
"да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница
тотчас засохла" (Mф. 21:19).
В какое же другое время ветвь этой
таинственной божественной смоковницы была более мягка и
более произрастала листвие, чем теперь, когда нет никого
прилежно учащего и вразумляющего безчинных, утешающего
малодушных, заступающего немощных и заботящегося о них,
нет никого, кто обличал бы противящихся слову
благочестия, кто запретил бы безстыдникам, кто обратил
бы заблудшие от истины и честнаго жительства
христианского; нет никого, кто бы ради совершенного
смиренномудрия уклонился от священнических санов, или
кто бы поискал этих санов по божественной ревности,
чтобы исправить людей беззаконнующих безчинствующих. А
напротив, найдешь ныне много дерзающих на это. Все
готовы купить эти саны, чтобы пожить всегда в отраде, в
славе и во всяком покое.
Нынешнему времени наиболее приличествует
божественное изречете: вcu уклонишася, то есть,
уклонились от спасительнаго пути евангельских заповедей
и апостольских и отеческих преданий: "Все уклонились,
сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет
ни одного" (Пс. 13, 3), то есть соделались непотребными
и по жизни, и по словам, и по делам. А что следует за
сим, о том я умолчу, щадя негодуищих против слова и
дерзновения и ревности по истине. О, как возможеть кто
либо достойно оплакать то помрачение, в которое пришел
род наш! Окрест нечестивии ходят как львы рыкающе,
которые всяким способом прельщают и похищают от Бога
благочестивых и приносят их отцу своему - диаволу, в
дар, ему весьма любезный.
Пастыри же наши соделались
безчувственнейшими самых камней, считая для себя
достаточным к ответу во время испытания то, что они
возмогли спасти самих себя. Они добровольно презирают и
не понимают божественного гласа, который говорит: Аз
есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает
за овцы, а наемник, иже нтесть пастырь, видить волка
грядуща издалека, и оставляет овцы и бежит, потому что,
он наемник, и нерадит о овцах, и волк расхитит их и
распудит овцы, кровь которых, говорить, взыщу от руки
пастырей. Страшна эта вам угроза, о честнейшие пастыри,
и полна всякого ужаса! Послушайте и блаженнаго апостола
Павла, который ясно говорить о вас и об ответе, какой
должны вы будете дать неподкупному Судии: бpaтиe,
говорить, повинуйтеся наставником вашим, послушайте же,
почему велит повиноваться: "Повинуйтесь наставникам
вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах
ваших, как обязанные дать отчет" (Евр. 13:17).
Но возвратимся опять к предлежащему.
Предсказанное божественным апостолом отпадете народов от
евангельской проповеди в разные богомерзкие ереси и к
богоборному нечестию агарянскаго потомства, частью уже
сбылось, а частию видим ежедневно сбывающимся; также
видим, что ветвь таинственной смоковницы соделалась
мягкою паче елея, как говорится в пророчестве, и
приносить не плоды, как прежде, а листвие. Видя это,
чего другого будем ждать, как не кончины всего, по
божественному Писанию. В особенности видим, что
агарянское мучительство, начавшееся от времен царя
Ираклия, большую часть и лучшие страны вселенной
покорило себе и постоянно покоряет попущением
непостижимых судеб Божиих, царство же православных царей
разделилось на многие части и уже много лет разорено
агарянами, не получая ниоткуда никакой помощи.
Напротив, остатки западной Римской
державы, разделившись на многие королевства и
государства, живут постоянно во вражде между собою, и
короли западные воюют друг против друга, подобно прежним
нашим европейским царям, государям и князьям, грекам,
болгарам и сербам, коих всех вообще истребил, по
попущению свыше, злой и безбожный измаильтянин. И
исполнилось апостольское слово, говорящее: "Если же друг
друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были
истреблены друг другом" (Гал. 5:15). Тоже самое
определяет и божественный глас Владыки, говоря: "всякое
царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий
город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Mф.
12:25). Ибо, как взаимный многих людей друг с другом мир
по Богу и единомыслие вселяет и удерживает в них самого
Христа, Который есть самый Мир, Который растить и
благословляет и умножает их, по божественному изречению,
Которое говорить: "ибо, где двое или трое собраны во имя
Мое, там Я посреди них" (Mф. 18, 20), так, если многие
находятся в разногласии и борьбе друг против друга по
причине гордости, властолюбия и сребролюбия, то это
настроение вселяет в них самого богоборца и
человекоубийцу - диавола, и они, невидимо
предводительствуемые им, не перестают уже с ожесточением
воевать друг против друга, как дикие звери, пока не
будут одни другими окончательно истреблены. Все это так
было и так совершается ежедневно по непостижимым судьбам
Божиим.
Поэтому, хорошо и спасительно для нас, и
самому Вышнему благоприятно отвергнуть нам от мыслей
наших всякое разслабление и пагубное для души отчаяние,
а в особенности - льстящие нас суетные надежды, по
которым мы ждем, что опять по прежнему устроится царская
держава в Константинополе, но следует нам воспрянуть от
многолетнего сна великого нашего нерадения и небрежения,
повинуясь слову проповедника, который говорить: "Итак,
смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но
как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Еф.
5:15-16). И опять он же: нощь убо прейде, то есть,
многолетняя оная тьма прелести лукавых бесов, владевшая
родом человеческим до самого пришествия во плоти Господа
нашего Иисуса Xpиcтa, миновала и окончательно исчезла
явлением Присносущного Живота и Света, "Ночь прошла, а
день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в
оружия света" (Рим. 13:12), то есть, настал невечерний
светлейший свет непогрешительнаго боговедения, когда
возсияло разумное Солнце правды, и распространился по
всей вселенной и просветил ее. Поэтому, отложим,
говорить, дела темныя: "прелюбодеяние, блуд, нечистота,
непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры,
зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому
подобное" (Гал. 5, 19-21).
Долами же тьмы нарицает их не потому,
что они совершаются во тьме, - и днем творят блуд,
крадут и разными другими способами беззаконничают люди,
- но потому, что они предают нас, делателей своих,
вечной преисподней тьме, И облечемся, говорить, "в
оружия света" (Рим. 13, 12), то есть, в главные четыре
душевные добродетели, которые суть "Если кто любит
праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает
целомудрию и рассудительности, справедливости и
мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни"
(Прем. Сол. 8, 7): правый разум, правда, мужество - не
то, которое низлагает тела и разоряет городские
крепости, но душевная сила и терпение при наносимых нам
от бесов и лукавых людей и различных напастях и
приключениях, - и целомудрие, сохраняющее нас во всякой
святыни и преподобии и присоединяющее нас самим святым
ангелам; также и в другие, рождающиеся от них добрые
дела: в воздержание, кротость, смиренномудрие, веру,
надежду, любовь, которая есть исполнение всего закона.
Вооружившись такими духовными орудиями,
ополчимся против нечестия безбожных агарян, начальником
и изобретателем которого есть сам доброненавистник и
богомерзкий диавол, который всецело вселился в скверного
Магомета.
Не будем обманываться и ужасаться их
счастием, знатными победами и (внешним) преуспеянием: не
в этом и подобном сему заключается и познается истина
веры во Xpиcтa Бога. Много славнее и удивительнее их и
счастливее в знаменитых победах были - Александр
Македонский и кесарь Август, который был властителем
всей вообще вселенной, также и бывшие после него цари
римские; но из этого не следует, что они были
благочестивы, ибо были они служителями лукавых бесов и
их идолов. Гонители Xpиcтa суть звери, как и нынешний
скверный Магомет, который всяким способом гонит нас и
порабощает себе, но это совершается по попущению Божию,
за грехи наши, а не по причине какого-либо его
благоверия. Никак не будем так понимать: ибо как может
быть признан благочестивым тот, кто Самого Бога,
пославшего Единородного Своего Сына Иисуса Xpиcтa,
отметается, как возвещает божественный глас, говоря: иже
не чтить Сына, не чтить Отца, пославшего Его, то есть,
отметающийся Сына, отметается и Отца, пославшего Его, и
спасительные Его заповеди извращающий - Самого Христа не
Сыном Божиим и не Богом исповедует, но признает и
называет рабом и созданием Божиим.
Итак, не за какое-либо свое благочестие
он возвысился на такую высоту земной славы и постоянно
возвышается, как и вышеупомянутые эллинстие и римские
цари не по этой причине возвысились, но совершается это
по неизследованным и непостижимым судьбам Божиим,
Который премудро сотворил и управляет всем видимым и
невидимым. Не будем же, Господа ради, ужасаться этим,
или скорбеть о том, что столько уже лет находимся в
порабощении у них и нет еще нам ниоткуда никакого
заступления, ни помощи, и не будем считать себя
оставленными Богом, Спасителем нашим. Ведь и прежде нас
бывшие xpиcтиaнe, находясь в течение 318 лет под властию
христоборцев-мучителей: эллинов, римлян и иудеев и
будучи ими гонимы и всячески истязуемы и обижаемы, не
скорбели, и не падали духом, а напротив радовались и
веселились, что за Xpиcтa и за веру в Него терпят
гонения, и что тела их изнуряются всякими муками. Они
укрепляли себя верою в Него и любовию и утверждались
надеждою, помня с твердою и несумненною верою
обетованиям Господа и Бога нашего Иисуса Христа,
говорящего: блажени изгнаны правды ради: яко тех есть
царствие небесное. "Блаженны изгнанные за правду, ибо их
есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить
вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на
небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Mф.
5, 10-12). Также разумели и завещание блаженнаго Иакова,
брата Господня, который говорить: "С великою радостью
принимайте, братия мои, когда впадаете в различные
искушения" (Иак. 1:2); держась этих божественных
обещаний, блаженнейшие прежние христиане, будучи гонимы
нечестивыми, различно мучимы и терзаемы и лишаемы своих
имений и стяжаний, не скорбели, а напротив, благодарили
Христа Спасителя за то, что сподобил их так страдать за
Божественную Его славу. За то и Христос взаимно
прославил их не только на небесах, соделав их равными
святым ангелам и увенчав венцами неувядаемой славы, но
еще и на земле прославил честныя их мощи подаянием
всяких исцелений и разными дивными чудесами.
Так и обещал Сам Бог и Владыка их чрез
пророка Своего, говоря: прославляющия Мя прославлю, а
безчествующие Меня обезчестятся. Но и духовное
песнопение задолго возгласило о них: "Как возвышенны для
меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану
ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я
пробуждаюсь, я все еще с Тобою" (Пс. 138, 17-18).
Поэтому, и мы, братия, как потомки тех
блаженных и наследники их веры во Xpиcтa, истиннаго Бога
нашего, будучи также участниками тех же поношений и
скорбей, какие терпели они, - не станем сетовать и
падать духом, будучи гонимы нечестивыми и различным
образом оскорбляемы за веру во Xpиcтa. Но, подражая
теплоте веры во Христа, горячей любви и желанию вечных
благ тех равноангельных мужей, будем всею душою
радоваться и веселиться и благодарить Спасителя Xpиcтa
за все наши страдания, какия мы терпим ради славы
святого и поклоняемого имени Его. Послушаем верховнаго
апостола говорящаго: "но как вы участвуете в Христовых
страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его
возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за
имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий
почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.
(1 Петр. 4, 13-14).
Скажем и мы совместно с теми, которые
подобно нам, праведными судьбами общего Владыки преданы
скорбям: все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и
не нарушили завета Твоего. Не отступило назад сердце
наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего, когда
Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью
смертною. Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли
руки наши к богу чужому, то не взыскал ли бы сего Бог?
Ибо Он знает тайны сердца. Но за Тебя умерщвляют нас
всякий день, считают нас за овец, обреченных на
заклание. Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не
отринь навсегда. Для чего скрываешь лице Твое, забываешь
скорбь нашу и угнетение наше? ибо душа наша унижена до
праха, утроба наша прильнула к земле. Восстань на помощь
нам и избавь нас ради милости Твоей" (Пс. 43, 18-27).
Прославим же Его на земле всякими
праведными делами, похвальным жительством и терпением
наносимых нам скорбей, чтобы и Он с своей стороны
прославил нас на небесах. Недалеко отстоим мы от
мученических подвигов и венцев, но находимся на самом
поприще исповедания за Xpиcтa, если право мудрствуем.
Многими скорбями надлежит нам войти в царство небесное,
и никто, сидя и дремля, не одерживает победы, как
говорить святый Василий Великий. И святый апостол Павел
говорить: "Если же кто и подвизается, не увенчивается,
если незаконно будет подвизаться" (2 Тим. 2, 5). "Вот,
теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения"(2
Кор. 6:2).
"Братия! не будьте дети умом: на злое
будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1
Кор. 14:20). Сподобиться бы и нам совершенства Тех
блаженнейших мужей, их неувядаемой славы и венцев, о
Xpиcте Иисусе, Господе, нашем, Которому подобает всякая
слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и
Всесвятым и Преблагим и Животворящим Его Духом, ныне и
присно и во веки веков.
Максим Грек, святой преподобный
Православие и ислам
***
Молитва преподобному Максиму Греку:
- Молитва преподобному Максиму Греку.
Этот высокообразованный греческий инок-переводчик и
апологет за прямоту и правду попал в
опалу в России: претерпел несправедливый суд, отлучение от
Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не сломили
его смиренный дух: он продолжал трудиться во
благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти.
Преподобный Максим Грек - небесный покровитель
ученых, богословов, переводчиков, студентов и
семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров,
катехизаторов и апологетов. Ему молятся для
утверждения в вере, крепости духа и веры, разумения
вероучения и Писания, обращения к Православию
иноверцев и сектантов, просят помощи и поддержки при
гонениях за веру и несправедливом притеснении
власти. Преподобный Максим Грек облает даром
исцеления при различных заболеваниях, особенно от депрессии и уныния
Акафист преподобному Максиму Греку:
- Акафист преподобному Максиму Греку
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Греке:
Труды преподобного Максима Грека:
- "Ответы христиан против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру"
- "Слово обличительное против агарянскаго заблуждения и против измыслившего его Магомета"
- "Слово 2-е, о том же к благочестивым против богоборца Магомета; здесь же отчасти и сказание о кончине века сего"
- "Нравственные поучения"
- "О том, какой грех в естестве человеческом есть первый"
- "Объяснение о рукописании греховном"
- "Исповедание Православной веры Максима инока из Святой Горы"
- "Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея"
- "Совет собору православному против еврея Исаака, волхва и обманщика"
- "Возражение против глав Самуила евреянина"
- "Слово обличительно на еллинскую прелесть"
- "Слово против армянского зловерия"
- "Слово похвальное к святым апостолам Петру и Павлу, в томже обличения и на латыньскыя три большия ереси"
- "Слово, списано иноком Максимом Греком Cвятогорским, противу льстиваго списаниа Николая немчина, егоже списал о совокуплении православным християном и латыном"
- "Против латинян, о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в Божественном исповедании непорочной христианской веры"
- "Против Николая латинянина – слово об исхождении Святого Духа"
- "Послание ко многоучительному Николаю немчину"
- "Послание к господину Феодору Ивановичу Карпову"
- "О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба"
- "Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека"
- "Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях"
- "Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой Фортуною, и о колесе ее"
- "Против Николая немчина обманщика и звездочетца"
- "Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против "Альманаха", который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо"
- "Против хулителей Пречистой Божией Матери"
- Ответ Николаю латинянину
- Разные сочинения
|