Максим Грек. Послание ко
многоучительному Николаю немчину
Память: 21 января / 3 февраля, 21 июня / 4 июля (Обретение мощей)
Преподобный Максим Грек
(1470 - 1556) - высокообразованный
греческий инок-переводчик и апологет за прямоту и правду
попал в опалу в России: претерпел несправедливый суд,
отлучение от Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не
сломили его смиренный дух: он продолжал трудиться во
благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти.
Оставил после себя многочисленные богословские, апологетические,
духовно-нравственные; сохранились
также послания и письма к частным лицам.
Преподобный
Максим Грек. Икона, XVIII век. Церковно-археологический
кабинет Московской духовной академии
***
Незадолго пред сим ты поручил мне всегда
поминать тебя и воссылать о тебе молитвы ко Спасителю
Христу. Да будет же тебе известно, что мы научены Святою
Божиею Церковью молиться не только о вас, которые
наполовину тащитесь одним с нами путем, но и о самых
язычниках, заблуждающихся в незнании истины, чтобы
единый благий и милосердый Бог обратил их на истинный
путь. Если же, действительно, желаешь получить пользу от
наших слабых молитв, то оставь всякую излишнюю латинскую
страсть к спорам, признай честное и непорочное
исповедание святой соборной и апостольской веры, прими
ее без прибавления, и веруй просто, без испытания, в
Единого Бога, познаваемого в Трех Ипостасях и Лицах, то
есть, Отца нерожденного и безначального, Самого по Себе,
а не от другого, кого имеющего бытие, не подлежащего
испытанию никакою тварью, как Он был, или как есть, ибо
Он вполне покрыт непостижимостью, как говорит пророк: "и
положи тму закров свой" (Пс. 17, 12). Также и Сына
познавай от Него рожденного неизреченно, прежде всех
веков, собезначального Отцу, во-первых, потому, что
никогда Отец не был без Сына, равно как и Сын без Отца,
но вместе Отец и вместе Сын; во-вторых, потому, что от
Него, как от причины, Сын имеет бытие Свое превечно и
неизглаголанно. Также следует веровать в Духа Святого,
от одного Отца исходящего, то есть, имеющего бытие, как
преподало нам Евангелие и божественные отцы семи святых
и остальных поместных соборов, которые приняли одни от
других, и передали, и утвердили, и закрепили клятвами
(против всяких изменений).
Итак, следует исповедовать едино
существо и едино естество, едину силу и едину власть,
ипостасей же три, и каждая должна быть понимаема и
веруема с особым свойством, так чтобы не смешивать
ипостаси и не допускать изменения или перехождения
свойств (особенностей). Ибо если перейдет свойство, то
оно уже не свойство (не особенность), а нечто общее.
Если свойство Отца состоит в том, что Он – начало и вина
и источник Божества, которое признается в Сыне и Святом
Духе, как утверждают все святые богословы,-по вашему же,
латиняне, и Сын имеет в этом участие с Отцем и вместе с
Ним испускает Святого Духа, то каким образом свойство
Отца пребудет недвижимым, и не вводится ли этим опять
Савеллиево смешение, соединяя две ипостаси и признавая
их обе одним началом для Святого Духа? Не говори мне
злохитрые те слова, что у Апостола Он называется Духом
Сына и Духом истины, истина же есть Христос, и что этим
доказывается, что Он от Сына исходит. Лучше нас знали
все это божественные и богомудрые отцы, но не дерзнули
прибавить ни одной черты к словам Святого Духа, ибо они
слушались того божественного гласа, который весьма
положительно заповедует: "овцы Моя гласа Моего слушают",
"по чуждем же гласе не идут" (Ин. 10:5, 27).
Удовлетворимся же боговдохновенным богословием тех
блаженных мужей и не будем сочинять новейших
хитрословий.
Еще и то нужно вспомнить, что ваше
латинское мудрование, правильнее же, пустословие, а не
богословие, вчера и в недавнее время получило начало,
будучи изобретено людьми, хвалящимися внешнею мудростью
и аристотелевым хитрословием, а не Святым Духом
руководящимися. Если бы они руководились Святым Духом,
то, говоря словами Апостола, Духом и ходили бы, и не
преступали бы божественных пределов правой веры, но
пребывали бы в том, что по внушению Духа Святого
установлено и преподано теми знаменитыми и
совершеннейшими святыми отцами. Если же, продолжая
спорить, скажешь, что Августин, и тот так определил в
своих сочинениях, то на это нам следует ответить, что
Августин, епископ Иппонский, бывший на Карфагенском
соборе, был философ, во всех отношениях превосходный, и
книги его, как исполненные всякой мудрости и пользы
духовной, имеются в большом уважении. Но ты, Николай,
клевещешь на него, что он так определил в своих
сочинениях. Да если бы Августин и написал об этом
согласно тому, как вы содержите, то он понимал это не
лучше всех соборов, на которых были не только мужи,
освященные Богу, и украшенные всякою мудростью –
божественною и человеческою, были и великие самодержцы.
Но зачем напрасно перечислять священников и царей? – Сам
Святый Утешитель, соприсутствовавшей им, говорил чрез
них о догматах неизреченного Божества, и невидимо чрез
них определял, как должно разуметь о Высочайшей Троице.
Но скажешь, что римская церковь не прибавляет, а делает
только разъяснение, и в этом нисколько не погрешает, и
потому должно без сомнения слушаться ее и последовать
ей. Я же тебе на это говорю, что никакая церковь уже не
имеет власти, хотя бы и мертвых воскрешала, изменить или
подвинуть святое исповедание веры, установленное святыми
отцами, ибо оно утверждено и ограждено страшными
клятвами, и кто дерзнет изменить что нибудь из
содержащегося в нем, то есть, прибавить, или убавить,
или изменить, тот виновен пред Богом и подлежит тем
страшным проклятиям. Ибо неложен божественный
проповедник, всегда взывающий в церквах, говоря: "аще
кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет"
(Гал.1:9), чужд Христа. И опять он же, повторяя анафему,
говорит: если вводящий какое-либо новое в вере учение,
будет и ангел с неба, анафема да будет (Гал.1:8). Пойми,
господин Николай, значение слов проповедника, и
устрашись, и перестань очень восхвалять сан и власть
папы. Напротив, отбрось от себя этот неразумный страх
пред ним, повинуясь Павлу, который советует тебе и
говорить открыто: если и ангел с неба будет тот, кто
двигнет что-либо в правой вере, не усумнись предать его
анафеме. Ибо вера наша утверждается не на людях и не на
ангелах, а на Самом Спасителе Христе, как сказано в
Писании: "основания иного никтоже может положити паче
лежащаго, еже есть Иисус Христос" (1Кор. 3:11).
Прими же и ты, вместе с святыми отцами,
как дитя, по повелению Христову, Царство Небесное, то
есть, исповедание правой веры, если хочешь получить
жизнь вечную. Дитя, пока пребывает в этом возрасте, не
может достигнуть до понятий отца и быть им: так и мы не
можем знать касательно Божественного существа и его
ипостасей – как или что они, пока живем в этой плоти.
Когда же прекратится знание неполное и наступит
совершенное, тогда каждый, по мере своей добродетели и
достоинства, еще в настоящей жизни познает, что будет
ему открыто Святым Духом. Держись и ты неизменно
православного исповедания, как оно преподано всей
вселенной семью соборами. Назидай на этом основании
золото, серебро, драгоценные камни, то есть, дела и
видения честные и приличествующие христианскому
философу. Помни же всегда того мудрого учителя, который
сказал: "не мудрствуйте паче, еже подобает мудрствовати"
(Рим. 12:3). Если примешь это с верою, и докажешь
принятие делом, то воистину блажен будешь о Христе и
будешь сообщником Его царствия, и мы не только принесем
Богу о тебе молитвы, но если и учить станешь нас чему,
нибудь душеполезному и богоугодному, усердно будем тебя
слушать, как учителя и проповедника истины. Будь здоров!
Максим Грек, преподобный
Цитировано по:
Сочинения преподобнаго Максима Грека в
русском переводе предисл.: послушник Моисей. - Сергиев
Посад: Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип.,
1910-1911. - 3 т. Т. 2.
1910. – С. 332. Послание ко
многоучительному
Николаю немчину. - С. 202-206.
Азбука веры
***
Молитва преподобному Максиму Греку:
- Молитва преподобному Максиму Греку.
Этот высокообразованный греческий инок-переводчик и
апологет за прямоту и правду попал в
опалу в России: претерпел несправедливый суд, отлучение от
Причастия, тюрьму, ссылку. Гонения не сломили
его смиренный дух: он продолжал трудиться во
благо гнавшей его Русской Церкви до самой смерти.
Преподобный Максим Грек - небесный покровитель
ученых, богословов, переводчиков, студентов и
семинаристов. Молитвенный ходатай за миссионеров,
катехизаторов и апологетов. Ему молятся для
утверждения в вере, крепости духа и веры, разумения
вероучения и Писания, обращения к Православию
иноверцев и сектантов, просят помощи и поддержки при
гонениях за веру и несправедливом притеснении
власти. Преподобный Максим Грек облает даром
исцеления при различных заболеваниях, особенно от депрессии и уныния
Акафист преподобному Максиму Греку:
- Акафист преподобному Максиму Греку
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Греке:
Труды преподобного Максима Грека:
- "Ответы христиан против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру"
- "Слово обличительное против агарянскаго заблуждения и против измыслившего его Магомета"
- "Слово 2-е, о том же к благочестивым против богоборца Магомета; здесь же отчасти и сказание о кончине века сего"
- "Нравственные поучения"
- "О том, какой грех в естестве человеческом есть первый"
- "Объяснение о рукописании греховном"
- "Исповедание Православной веры Максима инока из Святой Горы"
- "Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея"
- "Совет собору православному против еврея Исаака, волхва и обманщика"
- "Возражение против глав Самуила евреянина"
- "Слово обличительно на еллинскую прелесть"
- "Слово против армянского зловерия"
- "Слово похвальное к святым апостолам Петру и Павлу, в томже обличения и на латыньскыя три большия ереси"
- "Слово, списано иноком Максимом Греком Cвятогорским, противу льстиваго списаниа Николая немчина, егоже списал о совокуплении православным християном и латыном"
- "Против латинян, о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в Божественном исповедании непорочной христианской веры"
- "Против Николая латинянина – слово об исхождении Святого Духа"
- "Послание ко многоучительному Николаю немчину"
- "Послание к господину Феодору Ивановичу Карпову"
- "О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба"
- "Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека"
- "Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях"
- "Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой Фортуною, и о колесе ее"
- "Против Николая немчина обманщика и звездочетца"
- "Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против "Альманаха", который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо"
- "Против хулителей Пречистой Божией Матери"
- Ответ Николаю латинянину
- Разные сочинения
|