Иоанн Кронштадтский. Наставление о.
Иоанна Сергиева Кронштадтского при совершении Таинства
Покаяния
Память: 20 декабря / 2 января, 1 июня / 14 июня
Мудрый наставник и добрый пастырь,
сделавший много для укрепления веры, помощи людям, умирения страны,
спасения от надвигающейся смуты. Податель многих
исцелений и помощи в различных житейских нуждах,
болезнях, при одержимости пьянством. Покровитель
миссионеров и катехизаторов, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе.
Праведный Иоанн Кронштадтский
"Вся ко благоугождению Твоему и
мудрствующе и деюще"
Молитва пред Евангелием на Литургии
Не предпосылаю моему изданiю
предисловiя: пусть оно говоритъ само за себя. Все
содержащееся въ немъ есть не иное что, какъ благодатное
озаренiе души, котораго я удостоился отъ
всепросвещающаго Духа Божiя въ минуты глубокаго къ себе
вниманiя и самоиспытанiя, особенно во время молитвы.
Когда могъ, я записывалъ благодатныя мысли и чувства, и
изъ этихъ записей многихъ годовъ составились теперь
книги. Содержанiе книгъ весьма разнообразно, какъ
увидятъ читатели. Пусть они судятъ о содержанiи моего
изданiя.
Духовный возтязуетъ убо вся, а самъ той
ни отъ единаго востязуется [1 Кор. 2:15].
Протоиерей I. Сергiевъ.
***
1. "Сказываю вам, что так на небесах
более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о
девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в
покаянии". (Лк. 15:7).
2. "Поползновение ко греху и у
праведников бывает, но оставаться во грехе есть уже
следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его
заповедей покаянием, – печаль о грехах вменяет нам
вместо добродетели: такова Божия благость"!
Св. Исаак Сирин.
3. "Приидите же, подобные мне, грешники
ко Христу Спасителю с верою и покаянием нелицемерным, и
Он даст вам мир. Я сам подвергался многократному
разрушительному и смертоносному мятежу страстей, и
всякий раз, чрез сердечное покаяние, получал от Господа
избавление".
О. Иоанн Сергиев.
"Чудотворна та икона, выразился
глубоко-мудрый первосвятитель Российской церкви,
90-летний старец [1], которая сильна возбудить веру в
свою чудотворность. Силу этого глубокомысленного
изречения можно применить и к отцу Иоанну
Кронштадтскому", – таковы слова почившего
преосвященнейшего Никанора, архиепископа Херсонского и
Одесского [2]. Да, воистину, чудотворны деяния
Кронштадтского пастыря; слава о них благодатными волнами
разносится по всей России, несется далеко за пределы ее.
Кто не знает о чудотворных исцелениях
недугующих телесно или душевно – исцелениях,
совершающихся чуть ли не ежедневно, по молитвам о.
Иоанна? Кто не слышал о чудесных избавлениях о. Иоанном
пьянствующих от их порочной и пагубной страсти? Кому,
наконец, неизвестно о благотворной и живительной силе
всех, вообще, молитв о. Иоанна? Но не всякий слышал об
общей исповеди о. Иоанна, а тем более – не всякому
приходилось испытать на себе явно чудотворную силу этой
исповеди, овладевающей всем существом исповедующихся,
теплым лучом солнечным проникающей в их затемненные
грехами души, размягчающей сердца нераскаянные. А как
трогательно и умилительно зрелище, когда сотни кающихся,
с громким плачем или тихими умиротворяющими слезами,
взывают ко Вседержителю о прощении – взывают под звуки
боговдохновенной речи доброго пастыря, на скорбных очах
которого блестят чистые, искренние слезы о грехах
заблудшихся грешников, о плотской немощи человеческой.
Не удивительно после этого, что те, которым, хотя
однажды, довелось присутствовать на общей исповеди о.
Иоанна или слышать о ней от своих близких и знакомых,
высказывают желание, как мне о том не раз приходилось
слышать, иметь эту исповедь у себя, но она, к сожалению,
до сего времени в печати еще не появлялась, вот почему
я, по мере сил и возможности, записав постепенно в храме
слова исповеди и сличив мои заметки с циркулирующими по
Кронштадту списками, решил издать ее, дабы каявшиеся на
общей исповеди о. Иоанна лучше могли запечатлеть ее
вразумительные слова не только в сердце, но и в уме
своем, а все, вообще, ознакомившись с ее содержанием, не
унывали бы, не падали духом, а верили, горячо верили,
что Господь Бог, помиловавший царей Давида и Манассию,
"тяжко" согрешивших пред Ним, помилует и нас грешных,
при условии, конечно, "искреннего и сердечно-глубокого"
покаяния.
Сергей Охотский.
Грешники и грешницы, желающие приступить
ко Св. Тайнам, братие и сестры! Приготовились ли вы к
воспринятию столь великого Таинства? Знайте, что великий
ответ несу я пред престолом Всевышнего, если вы
приступите не приготовившись. Знайте, что вы каетесь не
мне, а Самому Господу. Который невидимо присутствует
здесь, Тело и Кровь Которого находятся в настоящую
минуту на жертвеннике. Слушайте же, братие и сестры,
молитву.
(Читается первая покаянная молитва).
В этой молитве к Богу Отцу, Первому Лицу
Пресвятой Троицы, Господу Всеблагому, Всесвятому,
Вездесущему, Премудрому, Всесоздавшему, Всемогущему,
Всеправящему, Страшному всякой твари, Святая Церковь
молит Господа, чтобы Он даровал помилование кающимся
грешникам и грешницам, простил бы им прегрешения, всякие
беззакония, совершенные или по легкомыслию, или по
необдуманности, вольно или невольно, простил бы и
помиловал бы, как некогда помиловал пророка и царя
Давида [3], тяжко согрешившего пред Богом. Прогуливаясь
однажды на террасе своего дворца, он увидел купающуюся
очень красивую, молодую еврейку, пленился ее красотою,
воспылал к ней страстью и пожелал сделать ее своею
женою, для чего мужа ее послал на войну и приказал
военачальникам поставить его на опасном месте, где его и
убили. Но посланный от Бога пророк Нафан сталь усиленно
и твердо обличать царя Давида в беззаконии, убеждая его
раскаяться. Давид, наконец, сознал свой тяжкий грех,
стал искренне и горячо каяться пред Господом и молиться,
проливал горькие слезы о своем грехе; тогда Господь
услышал вопль сердца его и простил ему грех его. Давид
до греха имел Св. Духа, Который отступил от него после
согрешения, но когда он раскаялся, Дух Божий снова
вселился в него и не покидал его до конца дней его. Царь
Давид свое сердечное и искреннее сокрушение о грехах
выразил в псалмах, в которых благодарил и прославлял
Господа. Он оставил после себя книгу – Псалтирь,
употребительнейшую в Православной Церкви, а
общеизвестный псалом 50-й "Помилуй мя, Боже!"
представляет собою прекрасный и незаменимый образец
сердечного покаяния. Братие! Царь Давид был человек
благочестивый, кроткий, незлобивый, мудрый, имевший дар
пророчества, и то согрешил, не уследил за собою. О, как
легко согрешить человеку! Нужно быть бдительным к своей
душе, нужно всегда следить за собою, обуздывать свои
чувства.
Другой царь, Манассия [4], отпал от Бога
и впал в идолопоклонство, занимался волхвованиями,
вызыванием духов, был спирит [5], по-нынешнему, и детей
своих учил тому же. Неблагодарный, гордый презирал
народ, любящий Бога, а себялюбивых, подобных себе,
ласкал и приближал. Своими беззакониями он прогневал
Господа, долготерпение Господне истощилось: во время
войны Иудеев с Ассириянами, Манассия был взят в плен,
руки и ноги его были закованы в колодки, а в ноздри было
продето медное кольцо; в таком позорном виде его провели
по Вавилону и бросили в мрачную темницу, где и держали
три месяца. И вот, находясь в таком тяжком плену, он
опомнился, сознал свои грехи пред Господом и свое
ничтожество, понял, что он червь, что гордиться ему
нечего, потому что пред Господом все равны: всех Бог
создал одинаково, создал из одной персти и в персть всех
обратит. Манассия начал усердно молиться, каяться,
плакать день и ночь о своих заблуждениях; Господь
услышал его мольбы и простил его. Царь Манассия оставил
покаянную молитву, которая читается великим постом, на
повечерии.
В лице этих двух царей, Давида и
Манассии, тяжко согрешивших, Св. Церковь представляет
образцы искреннего и сердечно-глубокого покаяния.
Господь Бог страшный Судия всей земли. Он не посмотрит
ни на чье лицо: мужчина или женщина, отрок или
отроковица, царь или простолюдин, барин или мужик,
генерал или солдат, богатый или бедняк – перед Ним все
равны, а смотрит, каково упование, какова вера, каковы
дела, смотрит на сердце. С людей высокостоящих
образованных Господь больше взыщет, чем с простолюдинов,
хотя не спускает и последним, когда они грешат,
пьянствуют или прелюбодействуют. Слушайте, братие и
сестры, вторую молитву к Иисусу Христу, Сыну Божию:
(Читается вторая покаянная молитва).
В этой молитве Святая Церковь молит
Первопастыря, чтобы Он, многомилостивый, простил наши
неправды, молит помиловать, избавить нас от вечной муки
и простить беззаконные намерения, мысли наши и
беззаконные поступки. Св. Церковь молит Иисуса Христа,
Сына Божия, взявшего на себя грехи всего мира и
грядущего со страшною славою судить живых и мертвых,
помиловать нас, как двух Евангельских должников, которым
нечем было заплатить большой долг заимодавцам; как
блудницу, которая своими слезами омывала ноги Христа и
отирала их своими волосами. Господь Бог видел ее
истинное раскаяние, желание загладить свои грехи и
отпустил ее с миром. Также всем кающимся будет прощение
и избавление от вечной муки. Нам дано в жизни очень
много времени одуматься, чтобы мы поскорбели, погоревали,
поплакали, но люди ленятся, не хотят заботиться о своей
душе, не хотят бороться с грехами, которые, как тати и
разбойники, врываются в их души, не хотят воевать с ними,
отгонять их. Господь Бог делает все для любящих Его, а
которые дерзко отталкивают десницу Божию – не желают
сами себе добра, сами идут на погибель. Без Бога мы и
одной секунды существовать не можем: своею жизнью,
дыханием, воздухом, которым дышим, светом солнечным,
пищею, питием всем обязаны Христу; мы должны Ему без
конца, мы Его неоплатные должники. Господь Бог страшный,
праведный Судия, Он не помиловал падших ангелов,
возгордившихся против самого Бога, но осудил их на
вечную муку. Мы, грешники, грешим каждую минуту и
прогневляем Господа своими грехами. Отчего же нам такое
снисхождение? Бог Отец послал в мир Сына Своего
возлюбленного, Который принял на себя грехи всего мира,
пострадал за грехи людей, снял с людей проклятие,
тяготевшее над ними со времени грехопадения первых
человеков, и, вместо сего, даровал благословение.
Господь Иисус Христос чрез свои крестные страдания
избавил нас от' вечной муки и, таким образом,
удовлетворил Божественной правде и исполнил всю правду
Божию, а это мог сделать только Сын Божий, а не человек.
Бог Отец отдал всю власть суда над людьми Иисусу Христу,
Господь Иисус Христос даль власть апостолам, а те
архиереям и священникам, следовательно, в том числе, и
мне, грешному иерею Иоанну, разрешать кающимся, прощать
или не прощать, смотря по тому, искренне каются или нет.
Если человек кается искренне, с сокрушением сердечным,
то священник разрешает от грехов; наоборот, если человек
кается не искренне, бессознательно, то священник не
отпускает ему грехи, чтобы он опомнился. Итак, чтобы
получить прощение грехов, необходимо каяться горячо,
искренне, сердечно. Что же такое покаяние? Покаяние есть
дар Божий, дарованный Богом ради заслуг Сына Своего
возлюбленного, исполнившего всю правду Божию. Покаяние
есть дар, данный для самоосуждения, самообличения,
самоукорения. Покаяние есть твердое и неуклонное
намерение оставить прежнюю греховную жизнь, исправиться,
обновиться, возлюбить Господа всею душою, примириться с
Богом, со своею совестью. Покаяние есть твердое упование,
надежда, что милосердный Господь простит все наши
прегрешения. Кто не кается, тот делается врагом Церкви;
как гнилые сучки или ветки отпадают от дерева, так и
грешники нераскаянные отпадают от Главы Церкви – Христа.
Сам Христос есть лоза виноградная, а мы веточки,
питающиеся жизнью, соками этой лозы. Раскольники
погибают в заблуждении, пашковцы [6] тоже погибают,
погибают и толстовцы [7], все они грешники нераскаянные:
сами гибнут и других влекут на погибель.
Братие и сестры, каетесь ли вы?
Желаете ли исправить свою жизнь?
Сознаете ли свои грехи?
Ленились Богу молиться? пьянствовали?
прелюбодействовали? обманывали? клятвопреступничали?
богохульствовали? завидовали? хитрили? злобствовали?
злословили? воровали?
Да, много, много грехов у вас, братие и
сестры, всех их и не перечесть.
(Читается разрешительная молитва).
Иоанн Кронштадтский, праведный
Цитировано по:
Наставление о. Иоанна Сергиева
Кронштадтского при
совершении таинства покаяния / Изд. С.И.
Охотского.
– Санкт-Петербург: тип. В. Ерофеева,
1893.
– С. 13, 1 л. фронт. (портр.); 23.
Азбука веры
Примечание
I том содержит в себе: 1) беседы о Боге
Пресвятой Троице; 2) беседы о блаженствах евангельских;
3) слова и поучения на праздники Господни и 4) слова и
поучения на праздники Божией Матери.
II том заключает в себе полный годовой
круг слов, поучений и бесед на недельные (воскресные)
дни и св. четыредесятницу.
III том имеет своим содержанием: 1)
поучения, слова и речи на храмовые праздники (Кронштадтского
Андреевского Собора) и разные случаи; 2) слова на
высокоторжественные дни; 3) разные речи, слова и
поучения и 4) житие, страдания и чудеса св. всехвальной
великомученицы Евфимии.
IV и V тома заключают в себе извлечения
из дневника под заглавием: "Моя жизнь во Христе, или
минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного
чувства, душевного исправления и покоя в Боге".
1. Митрополит
Санкт-Петербургский Исидор, в миру Яков Сергеевич
Никольский, род. 1 окт. 1799 г., умер 7-го сент. 1892 г.
2.
Преосвященнейший Никанор, в миру Александр Иванович
Бровкович, родился в 1826 г., умер 27 дек, 1890 г. Он
известен как красноречивый проповедник и писатель. Из
сочинений его особенно замечательно "Разбор римского
учения о главенстве"; за это произведение архиепископ
Никанор был в 1869 г. удостоен степени доктора
богословия. (Прим. С.О.)
3. Давид, второй
царь народа Израильского, пророк и псалмопевец; сын Исаи
или Иессея (Ииши) из колена Иудина, был избран на
царство после смерти Иевосфея, сына Саулова. Давид
завоевал Иерусалим и увеличил счастливыми войнами
Израильское царство; при жизни много претерпел горя от
возмущения своих сыновей, Авессалома и Адонии. Умер 70
лет, около 1018 г. до Рожд. Христ. (Прим. С.О.)
4. Манассия, царь
Иудейский, сын Езекии, наследовал отцу в 697 г. до Рожд.
Христова, уведен в плен Ассириянами в 642 г. (Прим. С.О.)
5. Спирит –
последователь спиритизма, т. е. веры в возможность
общения с душами умерших, в прежнее время – при
посредстве разных заклинателей (Эмануэль фон Сведенборг)
и магнетизеров (Юстин Кернер), а в настоящее время (с
1849 г.; сестры Фокс в Америке) – с помощью медиумов или
посредников между таинственным миром духов и
обыкновенными людьми, задающими вопросы чрез медиума и
чрез него же получающими ответы, будто бы, от духов. (Прим.
С.О.)
6. Пашковцы –
последователи секты, отличающейся крайне протестантским
характером и начавшейся с проповедей лорда Редстока,
приехавшего в Петербург в 1874 г. Англичанин Редсток
нигде не имел такого огромного успеха, ни у себя на
родине, ни в Париже, ни в Швейцарии, как у нас в
Петербурге, и преимущественно, среди аристократического
общества (кн. Гагарина, генеральша М. Черткова, граф М.
Корф и др.). Секта получила свое название от имени
отставного гвардии полковника Пашкова, сделавшегося
горячим поклонником Редстока и ставшего во главе секты.
Отец Иоанн Кронштадтский известен, как могучий борец
против ереси пашковцев: "Около самого Петербурга, на
пути, откуда пришел к нам начальник ереси (лорд Редсток),
является пастырь с особым даром молитвы и исцеления.
Этот смиреннейший пастырь – живой и сильный обличитель
гордого суемудрия сектантского", сказал про отца Иоанна
П. А. Смирнов, настоятель кафедрального Исаакиевского
собора, в Петербурге, – замечательный проповедник.
7. Толстовцы –
последователи верований графа Л. Н. Толстого,
гениального русского романиста, но неудачного и
увлекшегося толкователя Евангельских истин. (Прим. С.О.)
***
Молитва праведному Иоанну Кронштадтскому:
- Молитва праведному Иоанну, Кронштадтскому чудотворцу.
Мудрый наставник и добрый пастырь, сделавший много
для укрепления веры, помощи людям, умирения страны,
спасения от надвигающейся смуты. Податель многих
исцелений и помощи в различных житейских нуждах,
болезнях, при одержимости пьянством. Покровитель
миссионеров и катехизаторов, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
Акафист праведному Иоанну Кронштадтскому:
Канон праведному Иоанну Кронштадтскому:
Житийная и научно-историческая литература о праведном Иоанне Кронштадтском:
Труды праведного Иоанна Кронштадтского
|