Таинство Покаяния
Православное догматическое богословие о
Таинстве Покаяния: установление и значение
Покаяния, епитимии и т.д.
***
Таинство Покаяния есть благодатное
священнодействие, в коем, после принесения верующим
раскаяния в грехах, дается отпущение грехов милостью Божией
через посредство пастыря Церкви, согласно обетованию Спасителя.
В таинстве покаяния врачуются духовные
болезни человека, снимается нечистота души, и христианин,
получив разрешение грехов, снова становится невинным и
освященным, каким он вышел из вод крещения. Поэтому таинство
покаяния называется "духовной врачебницей." Грехи, влекущие
человека вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть,
ослепляющие его духовный взор и ослабляющие его христианскую
волю - уничтожаются, и восстанавливается вновь его живая
связь с Церковью и с Господом Богом. Облегченный от бремени
грехов человек вновь оживает духовно и становится способным
укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути.
Таинство покаяния состоит из двух основных
действий: 1) исповедание перед пастырем Церкви своих грехов
человеком приходящим к таинству и 2) молитвенного прощения и
разрешения их, произносимого священнослужителем.
Таинство это называется также таинством
исповеди, (хотя исповедание это только первая часть его) что
указывает на важность искреннего раскрытия своей души и
выявления своих грехов.
Исповедание - т.е. произнесение вслух - есть
выражение внутреннего покаяния, его результат, показатель.
Что же такое покаяние? Покаяние есть не только сознание
своей греховности или простое признание себя недостойным;
даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях
и слабостях, и не только раскаяние (хотя все эти моменты
должны входить в покаяние), - но оно есть еще и воля к
исправлению, желание и твердое намерение, решимость бороться
с дурными склонностями. Это состояние души соединяется с
прошением помощи Божией для борьбы со своими дурными
наклонностями. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно
для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не
только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило
благодатное врачевство, не допускающее, чтобы душа снова
погрузилась в грязь греха.
Само называние вслух своих духовных болезней
и падений перед духовником - исповедание грехов - имеет то
значение, что в нем преодолеваются а) гордыня, этот главный
источник грехов, и б) уныние безнадежности своего
исправления и спасения. Выявление греха приближает уже к
извержению его из себя.
Приступающий к таинству покаяния готовит
себя к нему Говеньем, т.е. молитвенным подвигом, постом и
углублением в самого себя, с целью раскрыть и сознать свою
греховность.
***
Таинство Покаяния:
***
Навстречу кающемуся христианину идет милость
Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что
Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг
блудного сына и кающегося мытаря. Свидетельство это
заключается в словах особой молитвы и особых разрешительных
словах, произносимых священнослужителем.
Установление таинства. Таинство покаяния
Господь установил по Своем воскресении, когда явившись
ученикам собранным вместе, кроме одного Фомы, торжественно
сказал им: мир вам... и, сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся,
на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:21-23). Кроме
того, Христос Спаситель еще прежде двукратно изрек
обетование об этом таинстве. Именно, в первый раз сказал
апостолу Петру, когда Петр исповедал Его от лица всех
апостолов Сыном Божиим: И дам тебе ключи Царствия Небесного;
и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что
разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.
16:19); в другой раз засвидетельствовал всем апостолам
(Мф. 18:17-18).
Священнослужители являются только видимыми
орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает
через них Сам Бог. Св. Иоанн Златоуст, имея в виду
божественное установление власти пастырей Церкви, решить и
вязать, говорит: "Священники определяют долу (внизу), Бог
утверждает горе (наверху), и Владыка согласуется со мнением
Своих рабов." Священник является здесь орудием милости
Божией и отпускает грехи не от себя, но во имя Святой
Троицы.
Невидимые действия благодати в таинстве
покаяния по своей обширности и могуществу простираются на
все беззакония человеческие, и нет греха, который бы не мог
быть прощен людям, если только они искренно в нем покаются и
исповедают его с живой верой в Господа Иисуса и надеждой на
Его милость. "Я пришел призвать не праведников, но грешников
к покаянию" (Мф. 9:13), говорил Спаситель, и как не велико
было грехопадение ап. Петра, простил его, когда он истинно
покаялся. Известно, что ап. Петр призывал к покаянию даже
тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (Деян. 2:28), и
потом призывал Симона волхва, родоначальника всех еретиков
(Деян. 8:22); ап. Павел разрешил покаявшегося
кровосмесителя, подвергнув его предварительному временному
отлучению (2 Кор. 2:7).
С другой стороны, необходимо помнить, что
отпущение грехов в таинстве есть акт милосердия, но не
неосмысленной жалости. Он дан для духовной пользы человека,
"на созидание, а не на разорение" (2 Кор. 10:8). Это
налагает великую ответственность на совершителя таинства.
Священное Писание говорит о тех случаях или
условиях, когда не прощаются грехи. В слове Божием
упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится
человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32).
Также говорится о "грехе смертном," о прощении которого не
заповедано даже молиться (1 Ин. 5:16). Наконец ап. Павел
наставляет, что невозможно - однажды просвещенных, и
вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа
Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего
века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова
распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6:4-6).
Во всех этих случаях причина невозможности
прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле
Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может
быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту
благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих
грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и
оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст
говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была
отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на
Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено"
(Беседы на еван. Мф.). И Отцы Седьмого Вселенского Собора
говорят о возможности прощения грехов смертных: "Грех к
смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении
пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся
и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче
приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления
греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием
неправедным. Ибо близь Господь сокрушенным сердцем (Пс.
33)."
Позволение и даже прямое требование
повторять покаяние ясно из слов Евангелия: На небесах более
радости будет об одном грешнике кающимся, нежели о девяноста
девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7).
В откровении ап. Иоанна Богослова читаем: Ангелу Ефеской
церкви напиши... Иду к тебе скоро и сдвину с места
светильник твой, если не покаешься (Ап. 2:1-5).
Епитимии. Под именем епитимий разумеются
запрещения или наказания (2 Кор. 2:6), которые, по правилам
церковным, священнослужитель, как духовный врач, определяет
некоторым из кающихся христиан для уврачевания их
нравственных болезней. Таковы напр., особенный пост сверх
положенного для всех, покаянные молитвы с определенным
числом поклонов и др. Основной вид епитимии, бывший в
практике древней Церкви, - отлучение от причастия св. Таин
на большее или меньшее время.
В древней Церкви существовал чин
общественного покаяния для "падших" - не устоявших в вере во
время гонений. По этому чину кающиеся разделялись на четыре
класса: а) "плачущих," которые не имели права присутствовать
при общественном богослужении и, распростершись на церковной
паперти, с плачем просили входивших в храм молиться о них;
б) "слушающих," которым дозволялось находиться в притворе
храма вплоть до окончания литургии оглашенных; в)
"коленопреклоненных," входивших в самый храм, но также не
участвовавших в литургии верных: - после литургии они на
коленях получали благословение пастыря; и г) класс "вместе
стоящих," которые стояли вместе с верными в продолжении
литургии, но не могли причащаться Святых Таин.
Епитимии назначаются не всем, а только
некоторым кающимся христианам: именно, тем, кто по тяжести
ли и качеству грехов их, или по характеру покаяния,
нуждаются в этих духовных врачеваниях. Такого рода
запрещения наложил ап. Павел на появившегося среди
Коринфских христиан кровосмесника, когда ради его
уврачевания повелел отлучить его от Церкви и общения с
верующими и предать такового сатане во измождение плоти,
чтобы дух был спасен (1 Кор. 5:1-50, - и потом по его
искреннем сокрушении заповедал вновь принять его в церковное
общение (2 Кор. 2:6-8).
Епитимии имеют характер наказаний, но не в
собственном смысле и не ради "удовлетворения за грехи," как
учат римские богословы; это действия исправительные,
врачебные, педагогические. Их цель - углубить печаль о
соделанных грехах и поддержать решение воли к исправлению.
Апостол говорит: Печаль ради Бога производит неизменное
покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2
Кор. 7:10). Правила св. Соборов и св. Отцов подтверждают,
что в древности епитимии считались средством духовного
врачевства; что древние пастыри, налагая их на грешников, не
о том заботились чтобы справедливо наказать по мере
преступлений каждого для удовлетворения правде Божией, но
они имели в виду благотворное влияние этих наказаний на
грешника. Поэтому они, по мере надобности, сокращали время
запрещения или даже совсем снимали его. Правило 6-го
вселенского собора говорит: "Принявшие от Бога власть вязать
и решить должны рассматривать качество греха и готовность
согрешившего к обращению и так употреблять приличное недугу
врачевание, чтобы соблюдать меру и не утратить спасения
недугующего. Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и
многообразен и производит многие виды вреда, из которых зло
обильно разливается и далее распространяется, доколе не
будет остановлено силой врачующего."
Отсюда видна неприемлемость взгляда
римо-католиков на епитимии, исходящего из юридических
понятий, по которому: а) всякий грех или их сумма, должен
иметь церковное наказание. Помимо того, что бывают
естественные возмездия за грех, как болезни, когда человек
сам видит Божие наказание за грехи; б) это наказание может
быть снято "индульгенцией," выдаваемой даже вперед, например
по случаю юбилейных торжеств; в) Римский епископ (папа),
давая индульгенции, вменяет "заслуги святых" лицам,
подлежащим епитимии, изымая их из так называемой
"сокровищницы добрых дел."
Если у некоторых учителей западной древней
Церкви епитимии назывались удовлетворениями, то это было в
нравственном и воспитательном смысле, а не в качестве
юридического оправдания.
От таинства исповеди нужно отличать
нравственное духовничество, издревле широко применявшееся и
сейчас тоже, особенно среди иночествующих. Его нередко несут
лица без священного сана, когда на них лежит долг
руководства своими духовными детьми. Дело в том, что
исповедание своих мыслей и поступков перед духовным
руководителем имеет огромное психологическое значение, в
смысле нравственного воспитания для исправления дурных
склонностей и привычек, преодоления сомнений и колебаний и
пр. Но такое духовничество не имеет значения таинства или
благодатного священнодействия.
Михаил Помазанский, протопресвитер
Догматическое богословие. – Клин:
Фонд "Христианская жизнь", 2001
|