Исповедь освобождает человека
Из бесед преподобного Паисия Святогорца...
Преподобный Паисий Святогорец
С помощью исповеди человек освобождается
- Геронда (с греч. старец), в первые годы
христианства все члены Церкви совершали исповедь прилюдно.
Есть ли польза от такой прилюдной исповеди?
- Первые годы христианства - это одно, а
наши с вами годы - дело другое. Сегодня пользы от такой
прилюдной исповеди нет.
- Почему, Геронда? В те времена у христиан
было больше ревности?
- И ревности у них было больше, и того, до
чего мы докатились сегодня, у них не было. Сегодня не так,
как в старину, - ни с того ни с сего разводятся супруги,
разрушаются семьи.
Удалившись от Таинства Исповеди, люди
задыхаются в помыслах и страстях.
Знаете, сколько людей приходят ко мне и
просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при
этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! "А
в церковь-то ты хоть ходишь?" - спрашиваю. "Нет", - отвечают
они. "А ты хоть когда-нибудь исповедовался?" - спрашиваю
снова. "Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил". - "Но
как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах,
нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться - если ты
имеешь на это благословение своего духовника, - а я буду
молиться о твоем здравии. Неужели ты забываешь о том, что
есть и иная жизнь и к ней нам необходимо готовиться?" -
"Послушай-ка, отец, - возражают в ответ такие люди, - все
то, о чем ты говоришь - церкви, иная жизнь и тому подобное,
- нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у
экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал,
что исцелить меня можешь ты". Представляешь, что творится!
Ты говоришь им об исповеди, о будущей жизни, а они отвечают,
что "все это сказки". Но одновременно просят: "Помоги мне, а
то я сижу на таблетках".
Но как я им помогу? Разве исцелятся они
волшебным образом [без труда]? И посмотри, многие люди,
измученные проблемами, которые они сами себе создали своими
грехами, не идут к духовнику, который может им действительно
помочь, но заканчивают тем, что "исповедуются" у психолога.
Они рассказывают психологам историю своей болезни,
советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи [своими
советами] словно швыряют своих пациентов в середину реки,
которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут
в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега,
однако течение относит их очень далеко от того места, где
они хотели оказаться... А вот придя на исповедь к духовнику
и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут
реку по мосту. Ведь в Таинстве Исповеди действует Благодать
Божия и человек освобождается от греха.
- Геронда, некоторые люди оправдываются: "Мы
не можем найти, хороших духовников и поэтому не идем
исповедоваться".
- Все это отговорки. Каждый духовник, раз он
облачен в епитрахиль, обладает божественной властью. Он
совершает Таинство, он имеет Божественную Благодать, и когда
читает над покаявшимся разрешительную молитву, Бог стирает
все грехи, в которых тот поисповедовался с искренним
покаянием. То, какую пользу мы получим от Таинства Исповеди,
зависит от нас самих.
Однажды ко мне в каливу (от греч. хижина,
шатёр) пришел человек, у которого были непорядки с психикой.
У него был помысел, что я наделен даром прозорливости и
смогу ему помочь. "Что ты обо мне предвидишь?" - спросил он
меня. "Найди духовника и исповедуйся ему, - ответил я. -
Тогда ты будешь спать как младенец и выбросишь таблетки,
которые пьешь". - "В наше время, - ответил он, - хороших
духовников нет. Раньше были, а сейчас перевелись". Вот так
эти люди приходят ко мне с добрым помыслом получить пользу,
однако не слушают того, что я им говорю. Ну, так что же:
только зря потратились на билеты до Афона.
Однако я вижу, что диавол придумал новую
западню для того, чтобы уловлять людей. Диавол внушает людям
помыслы о том, что, если они выполняют какой-то данный ими
обет, к примеру, едут в паломничество в святое место,
значит, духовно они находятся в порядке. И вот часто видишь,
как многие паломники с большими свечами и с серебряными
подвесками, которые они обещали привесить к той или иной
чудотворной иконе, едут по монастырям, по святым местам,
вешают там эти серебряные подвески, осеняют себя широким
крестным знамением, утирают навернувшиеся на глаза слезы и
этим довольствуются. Эти люди не каются, не исповедуются, не
исправляются и тем самым радуют тангалашку (такое прозвище
старец дал диаволу).
***
Читайте также по теме:
***
- Геронда, может ли иметь внутренний покой
человек, который не исповедуется?
- Как же он будет иметь внутренний покой?
Чтобы ощутить внутренний покой, необходимо вычистить себя от
мусора. Это нужно сделать посредством исповеди. Открывая
свое сердце духовнику, и исповедуя ему грехи, человек
смиряется. Таким образом, ему открывается небесная дверь,
его щедро осеняет Благодать Божия и он становится свободным.
До исповеди [духовная] вершина человека
затянута туманом. Человек видит сквозь этот туман очень
нечетко, расплывчато - и оправдывает свои грехи. Ведь если
ум помрачен грехами, то человек видит, будто сквозь туман. А
исповедь точно сильный ветер, от которого рассеивается туман
и расчищается горизонт. Поэтому если люди, пришедшие ко мне
попросить совета, не исповедовались то, прежде всего я шлю
их на исповедь и говорю, чтобы они пришли ко мне для беседы
уже после нее. Некоторые начинают отговариваться: "Геронда,
если ты в состоянии понять, что мне нужно сделать для
решения моей проблемы, то просто скажи мне об этом".
- "Даже если я действительно в состоянии
понять, что тебе нужно делать, - отвечаю им, - то ты этого
понять будешь не в состоянии. Поэтому сперва пойди
поисповедуйся, а потом приходи и мы с тобой побеседуем". И
правда, как можно установить с человеком связь и прийти к
взаимопониманию, если он "работает" на другой [духовной]
частоте?
Посредством исповеди человек вычищает себя
изнутри от всего ненужного - и духовно плодоносит. Однажды,
когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов
помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил: "Что ты
делаешь, Геронда?" - "Что я делаю? - сказал я. - Да вот,
исповедую свой огород". - "Да как же, Геронда, - опешил он.
- Неужто огород тоже нуждается в исповеди?" - "Конечно,
нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть
вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного,
то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как
на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и
вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и
сморщенные помидорчики!.."
Бог хочет, чтобы человек исправлялся посредством человека
- Геронда, когда я сталкиваюсь с каким-то
затруднением и молюсь о том, чтобы оно разрешилось, как мне
понять, в чем состоит воля Божия?
- Воля Божия подобным образом не
отыскивается. Лучше тебе спрашивать о своем затруднении
других. Не проси извещения от Бога, если ты можешь
посоветоваться с человеком. Ведь иначе ты можешь впасть в
прелесть. Один человек, приходя в храм, становился перед
иконостасом и начинал говорить: "Владычица моя, так я возьму
деньги из ящика для пожертвований?" - "Бери",- отвечал ему
его помысел. Хорошо, тогда я их возьму", - отвечал он своему
помыслу и брал деньги. Когда это случилось несколько раз,
один из членов приходского совета заметил, что из ящика для
пожертвований исчезают деньги. "Что же такое творится? -
удивился он. - Неужели кто-то ворует деньги?" Он решил
узнать, кто этим занимается. И что же он увидел? Вскоре
пришел этот человек и все повторилось: "Владычица моя, так я
возьму деньги из ящика?.. Хорошо, тогда я их возьму". Так
член приходского совета застал его на месте преступления.
Всегда, когда рядом есть духовный человек, у
него нужно спрашивать совета. А вот если человека, у
которого можно спросить, нет - к примеру, ты находишься
где-то в пустыне, - однако в тебе живет жажда послушания,
тогда Благий Бог Сам становится твоим Старцем. Он просвещает
и извещает тебя. Положим, ты не можешь найти человека,
который способен разъяснить тебе какое-то место из
Священного Писания. Но в этом случае тебя просвещает Бог, и
ты понимаешь это место.
- Геронда, а как можно понять, в чем причина
какого-то явления моей духовной жизни - искушение ли это
лукавого или виновата моя собственная невнимательность?
- Надо пойти и спросить.
- Значит, человек не может этого понять сам?
- Даже если он что-то и понимает, уверенным
быть не может. Да тут даже тот, кто имеет опыт, идет и
спрашивает другого. Если вопрос касается лично меня, то я
всегда спрошу кого-то. Когда речь идет о том, что касается
меня лично, то мое собственное решение - каким бы премудрым
оно ни казалось - я считаю величайшей глупостью. При этом я
иду спрашивать не у того человека, который заранее знает,
какое решение мне придется по душе, а у того, кто этого не
знает. Погляди, ведь и врач, для того чтобы быть уверенным,
что он ставит правильный диагноз в тяжелом случае,
советуется с другим врачом. Тем более следует советоваться
какому-нибудь студенту!
Насколько бы духовным ни был человек,
насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам
касающиеся его вопросы - он не может найти внутреннего
покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от
человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает
это для того, чтобы человек смирялся. Человек должен
излагать свои помыслы и то, что с ним происходит, своему
духовнику, советоваться с ним и не решать трудных вопросов
самостоятельно. Ему также не следует самому пытаться
преодолеть те трудности, которые он встречает в своей
духовной борьбе - ведь делая это, он ставит опыты на самом
себе, лукавый может запутать его и создать ему [новые]
проблемы. Некоторые люди доходят до того, что сами
определяют для себя епитимьи. Такие вещи очень опасны.
Христианин, не имеющий духовника, с которым
он мог бы советоваться, продвигаясь по своему духовному
пути, запутывается, выбивается из сил, плетется в хвосте.
Достичь поставленной цели такому человеку очень непросто.
Если человек сам разрешает свои проблемы, то, каким бы он ни
был мудрым, он остается помраченным, поскольку ведет себя с
самоуверенностью и гордостью. А вот тот, кто смиряется, с
доверием и самоотверженностью идет к своему духовнику и
спрашивает его мнение, получает помощь. Это происходит,
потому что в последнем случае Бог обязательно просвещает
духовника и духовник дает человеку правильный ответ.
Да вот и в случае со мной. Я ведь кто?
Крышка от консервной банки. Однако если ко мне приходит
человек с помыслом, что я - Святой, то я замечаю, что
испытываю в себе какое-то изменение и чувствую, что говорю
не от себя. Отсюда мне ясно как дважды два четыре, что
пришедший ко мне человек пришел с благоговением и Бог, для
того чтобы не поступить с этим человеком несправедливо,
приводит меня в это доброе состояние. В подобных случаях,
если тебя спрашивают о чем-то серьезном, Бог извещает тебя,
и ты можешь сказать человеку о том, что случится, когда
случится и как он должен к этому отнестись.
В духовной жизни необходим духовный руководитель
Сегодня самое необходимое для людей - это
найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и
советоваться с ним. Если, имея духовника, люди устраивают
свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и
чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются,
тогда в этой жизни им нечего бояться.
Для того чтобы душа не сбилась с пути, за
ней должен наблюдать духовник. В духовной жизни очень
помогает, к примеру, чтение духовных книг, однако, не имея
духовного руководителя, человек может истолковывать
прочитанное на свой лад и таким образом впасть в прелесть.
Погляди, ведь человек, который едет куда-то на машине и
плохо знает дорогу, может заглядывать в карту, однако, кроме
этого, он останавливается, чтобы спросить у людей, как ему
проехать, как не сбиться с пути. К примеру, человек выезжает
из Афин и направляется во Флорину. Карта-то у него, конечно,
есть и он в нее заглядывает, но все-таки он останавливается
возле какого-нибудь киоска и спрашивает, правильно ли едет,
хорошая ли впереди дорога. А если не будет спрашивать, то
подвергнется опасности или свернет не туда, куда нужно, и
вместо Флорины окажется в Кавале или же сорвется вместе с
машиной с обрыва и разобьется насмерть.
Конечно, может быть и такое: человек
спрашивает других о том, как ему проехать в нужное место,
однако, услышав ответ [что нужно повернуть в другую
сторону], все-таки едет по своей дороге и в итоге попадает
не туда, куда стремился. А еще он может не обратить внимания
на те дорожные опасности, о которых его предупреждали, и
попасть в аварию или в какую-нибудь другую неприятность.
Однако тот, кто показывал ему правильную дорогу и
предупреждал: "Будь внимателен: в таком-то месте крутой
поворот, а в таком-то дорога проходит по краю высокого
обрыва...", получает свою мзду. То же самое должно
происходить и в духовной жизни. Верующему необходимо иметь
духовника, который помогал бы ему посредством Таинства
Исповеди, давал советы. Только так человек может жить
духовной жизнью и быть уверенным в том, что находится на
верном пути.
Конечно, духовного руководителя человек
выбирает себе [сам]. Доверять свою душу всякому встречному -
поперечному не нужно. Подобно тому как, заботясь о телесном
здоровье, человек разыскивает хорошего врача, так же,
заботясь о здоровье души, нужно постараться найти хорошего
духовника и ходить к этому духовнику - врачу души -
регулярно.
Блаженный старец Паисий Святогорец
Из книги: Том III. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди
Православие и Мир – 29.12.2006.
|