Как подготовиться к первой исповеди?
Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на
исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что
вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью
следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые
шаги.
Исповедь – таинство примирения с Богом,
когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает
Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник
молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди
следует отличать доверительную беседу со священником, где
можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить
ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и
во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение
требует длительного времени, то лучше попросить священника
назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем
непосредственно к советам по подготовке к исповеди.
1. Осознать свои грехи. Если вы задумались
об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то
делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и
начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех –
это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря,
замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о
мире открывается в Священном Писании – Библии. Частичным,
наиболее "сжатым" выражением замысла Божия относительно
практической жизни человека являются заповеди – знаменитые
Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих
заповедей Иисус Христос свел к следующему: "Люби Господа
Бога всем сердцем своим" и "люби ближнего своего как самого
себя". Перед подготовкой к первой исповеди полезно
перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия
от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос
говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того,
как мы относились к своим ближним.
2. Не использовать "списки грехов".
Последнее время среди верующих (как говорят,
"воцерковленных", то есть более знакомых с церковной
традицией, а на практике – и с околоцерковными суевериями)
распространены разного рода "списки грехов". Подготовке к
исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно
помогают превратить исповедь в формальное перечисление
"того-что-является-грехом". На самом деле исповедь
формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того,
среди "перечней грехов" встречаются и вовсе курьезные
образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не
рассматривать всерьез.
Единственным исключением может быть самая
краткая "памятка" основных грехов, которые часто не
осознаются таковыми. Пример такой памятки:
Грехи против Господа Бога:
– неверие в Бога, признание какой-либо
значимости за иными "духовными силами", религиозными
доктринами, помимо христианской веры; участие в иных
религиозных практиках или обрядах, даже "за компанию", в
шутку и пр.;
– вера номинальная, никак не выражаемая в
жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом
существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
– творение "кумиров", то есть вынесение на
первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо
Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально "служит"
человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания,
увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает
соответствующее место в личной "иерархии ценностей", но,
становясь на первое место, превращается в кумира;
– обращение к разного рода гадалкам,
ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. – попытка "подчинить"
духовные силы магическим путем, без покаяния и личного
усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
Грехи против ближнего:
– пренебрежение людьми, проистекающее из
гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний –
не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек,
который оказался рядом с нами в данный момент);
– осуждение и обсуждение недостатков ближних
("От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься", –
говорит Господь);
– блудные грехи разного рода, особенно
прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и
противоестественные половые связи, что несовместимо с
пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и
распространенный сегодня т.н. "гражданский брак", то есть
сожительство без регистрации брака. Следует, однако,
помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не
может расцениваться как блуд и не является препятствием для
пребывания в Церкви;
– аборт – лишение жизни человеческого
существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том
случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям.
Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со
стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает
то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.
– присвоение чужой собственности, отказ от
оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание
заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
– ложь разного рода, особенно – клевета на
ближнего, распространение слухов (как правило, мы не может
быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Это примерный перечень наиболее
распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что
подобными "списками" не стоит увлекаться. Лучше всего при
дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять
заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.
3. Говорить только о грехах, причем
собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не
пытаясь их приуменьшить или показать извинительными.
Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая
исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории
обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на
исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он
оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя.
Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются
в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе
невозможно. Но грех – это всегда плод личного выбора. Крайне
редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать
между двумя родами греха.
4. Не выдумывать особого языка. Говоря о
своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их
"правильно" или "по церковному" назвать. Надо называть вещи
своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу,
Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и
называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.
Не удивите вы и священника. Порой кающимся
стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть
опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом
деле священнику за годы служения приходится выслушивать
очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того,
грехи все не оригинальны: они практически не изменились на
протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего
покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а
обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.
5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не
надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста,
непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора,
ношение/неношение определенного рода одежды и т.п.
Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи.
Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на
протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в
несоблюдении постов, если сам "вектор" жизни был направлен
не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в
повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи
сердца, а мы ему: "рыбку в постный день съела" и "вышивала в
праздник".
Главное внимание должно быть уделено
отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно
Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны,
но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего
– члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей
начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле
для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения,
прощения, принятия.
6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как "метанойя", буквально
– "перемена ума". Недостаточно признать, что в жизни
совершал такие-то и такие-то проступки. Бог – не прокурор, а
исповедь – не явка с повинной. Покаяние должно быть
переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и
всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние
начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к
священнику уже "запечатлевает" происходящую в жизни
перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать
грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит
повременить?
Нужно оговорить, что когда мы говорим об
изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде
всего грехи так называемые "смертные", по слову апостола
Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими
грехами христианская Церковь издревле считала отречение от
веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно
отнести и крайнюю степень других человеческих страстей:
злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может
быть прекращено однажды и навсегда усилием воли,
сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов
мелких, так называемых "повседневных", то они во многом
будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть
готовым и принимать это смиренно как прививку против
духовного превозношения: совершенных среди людей нет,
безгрешен только один Бог.
7. Быть в мире со всеми. "Прощайте, и
прощены будете", – говорит Господь. – "Каким судом судите,
таким будете судимы". И еще более сильно: "Если ты принесешь
дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет
что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред
жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и
тогда приди и принеси дар твой". Если мы просим у Бога
прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно,
бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у
человека невозможно физически, либо это приведет к
обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по
крайней мере, просить со своей стороны и не иметь в сердце
ничего против ближнего.
Несколько практических рекомендаций. Прежде
чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда
в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не
только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в
больших храмах и монастырях – и в будние дни. Наибольший
наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста.
Конечно, великопостный период – по преимуществу время
покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень
долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не
сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в
пятницу вечером или утром в субботу – в эти дни людей будет
наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо,
если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и
попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.
Существуют специальные молитвы, выражающие
покаянное "настроение". Их хорошо прочитать накануне перед
исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается
практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если
вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно
воспользоваться переводом на русский язык.
Во время исповеди священник может назначить
вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения,
чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия.
Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и
получить полное прощение. Епитимия может быть назначена,
когда священник не встречает со стороны кающегося должного
отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит,
что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать
практически для "изжития" греха. Епитимия не может быть
бессрочной: она назначается на какое-то определенное время,
и потом должна быть прекращена.
Как правило, после исповеди верующие
причащаются. Хотя исповедь и причастие – два разных
таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с
подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем
в отдельной статье.
Если эти небольшие советы помогли вам в
подготовке к исповеди – слава Богу. Не забывайте, что это
таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую
исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц
помогает всегда быть "в тонусе", внимательно и ответственно
относиться к своей повседневной жизни, в которой,
собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.
Андрей Дудченко, протоиерей
Православие и мир - 25.02.2010.
|