Священник, старец, духовник...
Для чего нужна исповедь? Почему человек не
может просто искренне покаяться перед Богом в совершенных
грехах? Зачем нужен "посредник"? На вопросы отвечает иерей
Михаил Немнонов.
Исповедь перед священником установлена Самим Господом.
Помните, в Евангелии от Иоанна Христос, явившись ученикам по
Воскресении, говорит им: мир вам! как послал Меня Отец, так
и Я посылаю вас. И сказав это, дунул, и говорит им: примите
Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком
оставите, на том останутся (Ин. 20:21-23). Потому
православные и исповедуются (в том числе сами священники
другим священникам), что это от Бога и что так нам заповедано.
Таинство покаяния, называемое также
исповедью, установлено Церковью в глубокой древности. В
Деяниях говорится, что "многие из уверовавших приходили (к
апостолам), исповедуя и открывая дела свои" (Деян. 19:18). С
исповеди начиналась христианская жизнь бывших язычников.
Практиковались иногда публичная исповедь перед всей общиной
(к V веку она исчезает), а также исповедь перед несколькими
священниками. Чаще, однако, исповедь была тайной. В
христианской традиции Церковь воспринимается как духовная "врачебница",
грех - как болезнь, исповедь - лечение, священник - врач:
"Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе...
Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый
принимает отпущение грехов" (святитель Иоанн Златоуст).
В чине исповеди сохраняются слова: "Внемли убо, понеже бо
пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши". Грех
является падением, заблуждением человека: исповедь помогает
ему подняться и выйти на верный путь.
Христианину все грехи прощены в Крещении.
Однако "несть человек, иже жив будет и не согрешит", и после
Крещения он вновь допускает грехи, оседающие в его душе, как
грязь и чернота, лишающие его полноты жизни в Боге, потому
что ничто нечистое не может войти в общение с Пречистым
Богом. Святые Отцы называли покаяние "вторым крещением",
подчеркивая его очищающее, обновляющее и освежающее
действие: "Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние
есть завет с Богом об исправлении жизни... Покаяние есть
примирение с Господом чрез совершение добрых дел,
противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение
совести" (Иоанн Лествичник).
Исповедь приносится Богу, и священник -
только "свидетель", как сказано в чинопоследовании таинства.
Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому
Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником,
несомненно, учитывала субъективный фактор: Бога многие не
стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком
исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий
преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным
руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления
греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах,
она предполагает и совет священника, а также в некоторых
случаях эпитимию - наказание или нравственное предписание
для уврачевания греха.
Иларион Алфеев,
епископ
Из книги: Таинство веры. - М., 2000.
- Духовное руководство. Для чего оно нужно?
Ведь все, что нужно для христианской жизни, уже написано в
Библии.
Духовное руководство помогает исполнить на
деле то, о чем написано в Библии. Сразу оговорюсь, что под
"духовным руководством" я имею в виду совет священника,
обладающего некоторым духовным опытом. Дело в том, что
Священное Писание нужно еще правильно понять. А понятое
нужно применить на практике. Вот тут и возникают многие
вопросы, которые человеку трудно разрешить самому. Отчасти
по недостатку опыта, но еще и потому, что мы склонны
относиться к себе с пристрастием.
Я знаю детских врачей (не врача, а врачей!),
причем хороших, которые теряются, когда заболевает их
собственный ребенок. Знаю и психологов, опять-таки хороших,
которые при всех своих знаниях и опыте не могут решить
собственные психологические проблемы. Жизнь устроена так,
что нам во многих делах нужна помощь других людей. И в
христианской духовной жизни не обойтись без помощи тех, кто
имеет больший, чем мы, духовный опыт или просто способен
подать нам хороший совет "со стороны" о том, как соотносятся
заповеди Божии с нашими жизненными обстоятельствами и как
нам лучше приступить к их исполнению.
- Для чего нужно обо всем спрашивать
священника? Для чего человек должен спрашивать совета
священника, с которым и говорит-то по несколько минут раз в
неделю?
- Священника нужно спрашивать не обо всем, а о
том, что имеет отношение к духовной жизни. Например, в какое
время вам чистить зубы или носить ли вам бороду, лучше
решить самому. Но как лучше организовать свое молитвенное
правило, если вы уходите рано, приходите поздно и живете в
маленькой квартире в семье из пяти человек, из которых трое
безразличны к вере, а один настроен враждебно, об этом
уместно спросить у священника.
- Что такое послушание и для чего вообще оно
нужно?
- Если говорить о людях, живущих в миру, и о
духовных реалиях нашего времени, то я бы определил
послушание как внимательное и вдумчивое отношение к советам,
полученным от духовника. Совет не повеление. Каждый сам
решает, следовать ли ему таким советам. Но я много раз и от
разных людей слышал сожаления о том, что они не последовали
хорошим советам священников и тем лишили себя душевной
пользы, к которой были направлены эти советы.
- Что такое старчество? Кто такие старцы? Кто
такой духовник?
- Старец - боговдохновенный духовный
наставник, достигший высот христианской духовной жизни,
имеющий обильный духовный опыт и исполненный духовных
дарований. А духовник - обыкновенный священник, совершающий
Таинство исповеди. Духовник может быть более или менее
опытным, молодым или старым. Но он должен быть
добросовестным, искренним и желать спасения и себе, и вам.
- Должен ли человек сам выбрать духовника и
как об этом сказать священнику?
- Чаще всего люди сами и выбирают духовников.
Говорить об этом не обязательно. Священник заметит, что вы
обращаетесь именно к нему. И если вы будете прислушиваться к
его советам, он это тоже заметит.
- Нужно ли исповедоваться только у своего
духовника или можно исповедоваться у других священников.
Спрашивать ли у них совета?
- Если у вас есть духовник, то по возможности
нужно исповедоваться ему. Но если такой возможности нет
(духовник болеет, или в отпуске, или по причине других
послушаний не исповедует), то не будет греха исповедаться и
другому священнику. То же касается и совета.
- Должна ли отличаться в таком случае исповедь
(быть менее подробной)?
- Ваша исповедь должна быть понятна
священнику. Если отнестись к этому серьезно, то исповедь у
другого священника может оказаться более, а не менее
подробной.
- Может ли сам священник выбрать себе человека
в духовное чадо?
- Было бы странно услышать от священника: "Ты
не к отцу Петру ходи, а ко мне". Я бы после такого
приглашения скорее обратился к "отцу Петру". Но священник
может благословить свое духовное чадо и против его желания к
другому духовнику, если видит, что духовному чаду это
полезнее. Так что право выбора у священника тоже
присутствует.
- А не опасно ли выбирать себе духовника?
Можно попасть в духовное руководство к неопытному священнику
или к младостарцу.
- Есть ли опасность ошибиться при выборе
духовника? И да и нет. Смотря по каким критериям вы
выбираете. Если для вас на первом месте стоит внешность, или
образованность, или красноречие, или такие, например, хотя и
важные, но все же второстепенные признаки, как строгость или
мягкость, то вы уже в опасности. Опасно искать окормления у духовных "светил"
этот поиск изначально основан на тщеславии, и многие не
только остались без пользы сами, но и сумели "потушить" те
"светила", в свете которых хотели блистать.
Опасно искать в духовнике духовных дарований
в этом тоже гордыня, которая всегда приводит к плохим
последствиям. А вот если вы ищите простого, искреннего,
добросовестного священника, от которого ожидаете получить
наибольшую душевную пользу думаю, никакой опасности нет. Епископ Игнатий (Брянчанинов) писал: "В
духовнике, по мнению моему, великое достоинство простота,
неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих
умствований".
Прислушивайтесь к советам такого священника,
а если не можете их исполнить, делитесь с ним же своими
трудностями. Молитесь, чтобы Господь помогал и вам и
священнику. Если ваше окормление у духовника строится на
таких началах, то и неопытность пастыря будет покрыта
милостью Божией.
- Как отличить истинного пастыря от
младостарца?
- Лучше уж принять истинного старца за
обыкновенного духовника, чем обыкновенного духовника за
старца. Истинный пастырь не решает за вас, что вам делать,
он дает вам совет. А вот младо- или лже- старцы требуют
полного и безоговорочного послушания.
Например, описаны случаи, когда такие
"старцы" требовали от своих прихожан продажи всего
имущества, накладывали неудобоносимые епитимии,
"благословляли" (повелевали) вступать в брак незнакомым друг
с другом людям, или, напротив, разбивали семьи, требуя от
своего "духовного чада" оставить супруга, детей и родителей. Между прочим, настоящие старцы,
подвизавшиеся в конце минувшего века, архимандрит Кирилл
(Павлов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей
Николай (Гурьянов) только в редких случаях требовали полного послушания.
Интересно, что архимандрит Кирилл на "провокационный" вопрос
одного семинариста о том, есть ли сейчас старцы, скромно
ответил: "Старцы не знаю. Старики есть".
- В древности и в некоторых современных
монастырях была возможность ежедневно исповедовать и все
мысли свои духовнику. Сейчас такой возможности у мирян нет,
нет возможности спросить обо всем. Значит, мы лишены
возможности правильно строить духовную жизнь?
- Нигде в Евангелии не сказано, что ежедневное
исповедание помыслов единственный способ правильного
построения духовной жизни. Ведь и в древности в миру были
люди, не уступавшие по высоте духовной жизни преподобным
отцам. Вспомните александрийского сапожника, к
которому приходил святой Антоний Великий, или двух сестер, с
которыми беседовал преподобный Макарий. Они не жили в монастыре и у них едва ли была
возможность ежедневно спрашивать обо всем духовника или
исповедовать помыслы. Чтобы духовная жизнь строилась
"правильно", нужно искать воли Божией, искать "Царствия
Божьего и правды его" и остальное приложится.
Подлинный старец, прежде всего благодаря
высокой духовности, бережно относится к каждому конкретному
человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он
раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые
созвучны его духовному устроению и возрасту. Отдельные же
современные "старцы" (а вернее их будет называть
"младостарцами"), не обладая духовным рассуждением, налагают
на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Лк. 11:46),
применяют в своей пастырской деятельности штампы,
губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к
мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы
духовного руководства, уместные только в монашестве.
Нередко в доказательство преданности себе
они требуют от приходящих к ним продать их скудное
имущество, в результате чего те, лишившись имущества и
жилья, попадают в абсолютную зависимость от такого пастыря.
Столь превратное толкование слов Спасителя: все, что имеешь,
продай... и... следуй за Мною (Лк. 18:22) больше согласуется
с практикой современных тоталитарных сект, наводнивших
Россию в последние годы, чем с духом Евангельских заветов.
Подобными же "старцами" распространяется и
практика заключения браков, при которой благословение на
совместную жизнь преподается людям малознакомым или вообще
незнакомым друг с другом.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II
Книги: "О духовничестве". - М., 2000.
- В каком случае человек может сменить духовника?
- Могу поделиться тем, что слышал однажды в
беседе архимандрита Кирилла (Павлова) с воспитанниками
Московской Духовной Семинарии. На этот вопрос старец ответил
так: "Если вы чувствуете, что не получаете уже духовной
пользы, утешения в руководстве тем или иным духовником, а от
другого получаете душевной пользы больше, то, не смущаясь,
можете перейти к другому. Лишь бы получали для души большую
пользу, лучшее руководство". Только прежде, чем принимать
такое решение, помолитесь, чтобы Господь дал вам разум не
ошибиться. Чтобы под предлогом душевной пользы нам не
заняться поиском такого духовника, который даст нам больше
поблажек.
- В некоторых книгах ("Лествица") можно
встретить утверждение, что лучше согрешить против Бога, чем
против духовника, потому что духовник отмолит у Бога, а если
разойтись с духовником, то и отмолить некому будет. Так ли
это?
- Во-первых, в "Лествице" говорится скорее о
старце, чем о духовнике. Вот эта цитата: "Лучше согрешить
перед Богом, нежели перед отцом своим; потому что если мы
прогневили Бога, то наставник наш может Его с нами
примирить; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже
никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал". Но
вдумайтесь в дальнейшие слова прп. Иоанна Лествичника:
"Впрочем, я думаю, что оба эти согрешения имеют одно
значение". Грех перед Богом это одновременно и грех перед
духовным наставником, и наоборот. То есть лучше всего
стараться творить волю Божию и иметь чистую совесть и перед
Богом, и перед духовником.
- Что делать в случае, если старец или
духовник дает благословение на то, что невозможно исполнить?
Например, если человека благословляют на 30 земных поклонов,
а он и двух не может по болезни сделать?
- Отношения с духовником строятся на
добровольных началах. Если духовник дает непосильные
благословения нужно объяснить ему, какие проблемы возникают
у вас при попытке следовать его советам. А если он ваших
проблем знать не хочет есть повод подумать, не обратиться ли
к другому священнику.
- Известен случай из жизни Марии Каледы:
старец Павел Троицкий не благословил ее выходить замуж за
несколько недель до венчания. Она до последнего была не
уверена в том, что нужно идти замуж и поступила по
благословению. Сейчас она матушка Иулиания игуменья
Зачатьевского монастыря. Но что делать в ситуации, если двое
любят друг друга, духовник благословил брак, а старец нет?
- В этом случае нужно помолиться о том, чтобы
Господь дал разум уразуметь Свою волю и силы принять ее. А в
общем, такие случаи, за оскудением старцев, становятся все
более редкими.
- Как быть в той ситуации, когда духовник или
старец контролирует слишком много "недуховных" семейных вопросов:
семейный бюджет, супружеские отношения и.т.д.? Правильно ли
это и что делать в такой ситуации?
- Поймите правильно: ни опытный (или хотя бы
здравомыслящий) духовник, ни истинный старец не будет
контролировать семейный бюджет или супружеские отношения.
Если так происходит, то нужно еще раз подумать, там ли вы
окормляетесь, где нужно. Но духовник, по желанию обоих
супругов, может помочь им в решении подобных вопросов, и в
этом нет ничего зазорного.
- Как строить семейную жизнь в таких
ситуациях: жена сбегает из дому от своих обязанностей,
путешествует по монастырям, избегает супружеского общения, и
духовник это благословляет… Что делать в такой ситуации
мужу?
- Если жена бежит из дома от семейных
обязанностей, то скорее всего, не сложились отношения с
мужем. Поэтому, прежде всего, нужно вникнуть в причины
создавшегося положения и попытаться увидеть в нем долю своей
вины. Нелишне будет поговорить и с духовником жены,
объяснить ему свое видение проблемы. А главное попросите
совета у тех, кто мудрее и опытнее вас.
- Как найти настоящего старца?
- Не нужно искать настоящего старца. Ищите
царствия Божьего и правды Его, и все прочее приложится вам.
Митрополит Антоний Сурожский писал об этом: "Беда в том, что
старцев, даже духовников, нельзя искать, потому что мы можем
обойти весь мир и не найти; но опыт подсказывает, что иногда
Бог нам посылает нужного человека в нужную минуту хоть на
короткий срок. И он тогда вдруг делается для нас тем, чем
старцы были в продолжительном отношении".
Мне кажется, что есть в духовничестве три
степени. Есть приходской священник, роль которого -
совершать таинства Церкви. Он может не быть хорошим
проповедником, он может не давать никаких советов на
исповеди, он может ничем не проявлять себя в пастырском
отношении. Достаточно того, что он совершает Божественную
литургию, если только он помнит, что чудо Божественной
литургии или других таинств совершается Господом. В Литургии
ясно нам указано, что Христос является единственным
Тайно-совершителем и что только Дух Святой - та Божественная
сила, которая может из обыкновенного хлеба и вина сотворить
Тело и Кровь Христовы. Это надо помнить нам, священникам. Мы
произносим слова, но действие совершается Христом и Святым
Духом.
Мне вспоминается один молодой священник,
который как-то, приступая к Литургии, вдруг почувствовал,
что он не в состоянии совершить это таинство, что ему
слишком страшно, что он не может его совершить. Он сказал:
"Господи, что мне делать?!" И в тот же момент почувствовал,
как между ним и престолом Кто-то встал, так что ему пришлось
отступить назад. И в течение всей Литургии он произносил
слова, которые предписано священнику произносить, и знал,
что Совершитель литургии - Сам Христос, Который стоял между
престолом и им. Это должен бы если не испытать (потому что
это чудо, которое не всякому дано), то по крайней мере
понимать каждый священник. В молитве на Литургии священник
говорит Христу: "Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй
и раздаваемый, Христе Боже наш"... Поэтому любой священник,
если он благоговейный, чистый в своей жизни" если он
устремлен к совершению своего христианского подвига и
священнического служения, приемлем и может быть принят
Церковью и людьми.
Но это не значит, что ему дано право или
возможность руководить другими людьми. Рукоположение не дает
человеку ни ума, ни учености, ни опытности, ни духовного
возраста. Оно дает ему страшное право стоять перед престолом
Божиим там, где только Христос имеет право стоять. Он в
каком-то смысле икона, но он не должен воображать, будто он
святыня.
Есть другая степень. Это священник опытнее
или старше, который более научен и призван давать
наставления другому человеку о том, как идти от земли на
небо. И этот священник должен быть предельно осторожен.
Знаете, когда вы уходите в горы, вы выбираете себе
проводника, который ходил туда, куда вы хотите прийти, и
живым вернулся оттуда, а не погиб на пути. Вот таков должен
быть духовник в полном смысле этого слова. Он не должен
говорить того, чего он опытно не пережил или чего он как-то
своим нутром не знает. Мы приходим к духовнику с тем, чтобы
встретить проводника до дверей Царства Божия. Но если он сам
там не бывал, он нам ничего не может дать. Об этом должен
задумываться каждый духовник, каждый священник, к которому
приходят люди на исповедь.
Можно ли сказать, что каждый священник имеет
в себе способность каждому человеку сказать то, что ему
нужно? Нет. Бывает так, что исповедующий священник или
просто священник, к которому пришел человек на духовную
беседу, слышит его, понимает то, что говорится, но ответа у
него нет. В таком случае священник должен быть честен и
сказать своему духовному чаду: "Все, что ты мне сказал, я
понимаю, но ответа у меня для тебя нет. Я буду молиться о
тебе. И ты молись, попроси Бога о том, чтобы Он мне простил
то, что по своей неопытности я не могу тебе и Ему послужить
в этой встрече, но я тебе не могу сказать ничего". Я часто
вспоминаю рассказ из жизни святого Амвросия Оптинского о
том, как он отказался дать от ума ответ на духовные нужды
двух людей, потому что на его молитву о просветлении Божия
Матерь не отвечала.
Я помню один случай, который меня потряс. К
нам в маленький храм в Париже ходил один священник, который
не служил никогда, потому что он тяжело пьянствовал. Он
приходил в храм с глубоким покаянием, с сердцем сокрушенным,
и я его ставил в угол и становился перед ним с тем, чтобы,
если он упадет, он упал бы на меня и никто этого не заметил.
А потом, в какой-то момент во время немецкой оккупации,
нашего приходского священника арестовали, и заменил его тот
священник, который обычно не мог служить, потому что не был
трезв. Тут он опомнился и стал служить; и служил со слезами,
с глубиной, которая потрясала наши души. Я раз к нему пришел
на исповедь, открыл ему свою душу, и он стоял рядом со мной
и надо мною плакал - не пьяными слезами, а плакал слезами
сострадания и понимания. Когда я кончил свою исповедь, он
мне сказал: "Ты знаешь, что я за человек; я недостоин ни
слышать твою исповедь, ни давать тебе совет. Но ты молод, у
тебя вся жизнь впереди, опомнись, не стань, каким я стал, и
для этого я тебе скажу, что Христос тебе сказал бы в
Евангелии..." И он мне процитировал несколько слов Спасителя
Христа. Это была одна из самых потрясающих исповедей,
которые я пережил. Этот человек дошел до дна в своем
покаянии и из этих глубин мог родить во мне покаяние, мог
дать совет, - совет, взятый из его собственной трагической
жизни, но освященный словами и учением Христа. Это второй
пример того, как можно исповедовать.
А есть еще третий уровень. Это старчество,
уровень тех людей, которые, говоря образно, почти всю дорогу
прошли до дверей Царства Небесного, может быть, не вошли в
него, а может, допущены были в него, но были посланы
обратно, на землю, к нам, чтобы нас вести в это Царство. Вот
это старец. Это человек, который весь путь прошел до глубин
своей души, дошел до того места, где запечатлен образ Божий
в нем, и который может говорить из этих глубин.
Но старцем самого себя не сделаешь, и, если
можно так выразиться, старцами не рождаются. Это люди,
которых коснется благодать Святого Духа и которые отзовутся
на нее и будут верными, - верными тому, чему учит нас
Христос, и верными тому, что говорит Дух Святой в их душах.
Старцы - явление редкое. И когда речь идет о старчестве, о
священстве, о "младостарчестве", мы должны помнить, что речь
не идет о возрасте телесном, о том, седая ли у тебя борода
или еще русые локоны, а о том, до какой глубины тебя увлек
Святой Дух, чему ты научился и что ты можешь сказать. Причем
старец не обязательно будет давать приказания, он может
давать советы, он может давать указания, но должен хранить,
беречь нашу свободу, потому что Бог не ищет себе рабов, а
ищет Себе детей, братии, сестер: Я не называю вас больше
рабами, потому что раб не знает воли Господина своего, а Я
вам все сказал... Это духовник должен помнить.
Антоний Сурожский, митрополит
Из книги: "О духовничестве". - М., 2000.
Православие и Мир – 15.05.2007.
|