Поскорее омыть скверну греха
"…им следовало бы бежать к духов-
ному отцу своему тотчас по па-
дении, и сделать это не по чему
другому, как по желанию поскорее
омыть скверну греха, оскорбившего
Бога, и принять новую силу против
себя самого в святейшем Таинстве
покаяния и исповедания"
Прп. Никодим Святогорец
Многие священники, даже митрополит Антоний
Сурожский, выступают против частой исповеди, считая, что
можно приходить на исповедь раз в месяц, а то и реже, и что
в этом случае человек, по крайней мере, придет с покаянием,
сможет себя оценить, осознать свою греховность и будет
каяться более глубоко. Если встать на такую точку зрения, то
может показаться, что-то же самое можно сказать и о
Причастии: если человек будет причащаться редко, то он будет
причащаться достойно. Некоторые священники, не допуская
людей до частого Причащения, аргументируют это именно тем,
что Причастие становится формальностью.
Трудно согласиться с таким мнением. Общение
с Богом, если оно истинное, не может быть формальностью,
будь то в Таинстве покаяния, в Таинстве причащения или в
молитве. Формальным оно может стать само по себе, и зависит
это не от того, часто или нечасто человек приступает к
Таинству, а от того, как он к нему относится: насколько
глубоко он понимает смысл исповеди или смысл своего участия
в Литургии, насколько он вообще живет духовной жизнью. Если
человек горит сердцем и живет духовной жизнью по-настоящему,
то ничего формального в его отношениях с Богом быть не
может.
В современном мире для большинства
новоначальных христиан частая и подробная исповедь является
важнейшим моментом катехизации, возможностью услышать от
священника ответ на вопросы, необходимые для духовного
становления. А можно приходить на исповедь раз в год, перед
Великим Четвергом, как это, к сожалению, часто и происходит,
но совершенно не видеть своих грехов. Но если же человек
желает честно на себя взглянуть, то покаяние пробуждается в
нем как естественная потребность.
Грех пугает, и если человек не может, не
хочет с этим жить, то ноги сами несут скорее его на
исповедь. Как же он будет ждать целый месяц? Как только
почувствовал, что тебя уязвил грех, беги скорее к врачу. А
чем больше времени проходит, тем бесчувственнее становится
душа. Состояние окамененного бесчувствия и происходит от
того, что человек находит для себя возможность терпеть
греховную уязвленность, отложить возможность покаяния.
Вспоминается блаженный Августин, который, будучи еще
грешником, молился: "Господи, спаси меня, но только не
сейчас". Именно уязвленность грехом должна подвигать
человека тут же бежать на исповедь, сразу просить помощи и
духовного совета у духовника.
Возможно, человек и не может за неделю
принести серьезных плодов покаяния, но он все время должен
быть в пути.
Алексий Уминский, протоиерей
Из книги: "Тайна примирения". - М., 2007.
Православие и мир – 04.09.2008.
|