Итак, на носу что? На носу - Масленица!
Получаю сообщения с разных уголков нашей страны по этому
поводу. То там, то тут, какой-нибудь священник или особо
"воцерковленный" прихожанин зверствует по поводу
"языческой" Масленицы.
Якобы это нецерковный праздник, потому
что, если этот праздник был бы православный, то в
церковном календаре должны быть расписаны все дни
праздника, был бы определен чин службы на каждый день,
ежедневные тропари, кондаки и другие молитвословия,
согласно Уставу. Однако, блюстители считают, что ничего
этого в календаре нет и никаких упоминаний о Масленице,
как таковой, тоже.
"Масленица". Художник Федот Сычков, 1914 год
Вот бы наши блюстители так ретиво
запрещали прихожанам праздновать 23 февраля с 8 марта
или хотя бы гражданский Новый год, установленный
Лениным. Неужели, молебное пение на этот праздник
установлено церковным Уставом? - Конечно, нет! Но ведь
служат!
Во-первых, в жизни Церкви есть много
традиций, которые не прописаны, не озвучены в Уставе.
Во-вторых, нужно знать церковный календарь очень хорошо,
чтобы утверждать так безапелляционно: на Руси до
сегодняшнего дня дважды менялся Устав:
Константинопольский (Великой Церкви) на Студийский, а он
на Иерусалимский (обители святого Саввы). Между прочим,
в этих уставах различаются даты празднования разным
святым и событиям, как и факт наличия некоторых святых и
событий. А если поговорить о стилях церковного
календаря: Антиохийском, Константинопольском и
Болгарском, ведь все три тоже существовали в Русской
Церкви.
Пусть эти псевдопротестанты (протестуют?
- протестуют!, требуют, если не библейского, то хотя бы
Уставного текстового повеления праздновать? - требуют!
Чем не протестанты?) расскажут, в каком Уставе сказано
про украшение храма березой на Пятидесятницу. А может,
расскажут про Устав, который повелевает ставить елку в
домах? Да что там, красить яйца на Пасху тоже Устав
повелевает? Какой?
Главная проблема, что эти масленичные
протестанты забывают, что едят пирожки дома, борщ
готовят, в баню ходят, детей в школу водят. Об этом тоже
в Уставах ни слова. Однако же делают? Не нужно лукавить,
человек не только духовное существо, но и душевное и
даже телесное. И наши предки, в отличие от нынешних
протестантов это хорошо понимали и старались быть в
каждый момент своей жизни, каждой частью человеческой
сущности христианином, то есть подражали Христу.
Или они, эти запретители Масленицы, не
знают, что Господь не только участвовал в переписи
населения, но и был на браке в Кане Галилейской? И что,
по-вашему, там происходило? Все сидели смирно за столами
с руками на коленях? Думаете, в Палестине
двухтысячелетней давности не было народных обычаев и
обрядов? А посмотрите, как сегодня евреи или арабы
празднуют свадьбу, они же прямые наследники той
культуры. Кроме того, там, в Кане было совершено чудо,
когда гуляющим на свадьбе умножилось вино. Уж точно не
для того, чтобы на него смотреть.
А знаете, что сделал, согласно тропаря
святитель Василий Великий? - "Человеческие обычаи
украсил еси". Это про какие же обычаи речь?
Ну и, наконец, про Масленицу!
Внимательно посмотрите на содержание церковных
песнопений и чтений, прежде чем утверждать, что они не
про Масленицу. Никто не говорит, что каждый день
Масленицы или Первых трех недель Триоди - это отдельные
праздники. Масленица - это период. Сегодня -
восьмидневной, а до XVIII века трехнедельный.
Согласно церковного Устава речь идет про
седмицы и недели. И полнота прочтения и понимания их
отношения к Масленице, а точнее наоборот - Масленицы к
ним складывается именно в результате внимательного
знакомства с евангельскими и апостольскими чтениями и
богослужебными песнопениями.
Упоминания о Масленице мы найдем именно
в церковном календаре, но не в том, современном, что с
фотографиями "политбюро", а в тех, из которых он,
сегодняшний формируется. Первое упоминание Масленицы в
русской культуре находим в Житии преподобного Феодосия
Печерского, того, в монастыре которого и составлялся
первый русский календарь и писались летописи. Именно
церковные источники, монахи нам говорят о Масленице.
Если открыть Полный словарь церковно-славянского языка"
под редакцией прот. Григория Дьяченко, увидим, что слово
“Масленица” (или “Масляница”) в нем есть. Притом, что
в "Материалы для словаря древнерусского языка" его нет. А
в церковнославянском – есть.
И да, не забывайте, что церковная жизнь
это не только Русская церковь, но Вселенская! Ничего-то
эти запретители знают про церковную жизнь в Греции,
Грузии, Сербии, Болгарии, Албании, Кипра...
К слову сказать, европейское "карнавал"
- калька с латинского "carne vale!" - "мясо, прощай!" - это масленичные гуляния в традиции католиков.
На фото Масленица (Апокриес, Цикнопемти, Бун Барекидан) в Армении и Греции
Молебен на Новолетие - очень позднее
явление петровской и ленинской эпохи, а Масленица -
древнее Халкидонского собора. Иначе бы не было Масленицы
у дохалкидонитов. Что касается карнавала, ряжения,
именно о карнавалах и нужно говорить как о явлении
христианской культуры, так как латинское и греческое
название праздника (какое из них оригинал, а какое
калька вопрос дискуссионный, как я понял) отличается от
русского названия, содержа двойной смысл. В этом
названии не только прощание с мясом, но и прощание с
плотью, плотской жизнью.
Жизнь человеческая не ограничивается
Литургией в храме. Что в этой внехрамовой жизни новых
"протестантов" отражает наличие праздника, особого
времени? Что эту жизнь окрашивает тематикой этого
церковного времени? Увы, ответ известен, ничего!
Говоря о народных якобы "самочинных"
традициях, укажу на то, что народ-то, хорошо слушал и
умел слышать (народу дано больше чем протестанствующим),
что наступила Масленица, открываемая притчей "О мытаре и
фарисее". Кстати, именно фарисеи говорили о народе,
почитавшем и принимавшем Христа: "старейшины... положили
в совете взять Иисуса хитростью и убить, но говорили:
«Только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в
народе». Придираясь к тому, что бывший расслабленный нес
свою постель в субботу по повелению Иисуса, они,
фарисеи, считали это, ужасное, по их понятиям, нарушение
субботнего покоя, "по Уставу", достаточным поводом,
чтобы убить Иисуса, и только искали случая взять Его
потихоньку, не в толпе народа, который мог заступиться
за Него. Или вспомним блудницу, которую они привели ко
Христу, чтобы спровоцировать Его. Для них она была лишь
безликим инструментом, используемым для провокации, как
и весь абстрактный "народ". А Христос видел в ней
личность, как видит в каждом человеке, как апостолы
видели нас частью того или иного народа, хотя и едиными
во Христе.
Сначала Неделя мытаря и фарисея учит нас
не уподобляться мытарю. И уже на этой неделе с древности
в Греции и у нас до начала XVIII
века глашатаи объявляли, не будьте фарисеями, не
лицемерьте, гуляйте, пейте, даже неимущие празднуйте.
"Несть человек иже поживет и не согрешит"! И уж точно не
в неядении яйца или мяса спасение. Потому и седмица
сплошная. Церковный Устав же проводит верующих через
уподобление библейским персонажам.
Вторая неделя Триоди - "О блудном сыне".
Ведь он - герой притчи, а не второй, старший верный сын,
который постится и не празднует Масленицу! Вместе с
блудным расточив имение в пирах с друзьями, чтобы
вместе с ним прийти к Отцу! А когда придем, что будет?
Пир, телец упитанный! Именно это читается в греческих
народных обычаях теми, кто слушает церковные тексты. Наш
Мясопуст, мясопустная неделя - калька с греческого
Цикнопемти, жареном тельце, которого вкушает весь народ,
так выражающий отождествление с блудным сыном.
А что дальше? Вселенская родительская
суббота. Кстати, да, раньше ее в Уставе не было в этом
месте, а теперь есть! Мы вместе со всеми теми, кто умер
до нас. Мы говорим о воскресении и верим, что они
присутствуют. Но как выразить это. Молитвой в храме,
понятно. Но как визуализировать присутствие умерших? -
Это выражается тем самым шествием ряженых, ряжением,
масками, которое можно увидеть у всех христианских
народов в этом месте календаря. Да, вот так! Кстати, тут
устав особо говорит, что по этому же чину служить по
умершим надо в субботу перед Пятидесятницей. Вот та
связка Масленицы и "Духа", что звучит в значительной
части масленичных песен.
Дальше - больше. Неделя о Страшном суде.
Как раз то самое место, где вместе умершие, восставшие
для суда и живые, которых застал конец времен.
Продолжается тема совместного пребывания. Кстати, а тема
суда прослеживается еще в одном обычае которой точно
есть и у греков и у русских - масленичное срамление,
когда на всеобщее услышание начинают говорить, обсуждать
грехи, совершенные "в тайне" разными членами общины.
Ну и наконец, завершается Масленица
(маслопустная, сыропустная седмица) маслопустной,
сыропустной неделей (воскресеньем) "Изгнания Адама из
Рая". Что мы знаем о рае? Адам был с Евой, это тема
брака, первой семьи, исполнения первой заповеди. Кстати,
Адам был нагим, не отсюда ли многократное обнажение,
которое мы встречаем в разных обрядах Масленицы? А еще
Адам давал имена животным, не отсюда ли масленичные
медведь и прочая живность, что описывается в масленичном
поезде Петра Первого, Екатерины Великой, Анны Иоановны и
этнографических описаниях русских деревень и городов? Ну
и главное - Рай - это обилие пищи, вкушать можно от всех
плодов, это райское вдоволь, достаток - изобилие. "Как
сыр в масле кататься" это про Рай, точнее, про Масленицу
:).
Так что, уподобляясь обрядами Адаму,
чтобы быть изгнанными из Рая, в нем сначала надо
побывать, то есть отпраздновать Масленицу, с
наступлением которой я всех и поздравляю!
P.S. С одной стороны, спрашивают, а что
Церковь говорит про Масленицу, а с другой - батюшка
сказал, значит, это не церковный праздник. Церковь - это
верные, народ Божий, посредством Духа Святого
объединяемый Христом, который есть Глава Церкви. Этот
народ хранил веру веками, он носитель веры, а батюшка
появился, именно потому, что стал верным, получив веру
от народа. Человек приходит в мир чистой таблицей и лишь
увидев отблеск жизни вечной в глазах другого ЧЕЛОВЕКА,
становится христианином. Да, к Савлу Бог
обратился напрямую, призвав, но после этого послал
к народу, людям, учиться, перенимать живую Традицию
Церкви, хранимую народом Божиим, она же есть Христос.
И та последняя, женщина, бабушка, которой священник, Иван, родства непомнящий, запретил
участвовать в праздновании Масленицы (печь блины с
детьми), - она и есть народ Божий.
Все о Масленице - раздел публикаций, посвященных празднованию Масленицы, рассуждения о христианской сути ее обрядов и действий. Масленичные рецепты. Как превратить Масленицу в вакханалию язычества...
В Масленице блины не главное. Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций, и не только в нашем регионе, но те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия... - Даниил Крапчунов
Поговорим о масленице. Священники о Масленице. Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? - Православие.Ru
Масленица – миссионерская удача Русской Церкви. Масленица – невероятная миссионерская удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл весеннего карнавального буйства. В языческой культуре оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную точку бытия... - иеромонах Димитрий Першин
От язычества к христианству, или Как провести Масленицу. Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? - иерей Сергий Звонарев