Является ли приход Свято-Авраамиевского храма
в Болгарах, в котором служит протоиерей
Владимир Головин "сектой", а сам он гуру "коммерческого
проекта"? Рассмотрим это на критериях
псевдоправославной секты, которые сформулировал… сам
протоиерей Александр Новопашин.
***
Протоиерей Александр Новопашин стал
известен широкой публике месяц назад, когда
озвучил доклад "Коммерческо-религиозный проект
священника Владимира Головина" по заказу скандально
известного сектоведа Александра Леонидовича Дворкина,
время от времени (но с завидной частотой) самого
попадающего под обвинения в сектантстве. И хотя уже
достаточно много было высказано упреков в адрес методов
обличения "еретиков" протоиереем Александром Новопашиным, хочу обратить внимание на
непоследовательность новосибирского священника. Ранее он написал статью с характерным названием "Как
распознать "православную" секту?" и доклад
"Гуруистические (младостарческие) группы в Церкви", где
сформулировал критерии псевдоправославных сектантских,
раскольничьих групп.
Протоиерей Александр Новопашин
Давайте воспользуемся этими критериями,
и рассмотрим приход Свято-Авраамиевского храма в их контексте
(курсивом выделены слова протоиерея Александра
Новопашина из его публикации).
***
"Прежде чем войти в доверительный контакт
с руководителем и последователями любой религиозной
группы - будь то монастырь, приход, братство,
сестричество, миссионерская община и т.д., желательно
ответить себе на следующие вопросы:
Какова история этой группы и ее
юрисдикция? Не говорят ли здесь: "Все прочие монастыри
(приходы, общины) никуда не годятся, вы им не доверяйте,
но у нас-то все как полагается!" Подобные фразы - верный
признак сектантского духа.
Какова история этой группы и ее
юрисдикция?"
То, что отец Александр называет группой, в
случае с Болгаром является приходом православного храма
Святого Авраамия Болгарского, построенном в г. Болгар.
Приход входит в Казанскую митрополию Русской
Православной Церкви Московского Патриархата.
В храме находятся мощи мученика Святого
Авраамия, этнического мусульманина, убиенного за веру и
публичную проповедь Христа бывшими единоверцами.
Храм святого Авраамия Болгарского г. Болгары
***
Молитва мученику Авраамию Болгарскому. Авраамий жил в XIII веке, происходил из
камских болгар-мусульман и был богатым купцом. Он был
весьма добр и милостив к бедным. После принятия
христианства в городе Болгары Авраамий стал
проповедовать соотечественникам-мусульманам о Христе
Спасителе. Его схватили и после мучений казнили.
Небесный покровитель благочестивых купцов, благотворителей и миссионеров. Ему молятся о дарование веры, обращение в Православие мусульман, иных иноверцев и сектантов.
Храм был построен в 1988 году иереем
Владимиром Головиным, на тот момент молодым священником. С 1992
года в храме читается Неусыпаемая Псалтирь, редкое
явление для современных православных храмов, даже не во
всех монастырях это практикуется. С 90-х годов в храме
практикуется молитва по соглашению, которая была
предложена пожилым прихожанками в момент бедственного
материального положения прихода для призвания помощи
Божией в поиске угля для отопления. После длительного
опыта молитвы по соглашению в храме началось
самопроизвольное обновление икон и постепенное
расширение перечня акафистов по просьбам прихожан.
"Не говорят ли здесь: "Все прочие
монастыри (приходы, общины) никуда не годятся, вы им не
доверяйте, но у нас-то все как полагается!" Подобные
фразы - верный признак сектантского духа".
Вот слова священника, адресованные
паломникам: "Вы не топчитесь всегда в болгарской церкви,
маленько ездите-то, хоть редко, но выезжайте в Дивеево,
в другие места. Особенно, где батюшки проповедуют,
известные проповедники, туда съездите. И говорю почему:
а то будете не православными, а будете вовкинцами, под
меня заточенными. "Всяк человек ложь", никто не
совершенен. Иоанн Златоуст как говорил? Пчелка не с
одного цветочка берет нектар, многие облетает, поэтому
мед такой вкусный со многих цветочков. Так и мы,
православные! Смотреть можно и нужно многих, а выбирать
у каждого лучшее. Помните как Христос с в Евангелии
учил? "О чем вам говорят книжники и фарисеи, слушайте,
только по делам их не поступайте". Чем больше выбора,
тем лучше. Профессор Осипов хорошо говорит, о. Дмитрий
Смирнов. А кто читал святых отцов древних? Во многих
вещах они одно говорят, а в чем-то есть разница в их
мнениях. Вывод? А вывод простой: то, в чем они говорят
одно, это и есть православие, а в чем разница - это их
частное мнение. Важно научаться различать, где у
проповедника частное мнение, а где православная правда"
(https://www.youtube.com/watch?time_continue=2574&v=9Ad37FO4k9M
42:09 – 43:46).
Во многих вопросах отец Владимир, например, о строгости поста, о частоте исповедей, о
молитвенном правиле и т.п., советует слушать не его, а
своего духовника. В целом ряде видео он положительно
отзывается о многих священнослужителях Русской Православной Церкви (https://www.youtube.com/watch?v=_v02X4BHOVw), не говоря уже о
Святых Отцах.
Итак, по 1 критерию 0 совпадений,
свидетельствующих о наличии сектантского духа в
Свято-Авраамиевском храме и деятельности протоиерея Владимира
Головина. И 1:0 в пользу правды.
"Нет ли у руководителя и членов группы
мании преследования ("все против нас") или разделения
мира на "мы" и "они"? Не считается ли руководитель
"гонимым" и "непонятым" другими в православном мире? Не
рассматриваются ли посторонние как "враги"?"
Батюшка с огромным удовольствием
рассказывает о встречах с другими священниками,
монахами, выражает уважение монахам Троице-Сергеевой
Лавры, Дивеево.
В трапезной храма, при входе можно увидеть целый
ряд фотографий священников Свято-Авраамиевского храма со
служителями иных православных храмов в разных епархиях.
Нет на приходе противопоставления "мы и
они, все прочие".
Протоиерей Владимир Головин
По 2 критерию 0 совпадений. 2:0 в
пользу правды.
"Не ограничивается ли общение с теми, кто
вне группы? Употребляют ли по отношению к критикам
выражения "тупой", "быдло", "плебей", "мирской" и так
далее?"
Поток паломников в Свято-Авраамиевский
храм не прекращается уже многие годы, и общение прихожан
общины с ними никак не ограничивается.
Впрочем, в последнее время стараются не допускать
значительного наплыва людей, они принимаются только по
выходным не чаще 2 раз в месяц и только в составе
паломнических групп, количество которых ограничено. Это
связано с тем, что ресурсы сил людей, принимающих
паломников, ограничен. В свое время мне пришлось сидеть
в очереди 8 часов, чтобы попасть на исповедь к отцу
Владимиру и это произошло за полночь.
Пасхальная праздничная трапеза в 2015 году на
приходе святого Авраамия Болгарского в г. Болгарах
Сейчас паломники могут встретиться с
батюшкой только на проповеди и на Литургии. Посетить
храм и приложиться к мощам мученика Авраамия можно в любое
время без ограничений.
Протоиерей Владимир Головин постоянно
указывает, что воцерковление не может сочетаться с
пренебрежением своего дома, семьи, с прерыванием
семейных связей, даже если это неверующие родственники:
"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется,
тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5:8).
И здесь можно вспомнить целый ряд
проповедей, где священник отрицательно относится к уходу
в монастырь людей, имеющих семью, за которую перед
Господом они несут ответственность.
Мне смешно читать слова именитого
профессора Александра Леонидовича Дворкина, к которому якобы
обращаются люди, чьи родственники попали в "секту головинцев". Куда они попали, куда ушли? В
Свято-Авраамиевский храм? Так он не предусмотрен для
проживания, общежитий на территории прихода нет.
Переехали жить в Болгар? Если бы это было так, то этот
маленький город рос бы как на дрожжах, а он по-прежнему
остается малым городом.
Если истории и известны единичные
примеры нескольких человек, которые после посещения
храма решили переехать жить в Болгар, то это также не
может быть аргументом в пользу сектантства. Вот,
например, в фильме "Земной путь Пресвятой
Богородицы" есть фрагмент, посвященный Дивеево.
Православная христианка рассказывает о том, как после
посещения монастыря поняла, что ее душа целиком здесь,
оставила мужа и переехала жить поближе к обители. Верно
ли, что после просмотра этого отрывка от протоиерея Александра
Новопашина стоит ждать
разоблачающего опуса о том, что Дивеево – это
православная секта? Надеюсь, что нет!
***
Примечание редакции. Автор не
совсем осведомлена о тонкостях околодивеевской жизни. К
сожалению, рядом с Дивеево полно, как
всевозможных болящих-одиночек, старчиков и стариц, так и псевдоправославных
групп и сект.
Для того, чтобы понять, что грубые
выражения об оппонентах протоиерей Владимир Головин не
использует, достаточно посмотреть видео, посвященное непосредственно отцу Александру Новопашину и
А.Л. Дворкину, где болгарский священник несмотря на
необоснованную критику в свой адрес
кротко отвечает им.
И здесь уместно вспомнить,
что ответил учитель авве Ипполиту на вопрос о том, как
распознать духовного человека: "Это не то, что он
говорит, и не то, каким он кажется, это атмосфера,
которая создается в его присутствии… Ибо никто не в
состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу".
Вместе с тем, грубые высказывания можно
встретить в речи отца Владимира о … СЕБЕ САМОМ.
По 3 критерию 0 совпадений. 3:0 в
пользу правды.
"Были ли случаи, когда членов группы
просили сделать что-то заведомо незаконное, аморальное
или унизительное? Здесь хитрость в том, что человек,
усвоивший сектантское мировоззрение, все что угодно
может оправдать "послушанием", или наоборот, чувством
собственного превосходства".
Не только не призывали, но и порицали за
подобное поведение.
А также порицали старцев, которые на это благословляли.
Вот пример, когда отец Владимир не согласен с одним
священником, благословившим одну исповедницу повесить над
супружеской кроватью для мужа список мужчин, с которыми
случались измены, и тем самым разрушившим семью. Отец Владимир не называет имени батюшки,
чтобы не ввести в грех осуждения паломников и слушателей
проповедей, и не бросить тень на место служения этого
священника (https://www.youtube.com/watch?v=DkUwz5GbhwY).
***
Примечание редакции. Не лучший
пример. Честно признаться мужу, что ты прелюбодейка, хм…
разве это аморальный поступок? Пусть так и живет в
неведение этот рогоносец? И семья разрушилась не от
вывешивания списка (списка!) любовников, а из-за того,
что жена шалава. С женой, которая многократно изменяла
мужу, нужно разводиться без сожаления. Уже давно
подметили, что можно найти женщин, у которых не было
любовников, но нет женщины, у которой был бы только
один любовник. Кстати, есть святоотеческие поучения,
которые осуждали,
когда муж, зная об измене, сожительствовал с нею и не
оставлял ее. Если это происходит со священником, такового
лишали сана.
***
По 4 критерию 0 совпадений. 4:0 в
пользу правды.
"Не слышно ли высказываний вроде: "Нам
епископы (или священники) не нужны или не указ",
"настоящих епископов больше не осталось"?"
Нет ни одного примера. Зато есть
примеры, когда отец Владимир говорит о том, что желание
критиковать священников опасно, что осуждение патриарха не может быть присуще православному христианину.
Епископ Пармен после Литургии в Авраамиевском храме
на Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
в 2015 году
По 5 критерию 0 совпадений. 5:0 в
пользу правды.
При ответе на вопрос об отроке
Вячеславе отец Владимир предупреждает, что он позволил
себе высказать собственное мнение, отличное от мнение
его руководства. Однако, мнение священноначалия при этом не
осуждается, как не осуждаются и его конкретные носители.
Данное видео, сознательно сокращенное обвинителями,
вызвало бурное обсуждение у православных христиан. За
мнение о Славике Чебаркульском назвали едва ли не
раскольником и врагом церковной иерархии, не обратив или
сознательно не приняв во внимание на четыре (!)
важнейших обстоятельства.
1. Болгарский священник обосновывает
свое отношение к Славику мнением уважаемых старцев
Троице-Сергиевой Лавры.
2. Протоиерей Владимир Головин осуждает
последователей Славика, которые отреклись от Церкви
из-за почитания почившего ребенка и отказа в его
канонизации, что уже само по себе говорит о правильно
расставленных приоритетах болгарского священника.
3. Он предостерегает от молитв неканонизированным
святым, даже тем, святость которых вызывает меньше
вопросов. Так, отец
Владимир призывает молиться не Славику, а ЗА Славика, за
упокой его души, в полном соответствии с православной
традицией.
4. Священник говорит о том, что Церковь
прославляет в лике святых тех и тогда, кого и когда
захочет Бог. И отсутствие канонизации не может
рассматриваться как повод осуждения Церкви. Значит, не
ко времени.
***
Примечание редакции. Какое худое
время должно наступить, чтобы культ мальчика, созданный
неврозом и тщеславием его матери стал общеправославным?
От Славика протоиерею Владимиру Головину нужно
решительно отмежеваться, а его доброжелателям прекратить
его в этом оправдывать.
"Нет ли попыток подорвать репутацию
признанных авторитетов Церкви или посеять сомнения в их
компетенции?"
Нет попыток. Более того, Головин в
большинстве проповедей говорит о том, что даже при
наличии священников, которые могут своим поведением
отталкивать верующих от посещения храмов, православным
следует избегать осуждения, посещать православные храмы
и участвовать в таинствах, поскольку вне Церкви нет
спасения. Неоднократно отец Владимир одобрительно
зачитывает письма людей, посещавших ранее
раскольнические храмы, но вернувшихся с покаянием в лоно
Русской Православной Церкви (https://www.youtube.com/watch?v=kKUHVzcHrNI).
Более того раскольничий сайт Всеереси.ру
протоиерея Владимира подверг резкой критике за то, что
он осудил неприязнь и оскорбления Патриарха Всея Руси
Кирилла за встречу с Папой Римским.
В этом видео приведены ответы на
обвинения протоиерея Владимира Головина в ереси,
сектантстве, младостарчестве и т.п. подборками из... его же
проповедей:
***
"Даже если группа явно живет
небогато, полезно узнать, не склоняют ли новообращенных
к пожертвованиям (деньгами, имуществом, доверенностью на
кредит)".
Не больше, чем в любом православном
храме. Хочешь требу - предлагаемая сумма пожертвования,
не устраивает сумма предлагаемого пожертвования - дай
меньше, хочешь - имя примут на поминовение бесплатно.
Более того, если паломник подает имя бесплатно, но позже
хочет сделать пожертвование, ему советуют
(https://www.youtube.com/watch?v=BKVh53crUJU) сделать
это в любом православном храме.
Критики протоиерея Владимира Головина не
найдут ни одного случая отказа от личного имущества в
пользу Свято-Авраамиевского храма. Разве, что если речь
не идет о продуктах питания, которые прихожане приносят,
как и в любой другой храм.
Кроме того, чисто технически это
невозможно ввиду особенностей пребывания верующих в
паломнической поездке. Так, паломники находятся на
территории Свято-Авраамиевского храма меньше суток, из
которых большую часть времени проводят на проповеди (5
часов в субботу), вечернем богослужении с исповедью (2
часа), в поездке к святому источнику на месте убиения
св. Авраамия Болгарского (1,5 - 2 часа), утренней Литургии
(3 часа), молебне с каноном о болящем и елеепомазанием
(1,5 часа), трапезах (3 - 4 раза по полчаса), наконец, в
дороге к месту проживания и обратно. После прибытия к
месту ночевки паломники остаются наедине с собой для
вечерних молитв и сна.
Отцу Александру и Александру Леонидовичу
Дворкину рекомендую съездить в паломническую поездку в Болгар,
чтобы убедиться во всем вышесказанном и получить
несомненно полезный духовный опыт.
По 7 критерию 0 совпадений. 7:0 в пользу
правды.
"Не используются ли запугивания и
обвинения для привлечения в группу ("не примешь
монашество - попадешь в ад!") или для удерживания в ней
("если уйдешь - погибнешь, вернешься к своему прежнему
греху")?"
В Болгарах храм всегда открыт для
верующих:
приезжают и уезжают паломники, ходят прихожане,
заглядывают захожане. Пока видно, что активно запугивают
прихожан храма, настойчиво внушая им, что они в "секте"
и "коммерческом культе".
"Не лгут ли о тех, кто покинул группу?
Известно, например, что какой-то человек ушел из общины
по своей воле, а руководители упорно твердят, что его
"выгнали" как развратника или безумца, или ослушника,
вместо того, чтобы просто сказать, что у человека не
было призвания к монашеству".
Мне неизвестен сложившийся "костяк" постоянных паломников, которые чувствуют
необходимость систематического посещения Болгара.
Соответственно, нет и тех, кто эту группу покидает.
Если говорить о молящихся по соглашению,
то никто не отслеживает, молится ли человек по-прежнему,
никто не призывает продлить период поминовения после его
окончания.
По 8 критерию 0 совпадений. 8:0 в
пользу правды.
"Если вы мирянин и ходите в церковь,
должны ли вы получать разрешение (благословение)
священника из общины на смену работы, покупку машины и
т.д.?"
Протоиерей Владимир Головин отказывается в принципе
отвечать на вопросы такого рода, обосновывая это тем,
что он не гадатель, доверять же нужно Богу. Например, с
юмором он в проповедях рассказывал
примеры людей, которые с его помощью стремились выбрать
место жительства, написав ему перечень городов и
попросив нужное подчеркнуть. Или приводит пример женщины, которая
пыталась узнать, сколько щенков родит ее породистая
собака, и будет ли возможность их выгодно продать.
Вопросы продажи квартир, покупки машин и т.д. чисто
технически сложно решать с привлечением священника из Болгара,
который еще и не ведет личное общение с паломниками.
"Если вы заметили, что руководитель
общины искажает факты, оправдывает ли он это тем, что
группа, якобы, служит "высшим целям"? Другими словами,
оправдывается ли достижение цели любыми средствами?"
К спасению людей ведет именно Господь Иисус Христос
через Православную Церковь, частью которой мы все и
являемся (https://www.youtube.com/watch?v=hSJElWAZKP0
см. 00:20-01:22).
По 10 критерию 0 совпадений. 10:0 в
пользу правды.
"Заметны ли проявления мании величия со
стороны руководства? Иными словами, не считают ли они
себя и свою группу некими наставниками, избавителями или
спасителями всей Церкви?"
О себе протоиерей Владимир Головин
всегда говорит пренебрежительно, а в отношение к
прихожанам и паломникам почтительно и добро.
По 11 критерию 0 совпадений. 11:0 в
пользу правды.
"Если ответ хоть на один из этих вопросов
положительный, такую группу лучше покинуть: послушание
имеет смысл и цену лишь тогда, когда оно добровольное, а
не вынужденное, вызванное страхом, чувством вины или
эмоциональным шантажом".
***
Итак, налицо полное отсутствие
совпадений деятельности прихода Свято-Авраамиевского
храма с признаками сект, предложенными протоиереем Александром Новопашиным. Случайно или сознательно новосибирский
священник забыл их перед озвучиванием доклада? На этот
вопрос пусть каждый ответит так, как ему позволит
совесть.
Обращает внимание еще два момента.
"В последнее время появилось много
псевдопатриотических организаций, которые увлекают за
собой верующих, спекулируя "правильными" лозунгами.
Однако в итоге все их призывы сводятся к борьбе против
иерархии Православной Церкви. И что особенно грустно, в
этом участвуют некоторые, как правило, молодые
священники, с "комсомольским задором" пытающиеся
буквально загнать в Церковь еще невоцерковленных людей.
Причем, в ту "церковь", которую они сами себе придумали".
Если Вы следите за тем, как сейчас в
сети организовывается травля отца Владимира Головина, то
без труда заметите, что "пехотой травли" являются….
молодые священники, с "комсомольским задором"! Именно
они называют пожилого православного священника
"батьком", "дедком", "гуру", "коммерсантом" и т.д. При
этом комсомольский задор проявляется еще в совсем
скабрезных упражнениях – создании оскорбительных
картинок с лицом отца Владимира.
И я еще раз повторю, что это делается
против православного священника.
"Понятно, что реформаторы Церкви "хотят
как лучше" и большинство искренни в своем стремлении
"очистить" Православную Церковь от многих
злоупотреблений, к сожалению, действительно
присутствующих в нашей приходской практике. Но при этом
они забывают главное: путь Церкви не может быть
тождественным пути общественных реформ, потому что в
итоге не мы спасем Церковь, а она нас".
Заметили? То, что отец Александр Новопашин
осуждал в прежних работах, сейчас с успехом использует
сам! И здесь-то впору вспомнить Легенду о Великом
Инквизиторе из романа
Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", где показан образ
такого вот отца Александра, который в своей борьбе за
чистоту веры не только начисто забыл о том, чему же учил
Христос!
Возможно, протоиерей Александр Новопашин и его
последователи "хотят как лучше" и искренни в своем
стремлении "очистить" Православную Церковь от
злоупотреблений, но, во-первых, еще больше, чем путь
общественных реформ Церкви чужд путь революционных
смещений, когда качественно организованная травля
призвана подтолкнуть священноначалие к линчеванию
известного и преданного Церкви священника.
Во-вторых, такое, пусть и искреннее
стремление, должно быть ОБОСНОВАНО, тогда как многие
обвинители, критикуя практикуемую в Болгаре молитву по
соглашению, даже не знают, как она организована! Они
отрицают единое просимое, думая, что в одно и то же
время люди молятся о разном, тогда как каждому акафисту
(утвержденному Церковью) выделено свое время и свой день (в
соответствии с общецерковной практикой)! Они спорят в
комментариях о недопустимости использования рубах при елеепомазании, а в личных сообщениях спрашивают: "А как
хоть выглядят-то эти рубахи?". При этом неподкрепленное
даже банальным знанием ситуации рвение осуждать,
оскорблять и истреблять полностью противоречит духу
Православия.
"Расспроси друга твоего, может быть, не
сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не
делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он
того; и если сказал, то пусть не повторит того.
Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому
слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто
не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего
прежде, нежели грозить ему, и дай место закону
Всевышнего..." (Сир. 19:13-18)
Что это? Неоинквизиторское движение в Русской Православной Церкви?
Оно
хорошо организовано, слишком хорошо, для того, чтобы
быть инициативой одного новосибирского священника и "стихийно"
поддержавших его молодых священнослужителей. Уж не
попытки ли это по превращению Православной Церкви,
пока еще сохраняющей свое христианское лицо в мире
толерантности и толерастии, в Церковь Римскую сначала по
духу, а затем и по форме?