А стоит ли ездить в Дивеево?
Первое, о чем стоит подумать, готовясь к
такой поездке, – о ее цели. Если цель – почтить святого
Серафима, Саровского и всея России чудотворца;
помолиться перед чудотворным образом Божией Матери о
заступничестве и помощи в житейских обстояниях;
поблагодарить святых земли Дивеевской за помощь и
поддержку, заказав благодарственный молебен, – это одно.
Но если цель – "духовно подлечиться", чтобы затем
продолжать вести прежнюю греховную жизнь, – совсем
другое...
Обычно это "лечение" состоит из набора
строго определенных действий: пройти по канавке
Богородицы и 150 раз прочитать "Богородице Дево
радуйся..." (при этом не забыть загадать желание; и
ходят такие "паломники" с четками в руках, наивно
полагая, что несут великий подвиг); окунуться в три
святых источника, по три раза, непременно с головой;
обязательно взять сухариков и масличка, а еще засушенной
травки с канавки Богородицы, да и землички оттуда же не
забыть. Правда, набрав с собой всех этих "святынек",
люди сами потом недоумевают: а что же с ними делать? Так
и лежат годами дома, хорошо, если не выбросят...
Дивеево.
"Канавка Богородицы"
Как видим, рецептура "духовного
оздоровления" весьма проста: не надо ни ежедневных
молитв, ни исповедания грехов, ни постов, ни работы над
собой. Достаточно просто поехать и выполнить все
предписания, которые ничтоже сумняшеся выдают
руководители "паломнических" групп, в огромных
количествах отправляющихся от различных турфирм,
общественных организаций и т.п. И при этом не забывают
добавить самый главный "рецепт" – оказывается, чтобы
"оздоровиться" окончательно, в Дивеево надо съездить не
менее 3 раз. Особо сообразительные руководители
добавляют: в году!
Весь этот суррогат духовности печалит.
Получает ли пользу больной, лечащийся поддельными
лекарствами? Сопровождающий паломников – лицо особо
ответственное, с него спросится за каждое слово, за
каждого паломника, которого он ввел в заблуждение. Может
ли слепой вести людей в верном направлении? Может ли
человек, не имеющий отношения к Церкви или не понимающий
смысла и цели христианства, раздавать духовные советы?
Вопрос риторический.
Дивеево. Апофеоз безумия: надевание на
голову чугунка преподобного Серафима Саровского.
Основано на бреднях (поддерживаемых, увы, местными
священниками), что исходящая благодать от
"тубареточки или чугунка, в котором освящают сухарики,
гораздо сильнее (!), чем благодать исходящая от раки с
мощами святого" по причине того, что эти мощи
якобы подложные.
***
Читайте также по теме:
***
Второе, о чем стоит подумать перед тем,
как совершить поездку, – как ехать: группой на автобусе
или самому на машине? Если вы там не были, съездите
сначала в составе паломнической группы, чтобы как
минимум узнать маршрут. Если же вы уже были в Дивеево,
желание съездить туда повторно на автомобиле, да еще
захватить кого-то из знакомых можно только
приветствовать. Если же вы решили поехать на автобусе
(разумеется, от церковной паломнической службы), то
обязательно поинтересуйтесь: давно ли работает эта
служба, имеет ли благословение Правящего Архиерея, как
организована поездка. Желательно отдать предпочтение той
службе, о которой вы имеете добрые отзывы. Личность
сопровождающего также имеет большое значение. Его
непрофессиональная работа может испортить впечатление от
самой благодатной поездки, и наоборот – опыт и знания
могут даже неидеально организованную поездку превратить
в праздник души.
В то же время, если во время
путешествия в ответ на ваши замечания сопровождающий не
принимается немедленно исправлять положение, а говорит:
"Молитесь и смиряйтесь" – лучше как можно быстрее
распрощаться с таким "руководителем группы".
Семен Кулагин
Православие и современность – 29.04.2009.
|